Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Некто Стендаль как классический неудачник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Некто Стендаль как классический неудачник

bouriac@yahoo.com
Стендаль
Стендаль
Стендаль (Анри Мари Бейль, 1783-1842) симпатичен мне своей неудачливостью и вряд ли чем-то ещё. Из очерка "Стендаль" Б. Реизова в собрании сочинений 1978 года издания: Стендаль "...при жизни не пользовался ни признанием у критиков, ни успехом у широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного, исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные." Будучи современником Наполеона и прослужив лет десять во фран- цузской армии, он умудрился, похоже, ни разу не побывать в бою. Жениться у него не получилось, наверное, потому, что он обращал внимание только на красивых женщин, но сам не мог предложить им ничего привлекательного: простенький внешне, незнаменитый и с ничтожныи заработком, он мог пленять их разве что разговорами об искусстве. Среди прочего, его угораздило подцепить в 1808 году сифилис (так утверждается во французской Википедии: "Un medecin lui confirme sa syphilis. Il doit suivre un traitement rigoureux.") Из биографии Стендаля (тот же Реизов): "Стендаль был зачислен сублейтенантом драгунский полк и отпра- вился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж с тайным наме- рением стать писателем." "Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая филосо- фию, литературу и английский язык." "Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коали- цией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м -- в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу 'История живописи в Италии'. В 1812 году по собственному желанию Стендаль отравляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и затем бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. В 1814 году он присутутствует при занятии русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию..." "28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с вос- торгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Фран- ции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая бур- жуазия. Начался период 'мещанской монархии'. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов, примкнувших к Июльской монархии, считал ре- негатами. Тем не менее он стал хлопотать о государственной службе и получил ее. вскоре после революции он был назначен французским консулом в Италию, сперва в Триест, а затем в Чивита-Веккию, мор- ской порт поблизости от Рима. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в длительный отпуск в Париж." "В 1836 году Стендаль писал свой первый роман -- 'Арманс' (1827). Роман изображает современную Францию, ее 'высший свет', праздную, ограниченную в своих интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля, несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимания читате- лей." В СССР он почему-то попал в обойму "прогрессивных", то есть печатаемых писателей, хотя по взглядам он не более чем мелкобур- жуазный либерал и только вскользь иногда упоминал о тяжёлом положении рабочего класса и трудового крестьянства. Может быть, сказалась местами выраженная у Стендаля "критика буржуазных нравов", а может, сыграло роль уважительное отношение к нему Пушкина и Толстого. Стендаля в СССР вдобавок почему-то представляли врагом религии, хотя, скажем, отношение к католицизму у него вполне спокойное, а к некоторым римским папам (Льву X, например) даже тёплое. Так или иначе, яростным обличителем назвать Стендаля нельзя. Он -- эстетствующий интеллектуал, который положительно относился к революционерам, но не более того. Неагрессивный, с вялым поло- вым влечением, с лишним весом, курильщик, салонист, кафешник, любитель потрепаться в кругу друзей. Как аналитик он слаб. В своих, так сказать, исследовательских и описательных работах он более остроумен, чем глубок. У него трудно отыскивать идею: чаще всего оказываешься с какой-то мелочью, а то и вовсе ни с чем, потому что автору просто нравится говорить на некоторые темы и он ищет читателей, которым нравится просто читать на те же темы, не задаваясь никакой существенной целью. Вот типичный отрывок из "Истории живописи в Италии": "Винчи, закончив свою великую 'Вечерю' и свой трактат о живо- писи, весь отдался изучению физики и механики; впрочем, до паде- ния Лодовико он написал ещё один раз прекрасную Чечилию Галлерани, портрет драгоценный, если действительно можно из него заключить, что грандиозная 'Вечеря' окончательно излечила Леонардо от сухой манеры Верроккьо, и если в самом деле нельзя уже тут больше отыскать мелочного и тем самым немного холодного стиля, который господствует в его первых вещах." (гл. LIV) Если утверждать про стиль, что он "сухой", "мелочный", "холод- ный", не давая объяснения (а его у Стендаля нет!), это просто болтовня, создающая у читателей ложное ощущение информированнос- ти. Когда было нужно для презентабельности текста, Стендаль запрос- то мог приврать, а это огорчительно и лишает доверия. Б. Реизов выражается об этом в своём комментарии к "Истории живописи в Италии" так: "Чтобы придать живость изложению, Стендаль часто сообщает, что то или иное художественное впечатление было пережито им самим и что он сам был свидетелем того или иного события. К этим сообще- ниям следует относиться осторожно." Стендаль -- созерцатель, а не деятель. И он не мой писатель. Мои писатели -- Эрнест Ренан, Александр Дюма, Анатоль Франс. * * * Кстати, по мнению Стендаля знаменитая "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи давно утрачена, а то, что находится на её месте, -- результат многократных, иногда не очень добросовестных переписы- ваний под видом реставрации. У Стендаля ("История живописи...): "Когда король Франциск I, любивший искусство как итальянец, победоносно вступил в Милан (1515) (...) 'Тайная Вечеря' была тогда во всем своем блеске; но уже в 1540 году Арменини сообщает, что она наполовину погибла, Ломаццо п 1560 году уверяет, что краски исчезли быстро и что, поскольку оставались лишь контуры, любоваться можно только рисунком." "В 1624 году почти уже не на что было смотреть на этой фреске, говорит картезианский монах Санезе. В 1652 году отцы доминиканцы, находя неудобным вход в трапезную, не постеснялись отрезать ноги у Спасителя и сидящих около него апостолов, чтобы расширить входную дверь в это столь почтенное место. Можно себе представить действие ударов молотка на штукатурку, и без того уже везде отставшую от стены." "В 1726 году они приняли роковое решение привести в порядок картину при помощи некоего Беллотти, жалкого пачкуна, утверждав- шего, что он знает секрет. Он показал его нескольким уполномо- ченным на это монахам, без труда обманул их и наконец разбил себе перед 'Тайной Вечерей' крытый шалаш. Спрятавшись за его парусиной, он осмелился переписать заново всю картину Винчи; он открыл ее затем тупоумным монахам, которые пришли в восторг от могуществен- ного способа оживлять краски." (гл. LI) "Во время своих путешествий я видел приблизительно сорок копий 'Тайной Вечери' Леонардно." "Копия в Мюнхенской галерее, прибли- зительно 1659 год. (...) Поза св. Матфея изменена, так же, как и позы некоторых других апостолов." "Знаменитая копия в Лугано, сделанная Луни. Восемь фигур выдуманы им самим..." И т. д. (примечание к гл. LIII) "...из трёх его крупнейших произведений: 'Вечеря', гигантский конь и картон с изображением битвы при Ангьяри -- ни одно не сохранилось, чтобы свидетельствовать о нём потомству." (гл. LVII) Так что рассуждать о скрытом смысле "Тайной Вечери" и о "коде да Винчи" -- дело довольно сомнительное. Я не думаю, что в наше славное время были изучены все сохранившиеся ранние копии картины и на их основе был по возможности восстановлен её изначальный вид.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"