Михаил Савицкий как антисемитская дешёвка белорусского пошиба
Михаил Савицкий на фоне собственного характерного "полотна".
Вот и Михаил Савицкий помер...
Когда очередной известный маразматик перекидывается, радости
по большому счёту никакой: все мы сыграем в ящик рано или поздно.
Если бы <...> отбросил копытца ещё в ранней молодости, было бы
совсем другое дело, а так он успевает причинить максимально воз-
можное для него количество вреда, а потом попросту уступает место
под солнцем молодой шустрой сволочи -- много более продуктивной в
отношении всякой мерзости.
Художника надо оценивать, наверное, в первую очередь по его
произведениям. Так вот, картины Михаила Савицкого -- это, с
моей точки зрения, претенциозная деструктивная пачкотня, которую
надо убирать с глаз долой, чтобы "масса" не подтравливалась ею.
Это именно пачкотня -- как в части стиля, так и в части содержа-
ния. По стилю такая разновидность дегенератского творчества на-
зывается, кажется, монументализмом. Это когда "мастак", заведомо
зная, что с классиками уровня Рембрандта ему не потягаться никак,
упрощает и искажает изображение -- с претензией на показ чего-то
особо символичного и особо значительного.
Хвалить "мастерписы" Савицкого могут только добропорядочные
недоумки, не понимающие, откуда берётся зло, либо свихнутые лич-
ности с искажённым мировосприятием, либо хитрые сволочи, вписав-
шиеся в гнилой белорусский истэблишмент или только планирующие
туда вписаться.
Я бы назвал картины Савицкого эпилептоидными. В художественной
литературе аналог Савицкого по части эпилептоидности -- Василь
Быков. Оба -- по сути третьестепенные авторы, которых лучше бы
здесь никогда не было, но которые в специфических белорусских
условиях раздулись до великих деятелей культуры.
Савицкий -- это визуальное утверждение худших черт местной
человеческой массы: ограниченности, приниженности, пришиблен-
ности, страдательности, угрюмости, несамостоятельности,
беспросветности, бесперспективности.
Жизненный путь Савицкого -- типичный для белорусского
"деятеля культуры": держание шеренги с себе подобными, награды,
премии, звания, внимание со стороны СМИ, гарантированные вольные
и невольные потребители "продукта", пышные похороны, может быть,
потом даже улица того же имени, но на "выходе" по существу
НИЧЕГО: ни единой вещи, которая бы положительно повлияла на
вышесредние или хотя бы на средние умы. Кстати, лучше вообще не
показывать картин Савицкого детям и людям с некрепкими нервами:
там не "правда жизни", а болезненная интерпретация некоторых её
сторон человеком с деформированной психикой.
Каким образом такие деятели, как Михаил Савицкий, выбиваются в
фигуры -- тот ещё вопрос. Ну, тема войны в своё время интенсивно
разрабатывалась во внутриполитических целях, и почти всякое лыко
шло в строку. Вдобавок "художественным перевариванием" концлагер-
ного опыта занимался в живописи, похоже, он один, так что было по
отношению к нему заведомое определённое любопытство, а также и
заведомое уважение, поскольку что довольно многие люди худо-бедно
стремятся быть хорошими, только ошибаются в средствах. У иного
язык не поворачивался назвать мазнёй его "трагические полотна".
Далее, Савицкий наверняка был по-белорусски хитрожоп, то есть,
вполне соображал, кому поддакивать, а кого игнорировать: без
этого в тутэйших местах академиками не становятся.
Савицкий был замечен в отдельных проявлениях антисемитизма.
Охотно верю, что он допускал эти проявления не для того, чтобы
стать "своим" у определённой части белорусского населения, а
"от чистого сердца" и небольшого ума. Может быть, сказывалась
конкуренция с деятелями, вроде Заира Азгура (про которого тоже
можно было бы много "тёплого" высказать, но сегодня не по его
поводу шум). Вообще говоря, это такой приём самопродвижения:
обозначить себя слегка антисемитом. Он напрягает вокруг тебя
атмосферу и гарантирует определённую поддержку со стороны других
разоблачителей еврейских козней. А если у тебя какие-то карьерные
неудачи случаются, появляется возможность убедительно списывать
их на происки евреев.
Из одного еврейского "живого журнала", под заголовком "Сдох
Михаил Савицкий":
"Скандальную славу Савицкому принес цикл картин 'Цифры на
сердце', посвященных ужасам концлагерей. На картине 'Летний
театр' рядом со смеющимся немецким карателем после экзекуции он
изобразил еврея в образе пособника нацистов. В прошлом году на
выставке, посвященной 65-летию освобождения Беларуси от немецкого
фашизма, Михаил Савицкий представил свой портрет Сталина, напи-
санный в 2002 году и вызвавший горячие споры в Союзе художников.
Когда корреспондент 'Радыё свабода' поинтересовался у Савицкого,
почему он настоял на выставлении этого портрета, тот ответил: 'Я
не знаю, чье это радио. Все СМИ еврейские. Они скупили все СМИ в
Беларуси. Не хочу им служить'."
"Крупный скандал возник после первой же демонстрации цикла
картин 'Цифры на сердце', посвященных ужасам концентрационных
лагерей. На полотне 'Летний театр', где бульдозер сворачивает в
канаву трупы казненных, рядом с смеющимся немецким карателем,
видно, только что осуществлявшим эту экзекуцию, угодливо хихикает
над происшедшим и человек в лагерной форме с характерными
еврейскими чертами и звездой Давида на груди. От художника
потребовали убрать звезду, однако он отказывался, но в результате
по личной просьбе Машерова вынужден был уступить."
Вырывать детали из контекста, выдавать частное за общее и
обострять отношения там, где можно смягчать, -- таким манером
выстраивается антисемитское видение событий, а еврейская общест-
венность (не менее "мудрая", чем "разоблачители еврейства")
провоцируется на ответные выражения неприязни. Это не умно, не
конструктивно -- наконец, не "академично" -- зато, bla, почти
каждый образованец в Белоруссии знает, что есть (был) великий
художник Михаил Савицкий, который какие-то ужасы рисовал.
Михаил Савицкий как академик и местная знаменитость есть худо-
жественный столп несимпатичного белорусского общества и где-то
даже белорусского политического "режима". Надо заметить, почти
все белорусские столпы -- кривые, в какой ни ткни. "Режим" на
кривых столпах всё не падает, но ведь и не смотрится. А не падает
он только потому, что столпов под ним очень много, и они
подпирают один другой.
Надо ли назвать в Минске улицу в честь Савицкого? Мне не надо,
а вам -- наверняка да: столп как столп, не хуже других ваших
столпов, в честь которых названы ваши унылые улицы. При вашем
уровне творческого воображения вы же всё равно ничего приличного
не придумаете. Можете ещё и в Могилёве назвать: мне всё равно.
* * *
С сайта http://www.rv.ru, статья Ивана Белоуса "Поле нашей
битвы" (06.05.2002). Глубокие размышления Савицкого на тему
еврейства и вообще:
"Поразительно, что мы живем триста лет по крайней мере рядом с
ними и не знаем, кто они на самом деле такие. А надо бы знать!
Потому что у них по талмуду, этому своду их законов, во главе
всего ненависть к христианам. Если хочешь получить полное
очищение грехов перед Яхве, то обязан в течение жизни убить хотя
бы одного гоя."
Да уж, но большинство евреев что-то не хочет получить полное
очищение грехов перед Яхве. Или же они убивают коллективно --
скажем, одного христианина на сотню: по-еврейски хитрят, мерзав-
цы, пользуясь нечёткостью талмудических предписаний. А ещё вполне
может быть, что они предпочитают изничтожать гоев неявно: через
рекламу автомобилей и т. п.
"У них по талмуду только еврей человек, любой другой -- скотина.
И то неполноценная, где-то восьмая по счету среди животных... А в
сноске сказано -- разве считается воровством то, что кто-то взял
что-то у лошади? То есть у скотины. Это не считается воровством."
Сам я Талмуда не читал (думаю, Савицкий тоже -- как и многие из
евреев), но охотно верю в то, что там нетолерантной писанины
местами не меньше, чем у антисемитов, причём нельзя определённо
утверждать, что в Талмуде она первичная, а у антисемитов --
только реакция на неё: проблемы с соседями появились у евреев
таки раньше Талмуда -- по той простой причине, что у всякого
народа проблемы с соседями возникают, как только возникает сам
народ.
"Люди должны знать, что происходит. Короче говоря, вся мировая
политика имеет в своей основе войну между иудаизмом и христианс-
твом. Сейчас самое большое обострение этой войны. Так называемая
однополюсная политика -- это политика еврейского "превосходства".
В тех же США все ключевые позиции власти находятся в руках
евреев."
Я под настроение непрочь пообсуждать еврейские козни, но только
не в компании таких вот дешёвок. И я всё-таки считаю, что основное
зло в мире -- не от евреев, а от дураков, особенно от национально-
озабоченных, в том числе еврейских и белорусских.
"Люди должны знать, что происходит в современном мире, тогда
они меньше будут поддаваться на провокации. Чем, например,
вызвана на всех каналах телевидения эта оголтелая пропаганда
еврейского превосходства? Какими заслугами? Что, этот одесский
шутник Жванецкий и в самом деле величайший писатель? Так почему
же тогда молчите о Валентине Распутине, действительно великом
писателе России? Почему ни слова не говорите о Василии Белове,
других настоящих русских писателях?. А Бродского вообще вознесли
выше Пушкина. Что это, дураки все?"
Надоели вы этими Распутиным и Беловым. А ещё Шукшиным Василием
и вообще "деревенщиками". Мне нравятся Валентин Пикуль, Владимир
(Осипович) Богомолов, Алексей Толстой. В слое "избранных" к
началу сраной "перестройки" сложилась не только еврейская партия,
но и антиеврейская: Станислав Куняев, Вадим Кожинов и пр.,
включая Белова с Распутиным. Конфликт между этими партиями имел
частичной подоплёкой обыкновенную профессиональную конкуренцию.
Но Куняев и Кожинов хоть люди тонкие: антисемитского ширпотреба
не гнали и зачастую даже стремились к объективности.
"Одно время после революции Шагал был губернским чиновником от
культуры. Он 'сел верхом' на институт, где директором была некая
Ефремова, и дал указание выдавать студенческие билеты разным
спекулянтам, укрывающимся от работы и призыва в армию. А это был
в основном контингент торговцев и спекулянтов. По этому поводу
была создана специальная комиссия, которая подтвердила данные
факты. Шагала уволили. Но устроили преподавателем рисунка в
детском доме, в одном из бывших дворянских поместий. Там он
осмотрелся и видит -- какая шикарная, старинная именная мебель.
Однажды, пока директор детского дома был на ВДНХ в Москве, Шагал
загнал эту мебель. Директор приехал и ахнул. Тут же возбудили
уголовное дело. Шагал купил билет и укатил в Париж, благо было на
что. С тех пор он ни разу не появлялся."
Это наш христианин в чужом глазу соломинки не замечает. А ведь
горазд был трындеть про христианские ценности.
"И это надо же, что в наши дни витебские власти назвали свой
город 'землей Шагала'. Слушайте, во-первых, он родился в Лиозно,
а потом уже его родители переехали в Витебск. Позже, уже в наши
дни, нашли какой-то дом и назвали 'шагаловским'. Теперь на
пленэрах, о которых вы говорите, собирается определенная публика
и, увлекая в этот шабаш наших людей, устраивает свой 'праздник
Шагала'. На крышу затаскивают коз, а на шестиугольной платформе
'пиликают на скрипочке'. Все, как у 'великого мастера'. А вы
посмотрите, что у этого 'мастера' есть? Несколько неудачных
рисунков и картин местечкового уровня. Так это иллюстрация их
еврейского быта. Если они его считают гениальным, пусть считают.
Я что, буду им возражать? Боже упаси! Но зачем приписывать его
нам, когда он никогда таковым не был?"
Я уверен в уродстве картин Шагала не меньше, чем в уродстве
картин Савицкого. По правде говоря, у Шагала они даже несколько
поуродливее. Зато у Савицкого они в придачу зачастую
некрофильные, причём настолько, что надо бы называть его не
живописцем, а мёртвописцем.
"Я сам белорус. Вырос в крестьянской семье, работал с отцом до
самого ухода в армию. Родина моя на Витебщине. Но сейчас я туда
не езжу. Все опоганили... Теперь там "земля Шагала". Развлекаются
витебчане... Устроили этот "Славянский базар", где примадонной
опять-таки выступает Алла Пугачева."
Чёрная обида за то, что Витебск -- не "земля Савицкого".
"В войну погибло много людей, и не только одних евреев. Погиб
каждый четвертый белорус, а на Витебщине так каждый третий, а в
отдельных районах и каждый второй. Что же касается 'шести
миллионов', то здесь не все так гладко, как нам преподносят.
Равно как и разговоры о газовых камерах, которых там вообще не
было, а были обыкновенные печи крематориев, где в первую очередь
сжигали тела умерших от заразных болезней, в том числе тифозных.
Я сам был узником трех фашистских лагерей: Дахау,
Миттельбау-Дора, Бухенвальда. Так вот, за все время войны там
можно было уничтожить ну... полмиллиона человек, причем разных
национальностей. Почему же тогда поставили четыре миллиона только
евреев, а сейчас оставили цифру и того меньше -- всего один
миллион. Что-то не вяжется у них здесь с арифметикой, зато
Германия на протяжении почти 60 лет стала 'дойной коровой' для
так называемых 'жертв холокоста'. А десятки, сотни уничтоженных
белорусских, украинских, русских деревень, это что, не холокост?"
Такое впечатление, что у Савицкого неприязнь к евреям много
больше, чем к немцам. Разумеется, можно воспринимать нацизм как
по преимуществу реакцию на еврейские козни, а еврейские козни
объяснять не реакцией, в свою очередь, на что-то, а следствием
врождённых еврейских качеств: антисемитизм -- это универсальное и
неопровержимое объяснение основных политических и околополитичес-
ких событий, почему и является привлекательным для некрепких
умов.
Я как-то и не считаю, что можно класть евреям палец в рот: это
нация, которая хорошо умеет и пальцы отхватывать, и одеяло на
себя тянуть. Но что вы этому противопоставляете? У вас же по
существу нет "позитива", а есть только антиеврейский "негатив"
плюс всякая ерунда, вроде "духовности", "русского космизма" и
"нанотехнологий".
Если кто-то критично высказался о Марке Шагале или Иосифе
Бродском, он вовсе не становится автоматически мне родным, а
скорее возбуждает ревность.
Кстати, при подсчёте "каждого четвёртого" погибшего в Белорус-
сии, насколько я понимаю, евреев не отсеивали (равно как и убитых
партизанами полицаев), так что и они входят в это число.
"Белорусская 'передовая' интеллигенция теперь вся 'эвропейская'.
И вся она сейчас хочет из 'азиатчины' попасть в 'Эвропу'. Видно,
напрочь забыли, какую культуру несли нам на штыках в прошлом и
какую несут сейчас на волнах теле- и радиоэфира, на страницах
газетной и книжной продукции наши 'доброжелатели'. Как разлагают
народ, и особенно молодежь, рекламой, сексуальной разнузданнос-
тью, наркотиками, псевдомузыкой, в том числе и с помощью
религиозных сект."
Православная дурь против сектантской -- наверное, как
марихуана против опиума. И, разумеется, с востока в Белоруссию
шло по преимуществу хорошее, а с запада по преимуществу пёрлись
завоеватели и разлагатели.
"Да, мы имели хорошую школу, которая давала самый большой в
мире объем научных знаний, но не формировала человека духовно
богатым, воспитанного на христианских, православных традициях,
поскольку мы в абсолютном своем большинстве христиане. Я с этим
предложением ходил когда-то еще к Машерову. Он долго сопротив-
лялся, говорил, что московское политбюро его уберет с треском,
если он коснется школ. Он очень серьезно относился к этому.
Правда, месяца за два до своей гибели он принял мое предложение.
Пять часов, пункт за пунктом я обосновывал ему свою точку зрения,
доказывал, а он уточнял, задавал вопросы, делал свои предложения.
И согласился, сказал, что сделает. Но после Машерова все
распалось."
ПЯТЬ ЧАСОВ мурыжил Савицкий Машерова -- и почти уже домурыжил,
но тайные силы подстроили Машерову автокатастрофу: сорвали
духовное замурыживание всея Беларуси. Про Машерова я бы, кстати,
тоже чего-нибудь написал, но он уже не "столп" (очевидно, потому
что нынешний главный белорусский "столп" переживает из-за чужой
славы почти так же остро, как я сам).
Как ни крутитесь, а христианство -- это еврейское изобретение.
ЕВРЕЙСКОЕ. Евреи смеются над вами, уродами, когда вы носитесь с
вашей затыренной у них религией, да ещё рассчитываете с её
помощью свои ключевые национальные проблемы решить.
* * *
Иван Белоус о невостребованности академика Савицкого:
"Его юбилейная выставка, более чем скромная, состоялась в Наци-
ональном художественном музее. Уже вечером, перед самым закрыти-
ем, я побывал в нем, где среди 26 работ было и четыре новых на
нашу, сельскую тематику. Не было освещения, и многие работы еще
стояли на полу, прислоненные к стенам. Среди них -- одиннадцать
портретов бывших президентов Национальной академии наук, цвет
белорусской науки и ее гордости. У каждого из них своя нелегкая,
но благородная стезя. Рядом полотно, на котором Иисус Христос в
красном одеянии и золотом ореоле на фоне темного круга, как у
мишени, и рядом черный крест; Мадонна с младенцем, и за ее спиной
темный круг, как мишень."
От Леонардо да Винчи осталось ВСЕГО ДВАДЦАТЬ КАРТИН -- и среди
них ни одного чиновничьего портрета (а президент Академии наук --
это чиновник, хотя и от науки), зато есть семь Мадонн с младен-
цами, так что можно сравнить.
* * *
Мертвописец Михаил Савицкий и белорусское эстетическое убожест-
во. Если называть печальные вещи их правильными именами, то Бела-
русь -- довольно ущербная в художественном отношении страна:
жизнь по-белорусски так и не стала красивой. Белорусскость до сих
пор не получила собственного яркого визуального выражения. Это
проявляется в архитектуре, уличной атрибутике, государственной
символике, униформе государственных служащих и т. п. Разумеется,
местами и здесь получается что-то эффектное, но лишь как исключе-
ние, а не как правило. И это эффектное -- не результат реализации
художественной политики государства.
Михаил Савицкий -- частью продукт эстетической недоразвитости
белорусов, частью продолжатель местной традиции непритязательного
оформления национальной жизни. Вина за художественную унылость
Беларуси лежит в некоторой степени на Савицком -- человеке без
тяги к прекрасному, но довольно-таки причастном в своё время к
формированию местной художественной политики. А ведь этот
Савицкий, оказывается, ещё и оставил после себя учеников на наши
головы, о, Господи!
Пример действительно нужного для Беларуси художника -- Наполеон
Орда. Таких уж нет, а надо бы. Также неплохо бы белорусам и собс-
твенного Яна Матейко завести, а если размахиваться, то также
Брюллова, Репина, Васнецова, Левитана и Айвазовского.
* * *
Среди прочего, Михаил Савицкий своим творчеством дискредитирует
политического писателя Григория Климова. У того дегенерация ассо-
циируется в основном с евреями, а тут вот белорус и даже антисе-
мит, а творческий продукт у него явно дегенератский. Я бы охарак-
теризовал преобладающий стиль Савицкого как эпилептоидный
некрофильский монументализм с элементами наивной живописи.
* * *
У белорусов за их пресловутую толерантность нередко принимаются
трусость, скрытность, эгоизм, лень, надежда на продуктивный
коллаборационизм. Набить кому-то морду -- это ведь риск и труд.
Даже просто критично высказаться о ком-то из моральных соображе-
ний -- это, с белорусской точки зрения, занятие совсем не нужное,
если только не планируешь гешефта на последующих против тебя
репрессиях.
Михаил Савицкий со своими антисемитскими демаршами вроде как
выбивается из белорусского псевдотолерантного ряда, но на самом
деле он остаётся именно там -- с основной массой родного народа.
Он -- всего лишь ПРОБОЛТАВШИЙСЯ белорус. А проболтался он только
потому, что был уверен в своей академической и лауреатской
безнаказанности.
Ну, не сложились у Михаила Савицкого почему-то отношения с
еврейством: у Василя Быкова сложились, а у него нет, хотя какая
между ними к чертям разница? Чтобы сделать карьеру, важно при-
мкнуть к какой-нибудь неформальной партии. Быкову вышло прибить-
ся к еврейско-либерально-западнистской, Савицкому -- к русско-
православно-сталинистской. Оба в этом не виноватые: уж кому какая
колея попалась под ноги. Оба состоялись в качестве третьеразряд-
ных творцов, выдвинутых "однопартийцами" в первый ряд. Оба заслу-
жили государственные похороны в пальцем деланной Республике
Беларусь.
Можно ведь и по-простому выражаться, к примеру: "Что-то у нас
слишком много места еврейским авторам достаётся, а надо бы больше
нееврейским -- хотя бы из осторожности, как еврейские порой ни
хороши. Ради дружбы народов надо." Но у зрелых антисемитов не
так: их тянет начать со времён Древнего Египта, потом Великую
Октябрьскую революцию вспомнить, а также Сабру с Шатилой и т. п.
Зачем так широко -- не знаю. Наверное, чтобы укрепить себя в мне-
нии. Но скорее, чтобы удовлетворить свою потребность в агрессии,
поумничать, понаслаждаться унижением других. Образованец с анти-
семитским заскоком -- это всегда человек не особо развитый интел-
лектуально, зато повышенно эмоциональный и с мощным стадным
инстинктом. Я не имею ничего против "бытового антисемитизма",
способствующего несмешению этносов и соответственно сохранению
расового и культурного многообразия, но творческое антисемитст-
вование -- с экскурсами в историю и разбором "тайных пружин
мировой политики" -- вызывает у меня нехристианское желание
поиздеваться над автором, застрявшим в частностях, но принимающим
их за обобщения и настырно лезущим со своей "правдой" в слабые
массовые умы.
Нет, я охотно признаю, что евреи в целом -- народ кошмарный.
Но соль ведь в том, что не они одни и что некошмарных народов,
вообще говоря, не бывает. Каждый народ кошмарен по-своему, зато
в каждом попадаются вполне некошмарные отдельные личности.