Грустная история РНЕ, или Как гитлеристы спасали Россию
Основатель РНЕ Александр Баркашов в свои лучшие годы.
В нём определённо было что-то, покорявшее сердца.
"Русское национальное единство" (РНЕ) -- националистическое
военизированное движение, возникшее в 1990 г. и в рудиментарном
виде существующее до сих пор (2013). Оно копировало кое-что у
Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP) и её
штурмовых отрядов (SA), но между гитлеровцами и РНЕ есть и значи-
тельные различия. Известный писатель-бузутёр Эдуард Лимонов, тем
не менее, в своей книге "Анатомия героя" назвал РНЕ-шников гитле-
ристами. С точки зрения РНЕ, Адольф Гитлер занимал в основном
верную позицию во внутриполитических и экономических вопросах, но
довольно ошибочно определял цели внешней политики.
Веской причиной обращения русских людей в 1990-х годах к гитле-
ризму было стремление противоречить и злить. Это был вызов и
КПСС-ной "номенклатуре", и либеральным "общечеловекам". Гитлеризм
у русских -- эмоциональная реакция на лживость советского и
западного. А ещё -- попытка прорыва к запретному знанию (или
псевдознанию), к глубинной сути политических событий. А ещё --
проявление суицидальности и рискованная игра.
В конце 1980-х -- начале 1990-х создавать политические органи-
зации из энтузиастов было относительно легко: народ ещё не успел
разочароваться в политике, активная молодёжь ещё не съезжала за
границу, а верила в светлое будущее своей страны.
Немецкий национал-социализм имел в СССР некоторое количество
тайных поклонников ещё до начала разваливания коммунистической
империи. Чуть-чуть виноваты в этом экранизированные "Семнадцать
мгновений весны" Юлиана Семёнова.
Явный гитлеризм у РНЕ обеспечивал этой организации лёгкость
привлечения определённого контингента сторонников, но контингента
немногочисленного и не сильно выделявшегося в лучшую сторону в
интеллектуальном отношении. Гитлеристы в России были изначально
обречены на маргинальность. Нацизм уже вполне убедительно показал
свои недостатки в 1930-х -- 1940-х годах, но большинству людей
учиться на истории, как известно, очень не свойственно.
Основным стимулом вступления в РНЕ людей солидных, вышедших из
вьюношеского опасного возраста, было острое неприятие существо-
вавшего положения вещей и стремление размежеваться с теми, для
кого это положение вещей было в радость.
Если для давно взрослых человеков РНЕ было движением отчаявших-
ся, созревших для крайностей, то для глупой молодёжи оно являло
собой просто "крутую" компанию, позволявшую решать их мелкие про-
блемы самоутверждения в среде сверстников. РНЕ давало своим чле-
нам "чувство локтя", чувство защищённости, что в криминализиро-
вавшейся стране значило немало.
По-видимому, у руководителей РНЕ развилось представление, что
совершенно чистыми руками ничего значительного в политике сделать
не удастся. Как и NSDAP, движение РНЕ не имело встроенных меха-
низмов защиты от морального разложения своих членов. При отборе в
ряды организации отнюдь не стремились отсеять людей, подверженных
распространённым слабостям: курильщиков, любителей алкоголя,
сквернословов и т. п.
Критерии отбора в РНЕ были нестрогими и в отношении этнической
принадлежности. Эта нестрогость частично компенсировалась наличи-
ем 3-х ступеней посвящения: "сторонники", "сподвижники", "сорат-
ники". Обратим внимание, что все эти слова начинаются с буквы
"С". Она -- особенная. В 1990-х аббревиатура "СС" притягивала
многих потомков победителей Третьего Рейха. Появлялись даже
организации с названиями "Славянские соколы", "Славянский собор"
и др.
В России в 1990-х честным энергичным людям с героическим скла-
дом характера было попросту некуда податься, кроме как в РНЕ.
Сегодня, впрочем, то же самое и даже хуже, потому что даже в РНЕ
(в то, что от него осталось) подаваться стало совсем уж глупо.
В РНЕ желание избежать ошибок немецких национал-социалистов
всё-таки имело место: скажем, приветствием в РНЕ было восклицание
"Слава России!", а не слава кому-то там. Избежав некоторых чужих
ошибок, РНЕ-шники наделали собственных. Одна из них -- религиоз-
ный уклон. Если NSDAP была организацией атеистической, то РНЕ --
довольно-таки православной, с православным тра-та-та в руководя-
щих документах, хотя в церковь строем не ходили и крещение не
было обязательным условием членства.
Обращение РНЕ к замаскированной нацистской символике было не
следствием нехватки воображения, и не вполне результатом стремле-
ния злить, а своеобразным проявлением честности: хоть тресни, а
свастика ("коловрат") -- это исконный славянский и арийский сим-
вол, не без оснований ставший вдобавок символом национал-социа-
лизма.
Никакими заграницами и никакими богачами организация РНЕ не
финансировалась и соответственно не направлялась. Она существова-
ла в основном членскими взносами и действовала по собственному
усмотрению.
Из-за довольно отчётливого гитлеристского профиля РНЕ многие
сочувствовавшие русскому делу и не чуждавшиеся силовых действий
люди не могли себе позволить участие в этом движении.
Год 1993-й был для РНЕ, наверное, пиковым в отношении внешних
возможностей и репутации. 300 РНЕ-шников (по некоторым
источникам, меньшее количество), пришедших с Баркашовым защищать
здание Верховного Совета в октябре 1993 г., встали, как 300
спартанцев, в решающем месте битвы за Родину. Какова бы ни была
подоплёка событий, это были люди, у которых слово не разошлось с
делом, и которые не трусили смотреть в лицо смерти.
Пока у движения был флёр новизны, была и неопределённость буду-
щего, поэтому не являлось большим грехом существование каких-то
надежд на то, что дело всё-таки пойдёт несмотря на гитлеристские
элементы. Но после десяти лет возни на одном месте стало трудно
не замечать, что с движением что-то совсем не так, как надо.
Движение РНЕ не могло стать массовым В ПРИНЦИПЕ: между РНЕ и
русским народом всегда стоял Третий рейх с его бессмысленными
жестокостями и незавидным концом. Войну и всякие мелкие перегибы
можно было простить, массовое истребление безоружных людей --
никогда. Если сегодняшний русский человек, активничающий в поли-
тике, говорит, что является национал-социалистом, он автоматичес-
ки попадает под подозрение в том, что недалёк умом, работает
провокатором или страдает психическим нарушением.
Движение РНЕ погубил его собственный гитлеризм. Начни они без
гитлеровской атрибутики, возможно, XX век закончился бы сущест-
венно иначе. Отсюда и возникает у людей подозрение, что гитлеризм
пускал корни в среде русских националистов не без "помощи" со
стороны.
РНЕ -- неуклюжая героическая попытка спасения России. Попытка,
из-за неуклюжести которой были потеряны и люди, и шансы. Конеч-
но, национализм -- подход с не очень большими созидательными воз-
можностями, но хотя бы прекратить разбазаривание российских ре-
сурсов он бы смог.
Можно видеть дело и так, что РНЕ сломалось из-за установки на
массовость. Установка не оправдалась, и люди стали разочаровы-
ваться. Если бы, убедившись в отсутствии массового спроса на рус-
ский нацизм, плавно перешли бы к концепции малочисленной элитной
организации, ждущей своего часа и озабоченной не в последнюю
очередь, взаимопомощью и развитием своих членов, то могли бы
сохранять хорошую форму очень долго.
Один из пропагандистских фильмов РНЕ назывался "Мы здесь.
Обратной дороги нет." Вступивший в РНЕ как бы жёг за собой мосты:
порывал с привычной социальной средой и вливался в новую -- пред-
почитающую чёрную униформу. В наполовину коммунистическом, напо-
ловину либеральном российском обществе 1990-х быть открытым наци-
онал-социалистом означало быть отверженным. Впрочем, большинство
записывавшихся в РНЕ являлись "лишними людьми" так или иначе, а
вступлением в организацию они лишь оформляли своё положение
отторгнутых обществом. Благополучный, хорошо устроившийся человек
вряд ли станет русским нацистом. Им станет скорее человек страда-
ющий -- и считающий причиной своих страданий непорядок в делах
Родины.
РНЕ было продуктом вольницы конца 1980-х с их бурным самизда-
том, энтузиазмом вместо расчёта, максимализмом, стремлением по-
скорее что-нибудь сломать.
История РНЕ показывает, что свойственный нацистам образ чувст-
вования и действия имеет некоторую привлекательность даже в Рос-
сии. Русский народ в массе, однако, не рванул в "нацики": хорошие
вы ребята, говорил он РНЕ-шникам, но, может, попробовать как-
нибудь без гитлеровского наследия? Соблазн стать под знамёна
военизированной националистической организации был велик, но
распевать РНЕ-шный гимн на мотив "Die Fahne hoch" (она же "Хорст
Вессель") -- это для многих было слишком большим самоотрицанием.
Но возможно, что не удалось бы заявить о себе настолько же
громко, если бы создали военизированную организацию без нацистс-
ких атрибутов: в отсутствие вызывающего стиля организация не
имела бы привлекательности для тех, кто стремились именно бросать
вызовы. Вдобавок отказ от копирования нацистов означал бы
необходимость создания очень многого на пустом месте, а это
потребовало бы непомерно больших творческих усилий.
* * *
Очевидную потребность русских людей в военизированной патриоти-
ческой организации "верхушка" пробует удовлетворять через "каза-
чество". "Казачество" -- это что-то вроде исторического клуба на
подхвате у властей. Скорее придаток к государственному аппарату,
чем общественное движение. Частью эскапизм, частью средство само-
утверждения мелких личностей. Расплывчатая патриотическая фразео-
логия используется как предлог для игры в казаков и увиливания
некоторых от нормальной работы.
"Казачеству" позволили расти только после того, как оно попало
в верноподданническую колею: чем бы люди ни маялись, лишь бы не
вынашивали оппозиционных замыслов.
Баркашов не принял казачьей оболочки для военизированного об-
щественного движения даже не потому, что над "казачьим" вариантом
довлела бы казачья традиция, а потому что казачество было кастой
-- и в качестве таковой воспринималось также в конце XX века: у
кого в предках никакой казак не значился, тот в качестве казака
"настоящими" казаками не воспринимался, даже если был сверхказа-
ком в душе.
* * *
Основатель РНЕ, Александр Петрович Баркашов (род. в 1953 г.)
худо-бедно организовал общественное движение, пусть и не очень
оригинальное и не достигшее своих целей. Другие только болтали,
а он действовал.
С сайта www.anticompromat.org:
"Родился 6 октября 1953 в Москве, русский.
Паспортная фамилия - Баркашев (через 'е'), поскольку именно так
он фигурировал в документах Центризбиркома в 1999 году (в списке
блока 'Спас'), которые оформляются строго в соответствии с
паспортом.
Родители - Петр Кузьмич Баркашов - рабочий-электрослесарь и
Лидия Петровна Баркашова, урожденная Фарафонова - медицинская
сестра; в настоящее время пенсионеры, родом из села Сенницы
Озерского района Московской области. Оттуда же родом и жена
Баркашова, Валентина Петровна. Двоюродный дед Баркашова был
инструктором ЦК КПСС в 40-е годы и, по словам самого Баркашова,
оказал большое влияние на формирование его "антисионистских"
взглядов.
Окончил среднюю школу в 1971 году. Учился на "тройки" и из-за
этого не вступил в комсомол.
В 1971-72 работал электромонтером в Службе контактно-кабельной
сети в Москве.
В 1972-74 годах служил в Советской Армии в подразделении, кото-
рое, как утверждает сам А.Баркашов, готовило "воинов-интернацио-
налистов" для Ближнего Востока. В армии был принят в комсомол. Во
время очередного обострения в 1973 году ситуации на Ближнем
Востоке (т.н. "Война Судного дня") А.Баркашов будто бы просился
добровольцем в Египет (утверждал, что именно ради отправления на
Ближний Восток стал членом ВЛКСМ), но президент Египта Анвар
Садат поссорился с СССР и отказался от советских услуг незадолго
до начала войны.
В армии начал заниматься карате.
Демобилизовался в звании ефрейтора запаса (по другой версии,
А.Баркашов свое ефрейторство придумал (чтобы "быть как Гитлер") и
окончил службу рядовым, а служил не в спецчастях, а в обычной
воинской части N89599 на территории Белоруссии - МК, 12.02.1999).
В 1974-87 годах работал электрослесарем 3 разряда на
теплоэлектроцентрали ТЭЦ-20 в Черемушкинском районе Москвы.
Обучался карате у тренера Александра Штурмина, посещал его
секцию по карате в клубе на Цветном бульваре. Организовал на
ТЭЦ-20 полулегальный кружок по карате для сослуживцев.
В 1985 году вступил в Патриотическое объединение (ПО) "Память",
став телохранителем лидера "Памяти" Дмитрия Васильева.
С 1986 по май 19988 - член Совета ПО "Память". После преобразо-
вания в мае 1988 ПО "Память" в Национально-Патриотический фронт
(НПФ) "Память" стал членом Центрального Совета (ЦС) и начальником
штаба, а в 1989 - заместителем председателя НПФ "Память".
Возглавлял в "Памяти" "контрразведку" и "тысячу" боевиков (в
действительности, в "тысяче" было не более 100 человек). Входил в
1989-90 гг. в редколлегию газеты "Память".
14 июня 1990 без санкции Д.Васильева организовал и возглавил
марш-демонстрацию по Старому Арбату 60-ти боевиков "Памяти",
одетых в военизированную черную форму.
В августе 1990 года был исключен из НПФ "Память" вместе с
другим членом ЦС Евгением Русановым - по версии Д.Васильева, за
"предательство" (в более позднем варианте - "за пропаганду
национал-социализма"). Как утверждает А.Баркашов, он и группа
соратников ("наиболее дисциплинированные, активные и искренние
члены "Памяти") покинули "Память" по собственной инициативе из-за
того, что она стала "постоянно действующим костюмированным
вечером воспоминаний". Одной из причин отделения боевиков было
также их нежелание выступать в качестве бесплатной рабочей силы в
васильевском сельско-хозяйственном кооперативе "Теремок"."
"3 октября 1993 во главе отряда из 12 автоматчиков и около
сотни боевиков, вооруженных стальными прутьями, по приказу штаба
обороны Белого дома взял штурмом здание мэрии на Новом Арбате.
После расстрела и захвата Белого дома стоонниками Ельцина, не
был объявлен в официальный розыск, хотя газета "Московский
комсомолец" и поместила розыскное объявление с приметами
А.Баркашова ("рост ниже среднего, на вид 40 лет, плотного
телосложения, носит усы...") и обещанием за его поимку 2 миллиона
рублей.
В период действия в октябре 1993 чрезвычайного положения РНЕ
было подвергнуто временному запрету. Сам А.Баркашов сбрил усы и
изменил прическу, распустил слухи о своем бегстве за границу, но
остался в Москве. Вместе с Сергеем Рогожином 11 октября 1993
встречался с А.Невзоровым, в середине декабря под охраной личного
телохранителя побывал на матче по кикбоксингу.
Утром 20 декабря 1993 был доставлен в подмосковный Красногорский
госпиталь им.Вишневского (закрытую больницу для военных) с
пулевым ранением бедра и колена. По официальной версии РНЕ,
ранение было следствием покушения, выстрелы были произведены из
автомобиля "ВАЗ-2108" темного цвета пулями калибра 5,45, когда
Баркашов около 4 часов утра шел по дороге в Красногорск. Водитель
проезжавшей мимо машины подобрал раненого через 20 минут и
доставил в госпиталь, где ему было сделано две операции. По
другой версии, А.Баркашов был ранен случайным выстрелом во время
пьянки с соратниками в частном доме во Фрязино (МК, 28.10.1995),
а затем решил представить этот инцидент как операцию спецслужб.
В госпитале А.Баркашов назвался чужим именем, но был вскоре
опознан и 30 декабря объявлен задержанным и переведен из
Красногорского госпиталя в больницу МВД.
Первый допрос Баркашова был проведен 4 января 1994. 16 января
Баркашову было предъявлено официальное обвинение - по статьям 79
(организация массовых беспорядков) и 218 (незаконное ношение
оружия) Уголовного кодекса Российской Федерации с оставлением без
изменения меры пресечения - содержание под стражей.
26 февраля 1994 Баркашов и другие арестованные "октябристы" были
освобождены в связи с постановлением об амнистии, принятом новой
Государственной Думой 23 февраля 1994."
"3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный
налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8
налетчиков в масках и с автоматами представившись "антифашистской
организацией" (А.Баркашову показалось, что "еврейской
антифашистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ,
самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько
раз повторить в видеокамеру, что он просит извинения "у евреев,
негров и кавказцев", а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его
соратников прикованными наручниками к батарее парового отопления.
Пришедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ
Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А.Баркашова
от наручников. А.Баркашов обвинил в инциденте "спецлужбы", евреев
и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого
отмежевался ранее.
В мае 1995 года видеозапись, сделанная во время погрома в офисе
РНЕ, была обнародована. Две видеопленки были анонимно переданы
Александру Хинштейнуиз газеты "Московский комсомолец" и
тележурналисту Олегу Вакуловскому, О.Вакуловский пересказал
содержание видеопленки в эфире (не демонстрируя ее), а А.Хинштейн
опубликовал в МК полную расшифровку записи.
Оправдываясь за негероическое поведение и объясняя происхожде-
ние видеозаписи, А.Баркашов назвал эпизод провокацией, объявив
его виновниками А.Коржакова, А.Веденкина и лидера Конгресса
Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина ("В 95-м году Коржаков уже
понял, что Ельцину хана, и стал самостоятельно планировать Лебедя
на пост главы государства. Через посредников он предложил мне
войти в некий альянс и создать некую организацию в духе Русского
национального собора. Речь шла только об организации широкого
диапазона с национальной идеологией. Я вступил в переговоры. Но
когда был поставлен вопрос, что главенствовать в альянсе должен
Лебедь, я всех посредников послал. Послал Веденкина, Рогозина.
После этого через неделю мне передали слова Рогозина, что я об
этом жестоко пожалею. Коржаков отреагировал сразу. Устроил налет
на наш офис на Ильинке, где произвели обыск, изъяли документы.
<...> Еще через пару недель состоялся якобы бандитский налет. Я
сразу понял, что это чекисты, и что раз сразу не убили, то
убивать не будут, и согласился говорить то, что они хотели
записать на пленку. Мы могли их замочить, но следом могли прийти
с ордером и приписать нам сопротивление властям").
Эпизод с извинениями перед евреями и неграми на некоторое время
замедлил рост численности РНЕ (начавшийся под влиянием мифа об
РНЕ как главном защитнике Белого Дома в октябре 1993 года) и даже
привел к отходу из РНЕ части соратников. Тем не менее, в целом в
1994-95 гг. А.Баркашову удалось превратить РНЕ из московского
отряда боевиков с несколькими провинциальными филиалами в
организацию, так или иначе представленную в половине субъектов
федерации и общей численностью от 5 до 10 тысяч человек."
* * *
С сайта www.informacia.ru:
"В период 1995-1997 годов из регионов России стала приходить
информация, свидетельствующая о том, что местные отделения РНЕ
зачастую превращаются в криминальные структуры. Баркашовцы по
всей России обвинялись в терроризме (Пермь, Владивосток),
убийствах (Орел, Приморский край, Московская область), избиениях
(Кострома, Омск, Орел, Екатеринбург, Московская область),
ограблениях (Саратов), хранении и торговле оружием (Московская
область), рэкете (Кострома, Свердловская область), погромах
(Ростов-на-Дону, Краснодарский край), разжигании межнациональной
розни (Калининград, Орел, Красноярск). В тех случаях, когда
лидеры местных организаций уличались в преступной деятельности,
руководство РНЕ спешило откреститься от региональных филиалов
(так, руководство РНЕ отказалось признать своими филиалами
организации РНЕ в Орле и Владивостоке). Если же преступления были
совершены рядовыми членами РНЕ, то руководство или игнорировало
подобные факты, или старалось подвергнуть сомнению действительное
участие соратников РНЕ в преступлении (в случае с погромом в
Крымском районе Краснодарского края), или спешно заявляло, что
виновные не имеют никакого отношения к РНЕ или уже были исключены
из организации."
С сайта www.anticompromat.org:
"3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный
налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8
налетчиков в масках и с автоматами представившись 'антифашистской
организацией' (А. Баркашову показалось, что 'еврейской антифа-
шистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ, самого
А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз по-
вторить в видеокамеру, что он просит извинения 'у евреев, негров
и кавказцев', а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратни-
ков прикованными наручниками к батарее парового отопления. При-
шедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр
Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А. Баркашова от на-
ручников. А. Баркашов обвинил в инциденте 'спецлужбы', евреев и
своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмеже-
вался ранее."
"13 сентября 2000 кураторы ряда организаций РНЕ Уральского,
Северо-Западно, Верхне-Волжского, Северо-Кавказского и Чернозем-
ного регионов, а также главы Московской, Кировской, Рязанской,
Марийской ми Ростовской областных отделений заявили об 'очевидной
неспособности А. Баркашова полноценно осуществлять руководство
движением' и приняли решение учредить на базе своих организаций
самостоятельное политическое движение. В вину А.Баркашову было
поставлено злоупотребление алкоголем, расстрел в нетрезвом
состоянии иконы Богородицы из самодельного лука, увлечение
буддизмом и непризнание положительных изменений в стране после
прихода к власти нового президента."
"21 сентября 2000 оппозиция в РНЕ провела закрытый пленум ЦС,
на котором А.Баркашов был объявлен исключенным из РНЕ. В конце
сентября - октябре 2000 антибаркашовская оппозиция разделилась на
две конкурирующие группы: группу О. Кассина -- Ю. Васина, приняв-
шую название 'Русское Возрождение', и группу братьев Евгения и
Михаила Лалочкиных, претендующих на сохранение за собой названия
'Русское Национальное Единство' (РНЕ)."
"20 ноября 2005 в женском монастыре Во имя Усекновения главы
Иоанна Предтечи (относящемся к Истинно-Православной Церкви
митропоила Рафаила Прокопьева), принял монашеский постриг под
именем отца Михаила (продолжая жить с семьей)."
Другими словами, для Александра Баркашова его политическая
жизнь закончилась религиозным помешательством. Разум Баркашова не
справился со сложностями эпохи. Но всё равно Баркашов объективно
-- герой России. Не из того ряда, в котором Емельян Пугачёв и
Степан Разин, а из того, в котором Минин с Пожарским и деятели
Белого движения (Врангель, Каппель и др.). Не от всех героев бы-
вает польза, но это не отрицает их порыва, их самоотверженности.
* * *
Баркашов: демократическое общество, то есть, "общество, где за
каждым глупцом или маньяком признается право на собственное пони-
мание истины, где все решения принимаются ни за что не отвечающим
большинством, где два дурака считаются умнее одного мудреца, и
два подлеца порядочнее одного честного человека, где политиками
могут быть только люди, способные хорошо обманывать толпу, просто
не может существовать. Демократия -- такой же обман и насилие над
человеческой природой, как и марксизм-ленинизм".
А разве не так?
Правильнее, однако, не культ вождя, а культ центрального органа
политического движения. Тогда можно менее болезненно менять лиде-
ров, а лидеры вынуждаются быть более осмотрительными. Так было
задумывалось у большевиков.
* * *
Возникшая в 1993 г. Национал-большевистская партия Эдуарда
Лимонова -- пародия на РНЕ: чёрный юмор, чёрный серп-и-молот на
месте чёрной свастики, приветственный жест, являющий собой сред-
нее между нацистским "римским" вытягиванием руки и ротфронтовским
воздеванием кулака, крикливость, старенький авангардист и сквер-
нослов в качестве вождя. Вообще-то Лимонов стремился уйти от сла-
бых сторон РНЕ (от свастики, православия, антикоммунизма, антисе-
митизма) но больше всего делу национал-большевистской партии вре-
дил, однако, сам Лимонов -- своей репутацией писателя-скверносло-
ва, гомосексуального экспериментатора и вообще фигуры, подходящей
под теорию Григория Климова. Баркашов и Лимонов израсходовали на
ерунду российский взрывной "человеческий материал" середины
1990-х и добились ужесточения законов против "экстремистов".
Таков их совместный итог -- один на двоих.
* * *
Если германский национал-социализм был для меня впечатляющим в
эстетическом аспекте, то российский гитлеризм РНЕ своей визуаль-
ной стороной вызывал у меня, скорее, досаду: мне очень не нрави-
лись береты и эмблема в виде помеси вифлеемской звезды со свасти-
кой. Береты -- непрактичный головной убор (кепи лучше), а вифле-
емская звезда со свастикой трудна для рисования на заборах и
некстати напоминает об Иудее (как будто без евреев русским людям
и в самом деле уже никак).
* * *
Белорусское региональное отделение (БРО) РНЕ создал в середине
1990-х и первое время возглавлял Александр Михайлович Выпряжкин,
которому было тогда уже за 40. Дивный русский человек, совершенно
лишённый позёрства и карьеристского зуда. РНЕ-шные идеи он подце-
пил в Москве в октябре 1993-го, где с "трофейными" милицейскими
дубинкой и щитом участвовал в штурме московской мэрии.
Потом Выпряжкин решил отойти от дел. Отчасти из-за того, что
движение получалось в основном молодёжное, а он неудобно себя
чувствовал в роли молодёжного лидера. После Выпряжкина организа-
цию возглавил "молодой, да ранний" Глеб Самойлов, отдавшийся рус-
скому национальному делу целиком. Когда у Глеба Самойлова отросла
борода (русая), он оказался очень похожим на Николая II. Летом
2000 года Самойлов был убит при невыясненных обстоятельствах, и
во главе организации оказался руководитель гродненских РНЕ-шников
Андрей Сакович, бывший спортсмен, человек с огромными кулаками,
впечатлявшими молодёжь. Заместителем его стал Василий Иванович
Якубяк, русско-белорусский самородок того специфического типа, из
которого в Гражданскую войну получались отличные полководцы, а в
Великую Отечественную -- удачливые командиры партизанских
отрядов.
Видной фигурой среди минских РНЕ-шников был Виктор Иванович
Мацкевич, бывший спецназовец, занимавший какую-то небольшую долж-
ность на белорусской киностудии. Это был очень неглупый человек с
нереализованным организаторским потенциалом.
Наиболее знаменитым из всех минских членов РНЕ стал Валерий
Игнатович -- вышедший по здоровью в отставку старший лейтенант
специального подразделения внутренних войск "Алмаз", боксёр. Пос-
ле тёмной истории с исчезновением одного либерального журналиста
этот белорусский Джон Рэмбо получил пожизненный срок на подозри-
тельно закрытом судебном процессе.
Был далеко не узкий круг сочувствовавших: людей с приличной
работой, скрывавших свои отношения с организацией, но старавшихся
хоть чуть-чуть помочь.
Из Москвы в белорусское отделение РНЕ эпизодически поступала
большими пачками довольно крепенькая по качеству газета "Русский
порядок", которую надо было распространять.
Неофитам организации демонстрировался пропагандистский фильм
"Мы здесь, обратной дороги нет", в котором РНЕшники в чёрной уни-
форме мощно маршировали где-то в полях под Москвой. Впечатляло.
Вовлечённая в движение молодёжь воспринимала РНЕ как данность
этого мира, а не как нечто новое и спорное. А "старички", конечно
же, проявляли скептицизм и не стремились брать на себя большие
моральные обязательства.
У РНЕ была невыверенная позиция в отношении политического наси-
лия, из-за чего в организации нередко случались всякие криминаль-
ные эксцессы, дискредитировавшие подход. Скажем, в Минске был
по-своему забавный эпизод, когда член БРО РНЕ Бреннер порезал
члена БРО РНЕ Солера (или наоборот?!). Забавное здесь то, что оба
были скорее всего евреями хулиганско-героического склада, которым
хотелось считаться обрусевшими немцами.
Если бы не гитлеризм, не антисемитизм, не антикоммунизм, не
православие и не духовные искания Баркашова, организация могла бы
оказаться много более популярной и менее уязвимой и имела бы шанс
нарваться на взрывной массовый интерес к ней в году этак 1998-м
-- такой, что росту РНЕ стало бы невозможно помешать, и дело
дошло бы до русской национальной революции.
Чтобы похоронить организацию, достаточно было уже одного только
антисемитизма. Антисемитизм в РНЕ не декларировался, но всё было
как бы ясно и без деклараций. Чтобы преодолеть затруднения в
легальной работе, было рекомендовано употреблять вместо слова
"евреи" слово "сионисты", но это не помогло. Большинство евреев
посчитали себя мобилизованными на борьбу с русским нацизмом.
Затея с русским национал-социализмом в 1990-х была безнадёжной
в принципе, а ныне она безнадёжна тем более. Что-то маргинальное
такого типа будет живучим, но не опасным. Требовалось (и требу-
ется) более своё: тоже военизированное, но более демократичное
(в разумных пределах), без антикоммунизма, без православия, с
опорой на рациональное мировоззрение, а не на эмоции; с перспек-
тивными установками, а не с ретроспективными; с уважительным и
даже союзным отношением к украинскому, белорусскому и всяким рос-
сийским и соседним национализмам, включая кавказские, прибалтийс-
кие и даже еврейский. Кто с этим не согласен, тому могу заметить:
другое вы уже ой как долго пробовали, но только зря извели лучших
людей, зря израсходовали народный энтузиазм.
* * *
Между прочим, нашлось в одном еврейском "живом журнале" (Михаил
Дорфман, lamerkhav.livejournal.com, 02.11.2014) вот такое:
"Фамилия Баркашов и вовсе подозрительна. Целая категория
раввинских еврейских фамилий начинается с бар. Это аббревиатуры,
номатриконы по-арамейски, сокращение от бен рав - раввинский сын.
Баркаш - уважаемая раввинская династия Бней Рабби Калман Шапиро.
пресекшаяся в Холокост. Баркаш еще распространенная аббревиатура
для Брит Койдеш, т.е. священного завета евреев со своим Господом.
Так говорит словарь еврейских сокращений 'Оцар рашей тевот'
Шмуэля Ашкенази и Дова Ярдена."