Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Один против всех. Введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Один против
всех

Новые откровения мизантропа

(фрагменты)
  

     Толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда; я даже предпочел бы, чтобы они совсем не обратили внимания на эту книгу, нежели были бы огорчены ею, толкуя ее превратно, как это они обыкновенно делают.

Борух Спиноза. "Богословско-политический трактат" ("Предисловие").


1. Предисловие.

Мне так понравилось рассказывать о себе в "Откровениях мизан- тропа", что я никак не мог остановиться, и единственным способом завершить указанную книгу было начать другую на ту же тему. Действительно, копаться в себе -- это гораздо легче, чем собирать что-то по кусочкам из многих источников или давить из себя мысль по поводу какой-нибудь неподатливой общественной проблемы. Если я местами пишу здесь о себе что-то не имеющее отношения к заявленной в названии теме мизантропии, то главным образом потому, что я набрался дурных манер от ваших любимых авторов. И еще отчасти потому, что я хочу поверх ваших голов поговорить с теми немногими, в ком обнаружится дух, схожий с моим. Погово- рить, среди прочего, о всяких житейских мелочах, чтобы эти люди могли сравнить себя со мною и сделать какие-то полезные выводы, как делал я, читая Сенеку, Марка Аврелия, Монтеня и др. К тому же быть мизантропом отнюдь не значит всё время сосредо- точиваться на мысли, как бы от всех сбежать или как бы кого-нибудь придушить (хотя подобное нередко приходит мне в голову -- вернее, всплывает в ней из подсознания, в котором присутствует постоянно). Возможно, моя мизантропия вызвана в основном не малоудачными обстоятельствами моей жизни и не моей способностью "смотреть в корень", а всего лишь повышенной чувствительностью моей нервной системы: где для других нормально, там для меня слишком шумно, или слишком грязно, или слишком воняет. С другой стороны, откуда берется способность "смотреть в корень", и насколько мировоззрение влияет (через обусловленные им поступки) на обстоятельства жизни? А может, сначала обстоятельства делают человека раздражительным, а потом из этого берется все остальное? Я не боюсь испортить этой книгой свои отношения с кем-нибудь, потому что мне почти не с кем их портить. А из тех, с кем было портить, почти со всеми они уже испорчены. Но я не сильно жалею об этом, потому что если и был какой-то толк от этих отношений, то очень малый: в основном поучительные неприятности, да еще дополнительные темы для этого мизантропического труда. Я готов принять от вас претензии по поводу слабого стиля моего опуса, а также неудачных попыток рассмешить, неточностей в фактах и ошибок в выводах, но я не собираюсь принимать претензии по поводу моей злобности или чего-то в этом роде. Моя злобность -- продукт вашей доброты. Каждое утро за дверями моего жилища меня встречает загаженный, унылый, опасный мир курильщиков, автомобильщиков, собачников, психов, подлецов, хамов, дураков и уродов. И я старательно делаю утреннюю гимнастику, чтобы выходить в этот мир более-менее способным уворачиваться от ударов и наносить их. Я вступаю в городские джунгли, где за каждым углом на меня может напасть свора пьяных дегенератов. В моей сумке лежит аварийный набор на случай, если придется залечивать раны или скрываться. Моя одежда подобрана так, чтобы лучше обеспечивать мое выживание. Я всегда наготове, и мои действия -- это действия воина на территории, оккупированной врагом. Я привык к этому, так что я вовсе не нахожусь в постоянном напряжении. Я обычно даже хорошо сплю. Но сон мой чуток, двери надежно заперты, ножи и прочие средства для боя разложены в разных скрытых местах. Может быть, это только игра в опасность, но это моя любимая и очень правильная игра: один из моих товарищей был избит до потери сознания, другой вовсе заколот ножом. Я стараюсь не заводить новых врагов и не усугублять отношений со старыми, но тех, которые уже накопились, достаточно, чтобы оправдать мои меры предосторожности. * * * Если первую книгу своих мизантропических излияний ("Откровения мизантропа") я строчил, шалея от собственной дерзости (от созна- ния, что МОЖНО И ТАК), то в данном произведении я выступаю уже как состоявшийся, зрелый мизантроп -- проверивший временем свои жиз- ненные установки и почти уже убедившийся в их правильности. Я думаю, эта книга будет полезна хотя бы потому, что я указал в ней множество всяких бяк, а это очень важно -- знать, кто и что есть бяка, а кто и что -- нет. * * * Я -- палач. Я расправляюсь с вашим любимым бредом. Но ведь я сам выношу приговоры, а значит, я еще и судья. А поскольку никто не назначал меня быть судьей, а мои приговоры вас ужасают, то, наверное, я также и террорист. В самом деле, как определить мой статус? Ведь я вне вашей системы: в ней не нашлось места для самой существенной части моей личности. Хорошо было быть правильным человеком Катону Старшему: он ро- дился патрицием и от рождения имел то, чего я тщетно добивался многие годы (кусок хлеба с маслом, крышу над головой, свободное время для творческой работы и возможность влиять на принимаемые в государстве решения). У меня же был всего лишь следующий выбор: смиряться, вешаться, втираться в доверие к "верхушке" или бунтовать. Смиряться и вешаться я не собирался даже и пробовать, втирание в доверие не удалось по причине нежелания быть подлецом, хотя бы и в мелочах. Оставался бунт. В аналогичной ситуации главный отрицательный герой американского фильма "Захват" сказал: "Так получайте революцию". Так получайте эту книгу. * * * И вообще: Я хочу быть понят своей страной, А не буду понят -- что ж: По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь. В. Маяковский Хоть он и не был отщепенцем, но вы и его достали. * * * Мне снисходительно объясняют: "Ты сгущаешь краски. Мир в основ- ном прекрасен, хотя и с отдельными недостатками, а тебя почитать, так почти всё -- сплошное уродство." Да ладно уж вам, друзья! Это вы Жоржу Сименону объясняйте, что жизнь не сводится к преступле- ниям и их раскрытию. Он вам ответит: "А я этого не отрицаю. Но область своих интересов я в соответствии со своими скромными возможностями ограничил по преимуществу своим любимым жанром. А другие жанры я оставил другим писателям." * * * Что касается дневниковых записей, "непристроенных мыслей" и фрагментов из переписки с друзьями, то они по датам иногда перекрываются с первым томом "Откровений мизантропа", поскольку попадают в книги по мере приведения в порядок моего обширного архива, в какой-то степени отражающего мою бурную и беспорядочную интеллектуальную жизнь. * * * Ну конечно, в этой книге всё в виде каких-то слабо связанных между собой набросков о всяких частностях. А где же, вы скажете, философия? Где открытия? Где рецепты?! Эй, враги мои, вы учтите, что в полуподпольных условиях, в каких книга делалась, только так и можно было творить: фрагментарно и не очень сложно. Да вам для начала хватит и тех малых примочек, какие здесь есть. Но я добавлю, если очень попросите.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"