Электричка "бизнес-класса" на маршруте Минск-Орша -- то ещё
дерьмо (кстати, швейцарское): кресла -- без подлокотников, с со-
всем горизонтально расположенными сидельными поверхностями (а
ведь нужен наклон -- чтобы люди ненароком не сползали на пол) и с
почти вертикально задранными спинками. Откидных столиков нет и не
было, багажная полка узковата. Контролёр вульгарненько отрывает у
билетов уголок вместо того, чтобы компостировать их или пропеча-
тывать. Если придурок сзади вдруг хватается за спинку твоего
кресла, то тебя встряхивает, и ты выходишь из комы дрёмы в нехо-
рошем поту и с мыслью, не рявкнуть ли. Перегородок нет, так что
один крикливый гадёныш в состоянии озвучить половину вагона. По-
моему, такой транспорт рассчитан на толстокожих вахлаков, способ-
ных дрыхнуть даже стоя под обстрелом, если в них не попадать
слишком часто.
* * *
Моё первое -- шапочное -- знакомство с Оршей состоялось в 1982
году, когда я, возвращаясь с "шабашки" в Лабытнангах, пересажи-
вался в ней с московского поезда на гомельский: два мента на ор-
шанском вокзале сделали вялую попытку подпоить меня и обворовать
(таких человечков называть ментами -- не грех).
* * *
Орша старше Москвы и Минска и Санкт-Петербурга, вот только от
совсем древностей её ничего не сохранилось.
В Орше сходятся 6 веток железной дороги, две реки (одна, прав-
да, не сильно водянистая), пути известных исторических деятелей и
множество народных троп.
На карте Орша исполосована железнодорожными путями. Часть её
они даже берут в кольцо, так что даже можно было бы гонять броне-
поезд или какой-нибудь пассажирский "городской экспресс" по
кругу.
Орша располагается на ПРАВОМ берегу Днепра. Это, правда, не
означает определённо, что в славные времена Речи Посполитой она
отгораживалась рекой от Московии: соль в том, что удобное место
для строительства замка -- между двумя реками -- нашлось по пра-
вую сторону Днепра, а не по левую. С другой стороны, может, где-
то было место и по левую, но помешала дума о москалях...
Вторая оршанская река -- Оршица. Странно, что не Оршанка...
По-моему, всякие там мирянки и городничанки появились на картах
многострадальной Белоруссии из-за того, что москальнутым состави-
телям этих карт было лениво выпытывать у тутэйшых аборигенов их
заветные родные гидронимы.
Орша слишком растянута в длину и ширину для города с такой чис-
ленностью населения. Осваивать её в пешем порядке -- занятие
несколько напряжное, зато полезное для здоровья.
Оршанские речки милы, не загажены, но и не шибко ухожены. Факт
присутствия большой воды ни на что особенное местных градострои-
телей не воодушевил, кроме, разве что здания водяной мельницы.
Орша в основном плоская, но приятные перепады рельефа имеют
место. Но они тоже не особо при деле: ландшафтный дизайн в этом
городе по преимуществу отдыхает не получил развития.
Старинность в Орше не чувствуется, а чувствуется только провин-
циальность, то есть, отточность интеллектуальных кадров в Ви-
тебск, Могилёв, Минск и, может быть, даже Смоленск.
В оршанском "частном секторе" неприятно много собак. Пробира-
ясь сквозь собачий лай и высматривая дырки в заборах, откуда
могут ломануть в мою сторону злобные шавки, я особенно остро
воспринимал себя как мусульманина и мизантропа. Люди, как научить
вас ценить природу, простоту, красоту, старину, тишину, чистоту и
порядок?
Лет через 30 правильной градостроительной политики Орша в
состоянии обрести собственное миловидное лицо, а пока что она в
основном типична, эклектична, элементарна и не особенно удобна.
Как автомат Калашникова, короче. А ещё она у меня ассоциируется
со старыми разношенными туфлями не бог весть какого производства:
употреблять можно, причём без проблем, но на людях уже стыднова-
то и хочется чего-то подобротнее и поособеннее.
Разумеется, весь Лукашатник стрижен под одну гребёнку (все мы
знаем, какую), но какие-то региональные различия всё же наблюда-
ются. И в, скажем, Орше заметно, что она относится к Витебску, а
не к Минску. Те же надписи "Витебсктранс" на автобусах, к приме-
ру, и это приятно: на кого как, а на меня однообразие действует
угнетающе.
* * *
В маленькой Орше до разделов нашей Речи Посполитой было столько
монастырей, что можно заподозрить в ней латентный религиозный
центр -- место сгущения католической и православной духовности,
не говоря уже об иудейской, которой тоже хватало.
О великолепии подмосковных монастырей в сравнении с оршанскими
и прочими на Литве. Москали свои монастыри отстраивали, а наши
монастыри они ломали -- и, может, даже вывозили кирпичи от них в
своё Подмосковье. Напомним, к примеру, об уничтожении приспешни-
ками царского режима нашего монастыря в Берёзе...
Разрушать добротные архитектурные сооружения -- это мерзко.
Даже если это какие-нибудь рейсканцелярии.
Московия всё как-то предпочитала (или ей всё как-то выпадало)
вести свои войны на НАШЕЙ речпосполитной территории: со шведами,
с французами, с немцами...
Через нас пёрлись из Европы всякие орды, а до Москвы доходили
только ошмётки этих орд, а то и вовсе не доходили.
У нас мало что уцелело из значительных архитектурных сооруже-
ний, потому что российская власть намеренно -- и немеряно -- раз-
рушала костёлы, монастыри, крепости, замки. Пацификацию литвинов
осуществляли через декатолизацию и, в частности, через демонасты-
ризацию. Да что там монастыри, если в начале XIX века были снесе-
ны почти полностью -- ради строительства крепостей -- даже два
старинных города -- Брест и Бобруйск.
Сегодняшняя Орша -- заповедник сталинской провинциальной архи-
тектуры, плавно переходящей в хрущёвскую провинциальную архитек-
туру, а потом и в провинциальную брежневскую. От досоветской
эпохи остался мизер, да и тот нещадно зареставрирован.
Орша нашего времени -- это не в последнюю очередь город сараев.
О, эти дивные оршанские двухэтажные сараи, выстроенные во множе-
стве старых дворов, похоже, по единому проекту. Какой-то "градо-
начальник" приблизительно в начале 1960-х осчастливил ими оршан.
Я не к тому веду, что эти сараи надо ломать, а, наоборот, к тому,
что надо их сохранять -- потому что они добротны, функциональны,
обеспечивают городу своеобразие и вдобавок по местным меркам
являются уже без малого стариной.
В Орше я не нашёл ни одного здания в стиле "готика" или, ска-
жем, "модерн", пусть и провинциальный. Имеются номинально бароч-
ные постройки, но у них основное от барочности -- это время стро-
ительства.
Даже в бедной на архитектурное наследие Белоруссии древняя Орша
в отношении старья не котируется совсем. Из хоть сколько-нибудь
значительных древностей смотреть в Орше действительно нечего: всё
было тщательно выскоблено, зареставрировано или разрушено.
Чудовища ИГИЛ взорвали часть Эфеса -- и вопли горя сотрясали
Европу, а в Орше в мирное время тихо поразрушали гораздо больше
старины (пусть не такой древней, зато родной, под боком, дефицит-
цитной и не покалеченной реставраторами), и -- НИЧЕГО, даже на
местном уровне.
Ну, и как бы это так выругаться по их адресу, чтобы и легче мне
стало, и мысль оказалась выражена без совсем грубых слов. И чтоб
в придачу мне за её не сделали ничего сильно нехорошего. Ладно,
пробую:
"Морально-интеллектуальная ущербь, разрушающая памятники архи-
тектуры или хотя бы попустительствующая этому, -- суть третье-
сортные существа, не достойные права жить. Улучшение человеческих
пород, становящееся всё более актуальным, должно осуществляться
через элиминацию таких существ в первую очередь. Если эти жруче-
сручие загаживатели планеты начнут подыхать в страшных муках, я
стану рядом и буду радоваться процессу освобождения биосферы от
раковой опухоли. Если подвернётся возможность ускорить этот про-
цесс каким-то подгребанием угольков и т. п., я вряд ли смогу себя
от этого удержать."
Для человека с архитектурно-историческим сдвигом в мышлении со-
временность -- это в эмоциональном аспекте только досадный налёт
на остатках великого прошлого, являющийся причиной необратимой
порчи этих остатков и мешающий их исследовать и наслаждаться ими.
Так вот, от Орши у меня получилось многовато душевных страданий,
тем более что не удалось обнаружить ни одной приличной забегалов-
ки для дешёвого, но плотного и качественного перекуса без большо-
го риска заполучить проблему в районе живота.
ТАК ЖИТЬ НЕ НАДО.
Но если в целом, то получить удовольствие от Орши очень даже
можно, особенно если ты иностранец из страны побогаче и тебе
поэтому интересны любые проявления простенькой местной жизнедея-
тельности. Симпатичные (пусть и скромные) ракурсы находить здесь
удаётся. Белорусы как целое в принципе способны и даже не прочь
жить красиво, но им мешают.
* * *
Что можно смотреть в Орше:
- бровар (188..): угол ул. Ленина и ул. Короткевича;
- водяная мельница (1902): ул. Ленина 2;
- коллегиум иезуитов (1690-1803): ул. Ленина, 6;
- домик Владимира Короткевича: ул. Короткевича, 10;
- замчище;
- тет-де-понт 1812 г., возле Днепра;
- корчма, ул. Пролетарская, 12;
- костёл доминиканцев Св. Иосифа; городской парк;
- мемориальный комплекс "Катюша": ул. Могилёвская;
- остатки монастыря базилиан: пер. Музейный, 12, на берегу
речки Оршицы (симпатичные руины);
- остатки монастыря бернардинцев, жилой корпус, XIX век, ныне
больница;
- остатки монастыря Кутеинский Богоявленский православный:
Скорины, 77 (добираться туда пешком -- далеко, а смотреть
особо нечего);
- остатки монастыря тринитариев (1714 г.): ул. Комсомольская,
21;
- городская типография (1905 г.): ул. Замковая, 3
- часовня на кладбище по ул. Пролетарской.
Из более-менее доподлинного, крупного и не совсем простенького:
- женская гимназия: ул. Мира, 6;
- монастырь Успенский православный, церковь 1898 г.: угол ул.
Набережной и Ф. Скорины;
- арочный мост (1902 г.): ул Ленина;
- реальное училище (1906 г.): ул. Ленина, 41.
Не старина:
- церковь Рождества Богородицы (1998 г.): напротив замчища;
- ещё несколько новых ненамоленных церквей, которые станут
привлекательными лет в лучшем случае через 100.
* * *
Видное оршанское предприятие -- "Красный борщ"... эээ... "Крас-
ный борец", но при беглом чтении издалека лично я сначала увидел
"борщ", тем более что время было к обеду...
* * *
В июле 1941 года Оршу подожгли "катюшами". Горела она два дня.
Если до того в городе было, возможно, маловато симпатичных архи-
тектурных объектов, то после того их стало наверняка ещё меньше.
Позже по данному поводу соорудили халтурный памятник на берегу
Днепра.
Кстати, об этих пресловутых "катюшах" ("гвардейских миномётах"
-- типа оружии, которого достойна разве что гвардия). Чтобы
сколько-нибудь результативно применить "катюши", сначала нужно
было найти скопление врага вблизи фронта (а враг ведь старался не
скапливаться -- не из-за "гвардейских миномётов" даже, а из-за
артиллерии и авиации, которые весьма доставучими бывают).
Потом надо было подтянуть "гвардейские миномёты", поскольку
они отнюдь не были понатыканы тут и там по всему фронту.
Потом надо было худо-бедно прицелить их, а с ними это получа-
лось ведь хуже, чем с гаубицами. О пристрелке речи быть не могло:
низкоточные орудия залпового огня эффективны только в огневых
налётах.
* * *
Размеры и поведение. Похоже, у русских есть постоянный соблазн
что-то выжать из своей огромной численности в сравнении со всяки-
ми там эстонцами. Русские живут в зачарованности размерами своей
человеческой массы -- и своей территории. Им всё время хочется
закидать кого-нибудь шапками и потом сделать свою территорию ещё
большей. Или же напустить на врага иванов сусаниных, а когда он
заманится до самой Москвы и изнурится в просторах и сугробах,
нацелить на него из-под берёзок всяких зой космодемьянских, обвя-
занных бутылками со взрывчатой смесью.
Большие размеры определённо портят нации, да ещё как. Аналогично
на индивидуальном, так сказать, уровне крупный самец оказывается
жлобом и хамом много чаще, чем мелкий: крупному мало кто способен
накостылять, тогда как мелкий живёт с оглядкой и предпочитает
ладить с окружающими, дабы сохранить свои зубы до стрости.
В конфликтной среде мелкий субъект рассчитывает больше на свой
интеллект, крупный -- на свою грубую силу. А на что кто рассчиты-
вает, то у того и развивается. Поэтому удельным количеством ума
крупные нации в среднем уступают мелким и берут только тем, что
мозгов у них в совокупности всё равно получается больше.
Эта модель, конечно же, очень приблизительная: во-первых, каким
бы мелким ты ни был, почти всегда есть кто-то ещё мельче тебя, и
ты имеешь возможность что-то получать от своего механического
превосходства над ним; во-вторых, крупным выпадает конфликтовать
и с крупными, а в этом случае им тоже приходится опираться на
интеллект. Определённо можно утверждать только то, что связь
между размерами и поведением есть.
У русских их выдающиеся размеры -- их же проклятие: вроде, всё
в стране есть, а народная жизнь хронически не ладится. Конечно,
русских очень радует, что зато все их боятся (ладно, опасаются),
но из этого обстоятельства благоприятный социальный порядок и
массово доступные предметы потребления сами собой не производят-
ся.
Кстати, если уж всю правду за один раз вываливать, то эти впе-
чатляющие размеры русской нации и русских пространств суть не
столько результаты прошлых блестящих усилий, сколько следствия
изначального окраинного положения на территории, где земледелие
ещё возможно: на ещё более холодные места к северу и востоку
долгое время никто из сильных не претендовал.
* * *
Белорусы скрытны, мнительны, необщительны и, как считается,
прячут по схронам оружие, запасённое в последнюю войну. Иранцы бы
уже раз 20 сказали мне "salam" и раз 10 спросили "where are You
from?" А эти оршанские только косо пялились на рановато загорев-
шего мизантропа с фотоаппаратом, одетого в "берцы" пустынного
образца и изподтишка фоткающего их сараи, ларьки и автобусные
остановки.
Остатки монастыря базилиан на берегу речки Оршицы.