Аннотация: Обзор версий происхождения названия народа антов и самих антов
О названии "анты".
Племя антов, часто встречающееся на страницах византийских историков, однозначно относят к славянским. И, собственно, на то есть основания. И Прокопий пишет, что "раньше даже имя у склавинов и антов было одно" (правда, Прокопий и склавинов, и антов, и гуннов относит к массагетам), и Иордан пишет, что "венеды, которые сейчас чаще называются склавинами и антами", и многие другие. Кроме того, археологическая культура, сопоставляемая с антами (Пеньковская), тоже явно родственна славянским (я не знаю, можно ли точно сопоставить культуру с местом обитания антов - оно не очень точно определено в источниках; но в любом случае, там в окружении кроме славянских других культур-то и нет).
Однако вот название "анты" - это тот редкий случай, когда, несмотря на краткость корня, никаких славянских этимологий у этого названия нет. Даже если попытаться трансформировать название - в пределах разумного - онты, аунты и пр. - ничего славянского не получается.
Отсюда делают логичный вывод, что это не самоназвание и оно пришло из других языков.
Рассмотрим варианты.
--
Сарматская версия.
Г.В. Вернадский предполагает, что название "анты" происходит от названия "асы" и восходит к сарматскому "равнина". Версия кажется несколько странной; впрочем, если авары тоже относятся к сарматам (не зря племя аварцев живет рядом с осетинами), то какая-то трансформация могла быть.
--
Тюркская версия
В свете существующих представлениях о том, что "древнебулгарская ветка тюрок" пришла в Причерноморье в начале эры, не могла не появиться тюркская версия о происхождении названия "анты" (от "анда" - побратим, друг) . Однако я как-то склонен предполагать "непрерывность народов". То есть, вряд ли "пришла волна тюрков, потом волна угров, потом опять волна тюрков, потом волна монголов, потом опять волна тюрков" - все-таки народы не живут в вакууме и не являются твердым телом, они состоят из отдельных людей и родов, которые оседают, смешиваются, вливаются в другие народы, и если только угры не возникли из смешения тюрок со славянами или сарматами (а язык как-то это не подтверждает), то уж скорее надо искать предков антов среди угров ("второй волны"), нежели среди тюрок.
--
Греческая версия.
При этом меня удивляет, что историки прошли мимо очевидной версии об "ант" и "анти" - из греческого языка. Все источники об антах - греческого происхождения, так что вполне это может быть не самоназвание, а перевод названия на греческий.
Правда, сочетание названия "анты" почти во всех источниках с названием "склавины", которое, скорее всего, все-таки самоназвание, заставляет думать, что и "анты" является собственным наименованием народа.
--
Угорская версия.
Как я сказал, скорее всего, гунны представляет из себя смешение бежавших в район именьковской культуры зарубинцев - с местными уграми. Жизнь угров и славян очень тесно переплетается, причем, задолго до прихода угров в нынешнюю Венгрию. Это подтверждается и наличием таких общеславянских слов, как "истина" (в венгерском бог - Isten), пустыня (в венгерском поле - pustin) и многих других, явно возникших в славянских языках давно, но имеющих в венгерском языке более "базовые" значения, что скорее объясняется общими предками, чем поздними заимствованиями. А потому любопытным является совпадение названия "анты" с названием угорского народа "ханты" (отпадение звука Х - совершенно обычное дело)
Отсюда никак не следует, что анты и ханты - один народ, но что название могло быть получено и теми, и другими от угров в период жизни на Волге - вполне может быть.
--
Финская версия.
После Угорской логично выдвинуть и финнскую версию. Антаа - "дар, дарить" по-финнски (аннетама - по-эстонски).
Замечу, что финская версия отличается от угорской. С финнами у славян тоже достаточно много пересечений в языке (а с эстонцами - и по гаплогруппам), так что финское происхождение названия "анты" куда более вероятное, чем финское происхождение названия "русь" (как, якобы, финны называли шведов - строго говоря, "руотси": если в состав антов могли входить сами финны, то в состав руси они точно не входили, а взять у соседей название народа, к которому сами посылали послов и общались непосредственно - как-то более чем странно).
--
Славянская версия.
Ну, и все-таки остановлюсь на славянской. Существующая этимология от "венедов" сомнительная (венеды скорее преобразовались бы в вятов), но зато возможно появление антов от энетов - более древнее население Малой Азии, предков и венетов, и венедов. Впрочем, возможны и последовательные преобразования: из венедов (написанных у Птолемея как "оуэнеды") в венетов, отсюда в вятов (с преобразованием ен-я, обычном в славянских языках - вернее, славянский дифтонг "я" греками как правило записывается как "ен"), а от вятов - "оуантов" - в антов.
Правда, возможна и версия, о которой я уже говорил. Аттила (кстати, в осетинском Аттиия - "край") в новогреческом читался бы как "антила", сдвоенное Т перешло в греческом в "нт". Тогда анты могут быть изначально "атты", попав в таком виде в греческие источники, были затем (в поздних списках) истолкованы как "анты".
Наконец, надо признать, что, возможно, причисление антов к славянам тоже не вполне правомерно. Не факт, что мы правильно отождествили антов с Пеньковской культурой, но если так - там достаточно много трупоположений, что для прочих славян не характерно.
И я бы скорее рассматривал версию родства антов и авар (а войну антов и авар - как обычную междоусобицу)