Часть 1. Экскурсия в последнее произведение Клауса Херрмана "Золотая маска" (изд. в 1976 г.) и г. Берлин 1924-1929 гг.
Немного о писателе и золотых двадцатых...
Знал ли я, этих людей. Сон или кошмар?
Подоплёка романа.
Предупреждение от Клауса Херрмана и его прощание с читателем.
Часть 2. Жизнь и творчество Клауса Херрмана. Библиография.
Второй рейх. Наследство буржуазной культуры. Детство и юность.
Второй рейх. Учёба и работа.
Второй рейх. Критик и драматургия.
Третий рейх. Волчий билет.
Третий рейх. Авианалёт на Берлин.
Третий рейх. Личная жизнь.
Третий рейх. Кто же ты Луиза Ринзер? Жена или шпион?
Германия, послевоенное время. Творческая и литературная деятельность.
Германия, послевоенное время. Немецкий фонд Шиллера.
Часть 3. Заключительная.
Буржуй.
В. И. Ленин, что мы о нём помним?
Коммунизм в принципе и его значение для Германии и других стран.
Информационная безопасность и цензура.
Товарищ и коммунист - буржуй, наносит ответный удар.
Теория возвращения всё таки работает.
Цензура - это не только СССР.
Нюрнбергский трибунал и цензура на книги и пьесу "Мёртвое время" Клауса Херрманна, есть ли связь?
Информационные вбросы.
Выводы и послесловие.
Введение или знакомство с Клаусом Херрманном.
В соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данной книге в полемических, информационных и в целях раскрытия творческого замысла автора приводиться цитирование из произведения Клауса Херрманна "Золотая маска" (1-е издание 1976 г.; издательство der Nation, Берлин, ГДР, комплект для освещения, 2-е издание, 1978 год.), взятые в основном из его обращения и послесловие к читателю.
"Консьержка снова начала ныть, вполголоса и без перерыва, она уже разговаривала не с полицейским, она разговаривала сама с собой "Я же легла спать вчера вечером, как только вышла из больницы, это было, должно быть, около половины десятого или десяти, точно не помню. И почему это должно было произойти именно ночью, когда моему мужу сегодня утром делают операцию, возможно, он уже лежит под ножом, если бы он был здесь, все было бы совсем по-другому, я не справлюсь с этим, нет, я не справлюсь, "Её лицо внезапно покрылось красными пятнами. Полицейский, светловолосый мужчина помоложе, с таким изумлением разглядывал пятна, как будто собирался их пересчитать, "успокойтесь, миссис Коваллик", - сказал он. "Вы же никого не убивали?". Но миссис Коваллик не слышала его, она продолжала, причитать...."[ Клаус Херрманн, роман "Золотая маска", Издательство der Nation, Берлин, ГДР, комплект для освещения, 2-е издание, 1978 год.]
Клаус Херрманн (4.08.1903 г. - 22.04.1972 г.) - успешный критик, скандальный драматург - пьесы, которого снимали с репертуара театра, хотя они вызвали аншлаг и до и после Второй мировой войны, писатель эссе, исторических и социальных романов, антифашист - книги, которого запрещали публиковать и печатать во времена третьего рейха, член коммунистической партии Германии (КПГ), активный участник движения по сопротивлению нацизму, генеральный секретарь Немецкого фонда Шиллера с 1957 по 1971 год. Просто человек, предупреждавший через своё творчество, что с нацизмом ещё не всё закончено: "чудовища из нашего прошлого ищут выход, чтобы попасть в наше настоящее и будущие...... а "танцы, вокруг золотого тельца", то есть жажда наживы и обогащения, несмотря ни на что, вернут не только их, но и шабаш ведьм [ Фашизм. В 1935 году в в СС нацисткой Германии был создан специальный отдел под названием Н - первая буква немецкого слова Нехе - "ведьма".] В конце концов один из самых когда-то популярных писателей в ГДР. Что мы о нём знаем? Почему информация о нём удалена почти на всех ресурсах?
Клаус Херрманн (Klaus Herrmann, 1903-1972 гг.), заложник своего времени или "из прошлого в настоящее..".
Пролог.
Эта книга написана, только благодаря записям Франца Хаммера[ Франц Хаммер, послесловие посвящённое другу и соратнику (стр. 442-448, романа "Золотая маска" Клауса Херрманна, комплект для освещения, 2-е издание, 1978 г.)] (настоящее имя), псевдоним Хаммель (24 мая 1908, Кайзерслаутерн - 10 апреля 1985, Табарц), которые вдохновили меня провести изыскания и обратить внимание на многие актуальные сейчас проблемы двадцатого века, в числе которых подмена сути понятий, информационные войны и важность сохранения культурного и исторического наследия. Краткую историю жизни Франца Хаммера - писателя, публициста, лектора, литературного критика и деятеля культуры, побывавшего в застенках гестапо Вы сможете найти в конце этой книги.
Часть 1. Экскурсия в последнее произведение Клауса Херрмана "Золотая маска" (изд. в 1976 г.) и г. Берлин 1924-1929 гг.
Немного о писателе и золотых двадцатых...
Забегая вперёд, нужно сказать, что книга "Золотая маска", была издана в 1976 г., через четыре года после смерти автора, только благодаря его друзьям и коллегам. Современники, ценившие и любившие творчество Клауса Херрмана, к сожалению, не могли в полной мере узнать его, как мастера социальных романов. Исторический период, в котором он жил сделали его произведения заложниками времени и места: полностью, запрещённый к изданию и публикации во времена третьего рейха и в более близкие к нам пятидесятые - семидесятые годы ХХ века Клаус Херрман, как и другие не эмигрировавшие из Германии писатели - антифашисты, был не актуален для немецкого общества произведениями об аморальности и катастрофичности фашизма, и ужасах творимых на оккупированных нацистами территориях. Издательства, не брали и вообще не печатали такие книги, ссылаясь на то, что на завоёванных территориях при любой войне, это просто неизбежное зло и данная тема не найдёт большой целевой аудитории не только в Германии, но и в других странах, кроме пострадавших стран Восточной Европы и СССР. Что фактически выявляет, имеющуюся тогда негласную обоснованную своими целями, к которым я позже вернусь, цензуру. Более популярна и предпочтительна в это время, была совсем другая литература, но всё же книги о преступлениях против еврейского народа или на тему немецкого сопротивления третьему рейху, издавались. Франц Хаммер писал, что поскольку значительная часть общества, тогда вообще не хотела слышать правду о фашизме, предпочитая всё это скорее забыть, Клаус Херрман, начал представлять всё в историческом свете, используя приём "из прошлого в настоящее", впоследствии эти произведения прославили его как автора исторических романов.
Книга "Золотая маска", основана на реальных событиях, производивших в 1924-1929 гг., также называемом золотые двадцатые (нем. Goldene Zwanziger) Германии. Как писал Клаус Херрман, который сам пережил эти годы в Берлине: "Я не знаю, кто придумал эту фразу о золотых двадцатых", я даже не могу назвать этого человека лжецом, скорее всего, он сам поверил в эту чушь. Что же было там золотым, кроме фасада? Безработные, в этот так называемый период экономического подъёма, во всяком случае, не получили ни пылинки от той позолоты"........ "Вы все лжецы! Вам следовало бы знать этот период лучше! Неужели у Вас всё было лучше, чем у других? Искренне этому рад. Но вы теперь знаете, каково было например мне, вы увидели это, я не скрываю этого от вас. Вы опять не хотите ничего знать и помнить, вы более искусны, чем я, вы хотите заблуждаться, и когда я сегодня говорю о своей жизни в те годы, вы оскорбляете меня тем, что не хотите, чтобы вам напоминали об этом. Ладно, я молчу, что с вами поделать!" 1
Если быть объективными, что в последствии подтверждает и сам автор, в эти "золотые" годы происходит сильный культурный подъём. Так на смену экспрессионизму в изобразительных искусствах, музыке, кино в Германию приходит традиционалистское течение - "новая деловитость", которое было скорее жизнеощущением эпохи, после революционных потрясений и военных лишений. В архитектуре продолжались традиции Баухауса: ведущие архитекторы Э. Мендельсон, Б. Таут, Э. Май и другие строили высококачественные сооружения для широких слоёв населения (жилой комплекс "Подкова", жилой квартал "Новый Франкфурт"). Крупнейшим явлением литературной жизни стал роман - коллаж Дёблина "Берлин, Александрплац" (1929). В Гамбурге и других крупных городах Германии получили небывалую популярность кабаре. Берлин стал театральным городом мира: пьесе, которая хотела добиться успеха на Бродвее, пришлось бы пережить перекрёстный огонь берлинской премьеры. Клаус Херрман в своих заметках об этом периоде, отметил: "......время, в котором разворачивается моё повествование, давно стало историей. Город того времени почти не имеет ничего общего с городом сегодняшнего дня. Берлин двадцатых годов имел совсем другой свет, не ярко - белый от неоновых ламп, а приглушённый желтоватый свет канделябров и красочных рекламных объявлений, пробивавшийся сквозь листву деревьев, и в нем были совсем другие женщины: они не были провинциальными, они не хотели любой ценой выйти замуж, уверенные в себе и независимые, они обладали обаянием, были элегантны, независимо от профессии, не были как сейчас модно говорить "секс-бомбами", но были настолько привлекательны, что без труда одержали бы победу над своими соперницами в Париже, Варшаве или Стокгольме"1. ".....Футбол и фигурное катание вошло в моду только в тридцатые годы. В то время был был только бокс, и велоспорт. Шестидневные гонки на велосипедах были одним из символом "золотых двадцатых" и часто вызвали недовольство берлинцев из-за скандалов со взяточничеством..... Астрология, ясновидение, вызывание духов и молитвы о здравии находили сравнительно мало верующих среди скептически настроенных жителей. Я прошу Вас не понимать меня превратно: это исторические факты, которые я не имею права скрывать, Я хочу описать и прославить именно тот город Берлин. Надеюсь я его не перехвалил.....Что меня волнует в Берлине? Я его не люблю, я это прямо всегда и всем заявляю. Я считаю глупым и сентиментализмом, когда люди утверждают, что любят Берлин или любой другой город, они любят только свои собственные воспоминания, которые они прославляют сиянием молодости, успеха, богатства или любви. У меня тоже есть свои воспоминания о Берлине, хорошие и плохие......Я уже объяснял, что глупо любить город: Точно так же глупо и ненавидеть город, Не город Берлин причинил мне зло, это были люди, не все, некоторые. И все же я не жалею, что встретил их. Как гласит индийская пословица? "Вытащи золото из пасти змеи!".
"Прошу простить меня за это личное замечание. Нет, ради города Берлина я бы никогда не написал книгу. Это не моё. Всё что касается меня, это люди. Они более чудесны, чем все города мира. Разве не удивительно, когда ты можешь находить себя в них?"1
Знал ли я, этих людей. Сон или кошмар?
Продолжая эту экскурсию, не могу не продемонстрировать мысли Клауса Херрмана, о людях описанных в его романе или тех, кто стал их прототипами. Надеюсь, что мне удастся передать его экспрессивность, манеру и краски речи.
"Прошло почти полвека с тех пор, как я встречался с людьми, о которых хочу рассказать... С тех пор в мире многое изменилось, но это нельзя рассказать несколькими предложениями. Я упоминаю об этом только для того, чтобы подчеркнуть, что действие моей истории происходит в эпоху, столь же далёкую уже от нашей, как и в прежние времена, когда люди жили в пещерах и им угрожали драконоподобные чудовища...... Однако, если читатель обратит внимание на этот намёк в моем рассказе, то есть на открытие пещер и драконов, то все кончено - и это в конце концов, его дело. Я, во всяком случае, ухожу в отставку после этого предупреждения и предоставляю его самому себе1. Кроме того, я не собираюсь сначала намекать, симпатичны ли мне люди, о которых я рассказываю, или нет, хотя должны быть читатели, которые этого требуют. Симпатия и антипатия не всегда строго разделены: я иногда восхищаюсь тем же человеком, которого больше всего хотел бы убить, за его одно поведение или другое поведение, но может быть ещё и третье поведение, когда он становится для меня одним из тех бедных парней, которых нужно жалеть. Кстати, я ещё не убил ни одного человека, по крайней мере, того, о котором я здесь рассказываю, и поэтому прошу читателя никого не осуждать, если он ему не нравится, у него ещё достаточно времени, чтобы осудить его в конце книги. ......., у меня нет таланта судить людей, особенно тех, кто был мне близок..."1
"Но были ли эти персонажи действительно близки мне? И действительно, ли я столкнулся с ними в жизни? Я не хочу исправляться, уже для того, чтобы не вводить читателя в заблуждение. Конечно, я сталкивался со всеми этими людьми из моей истории, когда-то и как-то, но я давно потерял их из виду. И когда я вспоминал о них, образы, которые я сохранил, были бледными и нечёткими как пожелтевшие фотографии. Я взял ручку, оставим это, но будь то даже карандаш, цветной карандаш или кисть художника, я начал работать над старыми картинами и однажды понял, что они почти не имеют ничего общего с картинами моей памяти. Я предпочитаю признаться в этом в самом начале, чтобы потом никто меня не упрекнул. Но в глубине души я не жалею об этом, я даже рад, что люди, которых я знал, изменились в моей картине1...... Возможно, некоторые из них переехали и сейчас где-нибудь на островах в Южной Гренландии или в бразильских джунглях, но возможно они когда-нибудь и вернуться на Родину! И однажды я услышу в телефоне голос, который не узнаю: "Ты негодяй, что с тобой происходит, все мои разговоры, отношения, все, что я когда-либо делал, все, что я когда-либо делал и делал, все, что я когда-либо1 ..., ты опубликовал и это даже напечатали! Я зайду к тебе сегодня днём, и тогда мы поговорим!"1 Но я спокойно отвечу на слова муравья: "Эй, кто ты на самом деле? Этот Курт? Тот самый Гарри? Этот Гюнтер? Это уже правильно. Просто приди, старина, и скажи мне, чего ты от меня хочешь. У тебя были рыжевато - русые волосы ? Ты ведь был чёрным, а теперь твои волосы и правда кажись, уже седые, неужели ты совсем не в действительности, так сильно любил Трюд? Тебя не отправили в нокаут во Дворце спорта? Нет? Тогда твоё волнение мне непонятно. Но приходи сегодня, только после обеда, мы выпьем бутылку вина и поговорим о прошлом, потому что, очевидно, у тебя другие воспоминания, чем у меня......
Хорошо, я бы выпроводил парня. И все же у меня остаётся одно сомнение. Иногда в своих снах, я вижу Чертово колесо, которое после Первой мировой войны, стояло на площади перед вокзалом Фридрихштрассе [ С этого вокзала 30 ноября 1938 года, впервые отправили Поезд Фридрихштрассе или Поезд жизни, поезд смерти - на нем вывозили еврейских детей для усыновления в другие страны, разлучая их с родителями, при этом самым маленьким было от трёх месяцев, из одной еврейской семьи разрешалось вывезти только одного ребёнка (родители должны были сами выбрать - кого из своих детей спасать, а кого оставлять на смерть). А с сентября 1941 года, отсюда же, пошли поезда смерти в лагеря уничтожения: Ригу и Минск. К этому времени еврейским детям было запрещено посещать немецкие школы, общественные здания и мероприятия, пользоваться общественным транспортом, на одежду должна была быть пришита жёлтая звезда. На вокзале установлен памятник израильского скульптора Франка Мейсслера, посвящённый этим детям Германии и Австрии.] в Берлине, прямо напротив Адмиралспаласт[ Адмиралспаласт (нем. Admiralspalast), культурно - развлекательный комплекс в Берлине. Построен в 1910-1911 гг. в центре города, близ железнодорожного вокзала Фридрихштрасе, по проекту архитекторов Г. Швайтцера и А. Дипенброка на месте снесённой Адмиральской садовой купальни. Служил одним из центров досуга для горожан: включал обширный комплекс бань, крытую ледовую арену, помещения для спортивных состязаний, кафе, театр и др. В 1944 г. "Адмиралспаласт" был закрыт. Вновь открылся летом 1945 г. и вскоре приобрёл статус культурного центра Восточного Берлина.
], его разноцветные огни кружатся вверх и вниз, оно вращается с такой быстротой, что я не могу различить людей, сидящих в раскачивающихся гондолах. Но я точно знаю во сне, что это люди моего происхождения, они говорят мне что-то, чего я не понимаю, вероятно они ругают меня. Затем дьявольское колесо останавливается, и они выходят, Я медленно иду по мосту Вайдендаммер, но они идут за мной, им что-то от меня нужно, Они шумят и шумят, но не догоняют меня. У Бранденбургских ворот я наконец останавливаюсь и жду этих людей. Позади меня толпятся тени очертания их расплываются, угрожающе вырастают. Чего они хотят от меня? Их молодость прошла, их жизнь прожита, у них больше нет реальности; с людьми, а которых я рассказываю. Им нечего здесь делать, я киваю им, оставляю их и иду дальше, по Шлегельштрассе и дальше.........., до Курфюрстендамм" 1
Подоплёка романа.
Книга начинается с расследования убийства в гостинице, но по своему жанру, это достаточно тяжёлый социальный роман, в котором автор сохраняя ироническое отношение к своим персонажам, вытаскивает на обозрение читателю все тайны и "скелеты", описываемого отрезка времени, (Золотые двадцатые, нем. Goldene Zwanziger, 1924-1929 гг.), а также начинающуюся маячить грядущую катастрофу фашизма.
Главные герои сюжета в "Золотой маске" актёр Гарри Горде и рабочий Курт Мирус, каждый из них идёт по своему пути, оба после преодоления многих препятствий и неудач, обретают смысл своей жизни. Первый из них, сначала вообще не имеет симпатичных черт - амбициозное, аморфное существо; второй - застенчивый и неуклюжий, в последствии они окажутся сильными, сохранившими человечность людьми. В их круге общения, находятся также совсем не второстепенные персонажи, повествование о которых, идёт на протяжении всей книги. Как отмечал Франц Хаммер3, друг и соратник К. Херрманна:
"...здесь можно встретить самых разных людей, жаждущих успеха, таких как боксёр Венцель, актриса Гайда и танцовщица Бидо, бывшая протеже наследного принца, а также мужчин, женщин, девушек и даже некоторые "пляжные товары" и другие некоторые особенности "общества процветания" западного мира ...".
Клаус Херрманн пытается показать, золотые двадцатые годы Германии, которые он сам пережил в Берлине, в их истинном свете. Это период кажущейся стабилизации после прекращения инфляции и до начала Великой депрессии. Но так ли это на самом деле? Чтоб, ответить на этот вопрос, необходимо, всё же остановиться на том, что было перед этим "Золотым" периодом.
Сначала была Первая мировая война (1914-1918 г.), которая начавшись 1 августа 1914 года, завершилась полным поражением и капитуляцией Германии[ Первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств (две трети населения земного шара). Война велась между двумя коалициями держав - Антантой (Россия, Франция, Великобритания) и странами Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия; с 1915 года - Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария - за передел мира, колоний, сфер влияния и приложения капитала. Продолжалась 1568 дней. В ходе войны её участницами стал ещё ряд стран: Япония, Румыния и другие. Численность воюющих армий превысила 37 млн человек. Общее количество мобилизованных в вооружённые силы - около 70 млн человек. Протяжённость фронтов составляла до 2,5-4 тыс. км. Людские потери сторон - около 9,5 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых. Война завершилась полным поражением и капитуляцией Германии и её союзников, не разрешив возникших противоречий. (Пункт 4, 5 источников информации).
]: потери германских вооружённых сил, убитыми и ранеными составили 2 036 897 человек; потери мирного населения умершего от голода и истощения исчислялись сотнями тысяч. Во время Первой мировой войны, рабочим вменялась 12-часовая трудовая повинность, за которую вовсе не платили, а еду можно было получить только, согласно установленным нормам, которые постоянно сокращались и к 1917 г. составляли на человека 170 г муки, 18 г мяса и 7 г жира. Начало вырисовываться сильное недовольство общества социальной несправедливостью, поведением буржуазии и в целом федеративной монархией в Германии. Накануне, окончания войны, в результате ноябрьской революции (9 ноября 1918 г.) полностью сменилось правительство, Германия была провозглашена республикой и все правящие монархи, включая императора Вильгельма II, к концу ноября отреклись от престола. Новое правительство, которое возглавили Ф. Эберт и Г. Гаазе, подписало 11 ноября 1918 г. "Компьенское перемирие", закончившее для Германии мировую войну. Затем, по Версальскому мирному договору от 28 июня 1919 г., именно Германия объявлялась стороной, нёсшей единоличную ответственность за развязывание войны; она утратила все колонии и значительную часть собственной территории, а также 10 % населения, проживающего на 13 % собственной территории, утерянной в пользу Франции. Сильно были ограничены размеры армии и флота, на Германию возлагалась обязанность выплатить странам - победительницам огромные репарации. Фактически Германия выбыла из европейской и мировой политики, экономики и социального развития. В последствии, политики подписавшие мирный договор, расцениваемый в обществе как "национальный позор", подвергались преследованию и травле. В начале 20-х годов одни из них М. Эрцбергер и В. Ратенау были убиты, радикально настроенными боевиками. 30 декабря 1918 г. - 1 января 1919 г. по инициативе Р. Люксенбург и К. Либкнехта, на учредительном съезде в Берлине, созванным "Союзом Спартака" была основана немецкая коммунистическая партия (КПГ). С 1919 по 1923 гг в стране также сохранялась напряжённая обстановка: многопартийность и раскол в обществе, безработица (до 6 млн. чел.), голод, эпидемии, финансовая нестабильность, инфляция (на начало войны: 1 USD = 9 марок, на конец 1919 г. 1 USD = 40 марок, лето 1922 г.: 1 USD = 400 марок), а затем гиперинфляция (январь 1923 г.: 1 USD = 7000 марок, июль 1923 г.: 1 USD = 160 000 марок, август 1923 г.: 1 USD = 1 млн. марок, август 1923 г.: 1 USD = 4,2 триллиона марок). Города сотрясали народные волнения, их насильственное подавление и путчи (Капповский путч, Пивной путч, Рурское ввосстание и Мартовское восстание 1921 года), почти каждое из событий сопровождалось многочисленными жертвами. Это было время национального кризиса, время всеобщей озлобленности, голода, ненависти и призывам к насилию.
Международная изоляция, закончилась в 1922 г. Рапалльским договором с Советской Россией, начались развиваться экономические связи. Уже в конце 1923 - начале 1924 гг, в Веймарской республике (название Германии) произошло улучшение ситуации, она получила крупные кредиты и займы от США и стран Антанты, что привело к подъёму экономики и социальной сферы. Промышленники, долги которых обнулились, в следствии гиперинфляции объединились и начали оказывать влияние на политику правительства. В республику, пришла денежная и политическая стабильность, культурный подъём, которые в большей степени касались элит общества, а не простого народа. Голодную повседневность первой мировой войны и раннего Веймара в 1914-1923 годы, хорошо освещает детская немецкая считалочка ....