Это вторая попытка не-обзора. Собранные и дополненные комментарии к конкурсным стихам.
На этот раз я добавила авторские ответы на мои коментарии, если они по моему мнению позволяли лучше понять стихотворение .
По требованию авторов я готова как убрать их ответы или свой комментарий, так и добавить любые упущенные реплики и т.д.
Не относитесь к наличию комментария как знаку качества. Это всего лишь значит что
1) стих меня задел
2) мне было что по этому поводу сказать плюс-минус членораздельно
3) мне казалось, что автору мое плюс-минус высказывание может что-то дать
Так что многие заслуживающие внимания стихи остались за бортом. Прошу прощения у их авторов и если им важно услышать мое мнение, я очень честно попробую это сделать, но не сразу а медленно и вдумчиво.
Беленкова Ксения :Веселый таксик
Вселая и бесшабашная ода весеннему тАксикозу. Немного разносит на ухабах, но очарование бесшабашности от этого не теряется.
Шишкин Владимир Иванович : Вполне привычный суицид
Сограждане, снимите ваши шляпы. Сегодня мы хороним славный день. Чувство узнаваемо, но оттенки... по мне желчи слишком много, неоправдано много, а соучастия или сопричастности не чувствую - где Вы в этой картинке?
Привожу следующие комментарии, без них картинка не полна:
33.Шишкин Владимир Иванович(vladimischischkin@yandex.ru) 2009/04/30 20:19 ...Жаль, Лия, что Вы в этой картинке увидели только желчь, которой нет, но не увидели меня, который есть - среди народа на пляже, любующегося великолепным закатом... С уважением, Владимир.
37.Чернякова Лия (chertik_v_yubke@yahoo.com) 2009/05/01 08:50 ...Мне, честно говоря, тоже жаль, но вот "народ", который "был занят жизнью личной" вижу, а Вас - нет. Т.е. есть авторский голос за кадром, но автор это или чтец - непонятно. С другой стороны, автору виднее, а я могла чего-то и пропустить С уважением,Лия
38.Шишкин Владимир Иванович (vladimischischkin@yandex.ru) 2009/05/01 15:26 ...Лия, прочитайте мой четвертый пост. Я надеюсь, что Вы поймёте позицию автора. С уважением, Владимир.
Идея хороша, хоть и не нова. От подгона под рифму и ритм (которые слабо прощупываются) она на мой взгляд теряет. Думаю, ей свободней бы дышалось в верлибре, и слова бы спокойней легли (ну или не спокойней, а вернее)
Сразу приходят на ум письма римскому другу, не потому что похоже или одного уровня, а потому что это сложно дополнить... хотя вот ранняя Щербаковская "не труби глашатай..." вполне дополняет - она и по духу Вашему стихотворению ближе, наверное... Но все же ищет душа за что зацепиться и не находит, возможно потому, что давно уже не чувствую на себе дыхания и груза этой самой И...
Кого любимый, кого время, а кто и вообще не лечится. Стих ужасно обаятельный при всех его технических огрехах (а таких даже я вижу некоторое число). Обаятельный он именно в силу тепла, ума характера автора, который за ним (стихом) даже не прячется. Но вот ощущение что автор за мыслию бежит (не летит), не успевает подобрать мелкие огрехи, там слово случайное (правильного иногда долго ждать), там через порядок перепрыгнули. И ну его... или не ну? Я и сама часто так поступаю, поэтому мнения своего не имею (а и имею - не скажу:)
Утонченности не хватает для подражания японскому. И связи всего со всем, без нее и утонченности не будет, легких штрихов. Если бы не подражать, мог бы получиться куда более яркий и независимый стих - образы хороши, но они не оттуда и противятся лезть в чужую форму. Не надо их насиловать...даже временем:)
12.*Кантор Татьяна (kantor_tan@mail.ru) 2009/04/30 06:48 ...Утонченности - это вам не ко мне... Ах! Подайте нам тонкого сала на блюде, Чтоб слезою дрожало, и чтоб в связи со всем... :))
Стихотворение специально противоречивое. В каждом четверостишии первые 2 строчки колдовские (и плевать, что вышел месяц из тумана, туман тоже того, колдовской), а вторые 2 наивно-детско-реалистичные, не дают автору улететь на помеле. И ошущения от такого смешения реальностей у менйа тоже противоречивые - как ходишь и приоткрытой двери и заходить не хочешь, а вот возвращаться и заглядывать в проем - да.
39.Качур(kachurrmail.ru) 2009/04/30 21:14 ...возможно, оно нечаянно противоречивое...
Очень женский, очень нежный стих. Он так и ходит по бортику банальности, иногда и оступается. Ведь тут материя очень тонкая, если сильно дернуть, или нитку двойную взять, то ничего не зашьешь,а доверительность треснет по шву. С некоторыми словами, которые уже открыто несут весь возможный смысл (страшные, страдания и т.д.) я бы была поосторожней, они неважно уживаются с тонкой образностью.
Весь стих очень сочный и в то же время лиричный, сразу вспомнился Саша Черный когда обыденные и совсем не эстетичные куски жизни складываются вмесете в произведение искусства. Две последних строчки - действительно отдельные они не из этой стилистики и их выпадение подчернуто рифмовкой. Специально это получилось или нет, но действительно ощущение четкой разделенности мира, тйнущегося к весне всеми своими язвами и одного человеческого одиночества под серым дождем. Что не понравилось - это прах, лезущий из мира, на мой взгляд он тоже выпадает, но уж совсем некстати.
53.*Жуть На Ножках2009/05/05 15:43...это прах, лезущий из мира - а это оттого, что выбросили старого плюшевого медведя, из него лезет наполнитель... Что вижу, про то пою:)...
Я понимаю о чем автор (думаю, переход на национальные языки был болезненным, а там где не был, там все равно ситуацию постарались обострить), заражаюсь вдохновением с которым он описывает возращение, его верой. Но спотыкаюсь на "оклеветанный завистью" - увы, попытки упростить и выпрямить неимоверно сложные и запутанные линии судеб и ходы истории поэзии противопоказаны - по крайней мере таково мое глубокое убеждение. Впрочем, возможно и я что-то упрощаю в своем комментарии...
9.*Рахунов Михаил (mrakhunov@yahoo.com) 2009/05/02 18:42 ...Здравстуйте, соседка по Америке, Это стихотворение, прежде всего, о моем родном городе Киеве. И мне обидно, когда бездарная - именно так!- украинская историко-литературная элита клевещет на русскую культуру, ворует русскую историю и называет русский язык - языком воров и проходимцев. Вот в чем смысл последней строчки стихотворения.
10.*Чернякова Лия (chertik_v_yubke@yahoo.com) 2009/05/03 21:07 Вы знаете, я ведь Вам соседка не только по Америке, ... Так что последнюю строчку я поняла, но на мой взгляд все гораздо сложнее и запутанней, чем это представляется. Да и русский из Киева никуда не уходил, посмотрите хоть на Киевские Лавры, хоть на украинский сайт поэзии.
Тот случай, когда за эквилибристикой (блестящей)теряется открытость, искренность что ли. Здесь уже язык не несет по своим волнам, баюкает, навевает сны-откровенья, нет, здесь его (язык) гнут в дугу как раскаленный железный прут, а потом лупят по нему тяжеленным молотом. Ну что же, получается ажурная ковка, но... никаких откровений в ответ.
Приют Комедианта, неестественно смеющийся Пьеро... нет это, наверное кабачок в Харбине или Шанхае, с минуты на минуту приедет Вертинский, а пока... Антураж к этому стиху клеится сам-собой, не потому-что стих без него беспомощный, нет, но все же для полноты восприятия нужно вжиться в роль и обстановку, тогда все эти жаркие жертвоприношения и розы воспринимаются естественно. Но "мое" здесь все же другое - этот дракон, с былинкой, которых на луне, как известно, ни одной и с дыханием, превращающим приливы в шторма, он совершенно потрясающее видение. И еще осень, натыкающаяся на коряги - очень точно задает время наописания, когда еще оглядывешься на лето, но уже понимаешь, что пора подставить лицо зиме. Такое себе время заката, декаданс. Декаданс?
14.Ирэн С. Шумская (sh_uma@mail.ru) 2009/05/03 13:46 ...Декаданс?.. Maybe... Больше символизм, мне кажется. Впрочем,у каждого своё восприятие... У Вас приклеился вот такой "антураж"... А так,как смею предположить, что в Китае времён Вертинского Вы точно не бывали, попытайтесь, если интересно, понять, что такое "набегающий хрусталь". Тогда станет ясно, что его нет и не могло быть в Харбине... А за "моего" Дракона спасибо :)))
Хорошее стихотворение - что о нем еще скажешь? Вторая часть кажется более выдержанной и доведенной до авторской планки, чем первая по плотности дыхания, образов, мыслей. Хотя и понятно, что первая - своеобразный разгон.
Ох уж мне эти "клячи удачи" с перепончатыми крыльями, которые не боятся весеннего солнышка - опасные, видать штучки:) Такое ощущение, что автор намеренно создает настроение-наслоение весеннего ледохода, когда строчки-образы-льдимы наталкиваются, наезжают друг на друга так что аж звуки-осколки летят в разные стороны. А льдины эти конечо могут быть разными по форме-толщине-чистоте-и т.д. и даже совершенно из разных мест приплывшими. Некоторые мне очень по душе(солнце цыпленок, лед идущий по венам реки и он же-призрак черемухи), некоторые очень не(вот те же клячи-вампиры:), но это и не важно, важно общее ощущение - оно есть и достаточно очевидно, от него почему-то не захватывает дух как от настоящего ледохода... может речка неглубокая. Но стих тем не менее очень интересный.
Очень честная, хотя немного и напоказ-наперекор позиция, адекватно и энергично озвученная (хотя пятое и шестое четверостишия нуждаются в переосмыслении и, возможно переработке, они уж черезчур никакие). Импонирует присутствие автора в своих стихах вплоть до имени. Сама позиция автора мне представляется идеалистичной. Вопрос не в том приемлет ли поэт "жизнь без лишений в сытости", а в том приемлет ли такая жизнь поэта, и что с этим делать. И какова цена "приема", и готов ли челове (может ли) эту цену заплатить... Да много вопросов тут на самом деле одним махом их не решишь и даже не задашь.
Первые 3 строчки ох как хороши. Дальше... теряется индивидуальность стиха, а с ней и ощущение непосредственной радости и нежности, которое ох как непросто создать, а удержать и того сложнее. Оно ведь, знаете, и правда сложно сказать о своем счастье совершенно своими словами, не сбиваясь на впечатанные в подкорку обороты. Особенно, когда говоришь избирательно и об очень хрупком мгновении. Но пусть уж оно будет, это мгновение, так его хочется со-пережить (хотя у меня не сын, а дочь, но в остальном...)
Да уж, дигноз... в смысле "сестра, а может в реанимацию?..." похоже что тут все уже окончательно и в нескольких строчках разыгралась вся трагедия адекватная двум самоубийствам. Страшно больно, сама такое переживала - брр... эмоции захлестывают.
Первое четверостишие - шикарное, и кошка само обаяание и вишенки-малолетки чудо как хороши и настроение празничное. В общем, блестящая авторская работа Дальше мне не понравилось, показалось что автор кое-что допихал из ширпотреба, чтобы просто доукомплектовать набор советский, праздничный. А ведь так хотелось эксклюзивную корзинку:)
20.Ра (_ra_@rambler.ru) 2009/05/04 12:19 ...>Дальше мне не понравилось, показалось что автор кое-что допихал из ширпотреба, чтобы просто доукомплектовать набор советский, праздничный. Как ни странно, Вы в чем-то правы - действительно, была некая концепция: во-первых, присущие именно весне события, картинки, во-вторых, эти картинки должны быть цветными. И действительно, я эти картинки искал и умышленно включал в стих. Но, единственное, мне казалось, что я их "не пихал"...)))) И уж с чем точно не согласен: что это - "ширпотреб". Знаете, я вчера впервые в этом году увидел полянку с одуванчиками, и, как всегда, был весьма рад увиденному...)) А, главное, пожалуй, впервые в этом году у меня возникло ощущение весны...)) >А ведь так хотелось эксклюзивную корзинку:) Ну, простите меня, Лия: я ведь не волшебник. И, откровенно говоря, не очень-то и учусь...))
Очень интересно стихотворение. Не мое, наверное, потому что много раз про себя это уже продумала и раскрасила в собственные цвета. Но мысль достойная выражения и образы-иллюстрации подобраны хорошо... А может, потому и не мое, что все уже решено заранее и нет динамики, поиска истины прямо здесь, прямо на месте, нам показывают готовый результат? Плохо ли это? - нет. Хорошо ли?
Это не просто "очень мои" стихи, это еще и "мои" стихи с "моими" по ощущению авторскими находками (точными пропаданиями, танцем на грани и ужасом паденья за ней). И еще это подкупающие своей честностью и нежеланием прихорашиваться стихи. Оттого в них хочется посмотреться как в зеркало - вижу свое почти детство, девочек-хиппи со всей метафизикой жизни и смерти на рваных подошвах. Ох как я тогда им завидовала... да и сейчас, думаю, тоже:)
Для того чтобы держать себя на грани 4 раза в сутки маловато будет? Или есть определенная магия этого числа, связанная именно с этой гранью? Красивый образ в начале сразу же настраивает на музыку аквариумного "равноденствия" - и, думаю, не ошибочно. По крайней мере именно такой песней оно мне и звучало все стихотворение. Очень легкая песенка и легкий же от нее после ветерок остается.
И где-то в алом сиянье розы Рождалась буря семи ветров.
Очень хорошие строчки, жаль что они тонут в нарочитости остальных, такое ощущение, что к ним нужно другое стихотворение, и закольцовка в конце не спасает, увы.
Долбышева Ольга Николаевна (olga777dol@mail.ru) 2009/05/04 05:28 ... Смысл стиха - передать связь человека с иными мирами и влияние этих миров на его судьбу. Но, если подгонять весь стих под эти две строки, то смысл получится совсем другой...
Что сказать. Я тоже помню. Первомайскую демон(!!)страцию, и ужас, и ложь. А по рассказам друзей-киевлян еще и многое знаю о последствиях, а чего не знаю так даже и боюсь заглядывать. Вы подняли очень страшную тему, поэтому говорить о достоинствах-недостатках стихотворения не хочется и не можется, но и молчать не получается, потому что и я, и обо мне.
Кроун Рита2009/05/02 11:18 В и-нете есть фотографии Припяти двадцать лет спустя после аварии. Рекомендую взглянуть. Жутковатое зрелище. Заставляет задуматься о ценностях мнимых и подлинных
Получился стих заговор, или стилизация под заговор. Почему стилизация? Потому что непонятно чего хочет "заговорщица": счастья (с миру по ниточке на непрочную рубаху), любви (которой не просит) или понимания (и если просить, то почему сразу уходить?). Мне стих скорее понравился, но колдовать им лично я бы поостереглась - результат совсем неочевиден:)
16.*Кручинина Ольга Владимировна (kruch_o@e1.ru) 2009/05/02 08:42 ... Да, скорее это стилизация, хотя, я уверена, если стихи пишутся искренне, то они сбываются... В таком случае грань между стилизацией и заговором весьма призрачна... Детальный разбор, подобный вашему,я никогда не проводила. Мне этот стишок видится( читается) и так достаточно лаконичным...)))
Понравились 2 первые строчки и очень понравились 2 последние. Про крапленый билет мне не совсем понятно, как и про Феникса из руин(это скорее всего неточность, руины не пепел). Обилие заглавных мне кажется ненужным, идее симпатизирую, она, собственно, четко звучит в последних строчках. Над серединой бы подумала, в ней вполне есть место для расширения смысла вместо плюс-минус повторения.
10.*Альциона (Pirro23@mail.ru) 2009/05/02 10:49 ... Заглавные мне кажутся вполне оправданными, поскольку, например, те же Шут и Маг взят по аналогии с картами Таро, а значит, могут быть написаны только с заглавных. ..
Интересное решение с точки зрения формы. С точки зрения содержания - мягкое и ненавязчивое, как старая добрая авторская песня, стихотворение. Последние 4 строчки-итог мне показались лишними, но, может, я и неправа.
Стих очень эмоциональный, строится на кажущихся пародоксах и засчет этого "здравый смысл" усыпляется, а чувства сразу пускаются вскачь на волю. Тот-кто-меня-не-ждет, но почему-то приходит с первым дождем, забирает с собой зимние воспоминания и уходит как только небо прояснится (или его прогоняют?) - для меня так и остался фигурой загадочной. Причем такое ощущение, что вот-вот поймешь, но поздно, все уже прошло, небо ясное и все тайны остались там на границе холода и тепла. Наверное еще вернусь - неразгаданные загадки манят.
Совершенно сказочные, легкие и очень теплые стихи. К ним так и хочется рисовать картинки полупрозрачными красками. А еще читать детям, чтобы они тянулись как трава к весенним снам. Из особенно понравившихся образов - сны, которые зимовали у печного бога за пазухой (хотя и на печи никто уже не спит, но все становится на места само собой) и чаща, украденная воронами у звезд(хотя почему зимой у звезд?)
Красивая домашняя зарисовка-наблюдение. Мне понравился дождь, ступающий по-кошачьи в соседстве с кошкой, которая от него прячется (и смывает следы). Но такая зарисовка требует неимоверной точности, честности и собранности (она не только на это претендует, но и в основном так оно и сеть). С этой точки рассмотрения строчки: И капелью с моей крыши Принялся в порог стучать. - Кажутся несколько небрежными.
" усеял МНЕ постель" - тоже, но в меньшей мере, потому что в них описывается что-то необщее, штрих только этой зарисовки, этого момента, как-то так
Первые две строчки сразу располагают. Дальше начинается игра, в которую мне почему-то играть не хочется. Почему? Не знаю пока, не хочется и все. Вроде бы и сюжет очень близок, и приметы-стрелки заботливо и умело нарисованы-расставлены(читатель, не заблудись), может, потому что знаю что должно ждать в конце и боюсь обманываться? - не знаю. И только последние строчки (да вот же оно) возвращают расположение. В общем смятение чувств и раздрай как итог - если автор такого добивался, у него получилось.
Интересное стихотворение, интересный ход мыслей, необычный. В общем, то что красота растет из праха ны все знаем, но боимся как правило произносить. В общем, смысл, конечно, в последних строчках, т.е. все понимая и не смотря ни на что, автор любит весну, немыслимые обещания и не готов с этой любовью расстаться - такая любовь мне очень даже импонирует. Чего же не хватает лично мне в этом стихотворении? Вполне возможно своей рассудочностью и почти академичностью автор месшает мне со-пережить его метания и разделить его выбор?
Что за привычка удалять стихи? Вот помню, что было хорошее стихотворение, непохожее, свое, а комментировать пустую ссылку не могу. Ну да, автор сам себе хозяин
Вот и мое неповоротливое перо никак не успевает за этим стремительным стихотворением. 3 и 4 строчка сначала кажутся неточными - хотя понимаешь, все так и сеть, рождение жизни происходит на фоне крушения прежнего прядка (самоубийства льдов и сосулек). И все же оптимизм и приветствие новой жизни преобладают, хотя грусть, на самом донешке, ну как без без нее?
Вероятно, хорошие стихи. Но откровенно "не мои". Вроде как слушаю и киваю: "да, да... ну и что?" И поспорить не с чем, и придраться не к чему, а ничего более усвоения прочитанной информации со мной не происходит. Почему так?
15.Корешкова Евгения Витальевна (rella@km.ru) 2009/05/05 00:35 ... Наверное, потому ,что нельзя угодить сразу всем.Сколько людей, столько же и разных жизненных позиций. Здесь и не ставилась целью нарочитая красивость, навороченность или заумность. Просто рассказ и все. Репортаж, если хотите. Констатация фактов. У меня стихи пишутся сами, я никогда не считаю слогов,не выбираю размер и не задаю ритма заранее. Править -правлю, но потом,когда много, когда не очень. У меня сейчас чужой комп. Выйду на свой, выложу что-нибудь иного плана,если Вам хочется образов, где-то что -то было и такое. А пока -увы, просто репортаж. Проза в рифме.
Я бы назвала стих не "печаль", а "смятение". Потому что именно такое чувство остается после прочтения. Стих неровный, но есть строчки-жемчужины, и их достаточно много. Причем, как мне кажется, при прочтении у каждого они будут свои и у всех разные, но обязательно будут. Как это характеризует стих - пока не знаю, но характер у него есть, это точно.
Я не солгал, А опять не понят вами. - на мой взгляд это самые точные строки в стихотворении. В общем, к другим строчкам особых претензий нет, и настроение они создают, и человек за ними просматривается, из 60-х годов человек, из той романтики, но в этих двух - прямо крупный план, этот план мне симпатичен, остальные вполне понятны и оставляют скорее приятное впечатление, чем нет
30.Скляров (skljarovov@mail.ru) 2009/05/04 02:15 ...''Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить...'' Я рад, что те строчки Вам по душе. Меня главным образом, тогда волновал музей, становившийся баром... :( ... А настроение такое, что... :( Слово ''кощунство'' некоторые румяные молодые люди не совсем понимают даже со словарём. Но всерьёз напрягают меня именно люди, знающие точно смысл слова. Их кайф страшным мне представляется. Мало ли старых досок с полустёршимся живописным слоем дуром погублено... Бочку огурцов там ею накрыть, или печку сухой деревяшкой растопить - эка невидаль... Нет, челосов таких ''вставляет'' именно судорога болевого шока в чьих-то верующих глазах, при виде иконы под копытом... ''У Греческом зале, у Греческом зале...'' Смешные старушки.
Я попробую распутать (ну или наоборот кошaчьей лапой...:) Нить, путевидная, она же судьба. А когда много раз проходишь мимо своей судьбы, дороги не сбываются, нить путается, это уже лабиринт, а судьба или страх этой судьбы и есть тот самый... Но ведь есть еще универсальный лекарь-время. Оно все осторожно распутает, смотает в клубок, даст в руки сердобольной Ариадне, а та уж позаботится о макраме - кружевах, получится узор любви как он есть, прекрасный и жестокий, замешанный на самопожертвовании и предательстве, надежде и смерти, вот уж где все сойдется в одной точке. Ну и конечно, ниточка выведет на небеса, но уже Ариадну...
Без ответа мы мерзли в мечтах, Только снами себя согревая, - эти строчки мне очень понравились. В целом красивая идея, но изложена она неточно как-то и поэтому утекает сквозь пальцы, душа и взгляд ни на чем не задерживаются... кроме этих строк
Полнокровное, крепкое стихотворение. Почему-то оно мне переклинулось с прочитанным на этом конкурсе стихотворением Михаила Брифа. Наверное той сказочной, еще языческой традицией одушевлять предметы и явления природы... а когда не одушевить, то ледяное ожерелье, подаренное Морозом(вот где одушевление прячется) превращается в алмазную россыпь капели, впрочем, жить этим алмазам недолго - до ближайшей лужи. Потому так органично слышатся в нем неизвестные мне ранее(каюсь) слова - они здесь родные и по смыслу и по звучанию, и по антуражу. И все же если в стихотворение Брифа есть затаенная грусть и философская грань жизни-смерти, то в этом стихотворении никакого такого двойного дна нет (а жаль). Тут сценка скорее бытовая - пересчет валюты, зелень почек нынче ценится куда выше, чем все драгоценности уходящей зимы (и правильно, согласно кивну я). И все же это жаль - уж вроде чего еще, стихотворением можно радостно и с упоением дышать, как экологически чистым воздухом. И как всякая вкусная и здоровая пища оно мне бысто приелось. Может, потому что не тянет лично меня к здоровому,а подавай чего поострей, с гранями, срывами, конфликтами не на жизнь, а на смерть? В любом случае это мои личные предпочтения с качеством Капели никак не связанные.
11.*Будяк Иван Леонидович (ivan-budyak@yandex.ru) 2009/05/04 07:47 [ответить] >>10.Чернякова Лия > Наверное той сказочной, еще языческой традицией одушевлять предметы и явления природы
...да, я почти всегда в стихотворениях одушевляю явления природы, да и саму природу тоже. даже чаще и охотнее, чем людей :-) спасибо. >И все же если в стихотворение Брифа есть затаенная грусть и философская грань жизни-смерти, то в этом стихотворении никакого такого двойного дна нет (а жаль). Тут сценка скорее бытовая - пересчет валюты, зелень почек нынче ценится куда выше, чем все драгоценности уходящей зимы (и правильно, согласно кивну я).
двойного дна нет, потому что целью была зарисовка с натуры, морализаторство и философствование изначально не предполагались. за двойным и более дном - пожалуйста: см. "Рыбьи сны", ту же "Бессонницу" и другие стихотворения. "Капель" же просто другого плана вещь. а вот с "бытовой сценкой" я позволю себе категорически не согласиться: пересчёта валюты тут нет и не было. почки здесь только подчёркивают, добавляют штришок к образу хмурого спросонья леса, Лия. представьте, как он снова и снова пересчитывает едва набухшие почки (во время капели листьев ещё нет), недовольный оттого, что его всё вокруг так беззаботно отвлекает. он насторожен, он смотрит исподлобья, но какой он рачительный хозяин! как ему дороги эти маленькие будущие листья, как он трогателен в своей отцовской заботе! тут важно то, что даже мокрый и неприветливый лес на самом деле нежен, просто он слишком хорошо знает цену каждому листочку, которого он ждёт. он боится заморозков. Вам знакома отцовская забота, с виду даже грубоватая, но такая искренняя и сильная? тут ведь об этом речь, и два первых четверостишия (безусловно важные и яркие - надеюсь - сами по себе) подводят к центральному в стихотворении образу мартовского леса, каким я его увидел. поэтому и "барыш" в сочетании с "кержаком" отсылает к ценности, а не к цене. >И все же это жаль - уж вроде чего еще, стихотворением можно радостно и с упоением дышать, как экологически чистым воздухом. И как всякая вкусная и здоровая пища оно мне бысто приелось. Может, потому что не тянет лично меня к здоровому,а подавай чего поострей, с гранями, срывами, конфликтами не на жизнь, а на смерть? я Вас понимаю, потому что знаю многих, кто считает так же (не о "Капели", конечно, пишу, о стихах вообще: им стихи без надрыва кажутся пресными). однако авторская позиция состоит в том, что в пейзажных зарисовках надрыв, грани и конфликты (как и второе дно, кстати) не нужны. в данном стихотворении я попытался схватить в капели самое яркое: то, что меня привлекло и наиболее запомнилось, запало в память. искусственные эмоции в пейзажной лирике мне не очень понятны: природа по определению мудрее человека, и надо обладать большим талантом, чтобы хоть немного суметь передать то, что видишь. да и капель не шторм или извержение вулкана, чтобы там были уместны срывы и конфликты. я стараюсь руководствоваться бритвой Оккама в пейзажной лирике - за редкими исключениями, когда природные явления намеренно низводятся до метафор/аллегорий. данное стихотворение, конечно, не относится к таким случаям.
Мне очень понравилось это стихотворение. Хотя Муми-дол мне совсем не близок, читала в детсве книжку, не особо прониклась, бывает. Но воспоминание о разводе родителей, детской трагедии и тревожный взгляд из этого воспоминания в свое личное будущее очень тактично и естественно в этот Муми-Дол вплетены. Настолько, что не моя сказка становится моей, и не моя трагедия, и не мое будущее - тоже. Но Муми-Дол - это скорее зима, воспоминания, сны, мечты. Весна приносит совсем другие образы, уже не сказочные, но не менее притягательные, хотя это уже другая эстетика... Мне кажется, или автору действительно не хочется просыпаться, а хочется так и умереть в счастливом сне в своей детской сказке?
Хорошие стихи - врач не поможет. Влияние Высоцкого очень четко видно, даже ритмически, но лично мне не мешает. Закопайте меня по весне на лугу, Может, я прорасту в радугу... - вообще замечательные строчки, хотя там и еще есть, но эти просто в душу запали.
Интересное стихотворение, звонкое. Слова как капель (хоть март уже и мертв)... Может, это еще ме май, а только апрель?
17.Хохлюшкин Игорь Леонидович (ilx 123 @ rambler.ru) 2009/05/03 19:51...По-моему у весны есть только март и май.Апрель - ни то, ни сё... где-то междуними, в оттенках...
Я абсолютный профан в переводах. Но мне показалось, что все японские образы и персонажи сохранены, а вот колорит привнесен другой... Может потому что туда прокрались уж совсем не японские кукушки и петухи и есть подозрение, что и лисы тоже того, перебежчики?(или оборотни:) Хотя опять же, японская культура всеядна и все присваивает, и наших лис с петухами тоже. Это не плохо, нет, и даже я, ничего в этом не смыслящая, могу вспомнить ну хоть переводы Шекспира Пастернаком... Но там все же мировосприятие ближе? В любом случае, на мой взгляд получилось очень хорошее стихотворение, стилизиванное под японское.
8.*Aарон К. Макдауэлл (mcdowell@mail.ru) 2009/05/05 15:15 ...Это стилизация, на самом деле. ...Лисы - честные кицунэ :) В японском фольклоре эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями. Главная среди них - способность принять форму человека; лиса, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста. Кицунэ чаще всего принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки. Петух и кукушка также не являются для Японии чем-то неизвестным :) Более того, именно надрывные звуки голоса японской кукушки, что хвалит волшебное оперение петуха онагадори, заставило соловья из басни стыдливо сбежать в Китай, и петь там императору - если верить Андерсену :)))
Но по кому склонилась ива, От коих дней, до коих пор... - хорошо
И корни сумрачного света, И ветви осиянной тьмы, - просто замечательно То о чем говорится в стихотворении мне очень близко и важно, а то как это говорится, кроме приведенных выше строк, не задевает
2.Левако (vakole@E-mail.ru) 2009/05/04 13:53 ...В оправдание: сонет - как бы три горба (пика) на фоне "горизонта событий". Они-то и должны "задевать". Жаль, что не выявился третий - первый. ...
С планетой пора что-то делать - менять? Потому что и у меня та же петрушка. Хотя... если "тел сплетенье - обычный городской пейзаж"... хмм.. а не переселиться ли мне в NY, у нас за такое сразу в кутузку:)
15.*Дина2009/05/04 04:11 ...Но этот городской пейзаж не в Нью-Йорке, а в Филадельфии, но переселиться или хотя бы в гости - можно :)
П.С: Ловлю автора на слове - пусть потом не отпирается
Стихотворение мне понравилось, хотя трагедия этого поэта мне не совсем близка, но понятна. Первое четверостишие - самое сильное (особенно "и строка повторится" дважды - точнее того что происходит, пожалуй, не передашь). Остальные два четверостишия тоже хороши, но для меня там слишком много пафоса-надлома, тема-то ведь очень тонкая, легко передавить.
Честное описание возвращения, по себе знаю. Немного затянуто на мой вкус, хотя, конечно есть "послевоенный над веревкой волейбол", но там картины колоритней и поданы ярче. Про Мегаполис-счастье одиночек мне понравилось, хотя точно ли это так сказать не могу, но автору почему-то верю.
Интересное стихотворение. Автор-таки умница (хотя, возможно, и красавица), так что стихобичевание можно отложить, и заняться более интересными делами... например, посмотреть вокруг:)
Резкое, неровное стихотворение. Правду, оказывается, говорить не всегда легко, а местами, совсем неприятно... Хотя, может, это и не вся правда, а только ее часть. Из понравившегося: Музыкой в наушниках Я от этого мира отнят. Из непонравившегося... много, увы. Похоже что автор не удержал удила эмоций и понесся по колдобинам, сочувствую и понимаю, но принять не могу.
Интересный сюжет задумала весна и преподнес автор. Хотя две последние строчки... поосторожней надо бы с актами:) В целом не моя энергетика и совсем не мои образы, но настолько необщее выражение лица, хоть иногда и простоватое, что пройти мимо этой постановки невозможно.
4.*Тищенко Виталий (vitaliy.t@list.ruICQ: 393 797 833) 2009/05/04 00:15 ...В этом и был весь смысл: не возвышенные чувства принизить, а вот такие "акты в подворотне" хоть как-то облагородить :)
Красивая картинка и красивый пейзажный стих. Исколотый стрижами небосвод, мне очень понравился. Но для меня стих так и остался картинкой, никаких эмоций, мыслей, воспоминаний не разбудил, скорее даже усыпил. Возможно, мы с автором просто смотрим на мир через прзму совершенно разного опыта, а может совершенно разного ищем в поэзии... не знаю.
59.*Ильина Ирина Игоревна2009/05/04 00:15 ... Я думаю, что чувство покоя и радости, которое я сама ощущаю на берегу нашего моря, мне все-таки передать удалось.
Как-то пролетела мимо этого стихотворения, когда первый раз читала. Думаю, потому что оно очень тихое - не бросается ни в глаза, ни под ноги, не хватает за рукав, "не важно, больно ей или не больно", оно просто ждет своего читателя. И дождется - точные, хотя и неяркие образы подчеркивают его внутреннюю силу. А ведь сколько отваги нужно, чтобы открыть окно и поменять иглу на луч (ту же иглу, только солнечную).