Яворская Елена Валерьевна : другие произведения.

Кратко. Весенняя "Буквица"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор завершен.

   Идейно-тематические ограничения, определенные в дополнениях к правилам весенней "Буквицы", сделали конкурс по-настоящему весенним. Поделюсь личным наблюдением (понимаю, что далеко не все со мной согласятся, ну так это и к лучшему - единодушие в разговоре о поэзии настораживает): авторы, выбирая стихотворения для участия в конкурсе, отдают предпочтение - возможно, неосознанно - работам, которые могут растрогать жюри. Диапазон - от мелодрамы до трагедии. Да только вот для жюри очередная история о том, как любовь вновь волнует кровь, или о том, что вчера были розы, а нынче - морозы, - истинное испытание. Ограничения нынешнего конкурса задали иное направление авторскому поиску - и... Конкурс порадовал истинно весенним разнообразием. И даже весна (дань ей отдали многие конкурсанты) чаще представала перед читателями эпатажной дамой с непростым характером, нежели традиционно нежной девой. На этом преамбулу позвольте закончить. Перехожу к творческим работам.
  
  КРИВЧИКОВ К. ВРЕМЯ ПАГАНИНИ
  
  Первая же рассматриваемая работа - о весне. Именно о такой весне, о какой я сказала в преамбуле: весне эпатажно-яркой, свободной (и освобождающей) от условностей. 'Время Паганини' - так определил настроение своей работы автор. 'Весна по Фрейду' - определила тему я, читатель. И пусть взгляд на весну как на время раскрепощения природы и людей далеко не нов, автору-имиджмейкеру удалось придумать для весны иной гардероб, иной макияж, может быть - даже иную походку - и это уже весна, с которой мы никогда прежде не встречались. А хочется повстречаться? Безусловно! Ведь все мы - немножко экстремалы. С первой же строки автор задает (и поддерживает) такой бешеный темп для читателей - спутников весны, сопровождающих ее в вояже по разным странам, что некогда оглядеться, успеваешь заметить только то, что бросается в глаза... Может быть, как раз то самое, что и хотел показать автор-гид? И даже некоторые далеко немолодые рифмы вдруг расцветают, а рифмы-новички ведут себя уверенно. Что еще добавить? Состоялось!
  
  ЗЛАЯ ДЕВЧОНКА. ВЕСЕННИЙ НАСТОЙ
  
   Ах, какой замечательный рецепт! И какой коллектив его готовит!
   Стихотворение убедительно с первой же строчки, с первого слова... 'Собран...' - многозначительно! Собран - серьезен и целеустремлен. Собран - собрался уходить. Между тем сбор, подготовленный Февралем - основа весеннего настоя. Удивительно богато смыслами одно только слово!
   Спокойный Февраль, взмокший непоседа Март, насмешник Апрель, для которого и был приготовлен 'напиток бодрящий', задумчивый и мечтательный Май - труженик и творец... Не просто метафоры и даже не просто символы. Зримо. Воображение и эмоции в ладу друг с другом. А ведь не сработай хотя бы одна метафора - и стихотворение превратилось бы в натуралистическую констатацию общеизвестных фактов. Такого рода феномены Иван Ефремов называл 'лезвием бритвы'. Нелегко, ох, нелегко ходить по лезвию - и не сорваться. Автору - удалось.
  
  ХОХЛЮШКИН И.Л. МАСКАРАД
  
   'Ничтожный бархат' (мы-то привыкли, что если бархат, то всенепременно роскошный) - доказательство, что автор умеет мыслить парадоксально. Мне представляется, что именно парадоксы и совершенно неожиданные образы типа 'оделся в Лермонтова вечер' делают стихотворение интересным, но... Вот уж это досадное 'но'! Слишком многое заставило меня недоумевать. И первое - это эпиграф. Строка, произвольно вырванная из патриотической аллегории Блока, в моем сознании никак не связывается с любовной драмой лермонтовских Арбенина и Нины. Возможно, творчество Лермонтова и творчество Блока сближаемы по каким-то признакам, но автор, думается мне, такой задачи не ставил. В триумвирате Блок-Лермонтов-автор Блок явно лишний. Далее. В первой и второй строке автор старательно разворачивает метафору, центр которой - слово 'глаза'. Но мое читательское воображение воспринимает эту метафору самым курьезным образом, по-своему изображая глаза, которые 'вылетают из оград, как птицы из тенет, и бьются в стекла людной залы'... Следующий момент. Однажды я уже грустно высказывалась, что подсознательно все мы испытываем воздействие так называемой попсы. Читаю у автора: '...где музыкой меня связали // виолончели и кларнет'. Вспоминаю: 'Музыка нас связала, // Тайною нашей стала...' Если 'проворные ножки' и тому подобные образы представляются стилизацией под Лермонтова, то это совпадение - из числа случайных. 'Духи и страсть одной рекой...' - и опять взбунтовалось мое воображение, которое представило мне льющиеся рекой духи в малопривлекательном виде пота, льющегося с прекрасных дам в душном помещении. Потом я споткнулась на слове 'диспетчер'. Пришелец из иного времени?.. А вот финал понравился безоговорочно, светлый такой, меланхоличный - и накрепко связанный и логикой, и образами с прочим текстом.
  
  СТАРИКОВА Е.С. НЕБО В САХАРНОЙ КАРАМЕЛИ
  
   А на этот раз - весенние мысли о лете. Апрель. Скоро наступит август, - говорит автор. Действительно, скоро, - думаю я. Я заметила - для меня ЛЕТо проЛЕТает стремительно. Намного быстрее, чем другие времена года. Не успеваешь оглянуться - и наступает август. Мне очень близко авторское восприятие - в том числе в деталях. Золотисто-бежевое летнее небо вечером - 'небо в сахарной карамели', 'медовый август'. 'Липовый...' - что это? Продолжение все того же образного ряда? Или подсказка читателю: 'Летом случится что-то хорошее' - если не обманет 'липовый' август. Нет, все-таки случится. Что? Да ведь и не важно, в конце концов! Главное - хорошее. Очаровательный образ-олицетворение: 'Шарик воздушный на солнышко дуется'. Вообще, весь образный ряд последнего четверостишия работает на создание ощущения легкости. По-настоящему светлое стихотворение.
  
  КОРЕШКОВА Е. МАЙСКИЕ СУМЕРКИ
  
   Удивительно порой выстраиваются стихотворения в конкурсном списке. Вот были апрельские мечты о бесконечном лете. А вот - майские сумерки... Нет, даже не созерцание, а воспоминание: к середине стихотворение окончательно определяется со временем - прошедшее. Зеленый-золотой-белый - цветовая гамма стихотворения. Резковатый голос дергача, соловьиные трели, торопливые 'ку-ку', перепелиная дробь - звуковое наполнение. Целостно и красиво. Разве что последняя строка несколько разочаровала, снизившись до констатации очевидного факта.
  
  ВИЛЕНКИН Н. ...ТАК ЛИ НУЖНО
  
   Стихотворения, автор которых из случайных, на первый взгляд, деталей создает целостные и непротиворечивые образы, - моя большая слабость.
   И снова - ожидание лето. На этот раз - не с надеждой, а с сомнением: так ли нужно? Предопределенностью веет от этого стихотворения. Предопределенностью - и мудростью: 'все получится так // как должно было и// не иначе...' Философ может вздохнуть: 'в электронную пору // не свяжешь атласною лентой // пару старых тетрадей // и спрятанный где-то подвох...' - но не будет шумно стенать. И не впадет в отчаяние. Его внутренний мир устойчив. Более того - пребывает в некоей гармонии с миром внешним, гармонии не радостной, но вполне приемлемой. Замечательная антитеза - девочка, оплакивающая мячик и не вспоминающая о брошенном в саду мишке. Выбирая между рациональным и иррациональным, лирический герой выбрал рациональное... Выбор зрелого человека. Убедительно.
  
  КЛЕАНДРОВА И.А. АПРЕЛЬСКОЕ КОЛДОВСТВО
  
   И снова - апрель. Апрель живописца, нацеленного на создание картины, отсекающего лишние детали... но, конечно же, воспринимающего мир не только зрительно - всеми чувствами. Рядом с привычными, 'птичьими трелями' и 'лазурными небесами' появляются потрясающие образы - 'звонкая жилка ручья', 'одуванчиков пляшут монетки'. То же самое можно сказать и о рифмах - оригинальных и предсказуемых примерно поровну. Недоумение вызвало слово 'Атлас' - из контекста, вроде бы, следует, что должно быть 'атлАс', а ритм подсказывает иное. Сугубо личное мнение: мне представляется, что последняя строфа не столько изображает, сколько декларирует. А вообще - искренность интонации подкупает.
  
  СУРЕНОВА Ю. ВЕСЕННЕЕ
  
   А вот весеннее мифологическое. Вроде бы, автор старательно следует за мифом - одним из многочисленных и одним из самых известных мифов, дающих объяснение смене времен года. Но первое впечатление обманчиво. Все не так просто. Напивающийся с горя и плачущий Аид - явно вне мифологического стандарта. Время-кот, тепло-курица - образы, возникшие на стыке абстрактного и конкретного вне какой-либо конкретной культуры... Хотя, если честно, мне этот одинокий старик Аид, кот и курица напомнили персонажей славянских сказок... а вообще-то, наверное, любых. И Деметра - не вечно юная богиня, как предопределяет мифология, а усталая старуха... Аллюзии кажутся прозрачными, но они столь многослойны, что очертания каждого образа размываются, расплываются; отсюда - возможны самые разные трактовки. Обязательно ли для восприятия знать миф-первооснову? Не могу ответить однозначно. Вообще-то, было бы крайне интересно услышать трактовку стихотворения из уст человека, не имеющего представления о первооснове.
  
  СКЛЯРОВ О.В. УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ОТЛЕТ
  
   Ритм сразу же проассоциировался с традиционным бардовским. И иронично-философский тон, принятый автором с первых строк, - тоже. Равно как и простор для трактовок - от преодоления синдрома весенней усталости до преодоления внутренней несвободы. Раскованность, разговорные интонации (поэтому многословность не кажется избыточной). Парадоксально - и при этом психологически убедительно - звучит финал. Результат: удовольствие от прочтения.
  
  БУДЯК И.Л. *** (18-30 марта 2010)
  
   И снова стихотворение-предчувствие, стихотворение-ожидание весны. Автор справляется с крайне сложной задачей - найти нетривиальные образы. Более того, образы перерастают друг в друга, создают идеальную иллюзию тянущейся к солнцу растительности, тянущегося к солнцу человека... иллюзию созидания, творения. Ни одного лишнего слова.
  
  ГОНЧАРОВА О.О. ТАК
  
   Короткие, резкие строки. Жизнь с превышением скорости, испытание на прочность. За каждым образом - множество ассоциаций: исторических, культурологических, личных. Творчество вдруг оказывается самой естественной, самой простой составляющей этой жизни на пределе... а возможно - и спасением. Энергично и философично.
  
  KEY K. СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ
  
   Чем-то метерлинковским веет от стихотворения. А с какой фантазией, с каким поистине космическим размахом использует автор традиционные мотивы колыбельной! Какой романтический ореол создают недосказанности, намеки! Развивая мысль, можно вырастить из этого волшебного зерна и любовный роман, и фэнтези, и нечто мистически-реалистичное. Замечательно!
  
  ШАБАЛИН А.А. ДНИ ВЕСЕННЕГО ОБОСТРЕНИЯ
  
   И снова по-весеннему стремительное стихотворение. Мастерское жонглирование рифмой завораживает. А как здорово рассказал автор о своей музе - так, что верится, что с музой у него полное взаимопонимание! И, по-моему, автор лукавит, уверяя: 'След весеннего обострения // у себя никак не нашарю я'. Не верю! Во все остальное - верю, а в это... это же просто провокация! Ведь стихотворение-то состоялось!
  
  МЕЛЬНИЧЕНКО О. СО
  
   Такие стихотворения я называю обычно стихотворениями-настроениями. Поймать сиюминутное настроение, рассказать о нем - да так, чтобы читатель проникся. Автор идет еще дальше: показывает переход, перетекание из одного настроения в другое. Память, из которой можно вылепить желаемое - и оно станет лекарством от сплина - поразительный, целостный, правдивый образ. Оптимизм преодоления.
  
  ДАЛЕЦКАЯ Н. ФАНТАЗИРУЙ
  
   Задорное - и вместе с тем очень женственное стихотворение. Какое естественное, какое весеннее устремление - придумать себе героя и полюбить его! И верится, что фантазия, вторгшись в реальность, несколько сместит рамки привычного - чего стоит один только лозунг 'В массы - колбасу, закат, рассвет!' Мир, в котором реальность и романтика не противоречат друг другу. А финал? Что это? Вздох умудренного жизнью реалиста? Или - улыбка романтика: любое чудо, которое ты только собираешься измыслить, уже существует, надо только увидеть его. Для себя я определила стихотворение как 'вертикальное'; почему-то оно проассоциировалось у меня с движением в лифте с прозрачными стенами - оказываешься ближе то к небу, то к земле. Замечательное ощущение!
  
  ШАМСУТДИНОВА М. ГЛАЗА СИНИИ-СИНИИ У МОЕЙ ЕВФРОСИНИИ
  
   Архетип. Стилизация (очень успешная, надо сказать, стилизация, мастерски созданная, хотя, по моему мнению, парочка выпадений из ритма во вред песенности). А вот последняя строка выводит стихотворение на принципиально иной уровень: вместо 'там' и 'тогда' появляется 'здесь и сейчас'. Последняя строка - острие копья.
  
  ЛИННИКОВА Ю. ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ'ЦА'
  
   Как космически сурово звучит: 'звездная пыль'. И как сказочно: 'звездная пыльца'. И автор не обманывает ожиданий: он творит сказку. Космическую сказку. И как естественна интонация: так рассказывают сказку ребенку. Или возлюбленному. Каждая новая строчка вырастает из строчки предыдущей. Сказка-игра: 'а если...', перерастающая в космогонический миф - миф о Творении. Изумительно!
  
  СКОРПИОШКА. ШАГАЮ В ВЕСНУ!
  
   Наверное, все мы, будучи детьми, деятельно помогали наступающей весне, раскалывая ледяную корку; и наши кораблики плыли по ручьям из марта в апрель. Лирическая героиня Скорпиошки не утратила настойчивого желания помогать весне, но она не дитя, а женщина. Вот и находит женские способы приблизить приход весны. Озорство и вызов вдруг оборачиваются романтикой. Этому стихотворению на пользу и сбивающийся в некоторых строках ритм (не останавливаясь, героиня переводит дух), и некоторая лексическая эклектика (рядом со всякими 'мате' и 'декольте' - просторечно-грубоватые 'ромахи' и примета времени - смс, звонок по мобильному... а все вместе - надвременное чувство. И - убедительное доказательство того, что о любви можно сказать без затертых поэтизмов - по-своему, свежо и убедительно.
  
  ГОРЯЧЕНКОВ С.А. ЧТО УМРЕТ ПОСЛЕДНИМ???
  
   Это ж надо ухитриться совместить в пределах одного текста почти песенные лиризм - и откровенный стеб! Читаю первую часть, начинаю ощущать приближение приступа дежавю, вздыхаю - и вдруг расплываюсь в улыбке. Но одновременно - вот что удивительно! - стихотворение становится трогательным. Надежда в то, что нам поможет чудо, наивна... но все-таки - надежда (до последнего, в самом прямом смысле этого слова), причем - не такая уж меркантильная, как оказывается. Она чем-то сродни вере ребенка в чудо. Едко, социально - и при этом позитивно. Спасибо, автор!
  
  VITA FELINA. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
  
   Говорить в стихах о весне как о поре любви - хороший тон. Другое дело, что мне, капризному читателю, хочется услышать авторский голос... голос именно того автора, стихотворение которого я читаю, а не множества авторов, говоривших о весне как о поре любви. Это происходит... но, увы, только к концу третьей строфы. '...простить - от слова 'просто'. Лучше и не скажешь! Но эту жемчужинка едва различима сквозь потоки дождевых слез. К несчастью, уподобление капель дождя слезам давно уже стало штампом. Пожалуй, автору удалось сделать стихотворение молитвенным, но... 'лед на речке треснул' - вне системы образов, случайная деталь, надламывающая стиль. Заключаю: мне кажется, работа над стихотворением еще не завершена.
  
  БРИТАН Д. ВТРОЕМ
  
   Чувственно! С фантазией! Получилась эдакая сказка для взрослых. Только вот не могу не попридираться к рифмам: окошко // ладошку, лучик // тучи - тривиально; поперечно // бесконечно, главный // славно - однообразно. Но рядом с этими рифмами второй свежести, есть по-настоящему замечательные - и они в большинстве. Ну, это все формальности, а главное - настроение, которое остается после прочтения стихотворения. Остается!
  
  ДОЛИНА Д. ЯРИЛО, ЗДРАВСТВУЙ!
  
   И снова сказочное стихотворение. Мотивы славянской мифологии, вопреки ожиданиям, на которые ориентирует заглавие, звучат приглушенно. Но они - отнюдь не лишние. Для мифологического золотого челна, на котором плывет Ярило, проложен фарватер... 'Фарватер', 'шлюзы' - эти слова в тексте - отнюдь не инородцы. Мифология + современность = вечная весна. Сегодня - все те же приметы, что и сотни лет назад, когда наши предки выходили встречать солнце, властителя жизни.
   В стихотворении много удачно найденных образов. Больше других пришелся по душе мне вот этот: 'Хватив лучей весенних лишку, // Оттаял, заслезился пруд...'. И вообще, олицетворения - сильная сторона этого стихотворения, по-весеннему жизнеутверждающего.
  
  УХВАТОВ Е.А. ПЛАГИАТ (УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПОЭТИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ)
  
   А вот и не весеннее по тематике, но такое первоапрельское по настроению стихотворение. Кажущаяся легкость, даже легкомысленность, но тема весьма злободневная. Некоторые из литературоведов, изучающих современный литпроцесс, приходят к умозаключению, что ничего принципиально нового в художественном тексте сказать уже невозможно. Многие авторы, даже не знакомые с этим умозаключением, предпочитают ходить торными путями-дорогами в надежде, что и читателей на этих дорогах встретят предостаточно. Не о допустимых объемах цитирования размышляет автор-пародист, а о многочисленных перепевах, вольных и невольных. Подзаголовок отсылает читателя к временам Ломоносова, к истокам русской классической литературы. В поисках вдохновения незадачливый герой-поэт припоминает множество строк, давно ставших классическими. Но так и не находит своих слов. Неоднозначный, надо сказать, получился герой! Он уже привык ходить теми самыми торными тропами, но по-прежнему ищет собственные слова... На поверку оказывается - не такой уж радостный юмор. А может, и вовсе сатира.
  
  РИФ И.А. К ГОГОЛЮ
  
   Вот и снова рядом в конкурсном списке оказались родственные тексты. Это стихотворение тоже можно обозначить как первоапрельское - по настроению. Уже второй конкурс подряд И.А. Риф радует нас удачным использованием стилизации.
  И какой читатель, сопереживая любимым героям, не видел себя рядом с ними! Эта особенность читательского восприятия в полной мере отражена в первой - самой объемной - части стихотворения. Потом разгулявшийся герой, наверняка пустившись в пляс, выкрикивает прибаутки. И вот - заключение, в котором слышится авторский голос - серьезный, немножко грустный. Единственное, что смутило с технической точки зрения - сочетаемость: 'каштан роняет кудри'.
  
  ИСТРАТОВА И. ПЛАТОК
  
   Замечательный пример того, как бытовая ситуация провоцирует философские обобщения. Идея полета (или - невозможности такового) реализуется посредством целого ряда образов (блуждающий в кронах ветер, уподобление вывешенных для просушки вещей крыльям, летящий платок и ТЩЕТНО машущий руками человек). Не могу сказать, что все эти образы оригинальны, но в систему они ложатся замечательно, подчеркивая и оттеняя друг друга. Мастерски!
  
  ПОРФИРЬЕВ А.А. К ПОЛОВОДЬЮ
  
   Всякий раз с интересом вглядываюсь в тексты А. Порфирьева. Как правило, они весьма интересны в фонетическом отношении - такая звукопись, что заслушаешься. И композиционно стихотворение интересно оформлено: тихо /громко, статика / динамика. Грома и динамики, конечно, больше - на то и весна воды.
  
  ШЕРЕВЕРОВ В. И. АЛЕКСАНДРА
  
   И снова, уже не впервые на этом конкурсе, - стихотворение, активно использующее интертекстуальные связи. В результате получилось нетривиальное посвящение Москве. Даже не посвящение - объяснение в любви. Песенное. Романтическое и реалистическое одновременно. Немножко меланхолическое, но в целом жизнеутверждающее (весеннее!). Урбанистическое и патриархальное. Зримое. Пожалуй, не ошибусь, если в качестве главного приема, на котором построено стихотворение, обозначу олицетворение. Прием традиционный, но как по-своему, как мастерски воспользовался им автор! И получилось стихотворение не просто о городе, а о творческой силе любви. Пленило.
  
  КОШКА ШПРОТА. НА ТРИ ТАКТА
  
   Стихотворение увлекло меня с первой же строчки. Потому что 'янтари января' для меня больше чем метафора и больше чем звукопись. Январь устойчиво ассоциируется у меня именно с янтарным цветом, цветом согревающего огня. Янтарный цвет января, желтый - марта (мимозы? а может быть, еще и солнце, кажущееся в марте особенно ярким нам, отвыкшим?). Образ к образу - автор мастерски создает праздничное настроение. Причем - настроение отнюдь не семейного торжества, а шумного всеобщего гулянья - с шумом, с хмельным гамом, с литаврами... Убедительно!
  
  ЧЕРНЯКОВА Л. ЧЕТВЕРГОВАНИЕ
  
   Ах, какая игра слов! Просто дух захватывает! Кажущиеся озорство и легкость - и неразрешимая драма бытия. На мой взгляд, несколько уязвима в синтаксическом плане середина стихотворения (и, как следствие, сложна для восприятия). Очень понравилось начало - яркое, нетривиальное. А вот финал ближе к стереотипу и, наверное, предсказуем.
  
  ЧЕРНЫЙ-ГЕОРГ. НОЧЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
  
   И снова - богатейшие цветовые ассоциации. И снова - диалог культур, ибо пробуждение природы и любовь - в числе основных тем любой мифологии. Оказывается, привычный параллелизм 'природа / эмоции человека' можно наполнить новым содержанием, звучащим как Песнь песней. Прихотливая рифмовка придает стихотворению особое звучание - создается иллюзия недосказанности, увлекающая вперед. Несколько сложно читается последняя строка - за счет фонетики и за счет инверсии.
  
  БАРАМУНДА. Я - МАРТ
  
   Поистине мартовский натиск, не оставляющий шансов сохранить душевное равновесие! Идея выстроить стихотворение путем перечисления признаков оказалась плодотворной. К сожалению, есть моменты, не позволяющие безоглядно увлечься стихотворением. Рифма совершенство / блаженство не блещет богатством; но это полбеды - вообще смутило утверждение: 'Я... само совершенство', навеяв воспоминания об известной песенке Мэри Поппис. Царапнул и 'чуть колючий' лист. А вот финал хорош безоговорочно!
  
  ГЛАВАЦКИЙ С. В ВАВИЛОНЕ
  
   Миф, который человечество постигало и постигало и который еще предстоит постигать. Очень понравился авторский ход: миф в его изложении становится древнее самого себя. Чего стоит одна только аналогия с историей Сизифа. Наказание за дерзость - тщетные усилия. Награда за тщетные усилия - один из мудрейших мифов, один из краеугольных камней культуры. Рядом с трипольцами и Сизифом возникают герои библейских сказаний, повествований Средневековья, сказок Новейшего времени... 'Биомасса', 'сингулярен' - эти слова не выглядят инородными в надвременном контексте. Фаталистическое стихотворение. 'Мы - были', повторяемое в финале, как заклинание, вряд ли может служить утешением. Стихотворение, побуждающее к размышлениям.
  
  КОКОУЛИН А.А. РАЗМЫЛО СКВЕРИКИ
  
   Стихотворение построено на парадоксе - продуктивная, на мой взгляд, идея: между светом и добром не ставится знак равенства. Не добро и не зло, но - жизнь, данность... Благо? Возможно. Возможно - любое.
  Один доминирующий образ, минимальные изобразительно-выразительные средства - и такая глубина, просто бездна.
  
  ЧУДИНОВА Д.И. ЧАША
  
   Человек - микрокосм. А его душа - космос. Автор находит убедительные слова; даже избранный способ рифмовки помогает погружению. Хотя мне, вредному читателю, хотелось бы, чтобы синтаксис первого предложения был более прозрачным (я о субъект-объектных отношениях).
  
  МИНАСЯН Т.С. МАРТОВСКИЙ КОТ
  
   Монументальный получился кот! И всем знакомый, вполне конкретный обитатель дворов и подвалов, и абстрактный, символический зверь, который в бестиарии запросто мог бы символизировать энергию новой жизни. Только вчитайтесь! 'Хвост полосатый стрелой вертикальною // Вытянул ввысь' - напрямую ассоциируется с условным обозначением мужского начала. Наступательная, несколько агрессивная энергия - энергия утверждения своего права. Так и в природе, так и... вообще. Перед этим натиском не может устоять даже аристократка - домашняя сиамская кошка (всего несколько слов - а какой женственные образ получился!)
   Браво, автор!
  
  КАЧУР В.И. СПЯЧКА
  
   А вот и зарисовка. Непривычный переход: не от состояния природы к внутреннему состоянию героя, а наоборот. Элемент игры, элемент шутки - очень по-весеннему! Отдельное спасибо за технику исполнения: спячки / с печки / с пачки / спички... - это ж надо выстроить такой ряд! Трогательно-недотепистая весна, промочившая ноги, пришлась мне по душе.
  
  БРИТВИНЦЕВ В. ПРИТЯЖЕНЬЕ
  
   Легкое - и очень земное - стихотворение. Замечательно, с тонким юмором, обыгрывается слово 'притяженье'. Несколько слов о том, чего не хватило мне, капризному читателю: свежих рифм. Стихия / стихи я - рифма интересная, но, увы, не оригинальная. Невозможно / сложно - однотипная. Но, если учесть, что стихотворение, до некоторой степени, стилизация (частушечная плясовая лихость), то почему бы и нет?
  
  БОЙКУ В. ДЕНЬ ИСТОНЧЕН, ОТТОЧЕН ДО ПРЕДЕЛА...
  
   И снова - космос... Человек - микрокосм. Любовь - космос. Земное и небесное. Антитезы, антитезы... правда, упрятанные глубоко в текст. 'Подхваченный' - покорный воле, 'бессмертный дух' - могущественный и вольный. 'Сердечный трепет' - и 'выкованный умелою рукою', 'отточенный до предела' день. На этой грани ощущения особенно сильны. И, несмотря на авторский лаконизм, читатель успевает вчувствоваться. Спасибо, автор!
  
  БУРЕЛЬ Л.Л. ПРОГУЛКА
  
   Вневозрастное стихотворение. И детское, и взрослое, энергичное, яркое. Такое стихотворение хорошо читать на ходу, используя как руководство к действию... и сами его строчки, короткие, ритмичные, и обилие глаголов имитируют движение. И верится, что задача - 'рассмотреть весну сквозь крыши' - будет выполнена. Оптимизм в чистом виде!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"