|
|
||
"Удачная роль" - это то, что является причиной подобных казусов. Причин для удачного перевоплощения может быть великое множество, например:
1) эта роль была близка реальному актеру;
2) эта роль была близка зрителям;
3) эта роль была мастерски сыграна (относится только к опытным или гениальным актерам, а следовательно не может быть истинной причиной);
4) удачная постановка (кинематографическая или театральная - неважно) - режиссура, сцена, декорации - все настолько совершенно, что актеру не остается ничего другого, кроме как играть свою роль;
5) удачная режиссура либо реклама либо PR.
Такая "удачная роль" может повлечь за собой популярность актера, но также у нее есть некий побочный эффект - создание "ролевого архетипа" или "привычной роли".
"Привычная роль" или "ролевой архетип" - это набор ролей, схожих по своей структуре и отыгрывавшихся актером на протяжении своей карьеры. Часто зависит от первой "удачной роли". Примеры распространенных архетипов: "герой-любовник", "комедиант-неуданик", "мачо", "самая обаятельная и прилекательная", "комиксовый герой".
Хороший актер способен не подпадать под рамки архетипов и с блеском отыгрывать любую роль, однако здесь решает не столько он, сколько потребность продюсера постановки в герое такого плана, какой принес неплохие деньги от прошлого показа (автор извиняется за туманность формулировки, оправдывая ее громким словом "трактат" в заглавии). Короче говоря, многое решают деньги. К сожалению.
Так что же являет собой пресловутое актерское мастерство? Способность качественно вживаться в роль? Мастерство оставаться собой в реальной жизни? А, может, привносить истинного себя в каждую отыгрываемую роль?
Актер без ролей - обычный человек. Но ведь актер может сыграть и обычного человека. А может сыграть роль актера, который играет разные роли - от обычных людей до актеров. Обычный же человек редко играет больше одной роли.
Однако созданная система искусна. Она предлагает множество микроролей, которые, которые отыгрываются чуть ли не ежесекундно - "продавец", "начальник", "брат", "жена", "гопник", "неформал". Существует богатейшая классификация подобных микроролей для описания которой потребовалось бы больше времени, чем может себе позволить автор в данный момент, поэтому он надеется на благоразумие читателя.
Собственно говоря, почему "микророль"? Дело в том, что "роль" - это цельная вещь, "вещь в себе". Она содержит все, что нужно для того, чтобы поверить в реальность образа, тогда как микророль - это всего лишь шаблон, по которому действует человек. Но при всем при этом между разными микроролями можно усмотреть некоторые сходства, например, непостоянство. Как актер не отыгрывает роль вечно, так и обычный человек неспособен поддерживать микророль постоянно, исключая запущенные случаи (например, микророль "очень уважаемый человек, с которым все должны вести себя почтительно и с подобострастием).
Раз уж существуют микророли, то могут ли существовать макророли? Человек, Природа, Вселенная? Нечто, являющееся более глубинным по сути? И есть ли кто или что, отыгрывающее эти роли? То, что называют Богом, Истиной, Нирваной?
На эти и многие другие вопросы автор предлагает ответить самому читателю.