Кузнецов Бронислав : другие произведения.

Небеса хмурятся

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Бларпе. И его полётах на Луну)А в романе "Боги не чешутся" это эпизод 24.

  
  24 (17). Небеса хмурятся
  
  - Бларп, а откуда у вас огненная плеть? - спросил как-то Георн.
  - С Луны, - простенький такой ответ.
  Георн поглядел на Бларпа внимательно, проясняя для себя, не хочет ли тот просто отшутиться. Разумеется, без толку: лицо человека-дракона непроницаемо для таких испытующих взглядов.
  - Так вы и на Луне бывали?
  - Приходилось.
  - Когда?
  - Несколько раз.
  Надо же! А ведь до Луны - путь неблизкий. Не мудрено, что Бларп часто куда-то пропадает, никому ничего не сказав. И хоть гордо себя именует разведчиком, но, по правде говоря, скорее он путешественник. "Разведчик в космическом, а не в политическом смысле", - метко сказала о нём Кэнэкта.
  - А какая она, Луна-то?
  - Вблизи? Примерно такая, как видна отсюда, - Бларп Эйуой указал на вечернее небо над летучим замком, и по небу как каз проползала Луна. Круглая, как монета с выбоинами. - Только намного-намного больше. Всё-таки небесное тело.
  - И так же светится?
  - И светится, - подтвердил Эйуой.
  Ну да. Луна ведь одна из важнейших Костей Вселенной, вот и блестит - да так далеко, что и на земле видать.
  - А что там есть, на Луне?
  - Там довольно-таки пусто. Никто не живёт. Прежде имелся тайник с огненной плетью...
  - А теперь? - бысто спросил Георн.
  - А теперь плеть моя.
  Логично. Если плеть у Бларпа, то на Луне её нет.
  - Но плеть... Я ведь так понимаю, она у вас давно? С одного из первых посещений Луны?
  - С самого первого, - уточнил Бларп. - Это было инициатическое испытание - из тех, какие проходят крылатые драконы, чтобы подтвердить свои имена.
  - Разве драконы летают за этим на Луну?
  - Из драеладрова клана - чуть ли не половина.
  - Да? В чём суть испытания, конечно, неразглашаемый секрет? - с грустью предположил Георн.
  - Отчего же? Тебе могу рассказать. Для многих суть испытания предельно проста: в одиночку долететь до Луны, напитаться её свечением, на обратном пути - преодолеть лунную гравитацию.
  - А для человека?
  - Для дракона в человеческом облике, - поправил Бларп, - задача усложняется. Коль уж в одиночку до Луны и обратно тебе никогда в жизни не долететь, остаётся геройствовать там, на месте. Поэтому требуется отыскать специально спрятанную там фамильную реликвию, и путь к ней усеян множеством магических ловушек, с которыми ты встречаешься ещё тогда, когда не открыто главное: что и где тебе надобно искать... - Эйуой видимо увлёкся своим рассказом
  - Ну, ловушки-то, небось, не смертельные? Я слышал...
  - Ещё какие смертельные! - Бларп покачал головой. - Особенно, если рассчитаны на крылатого дракона, а тебе там приходится пройти ногами.
  Георн хмыкнул:
  - Что-то не возьму в толк. Отчего же они рассчитаны на крылатого дракона, если предназначаются человеку?
  - Хороший вопрос, - немного натянуто усмехнулся Бларп, - очень правильный. Отвечу правдиво. Я рассказывал о своём испытании, и только о нём. Проводил его мой отец, который, скажем так, мечтал меня увидеть крылатым драконом. По этой причине он иногда забывал сделать скидку на бескрылость.
  - Да? Но этак у него могло не остаться сына - вообще никакого! - возмущённо вскричал Георн, ощущая, как в душе прорастают какие-то подзабытые драконоборческие позывы.
  - Само собой. И тем не менее я сумел выжить. Значит, жёсткие условия испытаний всё-таки не превышали моих возможностей. И, что главное - испытание вышло настоящим. Я заслужил огненную плеть и там же, в ходе посвящения, наловчился ею пользоваться, поверил в свои силы. Потом это меня не раз выручало в жизни.
  - В поединке с великаном Плюстом, например?
  - Хотя бы. Но главное - волшебная плеть уравнивает мои силы с многими крылатыми драконами, о чём, если бы не то лунное испытание, я бы нипочём и не догадался! - прозвучало весьма жизнерадостно, может, даже немного слишком?
  Георн уточнил:
  - То есть, испытание включало ещё и поединок с драконом? Ну, в котором вы получили навыки сражения с плетью...
  - Испытание закончилось поединком с драконом, - на миг повеселел Эйуой, - в котором крылатому дракону пришлось туго. Настолько туго, что он сам подобного не ожидал... - и снова не то бальзам на душу не состоявшегося драконоборца, не то жало ему же в печень.
  Разволновавшийся Георн и сам не заметил, как спросил:
  - Я так понял, вы там сражались с собственным отцом?
  - Ты проницателен, - серьёзно сказал Бларп Эйуой.
  - И вы его... - горе-драконоборец похолодел.
  - Чуть не убил, - согласно кивнул Бларп, - но чуть не считается.
  - А где он тогда сейчас, ваш отец?
  - Отправился в добровольное изгнание. Отчего? Ну, выжить-то он выжил, но пережить поражение от собственного сына никак не мог. От крылатого - ещё бы туда-сюда. Но от бескрылого... - Бларп красноречиво пожал плечами, как бы подчёркивая, что крыльев всё так же нет.
  Георн задумался ненадолго, после чего молвил недоумённо:
  - Так вы ведь сами сказали, Бларп, что добытая вами плеть уравнивает боевые возможности. Неужели родителю вашему это было неясно?
  - Не у всех уравнивает. Как думаешь, Георн, откуда взялась огненная плеть в числе фамильных реликвий драконьего рода? Кто и когда ей мог раньше пользоваться?
  - Что-то мне подсказывает, что не сами драконы... - а сейчас Георн удивил самого же себя внезапной догадкой. - Плеть-то предназначена для человеческих рук. Наверное, её использовал кто-то, кто вызвал на поединок вашего давно почившего предка. Кто-то, переоценивший свои силы в управлении плетью. А значит, эта плеть исходно пришла в сокровищниу Бларобатаров как боевой трофей.
  К этим словам Бларп уже ничего не добавил, и не дождавшийся уточнений Георн понял, что попал в точку.
  Помолчали. Георн представлял эту самую Луну - круглый, как блин на сковороде, пустынный небесный остров. Пустынный? А как же драконьи реликвии? Как же ловушки, наконец?
  - Что-то не возьму в толк: как же это Луна и пустынна, и, в тот же момент, полна ловушек и фамильных ценностей? - оторопело произнёс Георн. - Или это бывает в разные моменты?
  - В разные. Реликвии, ловушки... Всё это появляется на Луне в момент испытания молодых драконов и убирается тотчас, как испытания пройдены. Мало ли кто к той Луне наведается, не чужим же оставлять!
  Что ж, оно и разумно, внутренне согласился Георн. Фамильными ценностями разбрасываться не след: как-никак, история, да к тому же героическая. Да и ловушки после себя оставлять - некрасиво, если не подло. А ну кто посторонний в них попадётся?
  - А что собой представляют ловушки?
  На этот вопрос Бларп ответил расплывчато - мол, разные они бывают, а конкретнее вспоминать не хочется.
  - Ну, вроде как барьеры, через которые лучше не соваться?
  - Да, - быстро согласился Бларп, - именно так.
  Но настоящих фамильных ловушек, конечно же, не выдал. Ну и ладно. В конце-то концов, Георну оно зачем? Незачем, по большому счёту. К былым мечтам о драконоборчестве не будет уже возврата.
  Георн поднял голову, поглядел на ночную Луну. Ничего не скажешь, красивый фонарь. Висит среди небес - и сияет древним магическим светом. Красиво-то красиво, вблизи, должно быть - и вовсе замечательно. Но, с другой стороны, если Бларп утверждает, что на Луне ничего нет...
  Ага, вот и неувязочка: зачем ему было туда несколько раз наведываться? "Просто полюбоваться"? Нет, это уж была бы - чистая отговорка. Ностальгически повспоминать пройденные ловушки? Нет, и такое на Бларпа не похоже.
  - Бларп, а скажите, зачем вы потом снова летали на Луну? Во второй раз и дальше?
  Человек-дракон очень медленно кивнул - в знак того, что не слишком желает отвечать, но всё-таки это сделает:
  - Есть ещё такая штука - лунная гравитация. И её преодолевать непросто. Во всяком случае, нам, драконам.
  
  * * *
  
  Хорошо, что о лунной гравитации Георн расспрашивать не стал. С момента первой встречи юноша перерос непростой свой возраст и научился деликатности. Держись он всё так же ершисто, как бывало в пору младенчества нового Драеладра, Бларп мало бы что захотел ему рассказать.
  Нет, о чём-то, конечно, умолчал и так. Например, о том, что дракон-отец, слишком рьяно взявшийся испытывать юного Бларпа, не улетел, устыдившись, в добровольное изгнание. Коли начистоту, то Бларп сам изыскал возможность его изгнать, а это всё-таки разные вещи.
  Не изгнал бы - конфликт их непримиримо тлел по сей день, а то и завершился смертоубийством.
  А в мистерии изгнания было два акта. Первый - там, на Луне, на дне одного из вулканических лунных кратеров, где в ворохе рваных перепончатых крыльев и чаде палёной чешуи Бларп прижал магической плетью отцовскую шею к обугленному камню, подтверждая своей победой: плеть против крылатых великанов - оружие годное. Тогда-то он вырвал силой отцовское обещание улететь прочь.
  А второй акт - на приёме у Гатаматар, главной носительницы драконического закона. Ибо без санкции Матери-Драконицы никакая победа - ещё не победа, и ничьё обещание не окончательно. Только она властна определять, кто первый переступил черту.
  Гатаматар исходила из результатов поединка, но решение принимала свободно и непредсказуемо. Конечно, историю её предпочтений можно было в подробностях изучить, но то ведь была прошлая история. Тащить её в будущее - поддаваться влиянию беспочвенных тревог и надежд.
  Известно, что драконов в человеческом облике, подобных Бларпу, Гатаматар тихо недолюбливала - и наверняка не испытывала воодушевления при известиях об их победах. С другой стороны, крылатые драконы, побеждённые на поединках бескрылыми существами, вызывали с её стороны, уж верно, не намного меньшее презрение. Кого винить за поражение дракона, которому от природы и Третьего Божества даровано столь многое? Уж наверное, не ту ничтожную козявку, которой даровано куда меньше.
  Взор, которым Гатаматар одарила юного победителя-Бларпа, был хмур, как ноябрьские небеса. Она не станет на мою сторону - определил безошибочно. Но тем более Великая Мать не приняла стороны побеждённого бларпового отца.
  - Изгнание, - сказала, как хвостом припечатала.
  - На какой срок?
  - Навсегда.
  - Как далеко?
  - За пределы Лунного Пути.
  - Луна, - потупив многозрачковый взор, произнёс побеждённый, - мне нужно там хоть иногда бывать.
  - Гравитация? - понимающе кивнула Гатаматар.
  - Да. Гравитация, - поник изгоняемый.
  Гатаматар в ответ нахмурилась ещё сильнее, но спорить с гравитацией не стала. Разрешила отцу Бларпа на Луне иногда бывать. Ещё бы. Варианта не разрешить попросту не было.
  
  * * *
  
  Если бы вежливый Георн отважился спросить, что такое лунная гравитация, Бларп ответил бы: притяжение к Луне. Так это слово буквально и переводится. Но в драконьем мире значение его глубже. Гравитация - это о зависимости. Ибо какое ещё притяжение может тревожить крылатое существо?
  Где формируется зависимость от Луны? На Луне и формируется. Когда Бларп впервые вступил на поверхность лунного диска, он не сразу понял, что самой изощрённой ловушкой из посвятительного отцовского арсенала была, конечно же, сама Луна.
  Отец был болен Луной, и, конечно же, и не подумал оградить от неё сына. Ешё бы: она подпитывала его энергией, она дарила ему те богатырские силы, в присутствии которых он мог побеждать противников даже с самыми громкими драконьими именами. И против сыновней огненной плети - где, как не на Луне, сподручнее всего сражаться отцу?
  Старший дракон не подумал, что поддержка Луны распределится между ними обоими. Он не подумал, а Луна над ним посмеялась. Луна смеётся над всеми, кому помогает, в том-то и секрет её гравитации.
  Есть и второй секрет: Луна подсказывает мысли. Кто не привык свои собственные идеи сличать с посторонними, нипочём не догадается. И вот ещё: если энергию она подаёт для всяческих занятий полезную, то мысли подсказывает глупые. Видимо, сама не умеет как следует подумать.
  Когда впервые вступаешь на верхнюю, невидимую с земли поверхность лунного диска, чужие затхлые мысли тебя так и захлёстывают!
  Например,такая:
  - Маленький шаг для одного человека. Большой шаг для всего человечества!
  - Тю... Что за пафосные банальности приходят на ум, - одёрнул себя Бларп, а в ответ получил от себя же отчаянный самовозвеличивающий мыслепад - о человеке, звучащем гордо.
  Луна подлизывалась вовсю. И при этом обманывалась видимостью, находила в Георне только человека. И ещё - не распознавала иронии.
  Не мудрено. Луна щедра в источаемой лести. Она только в этой стихии и живёт, не привыкла её умалять, рефлексировать, отстраняться. Управление лунной силой - это задача на совести самих драконов, ведь так?
  
  * * *
  
  Отношения Бларпа с отцом изначально были взаимно прохладны. Заботу и участие маленький Бларобатар получал от родни по материнской линии. Строгий драконический закон также возникал в его жизни в основном помимо отца - в той лояльной к двуногим драконам форме, которую воплощала его бабка - провидица Бланш.
  Бабка играла столь важную роль не без оснований, ведь за провидческий дар драконы её чтили. И всё же немаловажно то, что Бланш и сама-то была двуногой бескрылой драконицей, заброшенной в человеческое тело. В её исполнении драконический закон не мог быть особенно строг к ей подобным, а был всего лишь справедлив. Настолько, что и вдумчивому человеку впору согласиться с его положениями.
  Может ли дракон в человеческом теле воспитываться и рости рядом с человеческими детьми? Почему бы и нет. Он ведь дракон, ему это не повредит. Может ли дракон учиться человеческой грамоте и культуре? Если он сам того хочет, то да, конечно. Ибо ведь должен всякий дракон прислушиватьсяч к воле истинного дракона в себе!
  Но в строгой ли, в мягкой ли форме истолкованный, а закон есть закон. И он предполагает возрастные испытания. В том числе и сопряжённые с риском для жизни - надуманным, либо реальным. Поэтому, когда в Яральский дворцовый комплекс, где среди подобных ему обликом человеческих детей воспитывался юный Бларп, спустился с небес хмурый его отец и велел немедленно отправляться с ним к месту посвящения...
  Что мог ответить юноша на законное требование старшего дракона? Только и спросил:
  - Место посвящения... А где это?
  - На Луне.
  - На Луну? Прямо сейчас? Ну что ж, полетели.
  - Как? Ты готов лететь? - хищно улыбаясь, переспросил отец, и Бларпу в наивности показалось, что от него ждут не дождутся отказа. Чтобы посмеяться над ожидаемой трусостью недодракона, надо полагать.
  - Готов! - дерзко заявил он, делая первый из череды шагов к осклизлому краю пропасти.
  Он чувствовал себя победителем, да и был победителем - на словах. При том, что словесный поединок - вводная, далеко не главная часть драконьего посвящения, а порой даже необязательная.
  - Ну, раз готов, полезай на спину, - свысока бросил отец. Катать людей на костяном гребне - то ещё удовольствие, но сам ведь напросился, мастер инициации.
  - Продукты в дорогу соберу, - возразил Бларп. - До Луны путь неблизкий.
  - Поторопись, - недобро сощурился отец, взмахом крыла создавая попутный ветер, подгоняя сынка к двери, - долго я ждать не стану.
  Улетишь? Да брось! Дождёшься, как миленький, сказал бы Бларп, если бы не был так хорошо выучен вежливости перед родителями. Поэтому он действительно быстро собрался. Быстро - это без того, чтобы остановиться и хорошенько подумать, точно ли надо лететь.
  Выйдя к отцу вторично, вскарабкался-таки на неудобный костяной гребень и рядом пристроил мешок с продуктами - что под руку в доме попалось.
  - Не передумал? - оскалил отец зубастую пасть. - Ну и зря.
  А что, мог и передумать? Удивился, но не спросил.
  Так незаметно для себя самого Бларп согласился пройти испытание, к которому до сих пор, в общем-то, не готовился. Привычка к более мягким истолкованиям драконического закона, дающим послабления драконам бескрылым, сыграла с ним злую шутку. Ни в чём не усомнился. Принял, как должное. Не насторожился тем фактом, что время посвятительного обряда подошло так внезапно. И даже знание об отцовской к себе нелюбви не натолкнуло на малейшие подозрения: к добру ли вся эта лунная экспедиция.
  Отчего так? Позднее Бларобатар честно себе ответил. Сами мысли об испытании в тот момент, когда принимал решение, были вовсе не в центре его вниманиея. Смешно признаться, но его так воодушевила перспектива путешествия на Луну - куда иначе и не попасть, что цель путешествия отошла далеко на второй или третий план, на котором и слилась с фоном.
  По правде говоря, оно и не странно. В ту юную пору жизни Бларп, учитывая бескрылость, о которой и сам досадовал, путешествовал по земле и небесам намного реже, чем грезил об этом.
  
  * * *
  
  До Луны от самой земли путь неблизкий. Даже если молчать всю дорогу, угнездившись на отцовской спине, по её напряжению под тобой, по резковатому характеру взмахов крыльев, по словно окаменевшей шее и отвёрнутой от тебя голове - поневоле о чём-нибудь догадаешься.
  Посвящение посвящению рознь. Бывает, не в меру сердобольный родитель стремится оградить отпрыска от всякой реальной опасности - в таком испытании испугу много, а преодоления чуть. Результат получается грустный: инициация, пройденная лишь по-нарошку, не даёт подлинных сил.
  Бывает, родитель, неумеренный в своих надеждах, превышает возможности чада; оно гибнет сразу вместо того, чтобы сделаться неуязвимым потом. Печально, но иной раз не угадаешь, где она, эта мера.
  А бывает и такое посвящение, которое и не посвящение вовсе. Ибо задумано как жертвоприношение. Например, Луне. Внешне одно от другого не очень-то отличишь, но есть отличие внутреннее. Ритуал, организованный не в хорошо или плохо понятых интересах посвящаемого, а вопреки его интересам. Ибо в случае удачи ритуала тебе в нём назначена роль не победителя, но жертвы.
  Драконы часто бывают никудышними актёрами. Не тот у них облик и не то происхождение, чтобы низкопробно фиглярствовать. Драконы могут нечто утаить, обтекая этот предмет логикой своих рассуждений, но скверно обучаются ценнейшему для многих других рас умению лгать.
  О том, что готовящееся "посвящение" - чистейшей воды грязная ложь, Бларп догадался ещё на середине пути до лунного диска. Может, и рано догадался, да только всё равно поздно: на полдороге с драконьей спины не спрыгнешь, а спрыгнешь - так себе же во вред. Покончить с жизнью "не по отцовскому сценарию" - это даже не месть, а прикрытое ею бегство.
  Что же будет хорошей местью? Смешно сказать, но победа в том посвящении, которое посвятитель планирует подменить. Это значит...
  Это значит, что до ритуала на Луне следует обязательно дожить. Чему способствует и отцовское поведение. Ведь убить "неудавшегося" сына Бларобатара отцу ежемоментно проще простого и легче лёгкого - в одно внезапное движение костяным гребнем. Стоит стряхнуть его со спины - и проблема сына, что называется, решена.
  Не стряхивает. Это значит, какую-то ценность Бларп для отца имеет. Ценность достаточную, чтобы довезти его до Луны даже ценой боли в спине и окамененияы шеи.
  Бларп постарался поглубже вчувствоваться в переживания опасной рептилии, и вдруг понял, что отец окончательно ещё ничего не решил. Он колеблется, не зная, что предпринять. Он думает о Бларпе не только как о неминуемой жертве. Иногда он явно склоняется дать сыну шанс. Правда, потом он склоняется обратно и стыдит себя за недостойное дракона малодушие. Давать шанс человеку? Достаточно и того, что человеку дано драконье имя, которого он по определению недостоин!
  Но если недостоин, он просто провалит своё испытание, ведь так? А коли провалит и сам, зачем же отцу пятнать свою совесть подделкой важнейшего драконического обряда? Вроде, незачем.
  Но, с другой стороны, вдруг не провалит? Однако, не провалить драконьего испытания способен только дракон. И если Бларобатар подтверждает свою драконистость...
  Эти мысли отцовские Бларп реконструировал сам. Не исключено, что в них выдумка всё - от первого слова до распоследнего, ведь он не просил отца подтвердить их или опровергнуть.
  Но уж где не просто фантазия - это во влиянии внутренней борьбы на драконье тело. Зачем телу каменеть? Ведь не только от отвращения к сидящему на спине Бларпу! Ведь именно от того, что Бларпу отец желает много взаимоисключающего... А раз так, может ли сын на этих противоречиях сыграть? И если сыграть, то как?
  Ответ напрашивался такой. Показать отцу, что неловкая игра его раскрыта, ни в коем случае нельзя. Этак весь внутренний конфликт разом выплеснется наружу, все придержанные было мускулы разом придут в движение, а положение Бларпа на драконьей спине среди небес нынче самое-самое уязвимое!.. Сбросит! Как есть, сбросит! А тем и благородный гнев успокоит, и следы недостойных замыслов разом заметёт.
  Сидеть на спине покорным болванчиком - тоже не выход. В этом послушном сыне вовсе не сыщется ничего драконического, а значит - долой отцовские сомнения: его примитивного отпрыска можно принести в жертву без малейшего движения жалости.
  Ответ же напрашивался такой: игре Бларпа на отцовских противоречиях и самой надлежит быть противоречивой. Намекать на знание, но не говорить точно. Обвинять, но в завуалированной форме.
  - Что это мы всё летим да молчим: надоело! - нарушил многодневное молчание Бларп.
  Отец же к диалогу не присоединился, но всё-таки ответил - внезапным напряжением одного из участков длинной драконьей спины.
  - Ладно, - пришёл он к выводу, - раз уж заскучал я один, то мне себя и развлекать. Ничего, если я буду себе интересные истории рассказывать? - Бларп помолчал, отец не откликнулся. - Ну, коли такое дело, припомню-ка я нижневосточную легенду о мудреце Авдраме и сынке его Айзеке от позднего брака. Говорят, однажды приснилось тому Авдраму Седьмое Божество собственной персоной, и говорит: хочу, дескать, человеческую жертву. Авдрам отвечает: сделаем. А Седьмое Божество - ему: только какие попало козлы отпущения мне вовсе не требуются! Хочу в жертву твоего послушного сынка Айзека. Так хочу - миры творить не могу, лишь о нём всё и думаю...
  В общем, за оставшееся время полёта к Луне извёл Бларобатар отца - не то слово. Не раз и не два из отцовской глотки слышался суховатый клёкот и исполненный жалобы клич: "Эйу-о-о-о-о-о-ой!!!" - тот самый, от которого Бларп некогда получил прозвище.
  
  * * *
  
  Но вот и Луна. При подлёте Бларп прекратил испытывать отцовское терпение. Дальше роль испытателя переходила к отцу. Бларпу же доставалась жалкая роль послушного сына Айзека, в которой ещё предстояло сыскать скрытые резервы предстоящей победы.
  В прежние времена в инициациях драконьих царей иной раз участвовали тысячи воинов-статистов, каждый со своей намертво заученной ролью. Но Бларобатар - не царь, и время его - не прежнее. В его испытании участвовали всего двое драконов: старший крылатый, и младший - в человеческом облике.
  Учитывая смертельную опасность инициатического действа, возможности его пережить у участников оказывались несколько неравновесны. Если в ходе испытания Бларп погибнет, отец его вернуться с Луны всяко сможет. А вот сам Бларп - если по чистой случайности аналогичное произойдёт с отцом - как долго протянет на этом пустынном сияющем острове? И если достаточно долго, то иньересно, какой же ценой?
  Подумал ли об этом отец Бларпа? Вряд ли. Кажется, он вообще не рассматривал случая, в котором сын победит. Вот о том, выживет ли - не мог не загадывать. Если бы Бларп делом доказал свою невозможность выжить, тогда его славное полное имя - Бларобатар - можно бы было с чистейшей совестью передавать следующему сыну - для разнообразия, наконец-то чешуйчатому и крылатому, как изначально и ожидалось.
  Не успел юный Бларп соскочить с широкой отцовской спины на искрящийся световой пылью лунный грунт, не успел уложить застучавшие в чувствительные виски новоприобретённые лунные мысли, а отец уже в роли мастера инициации принялся за инструкции.
  - Тебе предстоит преодолеть по диаметру весь лунный диск - отсюда и до вон того горного хребта на противоположной оконечности. Нормальному дракону здесь несколько часов лёту, но у тебя займёт где-то неделю - так что соразмеряй съестные запасы.
  - Понял. А что будет там, на месте назначения?
  - На хребте встречу тебя я. Для последнего посвятительного сражения.
  - Вот как! А чем сражаться-то будем?
  - Оружие тебе предстоит раздобыть в дороге.
  - Да? Там, по дороге, разбросано оружие?
  - Не разбросано. Спрятано. В единственном, самом неприметном углу. Но отыскать его в дороге придётся. Это единственный твой шанс.
  - Единственный?
  - Будь ты с оружием, или без, а сражаться придётся, - пояснил отец. - Я, так и быть, подожду, пока найдёшь. Но не затягивай - не то драться придётся впроголодь.
  - Потороплюсь, - пообещал Бларп. И зашагал по светящейся лунной пыли в указанном направлении, не забывая зорко поглядывать по сторонам.
  Зорко ли? По правде говоря, слепящая лунная поверхность заставляла в этом сомневаться. Но там, где не заметят глаза, подскажет интуиция, успокаивал себя соикатель.
  - Не попадись в западню! - запоздало гаркнул отец ему вслед.
  В полном смысле слова запоздало, ведь Бларп как раз входил в одну из расставленных им ловушек. Пока он осматривал блистающие просторы до самого лунного горизонта, пыль под ногами вдруг начала проседать.
  Не тайник ли, мелькнула мысль, ну, который с магическим оружием? Что и говорить, гипотеза нелепая и жалкая в своей нереалистичности. У тайника обязательно бывает дно. Под ногами же Бларпа дна как раз не было. Пылевая воронка затягивала его вглубь плоской лунной монеты - монеты ярко начищенной, вероломно блестящей, но к тому же ещё и дырявой.
  Что за горестная судьба: пролететь насквозь лунный диск и выпасть из-под его нижней поверхности прямиком на землю! Поистине так и должна бы выглядеть судьбина дракона, наказанного за бескрылость собственным расово правильным драконическим отцом.
  Настойчиво длившаяся попытка Бларпа этой судьбы избегнуть могла бы хоть в ком-то вызвать толику уважения, если бы не была так смешна и жуткостно бессильна. Не имея крыльев, чтобы над воронкою воспарить, Бларп отчаянно бежал в эпицентре пылевой тучи по проседающему песку - бежал, оставаясь на том же сыпучем месте, бежал и тогда, когда песок остался где-то там, в вышине, а мимо с противным свистом проносились вниз тяжёлые лунные камни. Бларп отталкивался от этих камней, пытаясь неловкими прыжками приблизиться к стене лунного колодца, сквозящего до верной погибели.
  Его движения было бесполезны? Пожалуй, что так. Но не больше смысла и в том, чтобы отказаться от их совершения в пользу падения со смиренным достоинством согласившегося умереть лентяя.
  - Усилия деятельных натур, предпринятые по спасению из гиблых ситуаций, достойны увековечения в литературе и песенном фольклоре, - комментировала его "подвиг" Луна, а Бларп был настолько весь в этих самых усилиях, что никак не успевал комментировать ложное глубокомыслие её сентенций. Да не беда: запомнил и прокомментировал после.
  А вот в том, что "после" наступило, заслуга Бларпа совсем уж призрачна. Помогла лунная гравитация. Это она притормозила его падение и мягко вытолкнула назад, на поверхность лунного диска, на тропу испытания - сопровождая возвращение исполненными тщеславия текстами. На сей раз о своём непобедимом свободолюбии.
  - Я свободен, я забыл, что значит страх, - повторил Эйуой вслух за угодливыми лунными мыслями. Зачем? Да только ради того, чтобы услышать, насколько пошло подобное заявление прозвучит. Прозвучало именно так, как он и подумал. Такая предусмотрительность тут же удостоилась одобрения неугомонной Луны, но Бларп уже был настороже, и все попытки преждевременного самовосхваления пресёк.
  Нет времени на гордыню, вздохнул он. Не доделаны главные дела. Тайник, освоение нового оружия, поединок. Некогда собой восторгаться.
  - Тебе и не надо, - в мыслях его пропела Луна. - Восторгаться чудесной победой буду одна я. Только я! А ты, дорогой герой главное, повод мне обеспечивай... - на деле же пока получалось наоборот. Повод задрать нос Бларпу обеспечивала Луна, аккуратно обезвреживая отцовы ловушки.
  Всю дорогу до будущего места поединка лунная гравитация защищала юного двуногого дракона от родительских испытательных козней. В защите Луна преуспела, а вот в чём не смогла, так это в насаждении уверенности в собственной неуязвимости. Обрести такое умонастроение Бларп отказался наотрез. Опасная штука - поддаться на подобные уговоры.
  Отец - тот, наверное, однажды поддался. И что он творит сейчас? Он творит во славу Луны, а Луна над ним же смеётся.
  Лунные ямы, лунные трещины, лунные сквозные колодцы, задрапированные пылью до поры - вот и все типы ловушек, измышленные бларповым родителем. Не густо. Не оригинально.
  В одной из каменных пещер, небрежно прикрытой иллюзией гладкой стены, Бларпа поджидала огненная плеть. Отец ему честно вручил оружие? Да. Должно быть, не верил сам, что эта штука работает. Человеческая штука с человеческой магией. Для крылатых драконов бесполезная: им вряд ли доступно её зажечь, и уж тем более несподручно ею ударить.
  Зато в руках у Бларпа плеть послушно зажглась. Он взмахнул вооружённой рукой, вычерчивая огненный зигзаг, и понял, что более не беззащитен. А значит, финальная драка выйдет как минимум честной.
  Собственно, так и вышло. Когда юный Бларобатар добрался до горного хребта, над которым в состоянии крайней скуки завис отец, Луна из назревающей схватки плавно самоустранилась. Только отец, только сын, только огненное чудо.
  Идёшь на встречу с отцом? Не забудь плётку!
  
  * * *
  
  Как именно Бларп отца повергал - описывать долго. Перечисление выпадов ничего не даст, а на мысли в моменты боя времени не оставалось. Факт в том, что отец сына совсем не щадил. Убил бы, коли представилась бы возможность. Да кто ж ему даст?
  После одного из предательских выпадов, которые в системе драконьего боя считаются запрещёнными в отношении живых существ, Бларп произнёс самое крепкое оскорбление, которое можно нанести словами. Произнёс обет:
  - Я не произнесу твоего имени, пока оно не очистится от тебя!
  Многослойное обещание. В нём - отказ от отца, пожелание отцу смерти, а также указание на то, что имя своё он изгадил.
  Бларп выполняет свои обеты. Потому-то имя отца не произносит с тех пор даже в мыслях. Помнит ли он его вообще - отдельный вопрос. Без нарушения обета никак не проверишь. Всё-таки отец, вероятно, жив.
  Там, на Луне, Бларп его не убил, хоть и здорово покалечил. Убил бы - околел бы от голода на удалённом небесном острове без малейших шансов его покинуть. Покалечил бы сильнее - оба остались бы на Луне не в силах совершить перелёт. Повредил бы в недостаточной мере - имел бы проблемы с отцовским своеволием на обратном пути.
  В общем, само собой получилось, что Бларобатар действовал в меру: не сильно, не слабо, а так, как и было надо.
  Обратный путь на порванных отцовских крыльях был медлителен и тяжёл. Бларп ни на миг не выпускал из рук плети, а её - благоразумно не гасил. Обманные фортели в небесах побеждённому отцу были всё ещё вполне по силам. Чуть зазевайся - и летишь в одиночестве без крыльев по небу. И вся твоя лунная победа тогда не читается. Ибо не удержал.
  К счастью, лететь пришлось не до самой земли. До небесного дворца Гатаматар, а ведь это гораздо ближе.
  Бларп в свою юную пору плохо ориентировался в небесах. При всём желании он не смог бы проконтролировать, туда ли его везёт отец, куда было сказано. Но, кажется, побеждённый не имел вариантов. После поражения ему всё стало едино: к Гатаматар, ну и ладно. В парадный зал, ну и в парадный зал. Больше позора, чем тот, что уже случился? Нет, не бывает.
  
  * * *
  
  Энергии Луны и Лунного Пламеня - весьма сходны, чему свидетельством даже их названия. Но есть, разумеется, и различия. Начать с того, что Лунный Пламень гораздо сильнее. Именно потому он - Большая кость Вселенной, тогда как Луна принадлежит к малым.
  Кроме того, Лунный Пламень исключительно компактен. Кому-то он является в образе большого светящегося камня, кому-то - в образе пылающей жемчужины, но то и другое суть предметы малые, соразмерные не только дракону, но и человеку. Луна же - небесный остров.
  Если камень можно перенести с места на место, то Луну не перенесёшь. Отсюда следующее различие: Лунный Пламень предоставляет своему властелину больше свободы. Луна же - привязывает гравитацией.
  Ещё у легендарного камня единственный законный владелец -Верховномудрый дракон Драеладр, а владеть Луной могут многие. Ну, хотя бы по той простой причине, что это она ими владеет.
  И, наконец, Лунный Пламень влияет на всех, на весь мир - на кого в большей, на кого в меньшей степени. Действие Луны более адресно, более частно, отдельно. Кто Луну лично посетил, тот с ней и в отношениях.
  Отсюда следует, между прочим, что когда Лунный Пламень принадлежит Драеладру, весь мир тяготеет к гармонии. Когда же почему-либо не принадлежит...
  Одним словом, грядёт мрачная пора, ибо небеса хмурятся.
  
  * * *
  
  Нет нужды долго расписывать тот момент, когда Лунный Пламень у Драеладра похитили. Бларп к тому времени был далеко не юн, много путешествовал по земле и небу, обучился многим разведывательным навыкам - благо, многие годы провёл в Ярале, исторически сложившемся как база разведчиков Эузы.
  Разумеется, он рьяно включился в поиски. Многое указывало на то, что похитителем был кто-то из своих (не своим и на небеса-то не подняться), но в деле сквозил и мертвецкий след. Кому, как не сателлитам Владыки Смерти, выгоднее всего дестабилизировать небо?
  В ту пору Бларп лично побывал во многих местностях, где у Кэнэкты имелись сети информаторов - и в тех, где вовсе и не имелись. Нижний Восток с его знаменитыми на весь свет базарами, стелющееся к ногам мертвецов некрократическое Предпорожье. Часто он выступал под вымышленными именами: Авдрам, Кёсм из Алахара - но в выборе их допустил наивность. Псевдонимы-то он брал из фольклорных источников, и по этой черте его ничего не стоило вычислить. Когда же понял свою ошибку, исправлять её стало поздно, да и нецелесообразно. Слишком многие тебя таким знают. Что ж, раз назвался Кёсмом из Алахара - не говори, что тебя неверно поняли, а в меру сил соответствуй взятой легенде.
  Ты примерял личины героев-мудрецов? Дело за малым: стань ими. Благо, свою собственную инициацию ты прошёл на Луне, в обстановке вполне подобной их становлению.
  Говорят, Кёсм победил чудовище в Лабиринте, опираясь на ум и интуицию. А на что опирался ты, повергая чудовище на Луне? Говорят, Авдрам появляется в нужныймомент с мудрым решением важных вопросов. Что ж, научись у него оперативности, а ума и собственного достанет.
  Бларп Эйуой и сам не заметил, как стал персонажем наполовину сказочным. Удобное свойство, честно заработанное всё в той же самой лунной стычке. В нужный момент словно перевоплощаешься в фольклорного героя, действуешь, как он, и, что немаловажно, иного, чем он, и не хочешь. И тогда победы древнего героя становятся твоими победами.
  Герой не может не победить. В нём попросту нет того мелкого, которое привело бы к проигрышу. Когда ты таков, как он, становится не так уж и важно, кто тебе противостоит: бородавчатый вонючий карлик, иглокожий великан из Шестой расы, или может, дракон, сбрендивший на почве заклятия Злобного Хохота. Наши враги бьют нас нашими же слабостями - вот это Бларобатар накрепко уяснил.
  
  * * *
  
  Впрочем, раз и навсегда войти в режим сказочного героя ни дракону, ни человеку не по силам. Герой - это лучший и мощнейший предел человека, но не сам человек. Режим героя хорош для экстремальных ситуаций - вроде инициационных испытаний, и только лишь для них.
  Потому удивляться ли, что Бларп не сделался в одночасье внезапным победителем всего и вся?
  Основной его проигрыш связан с поисками Лунного Пламеня. Верно, к постановке самих задач примешивается слишком много человеческого, но Бларп - в отличие от своевременного Авдрама - никак не успевает за событиями. Может, поиски древнего драконьего камня - попросту не его задача? Скорее всего, но Бларпу хотелось бы думать иначе.
  По правде говоря, он просто не всилах сидеть сложа руки, пока Лунный Пламень к Драеладру не возвращён. Не та ли самая лихорадка привязывала к Луне и его отца? Наверное, симптомы похожи - для бесстрастного-то взгляда со стороны.
  Историю бларповых поражений изложить хочется кратко. Похититель Лунного Пламеня - серый дракон, чьё имя отправилось в забвение, туда же, куда и отцовское - был обнаружен, но камня при нём уже не было. Камень, как всем известно, прожёг дыру в небесном острове и упал на землю. На землю, где в его поисках Бларп давно уже не был одинок: вокруг так и рыскали мертвецы.
  Сыскать неведомо куда рухнувший ценный предмет тем труднее, что ценность предмета для всех очевидна, а вот опасности, с ним связанные - не для всех. На земле чуть ли не каждому охота пркарманить Лунный Пламень в счастливые мгновения, когда он плохо лежит. Потому поиски камня быстро перерастают в поиски его хозяина. А вот хозяев Лунный Пламень меняет быстро, как перчатки, причём старые перчатки комкает и выбрасывает в таком виде, что уже не допросишь. А новые-то - все по карманам!
  Именно к той поре поисков Бларпа относится самый известный, яркий и громкий его "подвиг" - можно даже без кавычек. Проследив за серым безымянным драконом, он попал в замок великана Плюста, в котором вместо чудесного камня обнаружил тюрьму. В той тюрьме кто только не оказался: и серый дракон (попался, бедняжечка), и сложно-составленный посланник Чичеро, и циркачи Кло с Амуром, и невезучий парнишка Пардр. Люди всё больше достойные, способные на многое - их лишь организовать оказалось некому, чтобы взломать гадостный замок Глюм, что Бларп с готовностью и взял на себя - некогда ведь по тюрьмам сидеть, когда время дорого.
  Ах да, самого Плюста Бларп тоже взял на себя - во избежаниемножества лишних жертв. Как-никак, полезная в этом деле огненная плеть лишьу него имелась.
  Что ж, победа над Плюстом и его замком немного порадовала, но и только. Главных задач Бларпа она никак не решала. Лунным Пламенем в замке даже не пахло. Ложный след, опирающийся на одну из древних легенд, на которые Бларобатар, надо признать, падок.
  А что было дальше? Надо признать, всё то же самое.
  Слишком уж Бларп поверил в себя как в разведчика и следопыта. Слишком поверил. Слишком.
  Он рыскал в бесплодных поисках, а тем временем всё сильнее хмурились небеса. Когда небеса хмурятся, всегда хочется верить, что хмурятся они вовсе не о тебе. Верно, не о тебе. Но всё-таки не "вовсе".
  
  * * *
  
  Поиски Бларпом Лунного Пламени в основе своей сумбурны и лихорадочны. Поиски из состояния смутной тревоги и ложной уверенности в своих способностях. Ибо хотя способности Бларпа вполне реальны, берёт на себя он гораздо больше. Потому и обманывается.
  Что за бессистемные метания на воздушном замке между Карамцем, Уземфом, Бегоном, Глукщем - с выходом и на запорожские мёртвые города? Бларп себя успокаивал тем, что, пока замок куда-то летит, ему самому не составляет труда сесть в тишине и подумать.
  Но это неправда, потому что замок оттого и летит, что Бларп так и не смог найти в нём тихого места. Летит с целью бегства от укоров совести - по большому счёту, именно так.
  Полёт замка суетлив, ибо реактивен. Не пытливый ум Бларпа определил цель, а подброшенная внешним миром задачка на скорость. Успел? Как всегда, к сожалению. Иногда попросту не успел, но чаще - успел совсем не туда.
  Отца Бларпа заметно разбаловала Луна. Самого Бларпа - мертвецы. Что они для этого делали? Вели себя глупо. Провоцировали задирать нос.
  Получается, с умом глупо себя вели. Причём, как видно, далеко не с собственным умом. С умом Властелина Смерти.
  
  * * *
  
  Чем конкретно мёртвые Бларпа так уж разбаловали? Да хоть таким.
  В прежние времена ему было довольно-таки соблазнительно путешествовать по воздуху в самое что ни на есть Запорожье. Весело же перелетать через высоченную чёрную стену на белокаменном воздушном замке под управлением чётвёрки драконов!
  Смех разбирает смотреть на спрятавшихся за стеной мертвецов, которые всячески делают вид, что парение твоего замка не замечают. Нет, не одолжение они тебе делают этим своим глухим игнорированием. И не презрение демонстрируют.
  Мертвецы заботятся о себе. О том, чтобы другие мертвецы - поглавнее, с них за усвиденное строго не спросили. А если точнее, за увиденное и разболтанное - ибо если ты о виденном не болтаешь, кто сумеет доказать, что ты его действительно видел? А уж тем более - наблюдал, следил, обращал пристальное внимание.
  Мёртвые не болтают - значит, Бларп удачливый и незаметный разветчик? К сожалению, нет. А не болтают - вот почему.
  Кто видит белокаменные замки в небе Запорожья, тот понимает, что в случае войны мертвецов с живыми тихо отсидеться за чёрной стенкой никак не получится. Есть небо, с которого прилетит ответ, что бы ни писал Владыка Смерти в хвастливых уставах своей некрократии. Но как отнесётся к не в меру понятливым мертвецам их мрачный Владыка? Увидит в них потенциальных паникёров, играющих на руку Живому Императору. В Запорожье всякое сомнение в победной мощи Шестой расы интерпретируется именно так.
  Мертвецам неприятности не нужны. Вот этим они Бларпа и разбаловали. Можно было заниматься разведкой и поаккуратнее. Но зачем, если тебя и так не заметят? Из одной лишь любви к искусству?
  Видимо, стоило это искусство всё-таки больше любить.
  Что искал Бларп, нагло мозоля мёртвые гляделки своим недоступным с земли замком? Вот тут-то центральный пункт интриги: искал тайники посланников Смерти.
  Орден посланников Смерти, единственный из рыцарских орденов, сохранившихся при некрократии, выполнял широкий спектр функций - и разведывательные в том числе. Вот Эйуой и устроил охоту за их тайниками, разбросанными в самых разных частях наземного мира. Пусть основные задачи и указания посланники Смерти получали в медитативных посланиях от самого Владыки, но документальная мелочь - справки, досье, неучтённые прежде новости - циркулировали по множественным тайникам. Обнаружить их - дело не то, чтобы сложное. Сложней не позволить понять противнику, что тайник тобой обнаружен.
  Удалось Бларпу это последнее? По-видимому, нет.
  Ему подбрасывали в тайники какую-то ерунду, позволяя делать неверные выводы. Отсюда и лихорадочные метания, в которых его никогда не было в нужном месте. Отсюда опоздания и поспешность. Отсюда неспособность предотвратить патологию хмурящихся небес.
  А в небесах умирал прежний Драеладр. И новый Драеладр, ещё не родившись, стоял под ударом.
  
  * * *
  
  Когда у тебя в руках оказывается целых три следа, ведущих к искомому предмету, пройти по всем трём нипочём не успеешь. Тут уж выбираешь самый вероятный, или наиболее понятный, или наименее опасный в смысле риска вообще не вернуться, а остальные - по возможности, кому-нибудь поручаешь.
  Так случилось, что верный путь к Лунному Пламени лежал в мертвецкий Абалон, на который Бларп никак бы не подумал. И дело, конечно, не в малой вероятности. Просто Абалон - сердце Ордена посланников Смерти. Если камень Драеладра попал к ним в сокровищницу - достать его оттуда далеко не в Бларповых силах. Нужна солидная война. Как минимум - штурм Абалона.
  Потому-то идея захватить Абалон и поискать в его закромах досталась новому эпизодическому союзнику - мертвецу Дрю. Дрю, как-никак, сам из посланников, он-то в таких делах разбирается куда лучше.
  Какой же след взялся изучать сам Бларп? Тот, в каком ему не на кого было опереться. Ведущий - куда бы вы думали? На Луну.
  
  * * *
  
  До сих пор проблемы с Луной и её гравитацией Бларпа счастливо обходили. Однократное посещение в юношеском возрасте, пусть даже совпавшее с инициационным испытанием - ещё недостаточное учловие, чтобы впасть в зависимость.
  К тому же, ему, бескрылому дракону, намного проще проигнорировать лунный зов. Если собственных крыльев нет, один ты на Луну не полетишь. Надо хоть кого-нибудь, да подбить на совместный полёт - это при том, что насчёт лунной гравитации многие драконы в курсе.
  Привести к Луне ещё одного адепта? Ну уж нет! Не через Бларпа - не станет он обманывать товарищей непонятно чего ради. А раз уж других не станет, ему и самому не надо.
  Однократная встреча с Луной не даёт прочной зависимости - и только регулярность приводит драконов к тем грустным последствиям, которые целители из Канкобры именуют мудрёным термином "гравитационная болезнь". Тридцать лет с поры испытанеия - солидный срок. Был бы ещё солиднее, кабы Бларп не нашёл в мертвецком тайнике странную писульку.
  В документе говорилось примерно следующее: "Большая тропа мёртвых идёт до Луны. Лунный Пламень к Луне отправлен. Луна Лунный Пламень нейтрализует. Лунный Пламень вскормит Луну. Затмение начнётся в срок. Всем посланникам Смерти пребывать в боевой готовности".
  Прочитав этот бред, Бларп подумал, что написан-то он неспроста. Слишком глупо для ложного следа: кто на такое купится? К тому же...
  Его лично слкегка подкупали фольклорные мотивы в этой записке. О том, что "Большая тропа мёртвых идёт до Луны" - есть ведь такое поверье. Видимо, в каком-нибудь смысле связь Луны с мертвецкой дорогой действительно существует.
  Бларп не подумал, что тот, кто писал именно такую записку, мог хорошо знать, кто и на что купится, и ему, Бларпу, подсунуть нечто убедительное лично для него. Кто же не знает пристрастия к шарадам Кёсма из Алахара?
  Как бы то ни было, Бларп для себя решил, что с Луною дело нечисто и нуждается в проверке, чем бы ему лично таковая не грозила. Решить-то решил, но остался ещё вопрос доставки. Либо спина дракона, либо же целый воздушный замок, ведомый по небу четвёркой рулевых. Что предпочесть? То, что заведомо принесёт меньше вредных последствий.
  Бларобатар поговорил с рулевыми того замка, на котором чаще всего летал. Из них никто не изъявил желания посоревноваться с лунной гравитацией. Всё-таки драконы свободные существа, зависимостей не любят. Вот если какой-то дракон такую зависимость уже заработал - другое дело.
  - Знаете ли таких драконов? - спросил Бларп.
  - Как не знать, - ответили рулевые. - Есть парочка и среди наших, кормщиков. Страдают, болезные, что посетить свою капостную Луну не имеют права.
  - Скажите, как их найти.
  - Ох, не советуем, - завздыхали рулевые, - им-то не привыкать, а тебе в то гиблое место не надо бы...
  И впрямь оказалось не надо. Бларп в том полёте к Луне прозевал и смерть Драеладра, и многие другие тревожные события. Но главное, был вынужден признать: гравитация упрочилась. Тянет, как никогда раньше.
  - Ты стал лунозависимым, - прямо сказала ему старая Бланш, - какая ни распровидица, а от тебя я этого не ожидала.
  - Я и сам-то не ожидал. Кто-то меня хитро направил...
  - Не ищи! - пристально взглянув на него, потребовала бабка. - тот, кто направил, без помех сделает это снова.
  - То есть?
  - В следующий раз он будет ждать тебя на Луне. И тебе придётся лететь, чтобы его наказать. Но поймаешь ты воздух. Почему? Да потому, что прилетишь на Луну по другой причине.
  - Понял. Не буду искать, - с твёрдостью в голосе пообещал Бларп.
  Эх, всегда бы твёрдость в голосе сопровождалась и твёрдостью в душе.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"