Беатов Александр Георгиевич : другие произведения.

Словарь Атеиста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ из реальной жизни, записанный по свежим следам в 1977 году.

   СЛОВАРЬ АТЕИСТА
  
   Решилов, двадцатилетний парень, сидел в кафе за столиком со стаканом красного вина , взглядом созерцающего художника разглядывал перемещавшихся людей и по бессознательной привычке подмечал всякие особенности.
   К стойке продавца подошёл человек, среднего роста, лет сорока пяти, с лысиной на голове. У него были уверенные в себе движения и твёрдый взгляд руководящего работника.
   «Для секретаря Комсомола – староват», – подумал Решилов. – «Наверное, начальник парткома или Отдела Кадров в каком-нибудь ближайшем НИИ... Тоже – человек... Устал просиживать кресло целый день. Решил тоже, как простые люди, выпить после работы стаканчик винца...»
   «Он сам не верит в то, во что в течение дня убеждает своих подчинённых наличием своей фигуры в занимаемой должности», – продолжал размышлять молодой человек. – «Но другая половина его сознания считает, что вся эта ложь, которой он занимается, необходима, потому что, во первых, за неё платят хорошие деньги, а во-вторых, она исходит сверху, от Правительства, и стало быть, это уже не ложь, а идеология государства, которое выше таких понятий как ложь и правда... Он даже причисляет себя к интеллигенции, потому что когда-то окончил какой-нибудь вуз, выйдя из него, как говорится, «широкими вратами», подкованный «диалектическим материализмом»... Он уверен в себе, потому что никто и никогда не говорит ему, что он может быть неправ, а напротив, все с ним всегда соглашаются, потому что за ним стоит официальная идеология, власть и закон...»
   Так Решилов проанализировал «партийца», найдя в манере его поведения типические черты пропитанного ложной самоуверенностью идеологического работника, не способного снять с себя маску даже за пределами своего кабинета.
   Человек, кажется, заметил, что за ним наблюдают, но не подал вида, а лишь слегка покосился на Решилова, пока стоял у прилавка. Взяв вино и заплатив за него, он сел в сторону от юноши, где-то сзади него, как заметил и понял Решилов, чтобы, вероятно, тоже за ним понаблюдать и понять, чем он вызвал такое внимание со стороны молодого человека: «Уж не собирается ли тот его ограбить или, может быть, отомстить за то, что он когда-то причинил тому какой-то вред или обиду, как то: не принял на работу, или учинил пакость по партийно-административной линии...» А может быть «лысому партийцу» просто не хотелось, чтобы за ним кто-то наблюдал таким взглядом, что был у Решилова. Как не понравился молодому человеку весь облик и манеры поведения «партийца», так, наверное, и ему не понравился чем-то наблюдавший за ним молодой парень...
   Как только «лысый партиец» исчез из взгляда Решилова, так он сразу же и забыл о нём, задумавшись над чем-то своим, не дававшим ему покоя.
   Посидев так некоторое время в задумчивости, молодой человек, достал из сумки книгу. На её обложке значилось:
  
   КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА
   Справочник
  
   Сделав глоток вина, он начал листать справочник. Просматривая аннотаицию к какому-то религиозному термину, юноша подумал о том, что хорошо было бы, основываясь на одной голой информации словаря, переработать его полностью так, чтобы исключить из него все атеистические выпады и охарактеризовать все его слова с другим акцентом, с которым они предназначены употреблсяться, исходя из их оригинального религиозного смысла; переделать всю книгу, начиная с самого названия: вместо «Карманного словаря атеиста» – назвать её «Карманным словарём верующего», а ещё лучше следовало бы её назвать нейтрально и просто, без всяких идеологических выпадов, например: «Карманный словарь религиозных терминов»...
   Решилов положил книгу на стол, чтобы не привлекать ничьего внимания, названием вниз. Впрочем, вышло так, что корешок справочника лёг в сторону соседа, мужчины лет сорока, только что присевшего к его столу, тоже со стаканом вина. Тот сразу же взглянул на книгу. Видимо и раньше заметил, какое название на обложке. Юноша сделал вид, что не обратил внимания на его интерес, пригубил вина.
   «Ничего особенного в книге нет», – подумал он. – «Издание официальное и с точки зрения идеологии – более чем лояльное».
   Однако, сосед попросил, нельзя ли посмотреть книгу. Молодой человек протянул ему словать, сказав: «Пожалуйста».
   Мужчина листал книгу минут пять, отыскивая какие-то заинтересовавшие его слова, затем спросил:
   – Простите, а можно вас спросить, почему у вас эта книга? Вы интересуетесь этим?
   – Да. В общем, интересуюсь...
   – Я, вот, тут искал... Никак не могу понять, чем отличается мусульманская религия от христианской... Словарь что ли такой? Трудно понять...
   – Да. Такой словарь. Это ведь не удивительно. У нас религия плохо освещается. А отличие – несущественное. У мусульман – пророк Магомет. А у христиан – Христос. Мусульмане считают Христа пророком, как и Магомета, а христиане – не просто пророком, не только посланником от Бога, но Сыном Бога, а значит и равным Самому Богу.
   – Интересно! А почему они тогда... отличаются?
   – Да так... От непонимания. В общем, ни одна религия по существу ничем не отличается от другой кроме исторически сложившихся обычаев и ритуалов. У каждой один и тот же объект – Бог. Вот, давайте посмотрим в словаре такое слово: «Экуменизм»... Это – от греческого слова «Ойкумена», что означает «Вселенная»...
   Решилов взял словарь.
   – «Экуменическое движение...» – начал он читать.
   – Да, откуда ты всё это знаешь?! – прервал юношу его собеседник. – Ты, наверное, в Семинарии учишься!
   – Да-нет! Я сам этим интересуюсь.
   – Не может быть! Откуда тогда ты всё это знаешь?!.
   – Я правда говорю! Если бы я учился в Семинарии, то не сидел бы здесь и не пил бы просто так вино. Вы, наверное, просто никогда не сталкивались с этими вопросами. Поэтому так думаете. Только, так или иначе, когда-нибудь однажды мы должны себя спросить: в чём смысл нашей жизни? И должны найти ответ. Ясный ответ на этот вопрос даёт любая религия. Закрывать глаза, прятаться – значит обманывать самого себя. А без смысла жизни – и жизнь – не в жизнь... Исполнение законов Бога – всё равно что исполнение правил уличного движения. Если мы не будем смотреть на светофор, то с нами случится несчастье... Мы, ведь, знаем, что смерти не миновать... С этим все согласны... Это – закон природы... И – жизни...
   – Слушай, – снова прервал молодого человека его сосед. – Так, ты, что?! Веришь что ли? Да?!
   – Не верить – это не исполнять правил уличного движения...
   – Нет... Ты в Семинарии учишься...
   – Да, нет же! Я сам по себе. Вы Евангелие не читали?
   – Нет. Сейчас разве достанешь что-нибудь!..
   – Это правда... Только прочесть надо обязательно...
   – А ты... сам-то читал?
   – Читал...
   – Где ж ты его, молодой человек, сумел откопать?! – услышал Решилов голос сзади и обернулся, уже догадываясь, кто это.
   Человек, за которым он наблюдал ранее, незаметно подвинулся со своим стулом и уже давно подслушивал разговор.
   – Да-вот, сумел... – ответил Решилов, готовясь к неожиданной атаке.
   – И много вас таких?
   – Немало. Сейчас многие начинают интересоваться религией, особенно молодёжь.
   За столик подсел ещё один человек, рабочего вида. Он стал расспрашивать Решилова про Церковь, про смысл Крещения. Решилов, забыв про своё вино, отвечал, стараясь объяснять всё просто, избегая славянизмов и церковно-религиозных слов, вызывающих у отравленных атеистической пропагагдой обывателей чувство неприязни.
   Началась оживлённая беседа.
   – Что вы расшумелись?! Тише!.. – зашипел вдруг лысый партиец, которому не давали ни спросить, ни сказать слова. Поняв, вдруг никчёмность своего присутствия, он торопливо допил свой стакан, соскочил со стула и быстро исчез в дверях.
   Хотя и существовал закон, запрещавший религиозную пропаганду, тем не менее, остановить свободный разговор слегка подвыпивших людей партработник был не в состоянии, несмотря на приросшую к лицу маску начальника; и вся его напускная уверенность мгновенно пропала под взглядом верующего человека ещё тогда, когда он спрятался сзади, а попытка открыто поговорить о религии противником которой он, по-видимому, являлся в силу своего служебного положения, полностью определявшего и его сознание, закончилась позорным бегством.
   Впрочем, на его исчезновение никто не обратил никакого внимания.
  
   1977 / 2017
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"