Читаю стихи Набокова. Действительно, квинтэссенция прозы. Зрительная подробность, великолепное чувство звука, мысль не банальна, живая. Тема ностальгии по детству, по Родине..стала ближе, будто всё, что сейчас вокруг- дальнее, чужое, неродное. Приходится в памяти отыскивать своё как искру, раздувать в костерок, греться около.
Пусть тёмен текст и заковырист,
Воспринимается с трудом,-
Мы смысл когда-нибудь поймём:
Он сочиняется навырост!
Сказанное во-время слово- это -дело!
Короткие поэмы Набокова- какая свобода мысли, изобразительная сила! Нечто иное, чем любимые мною Пастернак и Мандельштам. Это продолжение Бунинской линии, но с какой свободой и лёгкостью! Лирика и повествование.
Переходя от реализма
До визуальных идеом,
Мы далеко, поди, уйдём
Путём индивидуализма!
Из Пастернака- писал блоками:
... не из веСТАЛок
вошла со СТУЛом,
...жизнь мою доСТАЛа
СДУЛа.
Бродский.
Его, тогда ещё лохматого,
Ценила и сама Ахматова!
Надо отметить: прочёл тоненькую брошюрку Ольги Седаковой, стихи 82-86 гг. Восточная созерцательность, не наблюдательность, ощущение её открытости туда, за разум, скажем, в трансцендентальное.Вместе с тем ( или вопреки) трогает без побрякушек. Аверинцев: Это не просто один(а) из поэтов, -это единственный в ХХ веке!
Из этой песни слова не выкинешь, она без слов.
...и гляжу, обидою терзаем,
как проходит, с каждым днём смелей,
Валентин Сорокин как хозяин
Необъятной Родины моей!
Из Кюстина:... с душой, полной поэзии, т.е. смутного страха и тягостных предчувствий...
Сердитый, недовольный:
Ни мысли, ни строки!
Какой-то неудойный
Период на стихи!
Ходил туда-обратно
И Музе от тоски
Вполне безрезультатно
Подёргивал соски.
А вот цитаты из Ломброзо о сходстве гениев с помешанными.
...я пишу свои письма не для отечества и не ради славы, но для того внутреннего наслаждения, которое нам доставляет упражнение наших способностей...
...называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами без потери сознания...это преобладание бессознательного в творчестве было замечено ещё в древности...
о них, точно так же, как о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Особенность гениальности по сравнению с талантом в том, что она проявляется совершенно неожиданно...Всякая творческая деятельность бессознательна...
Не всё же читать Бондаревского,
И Пушкина надо читать!
Вот только писать Бондаревского
Никак не могу перестать!
Свиная птица. Когда наконец придумаю название всему своему- это и будет моим настоящим именем.
Динабург: Поэзия- это языковый код, который, будучи введён под видом псевдосообщения, работает как электронный вирус, разрушительно для предрассудков господствующей идеологии.
Превосходящие силы противника- аналогия встречи с сильнейшим против твоего духом, разумом. Идёшь как против ветра, тебя сносит. Такое впечатление от Бродского.Другой уровень. А мы просты, как ручейки лесные,
скромны, подобно травке-мураве,
и хороши, как ложки расписные,
и всем нужны как дырка в голове.
Рифмовка на переносе слова раньше была только комическим приёмом, а теперь ей пользуются и серьёзные люди- Бродский, например.
Вчера купил и прочёл за час ВСЕ стихотворения Олейникова, с комментариями. Домашнее, компанейское. Без нацеленности на нетленку. И какая благожелательная внимательность окружения! Такая была среда. Околоплодная.
Что Олейников, что Жванецкий- лирики-эксгибиционисты, правда, прячущиеся под масками.
Башка у Скарамушки
Мыслишками бедна.
Как шарик в погремушке,
Мотается одна.
О чём же та мыслишка,
И сам не скажет он,
Обиженный умишком,
Собою оглушён.
Т.Манн. Я уверен, что близится будущее, которое будет презирать духовно не контролируемое искусство как чёрную магию, безмозглое безответственное порождение инстинкта, с такой же силой, с какой во времена людской слабости, вроде наших, замирают в удивлении перед ними.. Оно будет посредником между духом и жтзнью, но и само по себе посредничество есть дух...
Стихи без рифмовки, как чай без сахара, надо делать крепче.
..Стихи, в которых нет единства образа, своеобразной лирической фабулы, а есть только настроение- случайны и недолговечны, как и само настроение. Набоков.
Как Юрский читал Пушкина! Я не узнавал знакомого текста!
Стихами увлекусь- тащусь благоговейно,
Хотя у рифмы вкус дешёвого портвейна,
Сбивает аппетит. Но белый стих, однако,
Как с вермута, мутит, и послабей, собака!
1992.
Хорошо бы начать новую жизнь, с оптимизмом и энергией приняться за дело, перестать ныть, любоваться своим одиночеством и эксплуатировать его для стихотворчества! О, лень!
Вотще воображенье
вокруг меня товарищей зовёт.
Вы еврей, и я навроде,
Вы поэт, и я пишу.
На иврите вы наврёте-
Я по-русски набрешу.
Чехов.
Вот ночь настала, и луна
Блестит на стали колуна.
Моё творчество:-поэтическая попса.
Читал Безымянное время С.Борисова. Тоже автор из подземелья.Тяжесть, темнота, вызов бессилья.
Наверное, можно писать и о смерти, и о юдоли, но не так нагнетая эпитеты.
Вот эпитеты из одного только стиха:
Тусклый сон идиота
Остылые рощи
Ограбленные бурей берёзы (!).
Неприкаянная явь
Скудный светоч
Забвенные пути
Смертная нега
Погибший снег
-А?
Мы себя напрасно мучим-
Как в лесу, в стихе дремучем-
Меж высокими стволами
Утомительно блуждать,
За высокими словами
Даже неба не видать!
Статья Коржавина о стихотворении Блока К Музе, о соблазне зла.
Сухой геометрией сути
Явился твой нынешний стих,
Становится ясно до жути,
Что ты совершенства достиг.
А пержде не столь идеальным
Был стиль, как теперь удалось,
Но нежным и сентиментальным,
И чуточку влажным от слёз...
Ах, я такой русскоязычный!
Как иностранцам не пенять,
Что мой стишок философичный
Им как Россию, не понять!
Из журнала Ступени,1. Некто А.М. Второй смысл.
..все крылатые выражения народной мудрости-эта та особая форма литературы
которая называется литературой иконизации ( Риффатер) и в противоположность литеретуре мимесиса совсем теряет из виду объект изображения и развивается по своим внутренним звконам, часто используя примитивные риторические приёмы: антитезы, параллелизмы, тавтологии, трюизмы...Выражению важнее, что оно более красиво, чем истинно..Поэта интересуют, даже вопреки его воле, по большей части взаимосвязи самих слов, его привлекают вторичные смыслы, переклички, отражения, мерцания словесной материи. Он коннотирует-добавляет смыслы и тем самым определяет изоморфизмы между собственно словесными областями- в противоположность учёному, он ищет, не устраняет сложности и выбирает самый вычурный угол зрения. В некотором смысле поэтическое творчество-это атавизм в нашем обществе. Возможно, в другом- пережитком будет научное и техническое творчество...
Читаю Бродского понемногу, 60-е годы. Как он умеет стихотворение закончить! Как будто ведёт, ведёт коридором и вдруг открывает дверь в темноту: дальше иди сам!
Высокий штиль. Его, увы,
Частенько искажаем сленгом.
Так, начиная с головы,
Взор опускается к коленкам-
Всегда, чего он ни коснись,
С высоким сопоставит низ!
Нырну в тоску,
Как рыцарь в панцирь,
Хочу в иску-
Сстве окопаться.
Купил репринт Камень, 13 год. Всего 20 стихов, из них 10-шедевры.
Философия- это философствование. (Хайдеггер).
Жизнь- это переживание. (Сартр?)
Поэзия- это переживание философствования. (Мы втроём).
В.Алейников. Звезда островитян. Из СМОГа. Стихи 70-88гг.
Погонные метры лиоики. Хризантемы-астры-флоксы.Будто поэт так и прожил все эти годы на клумбе, не заходя в дом.
Искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию: Национал-социалистическим!