От Д. Неожиданная бандероль- Круг, о котором мелькнуло в ЛГ как о задачке для традиционной критики. Имена знакомые- Кривулин, Стратоновский, Шварц, Игнатова. Что за эксперимент? Стихи, пожалуй, все интересны. Знакомые 3 стиха Кривулина. Лиричная Игнатова. Общее впечатление малокровности и сильной начитанности. Подвальные ростки, мёртвый воздух подземелья.
ЛГ. Статья Катаева. Убеждает кого-то, что интеллигентность=порядочность, и это не так страшно, даже полезно государству.
Статьи Чупринина и Латыниной.Упоминания Круга. Вольные намёки о каких-то известных им переменах. Милые стихи Ахмадуллиной.
У Чупринина намёки на наличие каких-то левых и либеральных кругов в нашей культурной общественности.
Круг. Нерасшифруемый Куприянов.Похож на неуловимого ковбоя Сэнди. Он неуловим не потому, что его поймать не могут- кому он вообще нужен? Нужен стимул для разгадывания, т.е. соотношение ожиданий и обманов должно быть в пользу первого, традиции, нормы.
Во-время попалась цитата из Гёте: Всякий, кто удаляется от идей, в конце концов остаётся при одних ощущениях.
Писание- самозамыкание, заполнение книжек для их перечитывания потом, отсыхание корней, связывавших с жизнью.
Прочёл Брюсов Максимова. О принципиальном плюрализме Б., о масочности его поэзии, неслиянности автора и лирических героев- ролей, однако, имеющих где-то общую основу, стержень- это личность Б., главное в которой- мужественная активность в мироиспытании.
Наровчатов врал, что какоё-то еврей из ЧК дал револьвер Маяковскому.Полонская пишет, что у М. Всегда был с собой револьвер, он боялся грабителей. Полонская- фигура М., какого- то архаически барственного размаха, что-то Шаляпинско-А.Толстовское. Дико для горлана-главаря.
Читал Брюсова, Urbi et Orbi, ещё раз удивился его разнообразию. Из него, как из Троянского коня, вышли Блок, Северянин, даже Есенин! И Маяковский там. Но эмоционально не цепляет.Мажорность Бенедиктова. Однако каково:
Поэт! Будь высоким, как знамя,
Ты должен быть острым, как меч!
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щёки обжечь!
Книга Британишского. Исторические стилизации, извлечение позитива из прошлого.Утилизация истории. Интересно.
Он что, оглашенный, а может, бухой,
Не чует опасность?
Орёт-надрывается, будто глухой:
-Да здравствует гласность!
Количество слов в стихе- его смысловая насыщенность-коррелирует с числом согласных.Неудобочитаемость-признак информативности.И наоборот, плавность, длинные слова, много гласных- признаки песенности. Нацеленности на внушение настроения.
Астафьев. Печальный детектив.Неразбавленная желчь, фельетонная хлёсткость. Спешит выговориться, пока дают.Но и всерьёз об источнике дикого и примитивного в русской душе.Ницше, Достоевский. Мимоходом про десяток местных еврейчат в русской словесности.
Маразматические частушки Бокова.Интересно, воспринимает ли крестьянин стихи, писанные под фольклор?Или это для ценителей из городских, которым грубая пища нужна для умственного пищеварения?
Эзоп! Мне твой язык знаком!
Сатирик, подражай Эзопу:
Куда приятней, если
Лапу
Шершавым лижут языком!
Всё те же темы и приёмы,
На стёртых рифмах волдыри.
Пегас не тянет на подъёме,
Буксует, чорт его дери!
Стихотворение- это ритмическая система с несколькими гармоническими частотными подсистемами.Системообразующие-низкочастотные- соотнесённые слова, понятия.Параллелизм. Размер- самая высокочастотная составляющая.
Лидия Гинзбург о гражданской старости и инфантилизме. Инфантилизм, когда над нами царь-Отец.
Она же- о писании в стол, о страхе показа своего, передачи в чужие руки.Мера зрелости-ответственность, включённость.Утаённые стихи- не поступок.
Интеллигибельность-
Для поэзии- гибельность!
Поэзия есть объективная реальность, данная нам в интуиции. Мы постигаем системность, целостность языка- в его модели- стихотворении. Поэтому набор слов вдруг получает физиологическую целесообразность, как организм.
По радио Межиров читает Смелякова. Не могу вслушаться. Чугун. Поэзия как нищенка, вяжется, просит внимания, рассказывает жалостное и героическое.
Поэзия- красота, за которой мы сами тянемся, выпрашивая подаяние.
Подайте нищему свободу!
На юбилее Володя Емельянов читал свои баллады. Ему самому они очень нравятся.
-Во такие стихи!-, говорил он, показывая большой палец.
Я сам не без графоманства, но у него стихи и вовсе без глупостей,он рад тому, что увиденное вдруг уложено в рифмованные строчки Ершовского размера.
Воспоминания Гладкова о Пастернаке.
П. Считал, что в стихи должно попадать только отстоявшееся от сумятицы переживаний. Объективированная субъективность.
В магазине к полкам со стихами подходят редко. Это либо девочки, либо пожилые пришибленного вида мужички.
Поэт как друг, всегда ровесник.
Твой конфидент, сиречь наперсник.
Умнеешь ты- умнеет он,
И точно те поёт он песни,
Которыми и ты пленён.
Читаю Минаева, бойкого сатирика, охотника до журнальной драки. Есть и ценимое сегодня.Он, между прочим, писал, что лучше сказать правду хотя бы наполовину, чем промолчать. Конкретность сатиры вроде если кто-то кое-где у нас порой..
-Странник, собиратель пространств,- сказал Белый о себе. Но он ещё историк, собиратель времён, философ, собиратель идей, поэт, собиратель человека.
Калачёва. О связи господствующей системы стихосложения с музыкальной культурой современности. От церковных роспевов через светские канты к романсу и песне. Поколение поэтов 40-50-летних воспитаны довоенными фокстротами и танго, и Дунаевским.Теперешние слышат уже бит, непривычный старшим.Поэзия молодых должна изменить свою музыку. Сейчас новая поэзия с новой музыкой- ещё сиамские близнецы, поющаяся поэзия. Они разделятся.
Статья французского критика в ЛГ - основная тенденция современной французской поэзии- предсказанная Гёльдерлином, сформулированная Рильке, Прустом и Музилем- поиски Открытого Единства в Мире (Плотин).Форма ясная, чувство переживаемое, мысль о главном.
Ростовцева добавляет:- и традиция.
Добавлю от себя:- и партийность.
Француз о том, что уже не котируется спонтанность, искренность самовыражения частной ущемлённой личности. Нужно искать общезначимое.
Это можно. Если верить в Свет, к нему можно пробиваться и в одиночку. Но если видеть(!) только темноту, то как не перекликнуться с такими же, блуждающими рядом?
Спасение- это вера в спасение.Вера исключает самообман, верующий-лично- не обманут.
Пушкин верил, что Свет и в нём, что весь он не умрёт.
Кушнер. Длинные волны строк в Мандельштамовском размере.
Он, конечно, побалуется размером и отойдёт . Но пока- ему и нам- нравится. Короткая строка надоела.Надоел давёж смысловой рифмы.
Совпадение. По ТВ фильм о Блоке, сюжет о ж.д. станции, кажется, Озерки, точно по моему стиху он пил в станционном буфете.Блок глядит на проходящие поезда и своё отражение в стекле.
Катулл, плейбой древности.
Мой учитель -даже в стихосложении- Прутков. Меня всегда завораживали сочетания врод Глазенап и Бутеноп. Пушкин: У гальяни иль Кольони. Слух на созвучия. Не из золотой ли латыни? Тогда любили перезвоны слов.
Концерт бардов по ТВ. Лысые романтики. Экстенсивная культура эскапизма, странствий.Приятно, грустно. А вот Лихачёв призывает к оседлости культурной, к интенсивности.
В стихах гражданских умелая выстроенность, украшенность выглядит неестественно. Как строевые орнаменты из живых людей- об этом у Кракауэра От Каллигари до Гитлера.Эйзенштейн тоже этим увлекался.
Древние философы- по Лаэрцию- в основном говорили, они как бы испытывали возможности языка, данного людям навырост
Стихи Набокова с предисловием Вознесенского. Он вносит в храм советской культуры и этот гроб. Перезахоронение . Интересно, хорошо.
Графоман, между прочим, и несёт искусство в гущу народа- не читающего. Наши доморощенные стихи при застольях- контакт с искусством, правда, с заднего хода.
1987.
Приобрёл Психологию искусства Выготского с комм. Вяч.Вс. Иванова. Прочёл о ключевом слове в стихе. Оно, трансформируясь, пронизывает весь поэтический текст.
Стих связывает и грамматика, если строфа- одно предложение.
Может быть, вообще- Пушкин тоже совпадает с пародией на себя, и Заболоцкий-тоже? Т.е. эпигон- бесталанный пародист.
К сожалению, Полонский 60-90-х гг так мало радует чистым звуком!Его мысль не в движении, готовая, как покойник.Много слов, им тесно, он говорит как с набитым ртом.
Цивилизация менее важна, чем культура, т.к. не имеет своего министерства.
Отменили Постановление СП об исключении Пастернака.
Недавно выпал снег в Сахаре,
Прощён- слыхали?- Пастернак!
Коль будет продолжаться так,
То будет издан и Бухарин!
Объяснение странной фразы Мандельштама печаль моя жирна-это из Слова о полку Игореве. Но здесь и намёк на печаль моя светла.
Кто-то из четвёрки сказал, что на их стихах воспитывалось поколение, пришедшее сейчас к руководству. Истину- царям!
Баллады Самойлова. Мастер. Надоели, говорит, медитации.
Нетерпение Маяковского. Как он стремился в будущее, будто домой!
Книжка интересного мне и близкого по настроению и стилю Александра Аронова.Тоже не гений, много нас, все блохи не плохи.
Поэт, услыша зов,
Открыл в душе засов
И враз исповедально
Разделся до усов.
Ахмадуллина, ангел небесный,в рязанских дебрях среди пьяниц и убийц.Очень изящные стихи. Этакое скорбное бесчувствие.
Иван Жданов. Автоматическое письмо, сюрреалист. В сравнении с Кривулиным проигрывает- у того есть логика в бреде, образы крупнее, самоценнее. Но и у Жданова много находок, какие-то странные, не зрительные, а словесные образы. Их мог бы ему подкинуть компьютер.
Стихи Кононова. Каждый отметил. Стихи мандельштамовского дыхания, его же и коленчато-перепончатые эпитеты.Интонация торжественная,медленная речь, не обращённая к собеседнику, воссоздание реальности словами вескими и представляемыми зрительно- для бога, ослепшего от старости. Ленинградец- в умышленности образа, культурности.
Кушнер не пренебрегает собеседником, держит его за пуговицу.
В стихе должна быть тайна, не загадка.
Этот писатель тоже всю жизнь выдавливал из себя раба. Выдавленное печатал.
Стихи 20-х гг. Очень- Шершеневич, прямо молодой Маяковский. Среди хора неизвестных и теперешние гении оказались деревьями среди кустарника., но они как-то росли и после смерти.А в то время в хоре родственных голосов они были демократически равноправны.
У Некрасова: НОЧь бескоНЕЧно длинНА...
Стихи- замена и помеха жизни.Так же и дневник- для одиночества утеха. Но выясняется- от них
Ещё больней отъединённость
Среди людей, и как наркоз,
Потребна самоуглублённость,
Притом с увеличеньем доз.
Пора задуматься всерьёз,
К чему ведёт такая склонность!
Л.Гинзбург: Наука живёт анализом, как искусство- подробностями.
1988.
Когда поэт почувствует свободу говорить о том, что его волнует на самом деле, наступает некоторый формальный упадок. Уже не нужно маскировать намёки благозвучием. И уже зима-это и есть зима, а не эпоха политической реакции, и оттепель- не временное отступление служителей Культа.
Сов.Культура (Толстых): Гласность вопиющего в пустыне.
Эй, поэт, не шарь во тьме!
Сочиняй, рифмуя с хода:
Что у бога на уме,
То на языке народа!
Рассказы Искандера. Фраза: Раб не жаждет свободы, он жаждет только отмщения.
Якобсон: Ценить в стихе то, что делает его поэтическим.Это параллелизмы разного рода- смысловые и звуковые.
Краткий стих близок к иероглифу, образ компактен.
Высоцкий слышал слово: им УСПЕХ, а нам- ИСПУГ.
Урал,1. Есть хорошие стихи. Общее-вызов аутсайдеров, крик, авангард провинциальный.
Как мимолётны творческие сны- и,
Мне кажется, подобны колдовству.
Когда листаю книжки записные,
Я словно засыпаю наяву.
Былые сны рассматривая снова,
Я удивлён бываю всякий раз,
Как бы впервые открывая слово,
Припрятанное мною прозапас.
Аверинцев о хронологическом провинциализме! Ещё о том, что трудность изложения спасает от заглатывания текста с кажущимся пониманием при гладком письме.
Эпштейн: о новой поэзии- концептуалисты и метареалисты.
Составить книжку из никуда не годных стихов, назвать Вход посторонним. Автора будто бы нет, стихотворец- составитель слов.
Славься, Правительство
Наше свободное!
Компьютерная информатика сродни Гутенберговой революции- разрешит противоречие между общественным характером Знания и индивидуальным его присвоением.
Ключевые слова в стихотворении можно находить по их температуре: они теплей, немного воспалены.
Маяковский от природы гениален, т.к. имел врожденный алгоритм сочетания слов, к которому другие приходят долгим научением.
Кн. Обозрение. Нобелевская речь Бродского.О литературе как функции языка и средстве обретения свободы и личности индивидом.Подчёркивает зависимость поэзии от языка.Эстетическое- первое, этическое-потом.
Набоков Дар. Поражает анализ механики творчества. Аромат прозы 30-х.
О похмелье от поэзии- и я замечал это явление депрессии.
ЛГ- стихи Чичибабина. От непечатности очень обкатаны фонетически. Конечно, искренни и честны.
Стихи Бродского. Е.Рейн: Язык дождался поэта.
Не успеваю записывать, некогда читать художественное. Купил Ковалёва, из молодых. Интересно, как со стороны. Искренность на уровне ощущений, Думать по молодости- нет надобности.