Еврейский народ - наследник древнейшей духовной цивилизации
В наше суровое время, когда над человечеством занесен меч истребления, особый смысл приобретают понятия: духовность, культура, цивилизация. Это придает смысл и цель жизни всех и каждого. Духовность - от "дух" - движение, развитие жизни, мысли, добра. Цивилизация (от латинского civilis - гражданин) - выращивание достойных граждан государства, сынов народа и их совместная деятельность на улучшение мира и людей с помощью культуры.
Древнейшие цивилизации Египта, Вавилона, Греции, Рима по-разному вошли в нашу жизнь. От первых двух остались величественные постройки: пирамиды, башни. Их знания - на папирусах, глине - доступны археологам, историкам. Тексты Греции и Рима стали основой наук, это бесценные исторические документы. Современную цивилизацию зовут "иудео-христианской".
Еврейская цивилизация разрушена бесчисленными варварами, но главное в ней, ее исток надежно сохранен еврейским народом. Это Писание, алефбет, имена, иврит и еще многое другое.
Она начинается с обретения Торы. Книга Книг - исток единобожия, морали, духовности. Это - священная история не только евреев, но и всего мира. Тора - это знания о нас самих, размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков.
Имена народа - его память и мысль, связь поколений, живая история.
Первый еврей - Авраам, "прародитель множества народов". Но первое его имя - Аврам - "высокий", "возвышенный" отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень "рам" - "высокий", "небесный" - звучит в греческом "Уранос" - "Оу ранос" ("Небо"), в латинском "Рома" - город на высоких холмах, в индийском "Рама" - верховный бог, в египетском "Рамзес" - верховный правитель, фараон, в русском "рама" - плечо, "раменье" - высокий лес, в английском "arm" - рука и в других словах многих народов, например, "лама" - "монах, обитающий на высокой горе". Авраам - наш первый праотец, духовный отец, он первый вождь, поступавший морально, гуманно, справедливо. Он, по-мирному разделившийся с народом Лота, не грабит побежденных, не берет в подарок землю, а платит за нее большие деньги. Он "слушает голос" жены, подчиняется велению Бога. Ныне Авраам означает "возвысь", "вознесись", "возвеличь". Устремись в высоту!
Ицхак - его сын. Смысл его имени - "будет смеяться", "засмеется". Ицхак не был убит при жертвоприношении, уцелел. И мир уцелел, потому что смеялся. Ицхак - семьянин, он "играет с Ривкою, женою своей". Потому он сеял и пожинал "во сто крат". Он копал колодцы в пустыне, пас стадо, кормил и поил свой народ, изучал Тору. Ицхак - несущий смех, радость, жизнь, добро.
Яаков - "обхитрит", "облукавит". Именно так он добивается заслуженного благословения, побеждает силы зла, вырывается из рабства, богатеет, избегает разграбления. Бог благословляет его, проведя с ним поединок, и дает ему новое имя "Исраэль" - "Израиль" - "воцарится Бог", "князь Божий".
Наши праматери: Сара - "княгиня", Ривка - "ухаживающая за стадом", Рахель - "овца". И каждое имя - со страниц Торы, за каждым - огромный исторический, моральный и духовный смысл, понятный из Торы. Евреи и их друзья должны знать суть и цель своих имен, наследия предков.
Чтобы понять еврейское имя, надо обратиться к ивриту. Товья - "тов йа" - "добро Бога", "добро во имя Бога". Это установка для его носителя, призыв к евреям - "делать добро от Бога".
Древнейший язык в мире - иврит. Его корни обнаруживаются в языках многих народов, в них древний смысл, знания о мире, развитие Разума.
Ивритские корни образуют фонд, сложно организованную систему. Каждый звук, каждая буква наполнены древнего смысла. Мы легко обнаруживаем связи простейших корней: "ор" - свет - "раа" - видеть. В этой системе заложены основы мировоззрения: существование центра, верхнего ряда, нижнего ряда, абсолютного верха и абсолютного низа. Между всеми точками координат проложены наглядные связи, структура образует фигуру "магендавида" - шестиугольного щита Давида - "матрицы" корней.
Даже отдельные буквы - полнозначные слова: "б" - в, внутри, "м" - из, изнутри, "л" - в, внутрь, "к" - как, подобно, "в" - и, совместно, "ш" - то, который. Это - пракорни языков многих народов.
Это не случайные слова, а носители главнейших категорий разума, отражение человеческой мысли. Иврит - язык, обладающий четкой грамматикой, ограниченным "строевым" материалом. Именно Тора - носитель древнего иврита. Поэтому иврит считают "Божественной речью". Иврит - составная часть еврейской цивилизации, исток знаний. Тора написана на "алефбете" - первом алфавите.
Это древнейшее в мире звуковое письмо. Финикийцы получили его от соседей и союзников-евреев и принесли в Грецию, откуда оно пошло в Этрурию, Рим, Европу. "Алефбет" - строгая последовательность знаков, отражающая построение еврейского кочевого стана. Каждый знак системы не просто несет большой смысл. Он отражает важнейшие ценности жизни древнееврейского народа в годы кочевий.
"Алеф" - бык, вожак стада, охраняющий дойных коров. От них зависят жизнь, благополучие и будущее народа, его малые дети, пьющие молоко. "Алеф" идет впереди стада и стана, находит место стоянки, бережет стан от хищников и врагов. "Алуф" - вождь, полководец, "элеф" - тысяча.
"Бет" - дом, шатер, жилище семьи. Это - еврейский род, "Дом Давида".
"Гимел" от гамаль - верблюд. На нем везут утварь, шатры, все ценности, детей. Верблюд - главный "носитель" народа, основа его странствий и обороны; "воздающий" - от "гамаль".
"Далет" - треугольная дверь шатра, окно в мир, место нахождения отца семьи, главы рода.
"Хей" - место для молитвы, вход в шатер. "Авраам сидел у входа".
"Вав" - крюк для занавесей шатров.
"Заин" - оружие, меч.
"Хет" - завесы шатра.
"Ламед" - посох пастуха овец. "Ламад" - учить.
"Самех" - "опора" - приспособление для хранения вещей и еды.
"Тав" - "знамя рода", знак семьи, ориентир в пустыне. Это - и конец и начало счета и образ колена.
Все это бытовые реалии кочевья праотцев, сложная мозаика истории, память и рисунки к Торе.
Этот "алефбет" лег в основу греческого "алфавита", но смысл названий "альфа", "бета", "гамма" был утрачен, а звучание искажено. Чтобы понять смысл "алефбета", нужно вернуться к Торе, познать иврит, вглядеться в начертания древнейших знаков "алефбета", понять их содержание.
Евреи разрабатывали и распространяли в массе народа удобное и краткое письмо - всего 22 знака. Поэтому они стали читать и понимать Тору, выполнять ее заветы. Тора - носитель духовности, исток иврита, воплотитель алефбета, средоточие еврейских имен, сокровище культуры и этики.
Еврейская цивилизация - не нагромождение камней, подобно семи чудесам света. Это основа мировой цивилизации. Ее носитель - еврейский народ, наследник и защитник "Слова Божьего".
Тора, иврит, алефбет, еврейские имена - часть нашей истории и часть нас самих. Это основа нашего духа. Народы взяли у нас Тору, но не познав ее, назвали "Ветхим заветом", алефбет приписали финикийцам, имена исказили и обессмыслили. А иврит иные христиане почитают "бесовским речением". Его богатства не востребованы человечеством. Это потенциал мысли и духа, сама красота!
Еврейская цивилизация - основа всего, чего достиг мир. Без письма, звукового и краткого, не было бы ни науки, ни культуры, ни истории. Без Торы не было бы религий единобожия. Имена Торы - в сокровищнице всех народов. Зная иврит, вы поймете корни любого языка. Нам нужно ценить и любить наше наследие, наше прошлое, залог нашего будущего. Оно должно сплотить нас, дать цель.
Друзья евреев должны проделать большую умственную и нравственную работу по ознакомлению с подлинником Торы на иврите, с алефбетом, основами иврита, смыслом еврейских имен, с основой древнейшей цивилизации. Наше духовное богатство - оружие в борьбе. Нам его осмыслять!
Евреи, время собирать камни! Вернемся к нашим истинным корням!