Бойков Алексей Александрович : другие произведения.

Две стороны фантастической медали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "За бортом" жанровой классификации в фантастике (НФ, фэнтези, киберпанк, космоопера и пр.) остается множество произведений: например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Женщина в песках" Кобо Абе, "Сто лет одиночества" Маркеса. Про такие произведения обычно говорят, что они используют фантастический прием, в классификаторе фантлаба добавляют ярлычок "Мягкая (гуманитарная) фантастика", и зачастую выбрасывают их из русла фантастики. Характерная черта этих произведений: тесная связь героев с окружающим их бытом, общая метафоричность и образность передачи окружающей обстановки и происходящих событий. Если выделить все общее в "твердых" фантастических жанрах и сравнить с этой внежанровой литературой, то можно заметить следующее: и НФ, и фэнтези, и приключения, и детективы - повествовательные, событийные произведения, т.е. современный эпос. А вышеуказанная внежанровая фантастика - в корне лирическая литература.

  Известную нам фантастическую литературу принято делить на жанры: твердая НФ (hard science fiction), фэнтези, альтернативная история, мистика/хоррор, приключения и пр. Скрещиваясь с прочими книжными жанрами появляются НФ-детектив, фэнтези-детектив, гибриды фантастики и мистики и т.п. Чтобы можно было выделить то или иное произведение в свой жанр необходимо четко представлять себе границы жанра.
  
  Согласно одной классификации (антуражной), под 'фэнтези' понимаются истории, происходящие в мире магии и волшебных существ, под 'НФ' - истории, произошедшие с людьми или иными существами в результате научно-технического прогресса, под 'мистикой' - истории, произошедшие в реальном мире под действием сверхестественных сил, 'альтернативной историей' - произведения, описывающие события в нашем мире при условии, что какой-то из поворотных моментов истории пошел по другому пути. Легко заметить, что разница между проиведениями разных жанров заключается в общем антураже, обстановке, элементах фона. Кроме того, подобная классификация просто подталкивает к объединению жанров, ведь обстановка во всех случаях является пограничной: волшебная раса на другой планете (НФ + фэнтези), магия в альтернативной исторической вселенной (фэнтези + альтернативная история), потусторонние силы, выпущенные научными исследованиями (НФ + хоррор).
  
  Очевидно, что такая классификация обладает рядом недостатков. По некоторым причинам космооперы, паропанк и т.п. логичнее отнести, например, к фэнтези, а такие вещи как "Трудно быть Богом" Cтругацких - к НФ.
  
  Однако, главная цель всего этого разбора даже не в выявлении критериев различия фантастических жанров. Дело в том, что "за бортом" любой классификации остается множество внежанровых произведений: например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Женщина в песках" Кобо Абе, "Сто лет одиночества" Маркеса. Про такие произведения обычно говорят, что они используют фантастический прием, в классификаторе фантлаба добавляют ярлычок "Мягкая (гуманитарная) фантастика", и зачастую выбрасывают их из русла фантастики. В таких произведениях, как правило, действие может происходить в любом времени. В "Сто лет одиночества" Маркеса - реальность латиноамериканская прошлого-позапрошлого века. В "Последнем мире" Рансмайра - действительность Римской империи. В "Луне Доктора Фауста" - времена завоевания Южной Америки испанцами. В "Мастере и Маргарите" - быт начала советского союза, в "Альтисте Данилове" - Москва середины прошлого века. Герои погружены в свой быт, они видят те или иные его стороны, но их восприятие оказывается наполнено поверьями, мифами, слухами, небылицами, заблуждениями, чудесами.
  
  Характерная черта этих произведений: тесная связь героев с окружающей обстановкой, общая метафоричность и образность передачи этой обстановки и происходящих событий. Если выделить все общее в "твердых" фантастических жанрах и сравнить с этой внежанровой литературой, то можно заметить следующее: и НФ, и фэнтези, и приключения, и детективы - повествовательные, событийные произведения, т.е. современный эпос. А вышеуказанная внежанровая фантастика - в корне лирическая литература.
  
  В последнее время все чаще звучат термины "магический реализм", "мистический реализм" - как раз как характеристика произведений спорных, необычных. Магический реализм - это двухярусное полотно, - в котором происходящие события окрашены лирическим восприятием, отчего приобретают определенные магические черты, но могут быть трактованы и с сугубо рациональной точки зрения. "Охота на овец" Мураками (обстановка, быт - современная Япония, лирика - погружение в фантазию Крысы, в мрачный мир Овцы), "Жизнь насекомых" Пелевина (детали российского быта глазами метаморфирующих людей-насекомых), "Альтист Данилов" Орлова (московский, останкинский быт - против мира домовых и демонов), романы Краули, Рансмайра и пр. - очень хорошо укладываются в эту схему. Обобщая термин "магического" реализма до "фантастического" или "метафорического" реализма мы можем уложить в него множество спорных произведений - от "Тошноты" Сартра и "Ста лет одиночества" Маркеса до "Улитки на склоне" Стругацких или "Бойцовского клуба" Чака Паланика. Ища параллели с литературными стилями легко заметить, что именно экзистенциализм и постмодернизм наиболее щедро соприкасаются с "метафорическим реализмом", и это не удивительно, ведь они - лирические жанры.
  
  Эпос и лирика - две стороны медали литературы. Эпос отражает историю, событийность, описательность, эпос позволяет доносить до читателя идеи, в том числе новые социальные и научно-технические, роль эпических жанров в литературе огромна, эпос предназначен для объяснения и понимания, для разума и интеллекта. Однако, лирика - это образность, противоречивость, ирреальность, лирика - это острие человеческой души и метафорическое мифомышление, лирика проникает в сознание, минуя длинные коридоры рассуждений, минуя рассудок - сразу в глубину души, "в сердце". Эпос расширяет наши рассудочные знания, лирика - обогащает наш чувственный опыт.
  
  Если произведения "твердой" (эпической) фантастики - заполняют объемные серии ШФ, ЗФ, "Короли фэнтези", "Звездный лабиринт" и пр. - несть им числа, то фантастическая лирика оседает в немногоичисленных сериях: у ЭКСМО - "Игра в классику", "Интеллектуальный бестселлер", "Магический реализм", у АСТа - в "Альтернативной фантастике". Если "твердая" фантастика сегодня по большей части самоподбное чтиво, то именно лирическая фантастика - мейнстрим современной зарубежной литературы: Краули, Нил Гейман, Джонатан Кэрролл, Иэн Бэнкс, Лоуренс Норфолк и прочие. Неизвестно, заканчивается ли эпоха постмодернизма в литературе, но, очевидно, лирическая фантастика - наиболее интересный ее сектор сегодня.
  
  Вектор движения литературы, как маятник, колеблется от эпоса к лирике. Больше половины прошлого века развивались эпические жанры фантастики, на стыке веков и в начале нынешнего столетия - вектор сместился в сторону лирики. Можно надеяться, что лирическая фантастика сможет вернуть утерянную за последние годы в рациональной гонке присущую человеку духовность.
  
  02.05.2009 Бойков Алексей
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"