- Давайте начнем не с литературы, а с Вашего прошлого...
- Родился в 1964 году в Новосибирске, в Академгородке, где мои родители работали. С трех лет и до нынешнего времени живу в Долгопрудном, Московской области. В детстве, к сожалению, обнаружились музыкальные способности, и меня отдали в музыкальную школу.
- А почему - к сожалению?
- Потому что музыку люблю только слушать. А сидеть каждый день за роялем три часа, да еще в принудительном порядке... Ужас! Но дальше - хуже. Выяснилось, что у меня еще и абсолютный слух. А тут еще учительница сказала маме, что я будто бы "музыкальный гений". Здесь-то и началась для меня кислая жизнь: с "Доски почета" не слезал, выступления постоянные на всех концертах. Боже! Как я все это ненавидел!
- Да почему же? Такая слава.
- Терпеть не могу делать что-либо из-под палки...
- Сверстники не "доставали" за интеллигентность?
- Было приблизительно так: "Гля! Интеллигент идет. Музыкант вшивый! А ну-ка дадим ему в рыло..." Драться приходилось постоянно. Поначалу трудно было заставить себя бить человека по лицу. Как так? Человека - и по лицу?! Пришлось через это переступить. В дальнейшем на занятиях рукопашным боем интеллигентская мягкотелость ушла окончательно. Я научился быть безжалостным к врагам. Правда, удовольствия от мордобоя никогда не получал. Лучше, конечно, решить вопрос мирно...
Были бокс, каратэ. После армии занимался боевым каратэ. В последнее время понемногу занимаюсь УНИБОСом.
УНИБОС - универсальная боевая система. Этому учат наших диверсантов. Основана она на русских стилях: системе Кадочникова, системе Ознобишина, казачьем рукопашном бое и так далее. Помимо этого, в УНИБОС включены наиболее эффективные приемы из бокса, каратэ, савват, джиу-джитсу, айкидо и т.д. Учат владеть холодным и огнестрельным оружием, палкой, удавкой и всем, что под руку подвернется. Только не спрашивайте, где я всему этому учился. Все равно не скажу...
- А как же музыка?
- Насильно мил не будешь. Я сказал маме, что Рихтера из меня не получится. Не чувствую призвания. Она женщина умная, поняла...
После средней школы работал. Затем армия. Потом поступил в историко-архивный институт. Попал по распределению в Центральный государственный военно-исторический архив на кафедру "История государственных учреждений". Начал работать над диссертацией, опубликовал работы по истории военной разведки и контрразведки Российской империи, в том числе и книгу "Русская разведка и контрразведка в период русско-японской войны 1904-1905 гг.". Она вышла и у нас, и в Японии. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Военное министерство России в период русско-японской войны 1904-1905 гг.".
Еще на архивной службе начал подрабатывать телохранителем у одного человека, занимавшегося торговлей компьютерами. Нужно было семью кормить, а на архивной зарплате с голоду подохнешь. Поэтому уволился из архива и стал начальником службы безопасности одной фирмы. Открыл собственную охранную контору, но существенных доходов она не принесла. С 1994 года занимаюсь исключительно литературной деятельностью...
- Работа телохранителя - это только деньги или же еще романтика, экзотика?
- Я же сказал - семью нужно было кормить. Знание боевых искусств позволяло мне неплохо выполнять свою работу. Что касается романтики, экзотики... Какая там к черту романтика?! Работа как работа. Бывают, конечно, случаи, когда можно и головы лишиться. Но в наше время ее можно лишиться и просто так, мирно прогуливаясь по улице...
- Если бы в человека, которого Вы охраняете, начали стрелять, закрыли бы его своим телом?
- Жизнь - не американский фильм. Если стреляет профессиональный убийца, да еще из снайперской винтовки с глушителем, то вы его просто не увидите, выстрела не услышите, и закрыть никого при всем желании не успеете. Если же вблизи, если видите стрелка... Да-а-а. Тут, на мой взгляд, все зависит от личности человека, которого вы охраняете, и вашего к нему отношения.
Из моих клиентов... Да, одного бы закрыл точно. А вот другого - ни-ког-да. Впрочем, конечно бы, сделал все, чтобы не дать уйти убийце.
...Писать начал, что называется, для души, поскольку в то время были другие источники пищи. Первую повесть "Отбойщик" написал в 1990 году. Вторую - "Крутые ребята" - в 1992-м.
"Отбойщик" был опубликован в журнале "Военные знания". Затем пресловутая "Метагалактика" издала его пиратским образом под названием "Мордоворот". "Крутых ребят" опубликовала газета "Человек и право".
В 1993 году написал повесть "Предел для бессмертных". Но издатели довольно долго шарахались от нее, как от чумы... Там я больно ударил по дьяволу, а он этого не любит. Особенно нечистый терпеть не может, когда о нем пишут правду. В конце концов, самым смелым оказалось издательство "Эксмо". В 1994 году я заключил с ним первый контракт. С тех пор на другую работу, кроме литературной, у меня просто времени не остается...
Пишу триллеры. Это форма. А содержание... у меня есть и гангстерские боевики: "Разборка", "Беспредельщики", "Замусоренные" и т.д.; психологические триллеры: "Кукла", "Крутые ребята", "Пахан", "Нелюдь" и прочие; мистика: "Предел для бессмертных", "Полнолуние", "Черный старик", "Слуги сатаны"; сатира: "Кощеева могила", "Перемещение"; в конце концов, просто юмор: "Последняя надежда", "Манькино зелье".
К настоящему моменту опубликовал 25 повестей в четырех сборниках с твердым переплетом, не считая книг с мягким. К сожалению, издательство выносит на обложку самые блатные названия повестей, которые содержатся в сборнике, и рисует там какую-нибудь окровавленную или просто зверскую рожу. Впрочем, не стоит их винить. Они вынуждены так поступать, потому что публика предпочитает именно такую "упаковку". Никуда от этого не денешься.
- Пишете мистику. А сами-то верующий?
- Я православный христианин.
- В ваших книгах, поступках героев есть ли отображение реальных ситуаций?
- Конечно! Во время работы телохранителем всякого насмотрелся. Так что есть о чем писать. Кроме того, считаю, что литература обязана отражать реальную жизнь, а не заниматься пустыми измышлениями. Особенно в нашей стране. Читатель далеко не дурак и сразу чувствует фальшь.
Все без исключения персонажи взяты из жизни. Не важно, если этот человек не был в той ситуации, которую описываю. Когда достаточно хорошо изучишь характер конкретного человека, нетрудно смоделировать его поведение в той или иной ситуации.
Пишу от руки. Постоянно исправляю, дорабатываю, переписываю. Закончив, перечитываю, придираюсь к каждой строчке и вновь редактирую. Иногда заново переписываю целые страницы. Потом еще раз редактирую. И лишь после этого сдаю рукопись.
- Многие считают, что писать подобные книги - это все равно, что блины печь.
- Кто так считает, пусть попробует.
- Телохранителем вам доводилось встречаться с так называемой "братвой"?
- Сколько угодно. Разные они. Есть хорошие, есть плохие. Есть умные, есть дураки. Есть благородные люди, есть отпетые мерзавцы. Процент такой же, как и в любом другом слое нашего общества.
- Есть ли конкуренция между авторами? Наблюдаете ли вы, детективщики, друг за другом, берете ли на заметку новаторство коллег?
- Конкуренция, разумеется, есть. Но зависти я ни к кому не испытываю и ничьим успехам мешать не пытаюсь. Что касается второго вопроса, то давайте называть вещи своими именами. Вы имеете в виду обычный плагиат, но не дословный, а похищение идей. Подобными вещами не занимаюсь. Считаю, что каждый должен создавать что-то свое, а не обезьянничать.
- Общаются ли авторы детективов друг с другом?
- Я дружу с Арифом Караевым, который печатается в том же издательстве, что и я. С Леней Владовым вместе работали в военно-историческом архиве. Хороший мужик. Как-то на книжной ярмарке общался с Марининой. Примерно часа два-три вместе за одним столом сидели, автографы раздавали. Умная, обаятельная женщина. Приятно поговорить...
- Что в свободное время читаете?
- Люблю читать Гоголя, Экзюпери, Чехова, Ремарка, Лермонтова, Пушкина, Шукшина, Есенина, Сетон-Томпсона, О"Генри, Джерома... Список любимых авторов займет много места.
Что касается видов литературы... Считаю, что она делится на хорошую и плохую. Жанр роли не играет.