Бисеров Николай Николаевич : другие произведения.

Нарциссизм и вырождение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Современный представитель благополучной западной цивилизации привык ни в чём себе не отказывать. Люди привыкли к сиюминутному удовлетворению потребностей и поиску быстрых решений, они боятся будущего и отрезаны от прошлого. Нарциссизм в обществе достиг масштабов эпидемии.
  Капитализм превратил саморекламу в индустрию, успех в которой зависит от способности создать успешный образ.А СМИ создают ощущение, что положительные изменения невозможны.
  В результате мы имеем дело с массовым неврозом. Образы плохого и хорошего родителя, объекты любви и ненависти формируются в раннем детстве и сливаются с жестоким "Сверх-Я". В результате личность оказывается между подавляемым гневом и стремлением к власти. Отсутствие необходимости справляться со всем самому привела к полной потери способности управлять той или иной сферой своей жизни.
  
  В результате человек стал зависеть от государства, корпораций и иных бюрократических институтов. я бы отметил, что вместо нормальной зависимости от коллектива Нарциссизм является психологическим проявлением этой зависимости. Массовая культура построена на фантазиях нарциссизма, она создаёт одновременно иллюзию могущества и ощущение зависимости. Зависимое расстройство личности как раз может быть последствием нарциссической травмы.
  
   В связи со значительным падением в современном обществе численности трудового элемента, повсеместно наблюдается распространение негативного отношения к производственному труду.
   Сплошь и рядом мы слышим речи о том, что "стремление руководить заложено в природе человека", и те же кто так утверждает ,стенают, что "никто не хочет работать". Хочется спросить, если по вашему мнению согласно природе человек стремится руководить, то чего ему хотеть работать скажем дворником или слесарем?
  
  Между тем ,если современные управленцы познакомились бы с основами социологии,то что бы они там обнаружили? Обратимся к Г.Лассуэлу ,одному из основателей Чикагской школы социологии.
  Согласно концепции Г.Лассуэла, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации.
   Гипоетза Г. Лассуэлла состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.
  А. Джордж продолжал линию рассуждения Г. Лассуэлла о стремлении к власти как компенсации низкой самооценки. А именно из:
  1) чувства собственной неважности, незначительности;
  2) чувства моральной неполноценности;
  3) чувства слабости;
  4) чувства посредственности;
  5) чувства интеллектуальной неадекватности.
  
  Но наши менеджеры не имеют преставления о социологии? Нас уже не удивляет общая некомпетентность руководителей, это принимается как данность, между тем тут вступает в силу Эффект Да́ннинга - Крюгера - метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях.
  Но нельзя морочить голову вечно даже себе самому.
  
  Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена еще "соратником" 3. Фрейда А. Адлером. Эта идея получила свое более полное развитие в работах уже упомянутого Г. Лассуэлла. Согласно его концепции, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи неадекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически релевантных целей - власти, достижений, контроля и других. Внимание Лассуэлла было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Личные "ценности" или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эго-системы личности. А. Джордж в одной из своих работ продолжил линию рассуждения Лассуэлла о стремлении к власти как компенсации низкой самооценки. Он детально рассмотрел возможную структуру низкой самооценки и считает, что низкую самооценку могут составлять пять субъективных негативных чувств в отношении себя в различных их комбинациях: 1) чувство собственной неважности, незначительности; 2) чувство моральной неполноценности; 3) чувство слабости; 4) чувство посредственности; 5) чувство интеллектуальной неадекватности.
   Профессор Астрид Шютц проводила исследование, посвященное человеческим представлениям о самих себе и других людях. Согласно мнению специалиста, многим людям просто не хватает знаний для того, чтобы распознать собственную некомпетентность. Они просто не понимают, что они что-то не знают или не умеют. Поэтому они склонны переоценивать себя и недостаточно высоко оценивать способности других людей.
  Нарциссы на руководящих постах. Впервые такое явление как "Нарциссы на руководящих постах" изучали американские психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер. Еще в 2007 году эти ученые пришли к выводу, что специалисты малого и среднего звена порой лучше разбираются во всех тонкостях трудовых процессов, чем их руководители. Астрид Шютц говорит, что руководящие должности часто привлекают людей, склонных к нарциссизму. Для них свойственна излишняя самоуверенность в своих силах. Нарциссизм связан со стремлением к власти и неадекватным восприятием самого себя. Нарциссы способны производить благоприятное первое впечатление. К сожалению, с обязанностями руководителей они справляются не очень хорошо. Многие качества, которые должны иметь боссы, далеко не всегда наблюдаются у нарциссов. Так, они не в состоянии проявлять сочувствие к сотрудникам или обсуждать с командой задания и перспективы. Шире охват - лучше кандидаты: почему виртуальный рекрутинг набирает обороты Выполнении физической работы: от каких еще профессий родители отговаривают детей Арабские эмираты стали первыми в мире, сократившими пятидневную рабочую неделю Иллюзия понимания Самоуверенность нарциссов-руководителей часто сопровождается другим феноменом, который Астрид Шютц называет "иллюзией понимания". К примеру, если вы спросите группу людей, знают ли они, как работает холодильник, большинство из них скажут, что знают. Многие из нас в повседневной жизни используют этот бытовой прибор, поэтому мы уверены в своих знаниях. Однако в действительности работа холодильника связана с довольно сложными физическими процессами, объяснить которые может далеко не каждый. Иначе говоря, нам только кажется, что мы понимаем принцип работы устройства, но это понимание поверхностное. Точно так же многие руководители убеждены, что они понимают, чем занимаются их подчиненные. Власть порождает самоуверенность и иллюзии. Руководителю начинает казаться, что он прекрасно знает, чем в течение рабочего дня занята его команда. При этом многие боссы убеждены, что заниматься этим не так уж и сложно. Специалисты по психологии считают, что многие менеджеры просто не обращают внимания на все тонкости работы своих подчиненных.
  Эпидемия коллективного нарциссизма связывалась с известными феноменами "восстания рабов" (Ницше) и "восстания масс" (Ортега-и-Гассет). И хотя в известных ситуациях нарциссизм бывает эволюционно оправданным и даже творчески конструктивным, все же как расстройство он связан скорее с переживанием неполноценности и машинами компенсации. Это уже немало говорит о качестве человеческого материала, из которого монтируется нарциссический комплекс в политике и социуме, - упоенный собой, безразличный ко всему и ко всем нарцисс коллектива, сообщества, группы, массы, режима, этноса, нации. Отсюда особого рода этика и социальные стратегии нарциссического субъекта, для которого другие люди, да и весь мир, не более чем фон и зеркало восторженного самолюбования, свита и инструмент. Непростые социальные, коммуникативные черты индивидуального нарцисса в коллективном и политическом нарциссизме проявляются в еще более выраженных формах, иногда утрированных, а то и вовсе злокачественных.
  
  "Эпидемия нарциссизма" профессор Университета Джорджии W. Keith Campbell)
  
  Как нарциссы оправдывают себя.
  (Видимо это ответ на книгу "Эпидемия нарциссизма" профессор Университета Джорджии W. Keith Campbell)
  1.Как ни странно, стремление считать себя особенным - часть нормальности.
  2.Исследования раз за разом показывают, что примерно 75% людей считают себя лучше большинства других людей почти по любым признакам: от умения водить машину до знания грамматики, от дружелюбия до степени подверженности предрассудкам. Заметное исключение составляют лишь те, у кого легкая депрессия - они оценивают себя более объективно.
  3.Здоровый нарциссизм позволяет нам чувствовать себя важными, неповторимыми и уникальными. И в этом нет ничего плохого - пока это не мешает вам сопереживать другим людям и признавать собственные недостатки. Если же дело доходит до крайних проявлений, нарциссизм превращается в патологию и становится опасным.
  То есть депрессия позволяет нам на себя взглянуть объективно?
  Появились термины "здоровый нарциссизм" или "конструктивный нарциссизм", разумеется каждый нарцисс считает ,что у него "здоровый и конструктивной нарциссизм" ,а у оппонентов "нарциссизм не здоровый и деструктивный".
  Таким образом " стремление считать себя особенным - часть нормальности" для западного человека.
  По данным Keith Campbell " 75% людей считают себя лучше большинства других людей почти по любым признакам" , но во в этой книге утверждается ,что нарциссы вполне готовы "признавать собственные недостатки."
  Таким образом " стремление считать себя особенным - часть нормальности" для западного человека.
  Если 75 процентов считают себя лучше других, то это нормально. Аналогично - "если 80 процентов хронически болеют герпесом, то это не патология." Или если у 70 процентов те или иные сердечно сосудистые проблемы, то мне и лечится от такого не стоит, это нормально.
  Нарциссизм никогда не будет полезным конструктивным, даже когда это просто черта характера, и когда это переходит в патологическое изменение личности это болезнь.
  
  Концепции "нарциссической культуры", в рамках которой модно попытатся выявить и проанализировать единую тенденцию принципиальных изменений в характере и механизмах функционирования современной западной культуры, усматривая её в приходе смену классической для Запада "культуры конкурентного индивидуализма" новой всеобъемлющей "нарциссической культуры" с присущими ей разнообразными социально-патологическими явлениями. По мнению Лэша, этиология современного нарциссизма представляет особый интерес, поскольку имеет двухаспектный характер: индивидуально-личностный (предмет психоанализа) и социокультурный (предмет критики культуры).
  
  "Согласно концепции К. Лэша, нынешняя эволюция западного сознания от "экономизма" к "психологизму", сопровождающаяся кризисом традиционных ценностей, обусловливает смену типа культуры, санкционируемую изощрённой идеологией "нового патернализма", использующей риторику социального либерализма для прикрытия тотальной зависимости индивидуума от всепроникающей бюрократической власти социальных институций, государства и корпораций. Внедрение в рамках "нового патернализма" непрямых форм социального контроля с опорой не столько на принуждение и насилие, сколько на внутреннее манипулирование индивидуумом, обусловило социально-психологическую окраску новой культуры - нарциссической культуры, утверждающей не столько индивидуализм, сколько солипсизм, оправдывающий самопогружённость как подлинность и постижение. Для оправдания неусыпной квазиопеки индивидуума правящей бюрократией, фактически лишающей свободы и ответственности взрослого человека, выдвигается терапевтическая этика, замещающая утилитаристскую этику буржуазного государства XIX века. Таким образом, по Лэшу, происходит замена традиционной "буржуазной культуры, существующей сейчас только на задворках индустриального общества", "новой терапевтической культурой нарциссизма". Сущность произошедшего видоизменения он видит в том, что государственные и социальные институты под предлогом попечения о благе граждан разрушают автономию личности, способствуют более глубокому и изощрённому проникновению отчуждения внутрь человеческой психики. Превращение рядового индивидуума современного общества из гражданина в клиента, из работника в потребителя санкционируется иррационально недоступным авторитетом различных экспертов и специалистов (врачей, психиатров, социологов и прочих), настойчиво внушающих людям мысль о том, что личное самосохранение и развитие - цели, единственно достойные человеческого существования.
  И теперь главное
  В краткосрочной перспективе нарциссизм способен привести к успеху. Если я души в себе не чаю, то мне легче завязывать отношения, становиться лидером, выступать перед публикой. В ошибках, я всегда смогу обвинить других, а если кто-то в чем-то преуспеет, я без труда припишу себе его заслуги. Ощущения замечательные - но только на некоторое время. А затем наступит похмелье: я окажусь плохим руководителем, разрушу отношения с близкими и знакомыми, не сумею извлечь уроки из собственных ошибок - и все потому, что в моих глазах всегда виноваты другие.
  Сопровождающие нарциссизм сверхэгоизм и эгоцентризм неизлечимы, они приведут западное общество к полному культурному вырождению.
  Распространение нарциссизма, может возможно сказываться на потомстве, вызывать мутации, нарциссы будут рождать психопатов, психопатия ,как известно , является генетическим заболеванием, а психопаты это уже генетические эгоисты ,учитывая что способность к эмпатии гоминиды приобрели сравнительно недавно по биологическим меркам, вероятно менее миллиона лет тому, явные признаки эмпатического поведения отмечены только у сапиенсов и неандертальцев, эпидемия нарциссизма есть первый на шаг на пути к психопатическому перерождению человечества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"