Аннотация: Новости с предварительного этапа "Архитектоники".
Результаты первых публичных дней конкурса. 13 декабря.
Признаюсь, меня порадовали первые результаты. Сразу появилось о чем говорить. Сейчас еще не может идти речи об оценке художественности стиха, -- пока перед нами стоит задача отобрать соответствующие тематике конкурса стихотворные тексты. Однако представление о городской теме в лирических произведениях, как мы с вами выяснили, остается крайне расплывчатым. Впрочем, этого следовало ожидать еще до начала конкурса, и именно с целью пояснить, чего мне от вас хотелось, писала "Критерии приема стихотворений на конкурс". Разумеется, этого оказалось мало, -- три стихотворения, в которых практически не было и речи о городских формах, пришлось удалить из заявок. Еще раз оговорюсь -- все, что удалено, не хорошо и не плохо (вернее, не оценивалось как плохое или хорошее). Мы отмечали лишь соответствие или несоответствие тематике.
Что показалось неподходящим: "Я бы...", Джу-Лисс; "Песня о больших городах", Крымов Олег; "Рождество", Лебедев Артемий Юрьевич.
В первом случае, отмечу, автор после обсуждения с Библиотекарем представил на конкурс другое стихотворение, которое, с нашей точки зрения, более ему соответствует. Третье стихотворение описывает, в том числе, и городской пейзаж (одной строфой), но, на наш взгляд, оно не столько рисует картину городской жизни, сколько рассказывает о Рождестве. "Песня о больших городах" Олега Крымова, с первого взгляда, отвечает теме уже самим названием. Отказ объясняется тем, что городских форм, городской архитектуры в "Песне..." нет. Есть, если хотите, повествование о психологических типах.
14 декабря.
После обсуждения с Компетентным Жюри (тм) принято решение: создать номинацию "Вне конкурса", в которую попадают стихотворения, по разным причинам сочтенные не отвечающими требованиям конкурса, но заслуживающие внимания. До 16 января не исключено перемещение отдельных работ из конкурсного во внеконкурсный список и обратно. Связано появление дополнительного списка с тем, что более внимательное знакомство с присланными на конкурс работами привело к необходимости ужесточать требования к тематике. Вкратце замысел таков: конкурс называется "Архитектоника" не случайно, он использует представление о вещном мире, сформулированное в том числе и Осипом Мандельштамом и понятое им как осязаемое представление о формах зданий, площадей, улиц и пр. У этого поэта есть цикл "архитектурных" стихотворений ("Айя-София", "Нотр Дам", другие), где он пробует воплотить свои представления об архитектонике окружающего мира, отражая в архитектурных формах свои чувства. Мы также хотели вещности, осязаемой формы, которая должна была бы стать формой для лирических переживаний, но формой "оформленной". Поэтому стихи, в которых город представал как сущность, оформленная в образы живого существа или как угодно другими способами, но где не было домов, улиц и тротуаров как средства выражения, я вычеркивала из списка. Сразу оговорюсь: в конкурсе остались стихи, где нет архитектурных форм в жестком толковании этого смысла. Их немного (надеюсь), в разное время я руководствовалась разными соображениями, каждое из которых готова обсуждать индивидуально (но в разумных объемах -- у меня не так много времени, а форматом конкурса сие не предполагалось).
Теперь стихи, которые остались за рамками конкурса на сегодняшний день. Римский лубок (автору предложено выделить часть в виде отдельного стихотворения, оставшееся принято на конкурс -- "Летний Тибр") Где я живу, там ветры мокрые (стихотворение вынесено в номинацию "Вне конкурса") Городское Письмо В ладонях Колвира Бруклинская Сибирь (стихотворение вынесено в номинацию "Вне конкурса") В моем городе не бывает зимы (стихотворение вынесено в номинацию "Вне конкурса") Англия (стихотворение вынесено в номинацию "Вне конкурса") Окно -- колодец Ждущий город Прабуждение (внутренняя форма заголовка, отметьте) Город первой любви Разрушенный город
Всем авторам в комментариях к их стихотворениям в журналах дана индивидуальная мотивация решения, которую здесь я повторять не решусь, предложу желающим посмотеть комментарии на территории авторов.
15 декабря.
Сегодня появились на конкурсе четыре стихотворения: "Черно-белая Прага", "Лунная кантата", "Питерский колодец" и "Набат". Возможно, от усталости -- или от того, что их всего четыре было -- согласилась со всеми четырьмя. "Черно-белая Прага" Соф показалась мне подходящей из-за отчетливых контуров моста, темных кварталов, камня и "вида, опрокинутого в воду". "Лунная кантата" наполнена массой не имеющего отношения к нашей теме, как и массой точных, хороших зарисовок городских форм. Я бы попросила автора выделить из этого цикла вторую (номер называю на память, могу спутать) часть, но сегодня этого сделать не успела. Не исключено, что еще попрошу, но, скорее всего, оставлю текст в конкурсе. "Питерский колодец" Ани Рыбалкиной замечательно, на мой сегодняшний взгляд, заменил ее же текст, который вчера был вынесен за рамки конкурса. Над "Набатом" я еще буду думать -- пока не вижу в тексте тех самых деталей, но пунктир там есть, а вот оценить его вес пока не могу.
16 декабря.
Просмотрела новые поступления. Из них (еще десять текстов) задумалась над соответствием в тематике стиха "В больничном городке". Мне кажется, что там и стены скорее для того, чтобы обозначить кошек. Завтра ночью будет время подумать над этим как следует. Удалила из конкурса стихотворение "Когда сигареты не в радость" -- оно, с моей точки зрения, совсем не подходит к теме. Еще два ("Яркое небо среди городских развалин" и "Этот город мой -- мой смех") вынесла вне конкурса.
Кстати, господин Чернышов отметил на конкурс еще одно стихотворение, в котором есть неформальная лексика. Ограничений я не ставила, стихотворение приму. Но вообще, с моей точки зрения, есть в таком подходе что-то неправильное. Попробую, быть может, обозначить свое отношение несколько позже.
17 декабря.
Сегодня удивительно много новых текстов, -- и почти все, увы, пришлось вынести из конкурса. Не понимаю, отчего, но подряд идут в том числе и стихотворения "совсем не про то". Перечень отреченных следует ниже, а мотивировки, как и раньше -- в комментариях к самим текстам. Экстремальный спорт (вынесено в категорию "вне конкурса"). Метро Вицебское Сумний (стихотворение на украинском -- до сих пор в правилах ничего не было о языке оригинала только потому, что Библиотекарю и в голову не пришло отмечать сие особо). Дети войны (сочла, что оно больше про войну, чем про городскую архитектуру). Метаморфозы (автор не счел нужным оставлять -- или Библиотекарь не увидел -- поле для комментариев, скажу здесь: какая к чертям Клеопатра, друзья, мы же вроде о городских формах пишем?) Моему кромешному городу Отрешусь и зароюсь День (забавное исключение из общего правила: на этот раз несоответствие не в том, что описывается город как сущность вместо города-формы стиха, а в том, что описывается город как место; отметьте разницу).
Еще три стиха вызвали у меня сомнения, разрешать которые буду в процессе приема работ еще почти месяц. Это, во-первых, "Угробленная градиана" Алексея Лобанова. Цитирую: "город как сон, что никак не сбудется... улицы-судьбы... судьбы-секторы". Довольно типично -- город как сущность. Очень похоже на несоответствие тематике, но пока стихотворение оставлено в конкурсе. Во-вторых, "Ретро" господина Тарасенко. Мне даже понравилось, но, похоже, тоже не о том. Пока, тем не менее, оставлено. И, в-третьих, стихотворение Александра Рыскина "Потерянный город", где опять мы встречаем город-существо, город-собеседник, но никак не город-форму.
Отдельно хочу отметить стихотворение "Харбин. Нежность" Натальи Хабаровой -- я ждала именно такие стихи (быть может, _в_том_числе_ такие, но вот так, да). "Декорацией для последней встречи, похоже,/ станет дорога,/ ведущая к аэропорту". Детали городского пейзажа -- как декорация для переживания лирического героя. Именно об этом я говорю раз за разом в ремарках к заявленным на конкурс стихотворениям. Еще один стих -- "Непогода в Бостоне" Александра Габриэля -- не так точно отвечает моим представлениям о городе-форме стиха. Но там, безусловно, есть четкие, обрисованные детали -- в том числе "бойкий угол Вашингтон и Саммер" и "завтрак в маленькой кафешке", -- и кое-что еще, что показалось мне вполне убедительным, чтобы стихотворение оставить.
19 декабря.
За выходные предложено не так много стихотворений. Из них только одно вынесено из основного списка и перенесено в номинацию "вне конкурса" -- стихотворение Ады Цодиковой "Здравствуй, Баку!". В данном случае, автор обращается к самому городу через олицетворение. Образ города передан через другие образы, -- в том числе людей. Мне показалось, что городских деталей-декораций в стихотворении нет. Кстати, в комментариях к "Колонке редактора за декабрь" был задан вопрос о принципах отбора в основной конкурсный список. Поскольку, думаю, он возникает у многих, кто следит за конкурсом, пожалуйста, посмотрите там мой ответ.
Задумалась над стихотворением Галины Толмачевой "Лев катит шар..." Кажется, формы там мало, несмотря на то, что речь идет об описании памятника. Произволом Библиотекаря я его оставляю для дальнейшего обдумывания. То же самое -- описание памятника, но вместе с тем ощущение отсутствия формы -- возникает при прочтении "Оды Санкт-Петербургу" Алексея Николаева. По тем же соображениям и с теми же намерениями оставила.
20 декабря.
Огромное время ушло на комментарии к этому тексту. Поэтому по очередной порции новых текстов -- бегло и вкратце. Удалены с конкурса: Про Санкт-Петербург Из Центрального парка Прошлогодняя осень Набросил вечер Городские зарисовки (этот текст уже точно просматривался в середине декабря, но под другой фамилией; поскольку я не в состоянии вспомнить, где и при каких обстоятельствах, предложила автору напомнить мне обстоятельства, прежде чем еще раз делать заявку).
Еще раз рекомендую обратить внимание на комментарии к "Колонке". Там должно быть немало более и менее спорных, но небезынтересных замечаний.
22 декабря. Лирическое отступление от темы.
В связи с проходившим сегодня аукционом по приватизации Магнитогорского меткомбината (см. Ъ от вчера, сегодня и завтра) была вынуждена на сутки оторваться от работы по выписыванию библиографических пометок. Отмечу для интересующихся: торги прошли неожиданно тихо, прозвучало не более трех ударов аукционным молотком. В последнем крупном приватизационном аукционе новейшей истории России блестяще победил глава ММК Виктор Рашников. На сем прошу прощения у посетителей Библиотеки: Библиотекаря клонит в сон и тошнит от металлопроката.
Итак, пока мы бились с Магниткой, на конкурс подали всего шесть новых стихотворений, при этом одно из них -- замена "Городских зарисовок", удаленных 20 декабря, новым текстом "Проспект мира". По размышлении решила оставить, как и еще четыре текста. Удален из конкурса только один -- "Ты и я" Виктора Тетерина (см. комментарии к авторскому тексту).
23 декабря.
Беглый список: удален только текст Андрея Дорошенкогромова, снова про Петербург, снова в роли лирического героя. Еще два -- "В тот день никто не звонил" Сергея Чернышева и "Вечер в гостях затянулся петлей на шее" Сергея Коркина -- перенесены в номинацию "вне конкурса".
26 декабря.
В пятницу записи не обновлялись, в силу обстоятельств, связанных с внеконкурсными событиями в Библиотеке (после которых Библиотекарь очнулся только через три дня).
Сегодня пришлось исключить несколько работ, потому что в них город трактуется как персонаж, описываемый внешними средствами. Напоминаю: город должен быть лишь формальным средством выражения переживаний лирического героя. Список стихотворений, вынесенных за рамки конкурсного списка: Если б не было такой земли (стихотворение перемещено в номинацию "вне конкурса")) Станет город сном Винницкий вальс Вернуться
Кроме того, удалено стихотворение "Москве", -- к сожалению, я потеряла ссылку на него. Буду признательна, если автор пришлет ее по почте.
4 января.
По техническим причинам последние дни прошедшего года Библиотекарь провел оффлайн.
Поздравляю всех с прошедшими праздниками и с наступающим Рождеством! (Желаю поэтических успехов и пр.) Продолжение следует в "Колонке редактора за январь 2005 года". Ваш Библиотекарь.