Безруков Виктор Константинович : другие произведения.

О Наташе Филипповой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Безруков В.К.
  
   О Наташе Филипповой
   Нет, я не был знаком с Наташей. Я знаком с ней только по её страничке на нашем же Самиздате. Мне очень нравятся её стихи. Здесь я только воспроизвёл только то, что написали о ней знавшие её люди. Я посмотрел, что посещаемость её странички очень мала и учитывая, что самой её уже нет в живых - привлечь внимание моих друзей к её стихам, так как дальнейшая судьба этой странички неясна. Пока что, насколько я понимаю, её завела Толмачёва- Федоренко. Огромная ей признательность за это. Повторяю - здесь я привожу только то, что написали о ней другие. На её сайт можете выйти по Топ30 у меня.
  СТАРУШКА - ВЕСНУШКА
  Автор - Наташа Филиппова
  Составитель - Наталия Филиппова
  Авторы предисловий - Ирина Малярова
  - Ольга Черепанова
  Фото - Александр Бэрман
  Чудесное превращение
  Нарисуй мне барашка
  Антуан де Сент-Экзюпери
  "Маленький принц"
  Вы помните мороженое по 7 копеек? Плодово-ягодное, в бумажном стаканчике? Нет? А "полоску" за 22 копейки? Их еще в кинотеатре в буфете продавали. Тоже нет? Ну, хорошо. А помните, как вы заболели и вам поставили горчичники? А чтобы было не так обидно, папа показывал вам диафильмы? Признайтесь, ведь было такое? А запах елки и волшебных мандаринов? Неужели, и это забыли? И вы не плакали, когда мама оставила вас одного в детском саду, а сама почему-то шла на работу? И не завидовали соседскому Мишке, у которого был чудесный толстолапый щенок, а у вас нет? И залезть на крышу гаража тоже не хотели? Да... Тогда все понятно. Вы окончательно выросли. Не очень-то хороши ваши дела, дяденьки и тетеньки, мужчины и женщины. Потому что, какие вы после этого мамы и папы, бабушки и дедушки? Так, воспиталки и все.
  Обиделись? А ведь все зависит от вас. Забудьте вы про эту стирку. Делаем так. Вы открываете эту книжку на первой странице и громко читаете. Чур, не жульничать и не записывать. Это только кошки мышей понапрасну едят, а вы читайте по-всамделишному, ничего не пропускайте, не ленитесь и запоминайте как можно больше. Скоро уже Петька из детского сада вернется, а вы еще не готовы. Итак, что наливается в миску легко, белое, как облака? Что получается из тополиных пушинок? Как позвать дождевого червяка? Что такое шишка? Что пьет тучка, и почему заболел телефон? О чем мечтает кот, и где застряла тишина? Во что превратился пень, и почему грустят шнурки?
  А теперь подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Правда, маэстро Песнепевский похож на вашего соседа из 28 -ой квартиры? И зря, вообще-то, вы на тараканов так обиделись. Только вот слона, который погиб в блокаду, очень, очень жалко. А еще, вечером, вместе с Петькой, вернитесь на тот угол, где все время стоит одна и та же бабушка, и купите ей что-нибудь к чаю. Теперь-то вы знаете, как нелегко ей справляться с ее летающим и жужжащим хозяйством. И, по-моему, сейчас самое время принести домой котенка. К тому же, имя придумывать не надо - конечно, Сырник!
  А теперь выгляните в окно. Смотрите, какая прекрасная лужа. Да-да, та самая, которую вы так люто ненавидели еще каких-то полчаса назад. А ведь это же целое водохранилище! А во-о-о-н из той кучи песка можно самосвалом привезти материал для ремонта плотины. Кстати, и лужа меньше будет - плотина с прошлой весны не ремонтировалась.
  Жалко, что сейчас не делают мороженого в бумажных стаканчиках. Они, пустые, так громко хлопали. Вспомнили, да? А диафильмы вы, кажется, отвезли на дачу или запихали на антресоль (зачем-то!). Доставайте скорее. И выкиньте вы эту жуткую нафталиновую елку! как хорошо найти в июне в щели паркета живую елочную иголку, вспомнить смешного зайца на детском утреннике и начать считать дни до следующего прихода Деда Мороза. И поменьше горчичников! Он у вас и болеет потому, что вы ему не разрешаете отремонтировать плотину.
  Как хорошо, что завтра у вас единственный выходной и вам не надо мести, штопать, чинить, проверять, стирать и вытирать пыль. Вместо этого вы с удовольствием вы встанете пораньше и поедете в зоопарк (только не забудьте конфеты!). Как хорошо, что уже весна, солнце и лужи! Как хорошо, что у вас есть такая замечательная книжка. И как все-таки хорошо быть ребенком!
  Люди, станьте же вы, наконец, детьми. Хотя бы ненадолго, хотя бы понарошку. И все сразу же изменится к лучшему. Не верите? Спросите у Наташи Филипповой.
  Ольга Черепанова
  Вместо предисловия к детской книжке
  Считается, что стихи для детей пишутся также, как для взрослых, только лучше. Добавлю: и потому труднее. Ведь если взрослый читатель может заставить себя читать скучную книгу по необходимости, ребенка заставить невозможно. Если ребенку неинтересно, он будет отвлекаться, скучать и думать о чем-то своем.
  Книга стихов для детей Наталии Филипповой "Старушка - Веснушка" будет читаться с интересом и детьми, и взрослыми, потому что в каждом взрослом человеке живет его прошлое детство.
  Богатое воображение Филипповой позволяет ей объединить разные сюжеты, традиции. Стихи из современного окружающего быта: "Волшебник" (про утюжок), "Шалун" (об испорченном телефоне), "Из жизни шнурков" соседствуют со стихами о природе "Тучка", "Ракушка", "Ночь", "Ого!", "Что такое шишка", "Как мы ловили рыбу", "Старушка - Веснушка". Они одинаково интересны, каждое из них живет своей реальной и сказочной жизнью. Спросите ребенка, какие сказки он любит больше всего, ответ будет однозначным: "Волшебные"...
  Этим колдовством детского поэта Филиппова владеет постоянно и неутомимо, хотя традиции ее стихов разные. Тут и фольклорно-песенные - про танцующую кошку в белых сапожках. Ребенок с удовольствием будет повторять: "Подбоченься, кошка, потанцуй немножко"... И великолепное стихотворение про "Старушку - Веснушку". Свежесть не только в деятельном образе весны, которая моет озера, развешивает скворечники, "пропалывала рощи и ела облака" или "расчесывала рыбам кудрявые хвосты" - неожиданность еще и в том, что мы привыкли воспринимать весну молодой, а здесь необыкновенно веселая и даже озорная старушка - в ней как бы вечная молодость природы.
  Помню, как в детстве меня поразил сказ Павла Бажова про бабку Синюшку, которая "всегда старая, всегда молодая". Только настоящий художник может так сказать о вечности.
  В особую группу можно выделить стихи Филипповой о животных: котах, мышах, лягушках: "Мечта", "Ам!", "Загадки кота Сырника", "Чудесное превращение", "Мышь и сыр", они живут своей жизнью, но их радости и горести близки нам, и я верю, что ребенок, прочитавший такие живые и легко запоминающиеся стихи, не станет мучить наших меньших братьев, а будет больше любить и уважать их. И в этом нравственная заслуга Наталии Филипповой.
  В кратком предисловии невозможно перечислить все достоинства данной книги, но хотелось бы упомянуть два стихотворения, где речь идет о взрослых людях, а восприятие сохраняется детское. Это "Объявление на заборе" и "Маэстро Песнепевский".
  Ведь не секрет, что мир взрослых далек, а порой и скучен для ребят. Однако, здесь этот мир предстает неожиданно в ином ракурсе, становится ближе ребенку, вызывает в нем интерес и сочувствие.
  20 января 1999 г.
  Ирина Малярова
  член Союза писателей России
  Радуга в снегу
  СПЕКТР СЕРДЦА
  "Радуга в снегу" - третья книга петербургского поэта Натальи Филипповой. Первый сборник "Паутинка" и книга стихов для детей "Старушка-веснушка" уже нашли своего читателя.
  Семен Давыдович Лаевский, председатель правления Профессионального Союза писателей Санкт-Петербурга, поэт и тонкий ценитель слова, говорит о ее творчестве так:
  "На первый взгляд ее поэзия проста. Однако, читая сти-хотворения Натальи Филипповой, начинаешь понимать и, главное, чувствовать многоплановость и кажущуюся наив-ностью чистоту суждений обо всем, чего коснулось перо по-эта. А касается оно очень важного: неистребимая любовь, самозабвенная нежность - практически все возможные ра-курсы сложнейшего - отношений мужчины и женщины".
  Твое тело - как колокол света
  В черном космосе небытия.
  И, не зная преград и запретов,
  В мире царствует нежность моя.
  И эта многомерная тема - не единственная в сборнике.
  Само название - "Радуга в снегу" многопланово. Радуга рождается в небе, в небе летнем и теплом, когда косые лучи вдруг заставляют вспыхнуть таинственным многоцветьем мириады дождевых капель. У Натальи радуга предстает в снегу и в холоде зимы. Она словно не от мира сего, прекрас-ная и беззащитная. Как душа поэта, странствующая по доро-гам земного и нелегкого бытия, как русалочка, ради люби-мого покинувшая родную стихию. Именно поэтому во мно-гих стихах - мотив боли, преодолеваемой, но неизбыв-ной. Это боль и за человека, и за любое живое существо, встретившееся на пути.
  Женька, Женька, тени под скамьей,
  Воробьи в дворовой серой пыли,
  Куст сирени... Этот мир немой
  Страшные рассказывает были:
  Голубя раздавленные крылья
  Дворник унесет в небытие...
  Боль преодолевается, - и преодолевается она любовью и нежностью.
  С. Д. Лаевский отмечает:
  "Наташа любит все живое. Отношение к природе у нее такое же нежное, как к любимому, друзьям, просто прохо-жим людям. Нежность (которой сегодня, может быть, нам особенно не хватает) царствует в каждой строчке ее лириче-ских откровений. Читаешь стихотворения Н. Филипповой и понимаешь суть всего живого - нежность, царствующая в мире! Много несправедливости, горя, жестокости, но... не-победимы Любовь, Верность, Радость и, безусловно, - Неж-ность.
  Люди целуются прямо на улице!
  Прохожие улыбаются, щурятся, словно от света...
  Скажите, а разве счастье не это?
  Пусть люди целуются, пусть любят друг друга во-преки горестям, жестокости несправедливости - таково жизнеутверждающее кредо лирической героини Ната-льи Филипповой."
  Добавляю, что самый тяжелый крест - пройти сквозь собственные колебания и страсти, пронести до конца свет души, не охлажденный никакой зимней стужей.
  Композиция книги необычна. Разделы - это семь цветов радуги, и стихи в них расположены, если можно так сказать, по потаенному внутреннему отношению Человека к миру.
  Страсть красных слов огня, цыганская романсовая безу-держность личного переживания сменяется со-чувствием всему сущему, тоже полному переживаний.
  И вот вспыхивает желтый цвет. На этом этапе душа ли-рической героини, окрепнув, ощущает, как новый луч спек-тра диктует ей:
  Есть в паденье сила. Сила встать.
  Боль забыв. Я - тайна силы смеха.
  Именно в этом разделе серьезность прерывается вспле-ском юмора. Сила Смеха дарует свободу - и вот уже можно искать в зеленом луче разгадку равновесия мира. Правда, равновесие это кажущееся. Болевой земной путь не закон-чен. Это лишь передышка, заполненная предчувствием но-вых испытаний: "Что-то сердце холодеет. Ожидает новой раны?"
  Я у зимы прошу добра,
  Но только снег летит навстречу.
  Весна покой не принесла
  Платком свои покрою плечи
  И ночью из дому уйду.
  Следы, следы в моем саду.
  Странничество продолжается, но впереди горит уже го-лубой луч:
  Я - в мудрость Путь. Освобожденье истин.
  Я - отрешенность. Просто силуэт.
  И далее - через пронзительность прозрений синего цвета - к фиолетовым тонам.
  Может быть, к синтезу, в котором уже неразделимы Земное, очищенное Высшим и Небесным, увиденное через реалии повседневного нашего существования.
  Уведи с собой тропинка
  Горя не накликаю.
  Я на каждую травинку -
  Ягодой-брусникою
  Я на каждую былинку -
  Ласковым смирением,
  Я на каждую пылинку -
  Сном-стихотворением.
  Радуга в снегу не просто красивое сочетание слов - это библейский образ, знаменующий союз Небесного и Земного Замысел сложнейший. Нужна немалая доля отваги, чтобы поставить себе такую сверхзадачу. А насколько удалось На-талье Филипповой воплотить задуманное - судить мудрому и внимательному читателю.
  Мария Амфилохиева,
  член Профессионального Союза писателей
  Санкт-Петербурга.
  Наталия Филиппова начала постигать поэтическое мастерство ещё в ранней юности, занимаясь в поэтиче-ском литобъединении, руководимом большим поэтом Нонной Слепаковой. Она - участница многих поэтиче-ских вечеров, поэтического театра "Послушайте!"; вы-ступала в театре Миниатюр и в театре Эстрады, но при этом не увлеклась новаторскими авангардистскими эф-фектами, а сумела сохранить непосредственность и детскую чистоту в стихах. Стихи Наташи напоминают мне перезвон колокольчиков. Дыхание поэта свобод-ное. Наталия занималась в клубе "Молодой Петербург" при Союзе Писателей России. Её стихи обсуждались на семинаре Алексея Ахматова. Наташа хорошо воспри-нимает критику, она настойчива и умеет идти вперёд, при этом не изменяя себе. Наташа - участник конфе-ренции молодых писателей Северо-запада. У Наталии от природы поставленный голос, что проявилось в ее первой книге:
  Солнца луч в ладошке лепестками вышит
  Гриб на тонкой ножке ландышами дышит.
  Первая книга Наталии Филипповой называется "Пау-тинка". Её стихи действительно очень нежные, трепет-ные. Автор тонко чувствует природу. В стихах о любви она предстает женщиной-ребёнком, отчаянно нуждаю-щимся в ласке.
  Не уходи из моего города.
  Я боюсь темноты и холода.
  Замечательно, что у Наташи есть чувство юмора. Оно особенно ярко проявляется в её детских стихах. У неё есть очаровательное стихотворение "Страшный сон", которое заканчивается забавным четверостишием:
  Я проснулась ночью темной,
  Заливает жуткий пот.
  На груди храпит... огромный
  Мой родной пушистый кот!
  У Наташи удивительно переплетаются стихи о любви и стихи о природе. Например, одно из её любовных сти-хотворений, начинается так:
  Заблудиться б в тебе как в лесу,
  Собирать землянику на склонах.
  Пить с цветов золотую росу,
  Гладить брюшко лягушкам зеленым.
  Стихи Натальи Филипповой сюжетные и не длинные. Её стихи для детей очень увлекательны и обычно явля-ются маленькими сказками. Наташа пишет фантастиче-ские новеллы. Она - многогранный и многообещающий автор. Она старается вызвать сочувствие к тем, кому плохо - к заболевшему слону, брошенным игрушкам, ракушкам, из которых вынули жемчуг...Наталия под-готовила к печати свою вторую книгу -книгу детских стихов "Старушка-Веснушка".
  Я желаю Наталии Филипповой творческих успехов и рада дать ей рекомендацию в Международное Сообще-ство писательских союзов.
  Галина Анатольевна Толмачёва
  22декабря 1999г
  Радуга - книга Натальи Филипповой-Хорошевой...
  Моей дорогой маме,
  Валентине Даниловне Хорошевой.
  
  Забытая игрушка
  Предисловие Толмачевой-Федоренко: Здесь размещены детские стихи Наташи, которые мне наиболее нравятся. Я чуть-чуть отредактировала некоторые из них(в основном в смысле сокращения), и - верю - Наташа не обиделась бы за это - она доверяла моему мнению, к тому же подлинники стихов - их оригиналы - открыты для чтения в файле "Грибное царство-государство" и появились раньше. Если бы Наташа сама составляла книгу детских стихов, она бы безусловно отредактировала её гораздо лучше, чем это получилось у меня, но она не успела выпустить новую книгу детских стихотворений... Могу еще отметить, что Наталья в 2003 году сменила фамилию на Хорошеву и, когда мы с ней делали макет книги "Радуга в снегу", даже собиралась выступить как Хорошева, но так все друзья её и поклонники её творчества привыкли к Наташиной прежней фамилии, передумала...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"