Роман 'Женская верность' Татьяны Петровны Буденковой - не просто роман и не просто история большой и дружной семьи. Это - сага. Жизнь семьи, её уклад, семейные ценности воспеты простым, понятным, богатым языком. Людей, о которых повествует роман, невозможно назвать персонажами или действующими лицами, настолько они настоящие, живые, понятные и близкие. Эти люди очень простые, но они высоки в своих поступках, суждениях. Что бы ни случилось - нет у семьи отрезанных начисто ломтей, сохраняется кровная ниточка, которая связывает родных, где в связке, а где от одного к другому. И то, что случается у одних, отзывается у других. Есть упоминание только об одном 'отрезанном ломте', и где он, что с ним - никто не знает. От семьи отбился - и всё, и сгинул где-то.
Центральная фигура - Устинья, несмотря на то, что автор больше рассказывает о ее сестре Акулине. Устинья - мать пятерых детей, которые тоже дали ростки, и все так или иначе крутятся вокруг нее и связаны друг с другом частенько тоже именно через нее. И, конечно, дети - самое важное. Дети никого не тяготят, никто не считает их обузой. Устинья объясняет вполне доходчиво: 'Вот у меня на руке пять пальцев, а какой ни порежь, одинаково больно. Так и дети. Хучь один, хучь четверо, все одно - за каждого больно'. Дети нужны все без исключения, сколько бы их ни народилось. Ребенок, может, и не нужен, пока его нет, но когда он родится - нужен, даже если он пятый по счету...
'Женская верность' - воспеваются лучшие качества Женщины, даже самой простой, пусть полуграмотной, зато способной всю жизнь ждать лишь одного, отца своих детей, даже когда его уже никто не ждет, потому что 'пропал без вести' на великой Войне, и потому что все сроки вышли. Воспевается Женщина. Изначальное предназначение Женщины - рожать и растить детей, и до сих пор оно остается главным. Сменятся приоритеты - человечество вымрет. Может, кто-то из мужчин хмыкнет - тоже мне, цель. Для мужчины семья - всего лишь 'тыл', а 'фронт' расположен в другом месте: на работе, в гараже, в клубе по интересам или где-то еще. Но, тем не менее, мужчина (муж, отец) - главный в семье, голова. Жена, как говорят, шея, а еще - душа. Даст душа сбой - голова зачахнет.
Многие стонут, что жизнь сейчас тяжелая, приходится выживать, давят безденежье и бесконечные проблемы. Да, весь день работаем, оставшееся на личную жизнь время тратим на домашние дела. Но, прежде чем стонать и жаловаться, не лучше ли расспросить наших бабушек, как они жили в молодости? Как решали бытовую неустроенность, как воспринимали еду не досыта? Как детей рожали и растили несмотря ни на что? 'Терпи, пока мочь есть. А и невмочь - так всё одно, куды деться-то?' - поучает дочку одна из героинь романа. Конечно, время идет, и хочется жить всё лучше и лучше. Вот здесь автор поднимает тяжелый пласт: жизнь в деревнях. Двести километров от Москвы - и вот она, нищета и безысходность, и ничего не меняется десятилетиями. И еще один пласт поднят в романе: бытовое пьянство. Никому рассказывать не надо, сколько семей принимает муки через это самое пьянство. Среди 'смертных' семейных грехов пьянство, на мой взгляд - самый тяжкий и непростительный, пусть оно хоть трижды болезнь. Один пьет - вся семья страшно мучается, день за днем (и ночь за ночью), и так - годами... И все же автор не берется осуждать пьющих домочадцев. Она вообще никого не осуждает: пьет ли человек (муж или жена), изменяет ли половине, поднял ли руку на жену. Есть рассуждения окружающих этого человека людей, есть голова у самого читателя, чтобы делать выводы самостоятельно.
Пьянство, измены - беда. Случается в семьях еще и горе. Автор описывает горе настолько пронзительно, что у читателя оно лезвием проходит через сердце. Горе здесь тоже возвышенно.
Понравилось рассуждение автора о корнях. Если семья настолько обжилась на новом месте, что начала хоронить в этой земле родных, значит, семья 'пускает корни'. Еще понравилось скрупулезное, живое описание быта, которое делает роман абсолютно достоверным.
Автор проделала важную работу, воспев несколько поколений одной семьи. Здесь можно перейти на глобальный уровень. Не нужно объяснять, в каком состоянии сейчас находится культура семейных отношений. Большинство ухмыльнется, услышав 'устаревшее' утверждение, можно сказать плакатный лозунг: 'Семья - это ячейка общества'. А что здесь не так? Разве что сказано казенным языком. Пусть не ячейка, пусть будет кирпичик. Из каких кирпичиков построено здание, так оно и будет держаться и противостоять невзгодам. Из непрочных, рассыпающихся кирпичиков здание не построишь, и из одиноких песчинок тоже не построишь. Увы, государство отгородилось от важной функции - пропаганды семейной жизни, семейного уклада, как, впрочем, и от многого другого. Но не надо всё валить на государство. Культура семейных отношений может быть заложена только в семье - об этом автор говорит между строк. Больше ей, культуре, взяться неоткуда.