В 1905 - 1945 годах южную часть острова Сахалин занимали японцы. В этом альбоме я собрала фотографии "объектов", оставшихся после японского владычества в городе Холмске, где я живу. Холмск в те времена назывался Маока. Хотя начать, пожалуй, надо было с того, что японцы превратили селение в город-порт, а заодно проложили дороги и железнодорожную линию, построили мосты, многие из которых до сих пор используются.
Развалины целлюлозно-бумажного завода:
Бумажную фабрику японцы основали в 1919 году. Больше всего в ней была заинтересована военная промышленность: здесь производилась целлюлоза, из которой изготавливался порох. Япония в то время вела себя агрессивно по отношению к соседним странам и не выходила из состояния войны.
В советское время фабрика стала именоваться целлюлозно-бумажным заводом и успешно проработала до самых 90-х. Завода уже нет, а территорию заселили разные предприятия. А лучше бы по-прежнему был завод, только современный и еще более красивый.
Госинэйхоандэн (или хоандэн, в переводе примерно "хранилище духовных сокровищ") на ул.Героев. Он хорошо сохранился, вероятно потому, что используется частником как хозпостройка. Все ж пригляд!
Японцы в то время ставили хоандэны на территории каждой школы для патриотического воспитания учеников. В таком павильончике хранился портрет императора и рескрипт об образовании. Во время школьных торжеств (или, как у нас говорят, торжественных линеек) директор школы и лучшие педагоги с величайшим почтением проносили реликвии хоандэна вдоль "линейки", директор зачитывал рескрипт, а все присутствующие на протяжении всей церемонии стояли в низком поклоне.
После второй мировой войны культу императора в Японии пришел конец, и все хоандэны были разрушены как часть культа. Не одни мы горазды крушить все старое и отжившее! На Сахалине павильоны репрессиям не подверглись, но время и особенно вандалы не щадят эти симпатичные памятники.
Останки хоандэна по ул.Макарова:
Хоандэн по ул.Лесозаводской благополучно гибнет:
Его явно перенесли сюда из другого места, потому что японцы устанавливали павильончики на высоких цоколях. Теперь хоандэн стоит в яме, в распутицу она заполнена водой. Хоть бы кто к рукам прибрал...
Тёдзубати в садике рядом с администрацией ОАО "Сахалинское морское пароходство":
Когда-то эта замечательная "ванна" стояла около синтоистского храма. Посетители храма совершали обряд омовения: ковшом черпали из тёдзубати воду и полоскали руки и рот. Синтоистские духи требуют чистоты! Надпись сбоку означает "Место омовения души".
Там же, около пароходства, есть маленький постамент памятника Бато Каннон. Эта богиня с головой лошади покровительствует лошадям и другим домашним животным, а сегодня - еще и водителям автобусов и такси. Наверху постамента изображен цветок лотоса. Сам памятник утрачен, и нигде на Сахалине подобных памятников нет.
На Карафуто, как и в метрополии, мирно уживались три религии: синтоизм, буддизм и христианство. Остатки буддийской пагоды в южной части ул.Советской:
Два таких маяка японской постройки встречают корабли на молах Холмского морского торгового порта:
А этот памятник - современный. Его установили японцы на месте кладбища тех времен. Надпись гласит: Пусть упокоятся в мире души погибших и молятся о вечной дружбе и мире на Земле. Установлен бывшим жителям Маока как символ тоски по местам появления на мир сей". Памятник находится на ул.Школьной:
На Холмском перевале в нескольких шагах от Братской могилы советских воинов, павших при освобождении Южного Сахалина в 1945 году, сохранился японский дзот:
На мысе Слепиковского стоит маяк Ноторо, построенный японцами в 1940 году:
Бетонный геодезический знак, найден во время прокладки лесной дороги в районе с.Пятиречье. Столб забрал водитель лесничества то ли на огород, то ли на дачу, и правильно сделал.
В районе села Пятиречье, по дороге в Яблочный распадок сохранились четыре заброшенных моста через реку Чипиань. Бетонные конструкции зарастают травой и похожи на обычные тропы. Первый от Пятиречья мост:
Второй мост:
Нынешний мост сфотографировала с японского, исторического:
Следующий мост:
Четвёртый мост:
Вдоль восточного и западного побережий встречаются бетонные бункеры для засолки рыбы. Когда юг Сахалина заняли русские, они переняли у японцев этот способ засолки, но в 60-х, когда жизнь стала сытнее, бункеры забросили.
Бункер в селе Садовники:
Хоандэн в селе Чапланово огорожен хозяйскими руками и явно используется как сарай. Есть шансы, что простоит еще долго:
Памятный знак на сопке севернее города Холмска, не доезжая станции Симаково. Бамбуковые заросли крепко утоптаны кем-то неравнодушным, и памятник удобно осматривать и фотографировать:
Фотоальбом еще не закончен. В окрестностях города Холмска есть и другие интересные памятники японского владычества, и я со временем надеюсь добавить ещё несколько фотографий.