Поэзия Николая Рубцова, как справедливо отметил Юрий Селез-нёв, "одно из самых привлекательных явлений в нашей литературе по-следних десятилетий" Мало кому из поэтов не мечталось сказать о себе столь просто, убеждённо и столь пророчески: "И буду жить в своём народе". С каждым годом растёт число почитателей и ценителей талан-та этого поистине народного поэта.
При составлении "Словаря эпитетов Николая Рубцова" мы руко-водствовались рекомендациями известных учёных Б. В. Томашевского, Л. И. Тимофеева, М. В. Панова, К. С Горбачевича, В. В. Краснянского, Н. В. Гаврош и понимаем эпитет в широком значении, рассматривая его в 2-х аспектах: литературоведческом и лингвистическом, относя к эпи-тетам как образные определения (тропы), так и логические определения. В роли эпитетов в нашем Словаре, кроме имён прилагательных, выступают также причастия, существительные-приложения и различные словосочетания.
Каждое значение эпитета (логического определения) иллюстри-руется цитатами из всех поэтических произведений Николая Рубцова, включая и варианты (выборочно) из других редакций и черновых стихотворений поэта. Однако по техническим причинам (в целях сокращения объёма Словаря) введены некоторые ограничения лексического и цитатного материала. Как правило, в одной словарной статье цитаты не повторяются. Не включены прилагательные, не содержащие качественных характеристик (нужен, должен, целый и т. п). Эпитеты, выраженные различными сочетаниями, а также распространённые обособленные определения даются выборочно.
В Словаре, в зависимости от употребления в тексте, указываются краткая форма и сравнительная степень прилагательного. Отмечаются как обособленные полные формы эпитетов-прилагательных, так и адъ-ективы, выполняющие предикативную функцию.
Для некоторых малоупотребительных эпитетов и заголовочных слов даётся историческая или этимологическая справка или толкование слова.
Слова Бог в значении "единое верховное существо" и Божий пишутся с прописной буквы.
К Словарю эпитетов прилагается алфавитно-частотный словник (с указанием заголовочных слов).
В Словарь включены также эпитеты из поэтических переводов с осетинского и даргинского языков.
Большинство цитат дано в развёрнутом виде, что позволит чита-телю по достоинству оценить красоту, лаконичность и образность руб-цовского стиха, а преподавателям русского языка использовать их как практический материал в своей работе.
Издание приурочено к 80-летию со дня рождения выдающегося русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936 - 1971).
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Собрание сочинений в трёх томах (сост. В. Зинченко). М., 2000.
2. Подорожники (сост. В. Коротаев). М., 1976.
3. Избранное (сост. С. Викулов и В. Оботуров). М., 1982.
4. Видения на холме (сост. В. Коротаев). М., 1990.
5. Последняя осень (составитель В. Калугин). М., 2000 г.
6. Попов Н. В. Николай Рубцов в воспоминаниях друзей. Ранее не опубликованные стихотворения и материалы. М., 2008.
7. Вересов Л. Н. Поэт Н. М. Рубцов: жизнь и творчество. Вологда, 2016.
8. Архивные материалы.
9. Интернет-источник (сайт): Душа хранит. Жизнь и поэзия Ни-колая Рубцова (сост. А. Кутюев). http://rubtsov-poetry.ru/index.htm.
"Словарь эпитетов Н. Рубцова (поэзия)" содержит 1192 словар-ных статьи, в которых зарегистрировано 3651 эпитет.
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
И ОБОЗНАЧЕНИЯ
в загл. - в заглавии
в назв. - в названии
в соч. - в сочетании
в цит. - в цитате
жарг. - жаргонное
книжн. - книжное
нар.-поэт. - народно-поэтическое
неодобр. - неодобрительно
обл. - областное
окказ. - окказиональное (индивидуально-авторское)
прост. - просторечное
разг. - разговорное
редк. - редкое
трад.-поэт. - традиционно-поэтическое
устар. - устаревшее
- - краткая форма прилагательного
○ - прилагательное в сравнительной степени
Δ - полная форма прилагательного в функции сказуемого
□ - обособленная форма
◙ - эпитет-приложение
● - эпитет (логическое определение) из других редакций, вариан-тов и черновых стихотворений Н. Рубцова
* - в авторском написании
<...> - пропуск внутри цитаты
|| - знак отделения
Его стихи лучатся добрым светом...
Станислав Куняев
СЛОВАРЬ
Всякая строчка великого писателя становится
драгоценной для потомства.
А. С. Пушкин
АВРАЛ
● Горячий. - Горяч. И вот опять - святое дело! Опять аврал, го-ряч и груб. И шкерщик встал у рыбодела, И встал матрос-головоруб..." Я весь в мазуте..." Шкерщик - рабочий, потрошащий рыбу.
● Грубый. - Груб. Там же.
АВТО
Прощальное. На тёмном разъезде разлуки И в тёмном прощаль-ном авто Я слышу печальные звуки, Которых не слышит никто... Прощальное.
Тёмное. Там же.
АВТОБУС
Белый. Сел я в белый автобус, В белый, тёплый, хороший. Там вертелась, как глобус, Голова контролёрши. Фиалки (2). □ Там же.
Тёплый. □ Там же.
Хороший. □ Там же.
АИЛ, -ы.
Печальные. В горах погаснет солнечный июнь, Заснут во мгле печальные аилы, Молчат цветы, безмолвствуют могилы, И только слышно, как шумит Катунь... Шумит Катунь.
Аил - у киргизов и алтайцев: посёлок кочевого типа, состоящий из одной или нескольких юрт, населённых родственниками.
АКАЦИЯ, -ые
Ледяные. Сколько мысли, И чувства, и грации Нам являет за-снеженный сад! В том саду ледяные акации Под окном освещённым горят. Гололедица.
АКТРИСА
Постаревшая. Волнуется южное море. Склоняясь, шумят кипа-рисы. Я видел усталость и горе В глазах постаревшей актрисы. Вол-нуется южное море (2).
АРОМАТ
Бредовый. Я видел, как ходят матросы С тоскою в глазах на за-кате, Когда задыхаются розы В бредовом своём аромате. Волнуется южное море.
АТАКА
Учебная. В загл. Учебная атака.
АТАМАН
Активный. □ На меду, на браге да на финках Расходились мол-нии и гром! И уже красавицы в косынках Неподвижно, словно на кар-тинках, Усидеть не в силах за столом. Взяли ковш, большой и прими-тивный: - Выпей с нами, смелая душа! - Атаман, сердитый и актив-ный, Полетит под стол, как реактивный, Сразу после этого ковша. На гулянке.
Сердитый. □ Там же.
Хмурый. Ляля жил, - не пикнет даже муха! - Как циклоп, в своих лесистых скалах. По ночам разбойница Шалуха Атамана хмурого ласкала... Разбойник Ляля.
БАБКА
Тупая. Он шёл против снега во мраке, Бездомный, голодный, больной. Он после стучался в бараки В какой-то деревне лесной. Его не пустили. Тупая Какая-то бабка в упор Сказала, к нему подступая: - Бродяга. Наверное, вор... Неизвестный.
БАБУШКА
● Жива. - Жива. Одна в деревне этой мглистой Христова ба-бушка жива, И на лице её землистом Растёт какая-то трава! "Уже деревня вся в тени..."
● Христова. Там же.
БАЙДАРКА, - и
● Новые. Когда-нибудь // байдарки новые // пройдут. "Прости меня..."
БАКЕН, -ы
Жёлтый. - Жёлт. Только изредка над паромной Над рекой, где бакен жёлт, Лошадь белая в поле тёмном Вскинет голову и заржёт... На ночлеге.
● Осенние. Город спал над рекой, И мигали осенние бакены Так печально в ту ночь // у безлюдной пристани... "Доносились гуд-ки с отдалённой пристани..."
Бакен - устанавливаемый на якоре плавучий навигационный знак для указания опасных мест и обозначения фарватера на водных путях.
БАКЕНЩИК
◙ Бакенщик-великан. И один во всём околотке Выйдет бакен-щик-великан И во мгле промелькнёт на лодке, Как последний из моги-кан... Ночь на перевозе.
Бакенщик - работник, обслуживающий бакены.
БАНЯ, -и
Чёрные. Что вспомню я? Чёрные бани По склонам крутых бере-гов, Как пели обозные сани В безмолвии лунных снегов. Что вспомню я?
БАРАК
● Далёкий. Сосен шум.
Соседний. Да как же спать, когда из мрака Мне будто слышен глас веков, И свет соседнего барака Ещё горит во мгле снегов. Там же.
БАРАН
Сельский. Я родился с сердцем Магеллана И, от пирса юности отплыв, После дива сельского барана Я открыл немало разных див. Долина юности.
БАРИТОН
Красивый. Пел солист красивым баритоном, Джаз играл вол-нующий фокстрот. Я в углу беседовал с пижоном, Сунув сигарету в рот. Знакомство (2).
БАРХОТКА
Любезный. - Атаман! Своя у вас забота, - Говорит Бархотка, встав к порогу, - Но давно пришла пора расчёта, Где же клад? Указывай дорогу! - Ты прости, Бархотка мой любезный, Мне казна всего теперь дороже! - Атаман! Твой довод бесполезный Ничего решить уже не может! Разбойник Ляля.
Хмурый. Атаман, ушам своим не веря, Вдруг метнулся, прочь отбросил плётку И, прищурясь, начал, как на зверя, Наступать на хму-рого Бархотку. Там же.
БАТЫЙ
Скуластый. Пустынный свет на звёздных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг, в крови и в жемчугах, Тупой башмак скуластого Батыя... Видения на холме.
Батый (1208-1255) - монгольский хан-завоеватель, основатель государства Золотой Орды.
БАШМАК
Тупой. Пустынный свет на звёздных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг, в крови и в жемчугах, Тупой башмак ску-ластого Батыя... Видения на холме.
БЕГ
Бесконечный. - Бесконечен. И пока для слёз, для упованья Су-ществует в мире человек, Бесконечен бег соревнованья, Знаю я, что ве-чен этот бег! Жизнь и время (Г. Багандов, перевод с даргинского).
Бодрый. Утро с дремотным небом, С бодрым трамвайным бе-гом Крепко, как свежим хлебом, Пахнет морозным снегом. Утром.
Быстрый. ○ Всё быстрее. Бег всё быстрее... Вот вырвались в белое поле. В чистых снегах ледяные полынные воды. Мчимся стре-лой... Приближаемся к праздничной школе. Славное время! Души моей лучшие годы. У размытой дороги...
Вечный. - Вечен. Жизнь и время (Г. Багандов, перевод с даргинского).
Лёгкий. Пахнет ёлками и снегом, Бодро дышит грудь, И лошадка лёгким бегом Продолжает путь. По дрова.
Трамвайный. Утром.
БЕГЕМОТ
● Угрюмый. Прощайте вы, с кем я делил И время, и заботы, С кем безнадёжно я грустил, Когда учитель в класс входил Угрюмым бе-гемотом! Прощальные стихи.
БЕГОТНЯ
Пустая. Не мальчишкою, Утомившимся От пустой беготни // по улицам, Я вернулся в дом // Обучившимся Защищать страну, если // сунутся! Возвращение на родину.
БЕДА
Большая. В большой беде // матросы-братья. Кто их любил? Кто их ласкал? Вот-вот послышатся проклятья Матросов, гибнущих у скал. Море (Морской простор необычаен...)
Чужая. Но как трудно, как трудно бывает тогда, Если рядом слу-чится чужая беда! Если кто-то страдает у вас на виду, И, душой прони-кая в чужую беду, Вы не в силах пройти стороною и прочь, Но не в си-лах ничем человеку помочь! "Человек переносит любую беду..." (Хазби Дзаболов, перевод с осетинского) (2).
БЕЗДНА
Морская. Созерцаю ли звёзды над бездной С человеческой веч-ной тоской, Воцаряюсь ли в рубке железной За штурвалом над бездной морской, - Всё я верю, воспрянувши духом, В грозовое своё бытиё И не верю настойчивым слухам, Будто всё перейдёт в забытьё... Мачты.
Небесная. И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесной Ветер и грусть октября... Сентябрь.
Чёрная. В чёрной бездне Большая Медведица Так сверкает! От-радно взглянуть. В звёздном свете блестя, гололедица На земле обозна-чила путь... Гололедица.
БЕЗЛЮДЬЕ
Осеннее. И вот среди осеннего безлюдья Раздался бодрый голос человека: - Как много нынче клюквы на болоте! - Как много нынче клюквы на болоте! - Во всех домах тотчас отозвалось... Осенние этюды.
БЕЛЬЁ
Яркое. Верёвка, яркое бельё, А во дворе играют дети. В потём-ках прячется жульё... Всё есть на этом белом свете! Экспромт ("Ве-рёвка, яркое бельё...")
БЕРЕГ, -а
● Безотрадные. Вот замолкли [журавли] - и вновь сиротеют холмы и деревни, Сиротеет река в берегах безотрадных своих, Сиротеет молва заметавшихся трав и деревьев Оттого, что - молчи - так никто уж не выразит их! Журавли.
Глухой. ...у берега глухого Тень с веслом мелькнула и пропала. Разбойник Ляля.
Дальние. Мне не забыть у дальних берегов Среди полей задум-чивые сёла, Костры в лугах и песни пастухов... Грусть (2).
Звёздные. Пустынный свет на звёздных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг В крови и в жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя... Видения на холме.
Крутые. Что вспомню я? Чёрные бани По склонам крутых бере-гов, Как пели обозные сани В безмолвии лунных снегов. Что вспомню я?
Левый. Село стоит На правом берегу, А кладбище - На левом берегу. "Село стоит..." (2).
Мглистый. И вдруг такой повеяло с полей Тоской любви, тоской свиданий кратких! Я уплывал... всё дальше... без оглядки На мглистый берег юности своей. Отплытие.
Ненастный. Грязь кругом, а тянет на болото, Дождь кругом, а тянет на реку, - И грустит избушка между лодок На своём ненастном берегу. Слёз не лей.
Отдалённый. В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу Лось замирает на бегу На отда-лённом берегу. Первый снег.
Правый. "Село стоит..." (2).
Светлый. - Светел. Свет луны ночами тонок, Берег светел по ночам, Море тихо, как котёнок, Всё скребётся о причал... Весна на море.
Суровый. Сквозь буйство бурь // пройдя без тени страха, О, сколько раз // я милым называл Суровый берег, выплывший из мрака Уступами // дремотных, // хмурых скал! Возвращение.
Тихий. Если зорче смотришь в затемь И волнение в гру-ди, Значит, тихий берег сзади, Море, буря - впереди... Счастье.
БЕРЁЗА, -ы
Больничные. В светлый вечер под музыку Грига В тихой роще больничных берёз Я бы умер, наверно, без крика, Но не смог бы, навер-но, без слёз... Под ветвями больничных берёз (3).
Величавые. ○ Всё величавее. Трещат крещенские морозы. Идёт народ... Всё глубже снег... Всё величавее берёзы... Всё ближе к месту человек. Идёт процессия.
● Ветвистые. В загл. У ветвистых берёз.
● Высокие. Высокие берёзы, // глубокая вода. Спокойные на них ложатся тени. Влечёт воображенье, Как рыбу невода, Старинный воз-раст призрачных // селений. Высокие берёзы, глубокая вода (3).
● Горестные. Пусть шумят осенние берёзы, Пусть от шума го-рестных берёз Набегают искренние слёзы На глаза, отвыкшие от слёз... Берёзы.
● Знакомые. В загл. У знакомых берёз.
● Осенние. Берёзы.
Порывистые. В минуты музыки печальной Я представляю жёл-тый плёс, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берёз... В минуты музыки (2).
Разросшиеся. В святой обители природы, В тени разросшихся берёз Струятся омутные воды И раздаётся скрип колёс. "В святой обители природы..."
Северная. В загл. Северная берёза.
Старая. А возле ветхой сказочной часовни Стоит берёза старая, как Русь, - И вся она как огненная буря, Когда по ветру вытянутся ветви И зашумят, охваченные дрожью, И листья долго валятся с ветвей, Во-круг ствола лужайку устилая... Осенние этюды. ● У старых берёз.
Церковные. У церковных берёз, // почерневших от древности, Мы прощались // и пусть, // опьяняясь чинариком, Кто-то в сумраке, // злой от обиды и ревности, Всё мешал нам тогда одиноким фонариком. У церковных берёз (2).
БЕРЁЗКА
Маленькая. Спят морские перекрёстки, Лишь прибой гремит во мгле. Грустно маленькой берёзке На обветренной скале. Северная берёза.
Низкая. Над могилой берёзка склонилась. И под этой берёзкою низкой При торжественных гимнах прибоя Будто светит звездой с обе-лиска Неумершее сердце героя. Сердце героя.
БЕС
Глупый. ○ Стал глупей. Но бес от злости стал глупей И стал бутылки бить в углу. Я говорю ему: - Не бей! Не бей бутылки на полу! Сказка - сказочка.
БЕСПОКОЙСТВО
Сильное. Поздний час. С ветвей, покрытых мглою, Ветер злой срывает листьев горсти. На коне, испуганном стрелою, Мчится Ляля в сильном беспокойстве. Разбойник Ляля.
БИЛЕТ
Комсомольский. Всё друзьям рассказал о нём Лучше слов и лю-бых примет Обожжённый с краев огнём Комсомольский его билет! Герой.
БИЯ
Бешеная (разг.). Вдоль по берегу бешеной Бии Гонят стадо бы-ков верховые - И, нагнувши могучие выи, Грозный рёв поднимают бы-ки. Весна на берегу Бии.
Свирепая. Годы неслись, как свирепая Бия, - Рощункин встретил однажды Батыя. - Кто ты? - Спросил Чингисхана потомок. Зря был потомок // надменен и груб: Рощункин вызвал его // из потёмок И превратил в обезглавленный труп... "Русский богатырь Иван Рощункин..."
Бия - река на Алтае, правая составляющая Оби.
БЛАГО
Всевозможное. Пусть ещё всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне... Элегия ("Отложу свою скудную пищу...")
БЛЕСК
Нежный. И когда перед ним [моряком] появились Мы, взмет-нувшие пыль с большака, Нежным блеском глаза осветились На суро-вом лице моряка. Начало любви.
● Синий. ...Помню пламенный взгляд, Помню грустные девичьи руки, И прощальная ночь мне настойчиво снилась // не раз. Но отступит любовь перед натиском // трудной разлуки, И не будет огня в синем блеске Насмешливых глаз". Помню пламенный взгляд..."
Солнечный. Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой... Сен-тябрь.
● Странный. Начало любви.
Чудесный. Там же.
БЛИЗОСТЬ
Суровая. Когда в сенях опять простились мы, Я первый раз так явственно услышал, Как о суровой близости зимы Тяжёлый ливень жа-ловался крышам. "А между прочим, осень на дворе..."
БОГАТЫРЬ
Русский. В загл. Русский богатырь Иван Рощун-кин.
● Старый. Встаёт Мороз, как старый богатырь, Метель снега за-кручивает круче, Грозит голодной гибелью пустырь: Враг смерть при-нёс - // он сам её получит! Звёзды.
БОЕЦ
Хороший. Вправе собой гордиться И зваться бойцом хоро-шим Тот, кто во всём стремится Быть на вождя похожим! Ленинец.
БОЙ
Громкий. Не выношу я плоских Лиц с выраженьем покоя. Сердце гремит, как флотский Колокол громкого боя. Утром || Песня (Катятся волны по морю...).
Тихий. Ночеваю! Глухим покоем Сумрак душу врачует мне, Только маятник с тихим боем Всё качается на стене... На ноч-леге.
БОК, -а
Знойно-потные (окказ.). Мой чинный двор // зажат в заборы. Я в свистах ветра-степняка Не гнал коней, вонзая шпоры В их знойно-потные бока. "Мой чинный двор..." (2).
БОЛЕЗНЬ
Морская. Нарастали волны громовые, Сразу душно стало в руб-ке тесной: В сильный шторм попал матрос впервые, Заболел матрос морской болезнью... Шторм ("Нарастали волны громовые...")
БОЛОТО
Безбрежное. От всех чудес всемирного потопа Досталось нам безбрежное болото, На сотни вёрст усыпанное клюквой, Овеянное сказ-ками и былью Прошедших здесь крестьянских поколений... Осенние этюды.
Ледяное. ...потемнели холмы, И скрипят, не смолкая, ворота, И дыхание близкой зимы Всё слышней с ледяного болота... "Ветер всхлипывал, словно дитя..."
БОЛЬ, -и
Глубокая. Почему мне так не повезло? Над моей счастливою любовью Вдруг мелькнуло чёрное крыло, И прошла любовь с глубокой // болью. Почему не повезло?
Щемящие. А сколько там было щемящих Всех радостей, болей, чудес, Лишь помнят зелёные чащи Да тёмный еловый лес! Что вспомню я?