Береговский Владимир Емельянович : другие произведения.

Исчезающий тип советского интеллигента или что мы смотрели и читали в наши молодые годы. Часть 1. Кино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что смотрели представители исчезающего типа советской интеллигенции в свои молодые годы

  Исчезающий тип советского интеллигента или что мы смотрели и читали в наши молодые годы.
  Часть 1. Кино.
  
  Как стают интеллигентами там, за бугром, понятно. Сначала они кончают Кембриджский университет, желательно физический или филологический факультеты. Потом изобретают что-то типа автоматического спускового аппарата для плевательницы или пишут увлекательный роман о любви гея и лесбиянки. Потом само собой Нобелевская премия или на худой конец премия Хьюго. Потом они приезжают на просторы бывшего Совка и читают лекции типа "Что такое однополая семья и зачем она нужна" или "Право физика на ошибку при выборе синхрофазотрона".
  У нас до распада Союза тоже были интеллигенты. Нет, я не говорю там о писателе Алексее Толстом и тем более не о физике Сахарове. Я говорю о рядовом советском интеллигенте, который даже до директора завода или до дирижёра симфонического оркестра не дотянул. Но, тем не менее, не спился. О тех, кто спился особый разговор. Нет, я о нормальных советских интеллигентах, которые сейчас тихо доживают на более чем скромных пенсиях. Многие из них даже в интернете не разбираются. Их осталось мало. Они исчезают. Поэтому для потомков, обвешенных гаджетами и социальными сетями, будет, наверное, интересно узнать, чем жили и дышали их мамочки, папочки, дедушки и бабушки.
  Чем же занимались в свои молодые и средние годы те, кто сейчас претендует на право считаться советскими интеллигентами исчезающего типа?
  Тогда в массовом порядке происходили встречи-застолья. Ведь интернета не было и не надо было всё время, так сказать он лайн, общаться в социальных сетях. В этом смысле было масса свободного времени. Также не было такого лихорадочного стремления зарабатывать, делать деньги.
  По сравнению с нынешним советский "период развитого социализма" был довольно ленивым временем. Это можно заметить даже по лучшим фильмам того времени. Это были плавно развивающиеся истории, которые не спеша показывали главных героев. Параллельно в западных странах в иногда и неплохих фильмах уже был сплошной "пиф-паф", погони, драки, как говорят сегодня "экшн".
  Советские фильмы в целом были более добрыми, без кровавых сцен. Исключения составляли многочисленные военные фильмы. Там, конечно, стреляли, бегали и убивали, но не смаковали увечья и раны, не отрывали головы и конечности, не показывали моря крови, как в современных фильмах.
  Вот мы и подошли к одной из основных площадок, на которых проходила жизнь советских интеллигентов. Это, безусловно, фильмы. Ведь и телевидение большей частью даже в последний этап советской власти не было таким всеобъемлющим, как сейчас. Но до него мы ещё дойдём.
  Так какие же фильмы считались лучшими для не очень-то многочисленной прослойки советских интеллигентов?
  Попробую вспомнить без подглядывания на просторы вездесущего интернета.
  Ну, прежде всего, вспоминаются фильмы Бондарчука "Война и мир" (1965 г.) и "Они сражались за Родину". Хотя это всё-таки были не элитарные фильмы. И каждый, не обязательно интеллигент, мог в них найти своё и для себя.
  А вот такие фильмы, как "Бег" или "Андрей Рублёв" Тарковского (1966 г.), уже можно отнести к лентам, которые понимали далеко не все. Особенно последний, "Андрей Рублёв", который и показывали-то малым экраном. Как то он не очень вписывался в социалистический реализм и в трактовку истории, которую преподавали в советских школах.
  Ещё почему-то запомнился "Гамлет" с актёром Смоктуновским. Это был тоже "наш" фильм, фильм настоящих советских интеллигентов. Вот чтобы Вы поняли, о чём идёт речь, вспомню про другой, тоже прекрасный фильм, в котором играл Смоктуновский, "Берегись автомобиля". Тоже один из лучших фильмов советской эпохи, но загадки в нём не было. Ну, хорошие актёры отлично играют абсолютно нереальную (невозможную) историю советского Робин Гуда. Никакого простора мысли для советского интеллигента там нет, только воспитательный момент. В этой струе можно вспомнить уж совершенно по смыслу идиотский фильм - кажется, он назывался "Премия". В фильме на полном серьёзе в стиле так называемого социалистического реализма рассказывается о бригаде рабочих, которые отказались от премии. Фильм снят замечательно, актёры (в том числе Евгений Леонов) талантливые. Видите, столько лет прошло (фильм снят в 1974 году), а ведь запомнился. Только вот просто ужасно, что столько усилий потрачено на такое...
  Лучше бы эти актёры сыграли в настоящем фантастическом кино, типа "Чародеи", что ли. Тоже фильм из того времени (1982 г.), но постановка похуже и актёры (даже Абдулов!) играют так себе. Кстати, почему-то не могу вспомнить ни одного хорошего советского фантастического фильма тех времён. Ах, нет, есть один действительно настоящий фильм - "Солярис" Тарковского (1972 г.) Сразу про него не вспомнил потому, что хотя фильм и создан по фантастическому роману Станислава Лема, но настолько реалистически, что смотря его, забываешь, что это фантастика. Играет там главного героя мой любимый актёр - Донатас Банионис. Вот вспомнил про него, и сразу в памяти возникло ещё одно название - "Никто не хотел умирать" (1965 г.) В этой картине никто не хотел умирать, но все умерли. Сильнейший по эмоциональной напряжённости фильм про трагедию человека попавшего между двух огней - литовскими лесными братьями и советской страшной машиной. И с именем Баниониса потянулись перед глазами другие фильмы с его участием. Оказывается, и тогда были совсем не слабые кинокартины. Взять, например "Мёртвый сезон", про разведчика, разоблачающего нацистов в послевоенной Европе. Кроме Баниониса в главной роли там ещё очень талантливо играет Дуров.
  А вот про украинское кино я и забыл. Хотя моей забывчивости и есть оправдания. Не рассматривало большинство советской интеллигенции, даже того небольшого прослоя так называемого отряда продвинутых и иногда критически мыслящих интеллигентов (к которому я по-видимому принадлежал), украинское кино отдельно от остального советского кинопроката. Сейчас то мы все умные и понимаем, что русификация в те времена зашла очень далеко. Сейчас понимаем, а тогда украинское кино существовало в основном только на киностудии Довженко в Киеве и в Одессе. Про киностудию Довженко "доброжелатели" говорили: "Есть хорошие фильмы, есть - плохие, а есть - киностудии Довженко".
  Вряд ли это была антиукраинская пропаганда, которой сейчас очень много в РФ. Скорее это было ощущение своей неполноценности.
  Из чисто украинских фильмов запомнились разве что такие шедевры, как "Билый птах з чорною ознакою" и "Тени забытых предков". Но были и другие замечательные, запоминающиеся на десятилетия, киноленты. Например, "Повесть пламенных лет" киностудии Мосфильм,где, как ни странно это сейчас звучит, рассказывается об освобождении Украины украинскими воинами, правда советской армии.
  Ну, если про "Билый птах" помнят многие (как красиво там бандеровец Орест танцевал с Ланой!), то про "Повесть пламенных лет" (1960 г.), наверное, все забыли. А ведь это была самая поэтическая по высоте трагедии лента о войне в Украине. Какие операторские решения, какие батальные сцены! А как главный герой весь в окровавленных бинтах приходит в операционную полевого госпиталя, заставляя врачей спасти его, по их мнению, безнадёжного и списанного умирать!
  Так сейчас врачи с изумлением смотрят на бойцов АТО, которые выживают после, казалось бы, смертельных ранений.
  Но всё-таки "Мёртвый сезон" и "Повесть пламенных лет" не дотягивают до таких шедевров как "Андрей Рублёв" или "Бег". Нет в этих лентах той интеллигентской червоточинки, чувства обречённости, которые так присущи исчезающему типу советской интеллигенции. Хотя сейчас и "Бег" смотрится не так, как в те годы. Оно и понятно. Кино шагнуло вперёд и некоторые детали старого синематографа сейчас раздражают.
  Вот, например, все мы понимаем, что "Весёлые ребята" с Утёсовым или "Броненосец Потёмкин" - это шедевры кинематографии, но, положа руку на сердце, смогли бы мы, современные и не очень современные люди, посмотреть их сейчас от начала и до конца?
  Так что любовь странная штука и не всегда рациональная, даже если это любовь к художественным фильмам простого бывшего советского интеллигента.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"