"Смысл человеческой жизни -- быть сознанием Вселенной
и совестью человечества...
выкорчевывать всякую скверну
и совершенствовать жизнь".
С.Л. Рубинштейн.
Опыт современного прочтения Священного писания представляет собой пересказ библейских сказаний, выполненный в стихотворной форме.
Сюжетно-ситуационные аналогии с библейскими персонажами определены особенностями современной российской действительности.
Основная идея задуманного - сохранение поэтических достоинств Библии, как литературного памятника в современном её изложении, и сравнение этических канонов её создателей с морально-нравственными ценностями современного человека.
Книга рассчитана на читателя, интересующегося как историей возникновения и развития религиозных догматов, так и небезразличного к явлениям светского характера современного общества.
Один творит, горит, дерзает,
Рискует жизнью, наконец,
Конечный результат не знает,
Но интересен сам процесс.
Другой, хлебнув у жизни лиха,
Покой в надежде обрести
У триптиха склонился тихо
И молит Господа спасти.
Бог дал, Бог взял - всё воля Божья,
Ослушнику не сдобровать.
Без Господа жизнь невозможна,
Но так легко её прервать.
До эвтаназии прогнутый
Свихнулся человечий род -
Пузырь, тщеславием надутый
Соломинкою через рот.
Ракеты в небо полетели,
Стал человек пространству друг,
Но нет без Бога в мире цели,
А у галактики нет рук
Прижать к груди дитя прогресса.
Молю я Бога неспроста:
Дозволь до нового замеса
Ребёнку человеком стать.
Не все наказы мне под силу,
Но крепко помню об одном:
Куда б меня ни заносило -
Мой Бог во мне и я при Нём.
Я Бога славлю нарочито.
Я б памятник ему воздвиг,
Ведь сам Господь мне вставил чипы
В мои дырявые мозги.
Я мыслю, значит существую...
А глуп как пробка? - Значит труп?
Поверх голов взглянув, иную
Я вижу к Господу тропу.
Возможно, не в своём уме я,
Раз возразить Декарту смог -
Как сделать этот мир умнее
Домыслит за меня мой Бог,
От умиленья не размажет
Слезы, сказав - каков пострел,
Но на одном с Ним экипаже
Даст заглянуть в Его прицел.
Увижу там, за что сражался:
Дитя прогресса в полный рост,
Пространство, чтоб малыш держался,
И время, чтоб ребёнок рос.
Со мной поспорит кто едва ли.
Декарт мне кое в чём помог -
Мы б имени себе не знали,
Когда б не Всемогущий Бог.
Себя вне разума, вне жизни
Не мыслю, зная наперёд:
Мир может сгинуть в катаклизме,
Но цель Творенья не умрёт.
Содержание
Стр.
К читателю 5
Аннотация 7
Молитвы и вроде того 10
Ветхий Завет 12
Книги Моисея
Бытие 12
Исход 184
Левит 274
Числа 282
Второзаконие 334
Книга Иисуса Навина 377
Книга Судей 395
Книга Руфи 442
Вместо эпилога 452
К читателю
Вашему вниманию предлагается пересказ библейских сказаний, выполненный в стихотворной форме, добавленный элементами современной действительности.
Основная идея задуманного - сохранение поэтических достоинств Библии, как литературного памятника в современном её изложении, и сравнение этических канонов её создателей с морально-нравственными ценностями современного российского общества.
Подход автора к прочтению Библии с атеистических позиций не должен вводить читателя в заблуждение. Изложение материала в стилизованно-упрощённой форме не исключает глубокого уважения автора ко всем формам проявления религиозности представителями любого этноса. Отношение автора к религии достаточно полно можно выразить словами Вольтера, очищенными от иронии и насмешки: "Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать". В этом выражении безусловное наличие Бога в первой части высказывания дополняется его необходимостью во второй.
Ироническое отношение ко всему, что представлено в Библии, необходимо, на взгляд автора, для конкретизации и согласования позиций по ряду этических разногласий, существующих между разными народами и культурами. Этический анализ содержания Ветхого завета, на взгляд автора, более способствует сближению различных конфессий, чем их разобщению.
Следует признать, что в массовом сознании и мироощущении современного человека глубоко укоренились общественно-религиозные взгляды неодарвинистского толка, основанные на внутривидовой борьбе за выживание, которая перенесена с племенного на геополитический уровень. Наличие сил, заинтересованных в сохранении подобного положения дел и строящих собственное благополучие на отрицании и унижении других культур, заставляет обращаться к подобной тематике в защиту интересов и культурно-этических ценностей собственного народа.
Общая цель работы - в стилизованно-поэтической форме показать, что Галахическая ксенофобия правоверного иудаизма, построенная на монотеистической богоизбранности еврейского народа, является историческим атавизмом.
Исторический анализ написания Ветхого завета утвердил автора во мнении, что идеология узкой жреческой касты левитов с их претензией на исключительную богоизбранность и вседозволенность не отражает интересы всего еврейского этноса. Описанный в Ветхом завете раскол единого еврейского государства на два царства - Израиля и Иудеи имеет под собой исторически доказательную основу, что лишний раз подтверждает недопустимость узурпации иудейскими мудрецами права говорить от лица всего еврейского народа, всех колен Израиля.
Во многих исследованиях, изучающих сионизм, в качестве основной его особенности отмечается претензия на главенствующую роль в современном мироустройстве. Успехи, достигнутые им в этом направлении очевидны. Незрелым умам это даёт повод для разжигания бытового антисемитизма, чему в немалой степени способствует Галахическая ксенофобия правоверного иудаизма.
Настоящий интерес представляет то, каким образом идеология сионизма смогла добиться таких успехов в современном мироустройстве, интегрирую в свои ряды сильных мира сего. Автор находит объяснение этому феномену в том, что узкоплеменная основа подобного явления играет в нём второстепенную роль. На первый план выходит психологический фактор групповой исключительности и значимости, который можно определить выражением "Лучше всех".
Иерархическое устройство любого общества делает необходимым наличие политической элиты, которая способствует стабильности общественных отношений и их управляемости одновременно. Следуя этим потребностям, политическая программа иудаизма при сохранении национально-религиозной формы в своей практической реализации приняла геополитическое содержание и сделала тщеславие богоизбранности (элитарности) инструментом воздействия на общественное сознание.
Религиозно-историческое объединение Ветхого и Нового заветов в рамках единой канонизации легло в основу христианской религии. Будучи искренним приверженцем Иисуса Христа, позволю высказать своё суждение о том, что Ветхий завет явился необходимой частью становления христианства, как религии в современном её понимании. Труды сионских мудрецов, изложенные в форме монотеистического иудаизма, исторически способствовали переходу религиозного самосознания первобытных племён на качественно новую ступень. Это позволило уже говорить о человечестве как о цивилизации, в основе которой заложены морально-нравственные ценности.
На этапе религиозно-исторического развития, когда убийство было нормой, а человеческие жертвоприношения - формой духовного богослужения, появление учения, объединяющего народ на основе любви и подчинения единому Богу, было несомненным завоеванием человечества. В дальнейшем уход от богоизбранности одного народа осуществит учение Христа. Оно представит гордыню человека как основу его греховной сущности. Что же касается психологического аспекта элитарности, то этическое осуждение понятия "Лучше всех", по мнению автора, ещё найдёт своё место в авторитетных источниках.
Несколько слов о религиозной сути. Как таковой в представленной книге её нет. Автор разделяет мнение, что религию невозможно постичь разумом. Метафизическая сущность и универсализм Первосоздателя находятся вне пределов индивидуального сознания. Представление о религии формируется в рамках системы ценностей, определяющей становление личности и дальнейшее её развитие. Эта система ценностей носит социально-психологический характер, способствует социализации индивидов и отражает состояние общества, в котором личность формируется. Вряд ли кто бы то ни было станет отрицать, что само понятие Бога имеет для разных людей и конфессий различное содержание. Святое Писание не отрицает наличие других богов, но главенствующую роль в нём играет Единый и Сущий, называемым различными именами, основным и наиболее употребительным из которых является Иегова. В то же время, по мнению автора, который придерживается естественно-исторического объяснения происхождения Библии, авторство её создателей (условно называемых мудреца, жрецами и пр.) предопределило выдвижение их племенного Бога на роль универсального Вседержителя. Подобный подход автор не разделяет и, более того, рассматривает это как узурпацию права говорить за всё человечество устами представителей одной его части. Таким образом, разное восприятие Бога со всей атрибутикой его возможностей выходит за рамки одного определения и само слово Бог носит неоднозначный характер. Подобное обстоятельство следует учитывать при чтении текста и во избежание смысловой путаницы в необходимых случаях разграничивать собственное понимание Бога от того, как трактует его автор, со слов создателей Святого Писания.
Творческое начало и стремление к самопознанию дарованы человеку самим Всевышним. Именно они формируют в нас понятие об Абсолюте, позволяют расширить границы дозволенного и уйти от догматизма. Буквальное прочтение одного из первоисточников нашей христианской веры, не препятствует постижению Высшей ее сути и уж никак не может подорвать основы духовного её содержания. Ирония, допускаемая автором, относится не к самим библейским персонажам, а имеет отношение лишь к чертам нашего собственного характера, особенностям нашего поведения и к его оценке. По мнению автора, авторитет Библии настолько велик, что позволит основным её действующим лицам принять на себя часть нашего несовершенства, а вот станем ли мы от этого ближе к Создателю, зависит от нас самих.
Хотелось бы думать, что представленный "опыт современного прочтения" соответствует настроению тех людей, которые полагают, что Библия принадлежит всему человечеству, а не только той его части, которая воспринимает её как предмет сакрального поклонения. Как бы то ни было, но, прекратив относиться к Священному Писанию как к "священной корове", абсолютно недопустимо стегать его плетью. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть следующее. Вся ирония и насмешка автора относится не к библейским авторитетам, а к несовершенству нашего мироустройства и к порокам человечества, которые являются тому причиной.
В завершение подведу итог сказанному от первого лица. Как большинство людей, я хочу, чтобы наш мир стал лучше и чище. В отличие от некоторых, я хочу, чтобы условия проживания в нём стали ещё и понятнее. Те, кто считает это излишним, а подобный подход им представляется вредным и даже греховным, пусть сожгут мою книгу не открывая, а за её автора поставят свечку во спасение его души, заблудшей, но ищущей свой путь к Богу.