Аннотация: Повесть Шленского "Принцип жирового тела"
Апология одиночества.
Для меня сам факт возвращения к какому бы то ни было тексту должен мотивироваться исключительно важными соображениями. Расточительство юности, когда время по глупости можно было пускать враспыл, теперь уступило место буквально болезненной скупости, когда каждые пол-часа безделья вызывают потом сожаление и стыд. Поэтому уже для того, чтобы "перечитать" эссе Александра Шленского "Принцип жирового текла", я тем самым внутренне дал ему достаточно высокую оценку, как произведения по крайней мере "стоящего того, чтобы тратить на него свое время в ущерб иному чтиву".
Итак, читая "Жировое тело", я снова, вслед за Шкловским и Парамоновым задумался над тем, почему из врачей получаются столь крепкие беллетристы? Вряд ли какая иная земная профессия, кроме разве что "метье" русского помещика, может соперничать с медициной, что дала мировой литературе целую плеяду блестящих писателей, среди которых и мои любимые - Сомерсет Моем и Василий Аксенов. Однако "bulo" русского помещика, это не профессия, а уклад жизни... Поэтому, все же, медицина, давшая литературе и Кронина, и Чехова, и Булгакова, наверное чем то определяет склад гуманитарного ума, склоняя его к креативной деятельности литератора. Здесь может быть такая комплексная причина, состоящая из нескольких компонент... Врач - в своей деятельности не творец, а лишь коррелятор неких пагубных процессов, происходящих в продуктах высшего творчества. Врач не создает - он в своем бесконечно благородном труде лишь исправляет... Но как быть с творческим началом? Медицинская наука? Может быть...
Или еще одно... как раз навеянное "Жировым телом". Врачу, как никому иному, удается заглянуть в те ситуации, когда человек необычайно слаб... Такого поля для личных наблюдений лишены представители профессий иных. Если только не священники и не кладбищенские рабочие. Но у священников - хоть и говорят "чуден человек трижды в жизни своей - когда крещен бывает, когда венчается, и когда отпевается", но у священников есть тайна исповеди... И материал этот они носят и отмаливают глубоко в себе. А из кладбищенских рабочих, наверное выходили бы преотличные философы, гораздые сказать что то не менее вечное, чем Гамлетовское "Быть или не быть"...
Однако, перечитывая "Жировое тело" Александра Шленского, мне невольно подумалось, что умный человек, если он еще и талантлив, почти всегда очень одинок. Об этом говорили, на это жаловались и Кант, и Ницше, и Наполеон. И если у Канта были его звезды на небе, у Ницше - музыка Вагнера, а у Наполеона - его старая гвардия, то что есть у Александра Шленского? Монитор персонального компьютера, через сеть подключенного к сайту Самиздата?
Я не биограф Шленского, пусть у него со временем появится свой Ираклий Андронников, тем более что творчество Лермонтова господину Шленскому и не безразлично.
Я же от короткой лирической интродукции перейду все - таки к прямому своему "метье" - разговору о достоинствах рассматриваемой прозы.
В одном из своих, как и всегда неистовых посланиях читателям Самиздата, Шленский охарактеризовал жанр эссе, как бесконечный, нескончаемый процесс фиксации мироощущений, поток мыслей, который нельзя заканчивать, потому как конец эссе будет походить на смерть мыслителя... Я, может, по нетвердой памяти несколько и исказил слова, но не на столько, чтобы потерять первоначальный смысл. Я согласен со Шленским и поэтому марку - "ту би континьюед" в конце "Жирового тела" - рассматриваю, как некую именно "боязнь прервать процесс мысли". "Мыслю, значит существую", - кончилось эссе - смерть пришла...
Как писал Шкловский, "нельзя в нынешней литературе выделить чистый жанр, как в греческой архитектуре лепить чисто дорическую или ионическую капитель. В современной литературе автор чувствует себя свободным..." А мы зададимся (и кстати) вопросом: а почему автор чувствует себя свободным? Почему не пишет канонические венки сонетов, которые предполагают массу условий? Почему авторы ( и не только на СИ) декларируют свободу жанра, смешивая стили и перекрещивая все стороны света литературных правил? Одна МЕСТНАЯ поэтесса - Ася Анистратенко умилила меня своей непосредственностью, когда на чей то упрек в незнаньи элементарных правил стихосложения и теории рифмы, ответила буквально что "поэтом можно быть и ничего не зная"... Нет, к господину Шленскому эти рассуждения не относятся. У него есть по-крайней мере интуиция и вкус, а они вполне могут заменить умному человеку полный курс лекций в литинституте.
Итак, роман ли "Жировое тело", или это философское эссе? С точки зрения архитектуры - это ни коринф и ни ионика в чистом виде. Это размышления о жизни молодого доктора, который родившись "умным мальчиком" и тяготясь некоей "предназначенностью понять" - пытается "понять"... "Жировое тело" - это жизнь в том виде, какой она должна была бы быть, когда ее станут описывать биографы великого мудреца. Путь становления и познания. Дао... Шестой патриарх Хэй Нэн... Вот такие ассоциации возникли у меня после ПЕРЕЧТЕНИЯ "Жирового тела".
Невооруженным глазом видно, что вещь эта во многом автобиографична. Насколько близко к фактам анкеты - судить будущим Ираклиям Андронниковым. Но в двух моментах эта литература особенно близка к жизни. Во первых тем, что она сюжетной вязью и особенно - любовно ярким описанием определяющих героя поступков, по-хорошему приукрашивает и лакирует действительность. Героика здесь уже перетекает в иной жанр (вот уж комбинированная система) в жанр героики эпических произведений - баллад и сказок о т ом, как Калев двух великанов победил... впрочем, хоть сцена в магазине и напомнила мне библейского Голиафа, но чистота помыслов, этакая невинность тоски по справедливости - совершенно оправданно оформляется здесь в описанные сцены. В конце - концов, литература - это не милицейский протокол!
Однако, в "Жировом теле" есть несколько, если не "много" болевых точек, требующих от автора этакого иглоукалывания, чем собственно, доктор Шленский успешно и занимался, работая над "Жировым телом", приводя в баланс и собственные психику и совесть. Этих точек много. Умный человек одинок в этом мире. Даже проживая в студенческом муравейнике, он одинок. И вообще, "Жировое тело" - это некая апология одиночества. Мир враждебен к любым проявлениям экстремальности. И развитый ум - это такое же отклонение от нормы, как излишние вес или рост. И из "Жирового тела" это понятно. Талант автора здесь уже вполне достаточен для того, чтобы передать смешанное чувство любопытства и страха перед этим враждебным миром. И даже чувство озлобленности, выливающееся порой в желание бить и бить по этим мерзким рожам. Кстати, сцен насилия, в которых выражается извечная мечта интеллигентного человека о наказании безмозглой черни, более чем достаточно. Здесь и сцена в магазине, и сцена в доме Ольги... Но не поймет ли молодой доктор Алеша, что биться с очередью в винном магазине - это тоже что тратить снаряды на расстрел набегающих волн прибоя?
Может и поймет, но уже в ТОМ тексте что после марки "ту би континьюед"!
Любовь в "Жировом теле" хороша. Она здесь выбрана этакой РОВНЕЙ высоте героя. Ольга не просто художница, каратеистка и красавица... Это было бы слишком просто! Она еще и слегка сумасшедшая. Слайтли мэд, как говорят нынче в художественных тусовках. Именно такого шарма и не доставало бы настоящей героике, несомненно возлюбленного автором доктора Алеши. И все хорошо с этой любовью, хоть кино по ней ставь с Умой Турман в главной роли! И эротика без перебора, хоть и на грани... Можно было бы и оставить кое - что на домысл читателя, хотя автор - барин! Но все - же, что касается мечты, то смесь философского осмысливания детских воспоминаний с воплотившейся адолисантной мечтой - смесь гремучая, не хуже молотовского коктейля.