Краснов : другие произведения.

Не гонялся бы ты, поп, за Популизмом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На кинорынок вышел новый игрок. После успешного освоения банковской деятельности, торговли водкой и сигаретами, РПЦ взялась и за такой выгодный бизнес, как кино. Когда-то Ленин говорил о кино, как о важнейшем из всех видов искусств, и патриарх Кирилл, будучи весьма и весьма способным менеджером, не воспользоваться рецептом Ильича не мог


   Не гонялся бы ты, поп, за ПОПулизмом
  
   На кинорынок вышел новый игрок. После успешного освоения банковской деятельности, торговли водкой и сигаретами, РПЦ взялась и за такой выгодный бизнес, как кино. Когда-то Ленин говорил о кино, как о важнейшем из всех видов искусств, и патриарх Кирилл, будучи весьма и весьма способным менеджером, не воспользоваться рецептом Ильича не мог.
   Вспомним, впрочем, как звучала фраза Ильича полностью. "Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк". Скажем сразу, что цирк ведомство, вверенное патриарху, уже освоило. Под цирковыми представлениями можно смело понимать такие мероприятия как очитка (публичное изгнание бесов из психопатичных старух), схождение благодатного огня, купание в проруби перед телекамерами на крещение, а равно и другие весёлые фокусы и лицедейства. При этом следует заострить внимание на том, что большевики являлись политической партией, ставившей себе задачей удержать власть и исходя из этого занимались пропагандой и агитацией. А какие цели ставит перед собой РПЦ, действуя методами, годящимися для политической партии? Невольно приходит в голову мысль о том, что сегодняшнее руководство церкви ничем не отличаются от представителей крупного бизнеса, повязанного теснейшими узами и практически сросшегося с чиновничеством, и живущего тем, что продают Родину. Именно для идеологического обслуживания клановых интересов и нужна этой публике (и высшему доховенству в т.ч.) пропагандистская машина.
   Необходимо заострить внимание и на первой части ленинской фразы - "пока народ безграмотен...". Хотят того или нет противники советов и лично Ленина, но при большевиках был сделан гигантский шаг вперёд на ниве народного просвещения и образования. В аграрной безграмотной стране всего за 2-3 поколения была ликвидирована безграмотность, построена система самого лучшего в мире образования (бесплатного!), и по праву обрели звание самой читающей страны. Сейчас - картина обратная. Образование уничтожается, ухудшается система оценки знаний, вот-вот введут плату за предметы среднего образования. Общий уровень грамотности населения упал неслыханно. И даже цирковые фокусы, которые перестали быть нужными большевикам, сегодня вновь оказались востребованными на ряду с кино. Однако обратимся к самому фильму.
   Сюжет вкратце таков: местная звезда проповедования в исполнении Маковецкого приобщает к вере красноармейцев, благочестием смиряет греховные помыслы паствы, и даже иудеи чтят его как звезду проповедования регионального масштаба. Неожиданно начинается война. Тут же появляется требующий благословения танкист, и в благочестивом фильме немедленно появляется матерщина. Затем сцена, где местное население (прибалты) несут фашистам цветы, а фашисты глумятся над советским флагом, пока священник крестит еврейскую девочку-неофитку.
   В суровых военных условиях фашисты создают "окормительный спецназ": создаётся Псковская миссия, дабы нести на Русь веру. Зачем это надо фашистам? Ответ на этот вопрос даёт обаятельный немецкий офицер (из бывших белогвардейцев): "По большому счёту фюрера всё это мало заботит. Но люди, которые занимаются нашим вопросом, вполне заинтересованы в возрождении церковной жизни России". Что это за люди, и что это за вопрос становится ясно из архивных документов. Священники для миссии назначались лишь после тщательной проверки. Критерием было враждебное отношение к советской власти. Подавляющее большинство священником миссии прошло лагеря, отбыв срок за контрреволюционную деятельность, что ещё раз подтверждает легендарную "жестокость" большевиков: врагов не убили, а оставили в живых, при этом многих выпустили из тюрем досрочно. И те при первой же возможности перешли на сторону напавшего на Россию врага. Священникам была оказана существенная материальная помощь о стороны гитеровцев. Храмы восстанавливались именно на деньги немцев, и вполне можно догадаться, что деньги эти были в крови той самой паствы, которую и должны были окормлять священники. В ответ на такую щедрость от священников требовалось одно: славить гитлеровцев и ругать большевиков. Надо отметить, что священники-коллаборационисты были скорее исключением, чем правилом, и иерархи церкви заняли однозначную позицию, объявив о лишении сана сотрудничавших с оккупантами священников. Иудиному предательству нет и не может быть оправданий. На оккупированной территории тоже далеко не все священники пошли на сотрудничество с врагом. Многие сотрудничали с партизанами, занимались сбором разведданных, в открытую отказывались служить молебны за Гитлера и гитлеровцев. Священники знали, на какой риск идут - немцы, на словах "возрождавшие православие" не стеснялись расстреливать таких священнослужителей. Однако вовсе не о священниках-патриотах, принявших мученическую смерть от врагов, идёт речь в фильме.
   В нём как раз рассказывается о предателях-власовцах.
   Батюшка восстанавливает под мудрым контролем просвещенных немцев церкви, крестит, отпевает, ездит по деревням, служит молебны, и так всю войну. Казалось бы, всё хорошо. Да только нет-нет да произнесёт кто-нибудь из окормителей "Советы безбожные нам не Родина". Нет-нет, да культурный немецкий офицер из бывших белогвардейцев со смаком произнесёт власовский лозунг, расшифровывая СССР как "Смерть Сталина спасёт Россию". Будто бы между делом расскажут зрителю о том, что Сталин виноват в том, что не подписал конвенцию, о военнопленных. Вот так логика! В том, что немцы подвергали бесчеловечным пыткам и издевательствам советских пленных - тоже виноват Сталин!
   Во всех без исключения героях, будь то фашист или полицай - просматривается его человеческая сущность. Оно может быть и по-христиански, конечно, только почему тогда единственными, у кого никак не просматривается ничего кроме холодной жесткости - комиссар партизанского отряда? Хуже его лишь сотрудники НКВД. Эти - хуже любых полицаев. Те, были добрые и гуманные, пальцем не тронули, а звероватая гебня - та повергала избиениям и издевательствам.
   По приходу советской армии, сразу священника предупреждают, что всех попов будут репрессировать (правда уточняют, что тех в оккупации работал, но как-то между делом).
   Священника избивают мерзкие гебисты и увозят в неизвестном направлении. И вот спустя десятилетия выясняется, что он служит в Псково-Печерском монастыре, и всё так же усердно окормляет паству, как и раньше (видимо, отбыв наказание). Такой вот не очень понятный смыслом своим сюжет с невнятно на первой взгляд идеей.
  

Какая ПОПсня

   Так почему же в фильме о Великой Отечественной, приуроченному к тому же к 65-летию победы, людей не делят на своих и чужих, врагов и друзей, предателей и героев, и даже фашисты показаны там по максимуму нейтрально? Да потому что такова позиция официальной церкви! Власовцы - хорошие. Русские солдаты - ещё лучше, ибо они воевали за веру и народ, а не за "антихристов-большевиков". Фашисты - тоже обычные люди со своими достоинствами и недостатками. И полицаи хорошие. И партизаны - неплохие ребята. Правда вот НКВД... ну, да в семье не без урода.
   В расколотом русском обществе, затуманенном пропагандой, оболваненном и стремительно сереющем, становящемся на глазах всё более безграмотным, каких только не водятся идеек и мыслишек. Есть в нём и ультра-либералы, и ура-патриоты, и власовцы, и неонацисты, и ещё много-много всякого рода -истов и -овцев. И все они для сегодняшней церкви равно любимы и привлекательны, все они - потенциальные покупатели свечек (стоимость которых в церквах завышена на несколько порядков), иконок и безделушек. Все они потенциально готовы пожертвовать на храм, креститься и венчаться за установленную таксу, хоронить и отпевать родственников, и потреблять другие услуги, которые оказывает церковь. Так зачем же церкви обижать таких хороших людей?
   Мораль фильма - времена меняются, сменяются власти, идут войны, фашисты приходят и уходят - а паству окормлять надо. Причём, окормлять любыми способами - можно и главный храм страны в кинозал превратить, и предателя Власова благословить, и с фашистами отношения наладить. Можно и водочкой приторговывать, и сигаретами, и рок-группу организовать с пляшущей неглиже солисткой, и гостиницу открыть на Соловках. Такой откровенной торговли "духовными услугами" русская православная церковь не знала, пожалуй, за всю историю. Ещё никогда архипастыри её не были столь неуважаемы простыми верующими, никогда в среде духовенства не получал патриарх столь уничижительных прозвищ.
   Иерархи вполне осознанно превращают церковь в что-то среднее между коррумпированным министерством и крупной госкорпорацией. Понятие святости, кажется, стало чуждым церкви. Священники мелькают на телеэкранах, предпринимают весьма и весьма сомнительные пиар-ходы, как телебатюшка Кураев, позволяющий себе сквернословить, и демагогически оправдываться затем перед публикой, создавая из всего этого шоу. Епархии организуют марафоны по местам, связанным с расстрелом последнего императора. Как сообщали новостные агентства, представитель пресс-службы епархии Светлана Ладина отметила, что "последний российский император Николай Романов был спортивным человеком, и стал государем, отправившим первую российскую сборную на Олимпийские игры".
   Совершенно не удивительно, что таблоиды уже воспринимают высших иерархов так же, как прочих попсовых звёзд. Увы, руководство РПЦ ничего другого не заслужило - оно вполне достойно по своей роли в духовной жизни общества встать в один ряд с поющими трусами и высокооплачиваемыми футболистами. Но самих иерархом это не расстраивает. Скорее наоборот, поскольку это позволяет улучшать финансовое состояние.
   Фильм "поп" - ярчайшее подтверждение этого опопсения церкви. И глядя на это отвратительно гниение, невозможно вспомнить ничего иного, кроме песни гражданской обороны "какая ПОПсня"...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"