Банчик Леонид : другие произведения.

Иерусалим во времена Ездры и Неемии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В трудных условиях сопротивления соседей,сопровождавшимся доносами царским особам, Второй Храм все-таки был построен.

  Иерусалим во времена Ездры и Неемии
  
   На крепостной стене Старого города возле Яффских ворот есть памятная надпись. Появилась она сравнительно недавно, после Шестидневной войны 1967 года, когда израильские строители привели стену в порядок. Надпись включает в себя короткую цитату из книги Неемии: "Стены Иерусалима восстанавливаются". Мы еще вернемся к этим словам, а пока вспомним предшествовавшие события.
   В 722 г. до н. э. Ассирия покорила Израиль, царство 10 колен. Евреев угнали в плен, а их землю заселили другими народами, которых впоследствии стали называть самаритянами. В 586 г. до н. э. Навуходоносор разрушает Храм, окончательно завоевывает Иудею и завершает депортацию евреев в Вавилон. Всего таких депортаций было три. Самаритяне, как и другие соседние народы, стали считать землю Израиля своей вотчиной, а себя - коренным населением (вам это ничего не напоминает?). Но проходит еще 48 лет, и, казалось бы, неприступный Вавилон покоряют персы под предводительством царя Кира. Меняется власть, меняется политика. Кир издает указ, дающий право израильтянам на возвращение и восстановление Храма (Ездра 1:3-4). Таблички с этим указом найдены при раскопках в Ираке и Мегиддо. А вот что добавляет Иосиф Флавий:
   "Это Кир узнал при чтении книги, в которой за 210 лет до этого пророк Исаия оставил свои предвещания... И вот, когда Кир прочитал это, то преклонился перед Богом, и необычайное рвение и усердие обуяли его к исполнению предначертанного" (Древности 11:1:2).
  Что же написал о нем Исаия? "(Господь), Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!" (Исаия 44:28). Ну, разве мог Кир, прочитав такое пророчество, не откликнуться?
   Тогда вернулись в Израиль 42 тысячи человек, а историки считают, что в Вавилоне проживали два миллиона евреев. Лишь 2 % нашли в себе смелость, презрев опасность, пойти на пустое место и начать все сначала. Не успели заложить основание Храма, как началось сопротивление так называемых туземцев, но препятствовать приказу Кира они не могли. Как только Персией стал править другой царь, последовал донос, напоминающий нам все современные доносы (Ездра 4:12-14). Особенно поражает фраза "Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам - в Иерусалим". Прошло всего 48 лет, и местные жители уже считают евреев чужестранцами, а опустошенный Иерусалим своим городом. Строительные работы приостановились. Второй Храм был построен лишь в 516 г. до н. э. во время правления Дария. Традиция называет его сыном царицы Эсфири, но это сейчас оспаривается многими учеными.
   Новое здание никак нельзя было сравнить с Храмом Соломона. О нем до нас дошло очень мало сведений. Принято считать, что оба помещения (Святое и Святое святых) сохранили прежние размеры, однако утратили прежнюю красоту. Пропал ковчег завета со скрижалями. И все-таки, народ Израиля вновь обрел Дом Божий.
   В 458 г. возвращается вторая группа со священником и книжником Ездрой. Он наладил храмовое служение, изучение Торы, искоренил браки с идолопоклонниками, но Иерусалим все еще оставался без стен, совершенно беззащитным. И в 444 г. в город направляется виночерпий царя Артаксеркса Неемия. Занимая одну из главных должностей при дворе (виночерпий соответствует сегодняшнему вице-премьеру), он предпочел всяким почестям послужить Господу в Его городе, который персам представлялся захолустьем. Но Неемия прекрасно знал, что это за город, и что он должен для него сделать. Господь призвал его, так как Израилю нужна была тогда сильная личность, способная быстро организовать работу и дать отпор врагам. В книге Неемии 2:19 названы лидеры враждебных народов. Это были хорониты (скорее всего, самаритяне), аммонитяне и аравитяне, а точнее, арабы. Все они считали себя хозяевами этой земли, а евреев пришельцами.
   Вот ответ бывшего виночерпия притеснителям:
  "Бог небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить; а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме" (Там же, 2:20).
   "Благопоспешит" - буквально "даст нам успех". Неемия знает, что Господь поможет восстановить Его город. И еще он знает, что противникам
  1) "нет части в Иерусалиме". Город принадлежит Богу, и жить там могут только Божьи рабы;
  2) "нет права в Иерусалиме" (на иврите "цдака" - "праведность", "справедливость"). Праведность в городе у тех, кто доверился Господу, а не у Его врагов;
  3) "нет памяти в Иерусалиме". Их присутствие в городе следует вычеркнуть из истории.
  Реакция врагов - гневные насмешки, но у Неемии против всех неприятностей есть два оружия: молитва и действие. Он обращается к Господу за помощью и продолжает строить стену.
   А теперь мы подошли к стиху, выдержку из которого написали у Яффских ворот:
  "Когда услышал Санаваллат, и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно" (Неемия 4:7).
  Жаль, что этот стих не приведен там полностью. Он на редкость актуален в наши дни. Ведь сегодня многим людям досадно оттого, что Старый город вновь стал израильским, и Иерусалим продолжает застраиваться, превратившись в необыкновенно красивый город.
   Враги Неемии задумали идти против него войной, но он опять молится и действует, выставляя ночную охрану. Библия повествует нам, с каким напряжением трудились люди: "Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье" (Неемия 4:17). Город Давида расположен на довольно крутой горе. Это означает, что строителям приходилось подниматься каждый раз в гору с тяжелым грузом и копьем в придачу. И, несмотря на сопротивление врагов, сеяние ропота, клевету, бессонные ночи, страшную усталость, стены были построены за 52 дня - совершенно невиданные по тем временам сроки. Из небольшого селения Иерусалим вновь превратился в хорошо защищенный город.
   Сегодня трудно точно определить, какие из руин городских стен относятся к тому времени. Последние находки в башне, которую раньше относили к более позднему периоду Хасмонеев, свидетельствуют нам о Неемии. Поэтому, проходя по тропе, проложенной через археологический заповедник города Давида, мы знаем, что здесь был совершен великий подвиг под руководством персидского виночерпия.
   В последние дни, когда Иерусалим будет окружен со всех сторон врагами, когда им покажется, что до победы осталось совсем немного, на помощь Израилю придет уже не Неемия. Тогда на землю вернется Иисус Христос, чтобы защитить Свой город и спасти Своих рабов. Хвала и слава Ему за это.
  
  Леонид Банчик
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"