Граф Аракчеев как-то сказал: "Для того чтобы заставить русского человека сделать хоть что-то хорошее, сначала надо разбить ему морду". Сейчас, понятно, не XIX век, мы живем не в омерзительной крепостнической России, а в правовом государстве, где личность русского человека Александра Мельника охраняется законом, однако... пожалуй, именно это обстоятельство не лучшим образом отразилось на качестве фильма "Новая земля".
В совсем недалеком будущем страны всего мира наконец-то обращают внимание на катастрофическую переполненность тюрем и решают их несколько разгрузить. Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы скопом извлекаются из мест лишения свободы и отправляются в места не столь отдаленные, конкретно - на необитаемый голый остров, омываемый водами Северного Ледовитого Океана. Вчерашние зэки торжественно провозглашаются вольными колонистами, международная администрация оставляет им инструменты, провиант, и искренне выражает надежду на упорный и честный труд, который, как известно, облагораживает... Но представьте себе удивление кураторов проекта, когда колонисты, стоит им только остаться без присмотра, начинают не без наслаждения рубать, колоть и кушать окружающих, короче - выстраивать вертикаль власти! Как дети малые, честное слово...
Очень неровный, судорожно снятый фильм, который сгубило громадье планов режиссера. Тут тебе и расхожий вопрос о звериной человеческой сущности, и очерк современных тюремных нравов, и размышления о межнациональных отношениях, и элементы антиутопии - неудивительно, что под грузом такого обилия глобальных идей сюжет просто расползся.
Впрочем, раздражает не столько псевдофилософское содержание, сколько слабая, из рук вон плохая форма подачи материала. Дрянная операторская работа, отсутствие логических связей между отдельными эпизодами фильма. Создается впечатление, будто Мельник просто поленился как следует снять и смонтировать некоторые ключевые моменты, просто поставив зрителя перед фактом: это не халтура, это концептуальное искусство! В результате смотреть фильм чрезвычайно тяжко, но совсем не из-за гнетущей атмосферы или какой-то запредельной жестокости (чернухи в "Новой земле" не намного больше, чем в фильмах Бекмамбетова), а как раз из-за небрежного отношения членов съемочной бригады к своим прямым обязанностям. Ну, и, конечно, свою лепту вносит и вопиющий мискастинг.
Чего стоит один только главный герой с классическим именем Иван Жилин - апатичный до аутичности летчик, нехотя, словно под дулом пистолета ковыляющий по тундре и время от времени тупо упирающийся свинцовым взглядом в невидимую другим точку. Или его лучший друг, маньяк Сипа, с дебиловатым хохотком повествующий о длине кишок, какие он извлекал из брюшной полости своих жертв. Два сапога - пара, да. Но и другие персонажи ничуть не лучше - один может до бесконечности рассказывать о том, как он видит топовый и красный бортовой, другой, фальшиво имитируя кавказский акцент, корчит из себя несусветного болвана... Впрочем, может быть я и напутал, приписал одному герою реплики и поступки другого. Меня извиняет лишь то, что уже в первые полчаса герои одичают, обзаведутся пышными бородами и станут практически неотличимы друг от друга...
Можно продолжать и дальше, фильм как нельзя лучше способствует разлитию желчи, но, думаю, дорогие зрители и так уже догадались, что смотреть "Новую землю" - не надо бы.