Место действия - Европа, стоянка одного из стандартных загнивающих племен эпохи мезолита. Наш герой - Д"Ле, неформального облика юноша с развитой опорно-двигательной системой и обилием комплексов, более приличествующих какому-нибудь интеллигенту, живущему веке этак в двадцатом. Обостренное чувство справедливости заставляет его покинуть становище, оставив на произвол судьбы и соплеменников и даже собственную возлюбленную Эволэт. И здесь происходит нехорошее.
Ровно в четыре часа утра, вероломно, без объявления войны немыслимо жестокая неприятельская кавалерия предпринимает карательный набег на пещеру, где живет наше племя и угоняет в полон все женское население репродуктивного возраста, в том числе, конечно, и красотку Эволэт. Бедняга Д"Ле не может вынести такого поругания отеческих святынь и собственных матримониальных чувств, поэтому подбивает товарищей на погоню. "И шли они день и ночь, и бесконечным казался их путь, но стремление было настолько сильным, что они не чувствовали усталости..." - цитата, между прочим. Как результат - час с четвертью экранного времени посвящен злоключениям косматых кроманьонцев пешим ходом пересекающих различные виды ландшафтов и принимающих в свои нестройные ряды все большее количество униженных и оскорбленных зловещими черными всадниками. Естественно, нас ждет и в меру эпическая потасовка с участием грузовых мамонтов, и относительно драматичный хэппи-энд, и, даже мелкая аграрная революция, открывающая человечеству путь к новой формации...
Так себе фильм. "Посредственно" - вот определяющий эпитет, который можно приклеить к любому аспекту "10 тысяч лет".
Первобытный сеттинг делает свое черное дело - в результате, все персонажи немыты-патлаты-бородаты, в общем, выглядят, как и подобает дикарям и оттого практически неотличимы. Отсюда - тотальная деперсонализация, главные герои предстают перед нами не как люди, пусть даже и доисторические, а как вертлявые болванчики, мечущиеся туда-сюда словно хорьки, размахивающие дубьем и выкрикивающие что-то стандартно пафосно-глупое.
Мы понимаем, что вербальное общение было не самой сильной стороной людей каменного века - но это вовсе не значит, что нужно ставить на нем крест.
Но, может быть, режиссер руководствовался принципом "Меньше слов - больше дела"?
Увы, он снова попал пальцем в небо.
Если вытащить какого-нибудь археолога из раскопа и усадить за просмотр "10 тысяч", то большую часть сеанса он будет причитать и возмущаться - уж больно много в творении Эммериха забавных анахронизмов. Впрочем, археологи вообще скучный народ. И именно поэтому фильм, в целом, придется им по вкусу - он тоже скучный. Творец "Годзиллы" и "Дня независимости" остался верен себе - и в "10 тысячах лет" на зрителя выливаются тонны героико-патриотического пафоса, который, в совокупности с довольно прерывистой любовной линией и вовсе уж неумеренной, разнузданной фантастичностью выглядит весьма кисло. Сюжет не просто размыт, он размазан, плюс, как уже упоминалось, героя сложно отличить от врага, поэтому все доисторические побоища, которыми фильм далеко не изобилует, смотрятся неприятно, совсем как проявление неуставных отношений в казарме: торопливое мельтешение немытых тел, натужные вопли, утробное уханье, звуки ударов жестким по мягкому и жестким по жесткому. Постепенно выбывающих из игры положительных дикарей моментально забываешь, а иногда даже не сразу и понимаешь, что вот, еще один спутник главного героя ушел в бессмертие - настолько они "никакие". Самого же бесноватого неврастеника Д"Ле можно назвать главным героем лишь с большой натяжкой - даже сейчас подобную слезливую рефлексию согласится слушать лишь психотерапевт, и за очень большие деньги, а уж тогда, 12008 лет назад... Но не будем о грустном. Давайте, в кои-то веки рассмотрим и положительные стороны "10 тысяч лет".
Итак, если вам нравится смотреть на спецэффекты, то этот фильм определенно для вас: в нем есть спецэффекты. И музыка тоже есть. И актеры.