Баканова Марина Владимировна : другие произведения.

Исламский реформатор Индии Сэр Саид Ахмед Хан

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исламский реформатор Индии Сэр Саид Ахмед Хан - один из мусульманских ученых, который хотел совместить исламское и светское образование, модернизировать ислам.

  Не стоит указывать на другого, каков он в Исламе, но нужно
  представить себя истинным мусульманином, которому присущи
  наилучший характер, знания, терпимость и благочестие.
  Сэр Саид Ахмед Хан
  
  Сэр Саид Ахмед Хан родился в 1817 году в Дели (в то время это была еще столица монгольской империи на территории Индостана). По некоторым данным его семья иммигрировала из Афганистана еще при императоре Акбаре и с тех пор занимала видное положение при королевском дворе - его деды и прадеды занимали посты визирей, министров, его отец был личным советником императора.
  
  Однако - он родился в то время, когда Британия все больше и больше оккупировала Индию и лишались своей независимости различные индийские королевства, их правители сохраняли лишь номинальный титул. Само существование мусульман в Индостане оказалось под угрозой - их активно вытесняли из экономической и политической жизни страны.
  
  Он получил отличное воспитание и образование в лучших традициях мусульманской монгольской знати. Он умел читать и понимать Коран на арабском языке, знал урду, фарси, арабский, фикх, математику, астрономию, политологию и юриспруденцию. Занимался плаванием, борьбой и другими видами спорта. Изучал медицину и литературу. Такие известные авторы как Руми, Галиб, Сахбай не прошли мимо его внимания. Его старший брат основал первую типографию на языке урду и первый журнал на нем же.
  
  Сэр Саид унаследовал титул и должность своего отца, однако от службы при дворе отказался, также как и от карьеры журналиста в журнале брата и от судейской мантии в верховном шариатском суде.
  
  После некоторого времени, отведенного на размышления о своей дальнейшей судьбе, он стал служащим гражданской службы Ост-Индской компании. В то время как раз произошло окончательное падение монгольского государства и прерывание династии. Однако, через некоторое время он назначен на должность судьи и за время ведения процессов познакомился практически со всеми высокопоставленными британскими чиновниками.
  
  В 1857 году во время Индийского восстания Северная Индия понесла огромные потери - человеческие и экономические, особенно больно оно ударило по мусульманам, в большинстве своем населявшим именно эти территории. Сэр Саид Ахмед Хан вместе с другими известными мусульманскими мыслителями осудил лидеров восстания за его неподготовленность. Оно было расценено как путь к поражению индостанского мусульманского общества.
  
  Сэр Саид Ахмед Хан пишет книгу о причинах восстания, где оправдывает действия мусульман в сложившихся обстоятельствах и отправляет ее в Англию. Там она была принята в качестве официального документа и хотя мнения лордов относительно ее разошлись, но тем не менее автор был признан лояльным британской политике.
  
  Через некоторое время, узнав лучше интересы Великобритании в Индии, он начинает более интересоваться политикой и социологией.
  
  Не прекращая свою работу в судах он активно пишет. Его ранние работы в основном касаются ислама, культуры, взаимоотношений ислама и христианства. Затем круг расширяется и уже охватывает политику, археологию, журналистику, литературу, религию и науку.
  
  Отслужив Британскому правительству около 20 лет, он с честью ушел со службы, чтобы полностью посвятить себя делу общественных и религиозных реформ.
  
  Он выказывал озабоченность тем, что многие из традиционных исламских норм крайне жестки и плохо сочетаются с научной мыслью современности. Он в своих работах пытался примирить исламские достижения Востока с научными исследованиями Запада.
  
  Сэр Саид Ахмед Хан утверждал в своих книгах, что Корану и Исламским книгам присуще глубокое признание разума, естественного права. Что это не только религиозная литература, но и та, которая может послужить делу прогресса.
  В то время эти идеи были поистине революционными и подвергались резкой критике со стороны традиционных богословов. Однако, несмотря на это Сэр Саид Ахмед Хан организовывает исламское научное общество, а затем на его основе - Мусульманский англо-восточный колледж (а затем и переросший в Алигарх университет). В нем преподавали Восточные и Западные дисциплины, учебные программы были призваны ориентировать студентов и адаптировать их для дальнейшей жизни и работы как в мусульманских регионах, так и в Европе. Не удивительно, что через некоторое время он становится интеллектуальным центром индийских мусульман.
  Одна из наиболее интересных работ Сэра Саида Ахмед Хана - "Теория двух наций", которая отображает отношения между мусульманами и индусами в рамках одного государства, под контролем Британии. Они утверждает, что христианство и ислам имеют гораздо больше общих точек соприкосновения, чем у индуизма с христианством. Что мусульмане Индии при заимствовании знаний и научных разработок у Европы, могут очень быстро преодолеть свою техническую отсталость и стать в авангарде мировой элиты.
  
  Он стремился укрепить мусульманско-британские отношения в противовес усилению политики распространения индуизма в Индостане, в том числе на традиционно мусульманских территориях. Преимущественное индуистское управление в большинстве своем нетерпимо относилось к мусульманам, уменьшало для них возможность получить качественное образование и получить доступ к рычагам управления государством. Политика Сэра Саида Ахмед Хана позволяла мусульманам встать в обществе на один уровень с представителями других религий, а не оставаться безгласными.
  Он укрепляет роль урду, как единого языка для мусульман Индостана, который мог бы преодолеть их национальную и межклановую рознь. Урду в его представлении должен был играть роль lingua franca в Индостане. В итоге, благодаря ему, язык урду был признан в качестве второго официального языка Британской Индии.
  
  Он был пылким сторонником прогрессивного и динамичного подхода к образованию. Он был первым мусульманским лидером, который понял опасность поглощения мусульман Индостана и возможность их полного растворения среди индуистского населения. И он сделал все, чтобы этого удалось избежать.
  Сэр Саид Ахмед Хан прожил длинную жизнь (родился в 1817 и умер в 1898 году), видел упадок последних государств мусульман в Индостане, развал исламской культуры и ее намеренное уничтожение. Он пытался сохранить зерна и ростки новой мусульманской культуры, вырастить их - и он увидел результаты. В конце 19 века мусульмане Индии стали серьезной оппозицией и индуизму, и колонизаторам. Фактически - этой своей деятельностью он как будто положил первый камень в фундамент нового современного исламского государства на территории Индостана.
   Сэр Саид Ахмед Хан фактически явился создателем мусульманской интеллигенции, воспитателем целой плеяды политиков и интеллектуалов. Его до сих пор помнят и чтят мусульмане Индостана, как великого мусульманского мыслителя и социального реформатора. Его идеи до сих пор остаются актуальными, позволяют рассматривать жизнь в новом ключе.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"