Мендельсон "открыл" И.С. Баха в 1824 году, исполнил "Страсти по Матфею". Йоханн таки дал ему по башке, потому что добродушный банкирский сын Феликс, осознав величие Титана, называл себя в беседах с друзьями и коллегами не иначе как "ЕГО покорный слуга". Над Бартольди посмеивались, но Феликс ложил на всех пюпитр...
Любимым композитором Моцарта-юнната был Кристиан Бах, младшенький осколок Глыбы... Филиппка-Эммануэль, самый, пожалуй, толковый живчик Отца, оказал заметное влияние на становление симфонического жанра. По нему, расшаркиваясь, робко топтались Гайдн, а затем и Моцарт. Бетховен его очень высоко ценил и даже попросил однажды вместо гонорара собрание сочинений Ф.-Э.Баха. О Самом Папе знали еще мало!.. Последние симфонии Моцарта - даю один свой здоровый зуб за сто гнилых! - появились ПОСЛЕ ознакомления Вольфи со Стариком! Волосы Амадея встали дыбом! Гений простодушен и способен преклонить колени перед более великим. Словом, Моцарт был немножечко шокирован. А ведь он "прочел" лишь несколько хоралов Аксакала... Людвиг, который Ван, судя по всему знал только "Хорошо изнасилованный клавир", называя опус сей "Музыкальной Библией" и не ручьем именовал Баха, но морем. (Обыграл, понимаешь, фамилию килоМэтра).
И потом, потом... понеслись кони!
Россини: "ЕГО гений просто подавляет!"
Вагнер: "Непостижимо великий Бах!"
Римский-Корсаков: "Бах - это Величина из Величин!" (Это откровение зрелого Николая. В юности он считал Папу машиной для нотного письма. Прозрел ведь!)
Стравинский: "Даешь движение - Назад к Баху!" (Устал Игорь измышлять новый музыкальный язык, просто надоело...)
Но всё это было потом... гораздо позже..
А до этого был БАХ... музыканты ЕГО ценили... Он словно выпал из истории, из цехового процесса... Музыка развивалась, шла своим чередом, без Него, но... к Нему...