Бадевский Ян Анатольевич : другие произведения.

Как не бояться романов: планирование, структура, стратегия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, как быстро справляться с большими объёмами текста.


Как не бояться романов: планирование, структура, стратегия

Статья

  
   Идея этой статьи появилась благодаря @forbon21, который в комментариях к моему интервью заинтересовался методами построения структуры произведений. Я пообещал написать что-нибудь полезное для начинающих авторов, а редакторы @vox.mens пообещали это опубликовать. Сказано - сделано. Настал черёд выполнять обещания.
   Начинающие прозаики с удовольствием пишут рассказы и небольшие новеллы, но с благоговейным ужасом относятся к перспективе написания романа. Почему? Многих отпугивает объём. Временные затраты на создание крупной формы колоссальны, а риски быть отвергнутым издателями сейчас, в кризис, очень высоки. Поэтому я решил рассмотреть работу над крупной формой (повесть, роман) с разных ракурсов - практического, творческого и экономического.
  

Что нужно знать перед созданием текста

  
   Я не отношусь к сторонникам Самиздата, поэтому сразу поставил перед собой задачу штурмовать крупное издательство. Уверен, что перед созданием текста нужно определиться с несколькими моментами:
      -- Выбор издателя.
      -- Выбор книжной серии и литературного направления.
      -- Вычисление объёма.
      -- Постановка сроков реализации.
      -- Разработка сюжета, идеи, героев, антуража, структуры.
   Поскольку я люблю фантастику и футурологию, выбор жанра был очевиден. Детектив, любовный роман и нон-фикшн принципиально не рассматривались. Несколько недель я провёл за экраном ноутбука, занимаясь банальным сёрфингом. Меня интересовали адреса, явки, пароли и писательские форумы. Иными словами, я искал не только стандартную информацию для авторов, но и отзывы уже состоявшихся писателей о сотрудничестве с теми или иными людьми. Как вы понимаете, ничто не вечно под луной. Некогда успешные проекты сейчас закрываются либо поглощаются крупным холдингом АСТ-ЭКСМО. Независимых издателей, способных платить гонорары, сейчас очень мало. Вот на каких вариантах я в итоге остановился:
  -- "АСТ";
  -- "ЭКСМО";
  -- "Альфа-книга";
  -- "Ленинград";
  -- "Крылов";
  -- "Яуза".
   Писать решил фэнтези. Каждое из перечисленных издательств имеет в своей обойме серии, подходящие для моих целей. Идея была в том, чтобы разослать текст по всем адресам одновременно и ждать ответа. Договор в этом случае следует заключать с тем издателем, который откликается первым. С остальными, разумеется, работать уже нельзя.
   Пробиться в АСТ и ЭКСМО сейчас практически нереально - люди ждут реакции по три года, а потом бросают писать. "Крылов" меня полностью проигнорировал. "Яузе" нужны дешёвые попаданцы. Про "Ленинград" ходят мрачные истории - вроде бы, гонорар из них выбить невозможно (я решил на себе это не проверять). Для начинающего автора идеальным решением считаю "Альфа-книгу". Вот они со мной и связались первыми, причём я ждал не больше двух недель.
   Делать объём меньше 12 авторских листов (480 000 знаков с пробелами) нет смысла. Не примут. Это прописано на сайтах издателей (страничка "Авторам"). Я решил справиться с этим объёмом за полгода. НО. Профессиональный литератор должен писать БЫСТРЕЕ. Сразу настройтесь на то, что двумя романами в год вы не заработаете себе на хлеб. Гонорары у начинающих авторов смехотворные. Поэтому роман нужно делать за 2-3 месяца. Сдавать, подписывать все документы и ТУТ ЖЕ браться за следующий. Математика такая: 480 000 знаков делим на 60. Выходит, роман пишется за 2 месяца, если вы ежедневно справляетесь с объёмом в 8000 знаков.
   И тут прилетает второе НО. Вычитка и написание синопсиса. Плюс некоторое время сюжет вынашивается в голове. Поэтому я рекомендую писать ежедневно по 10 000 знаков. В противном случае срок растягивается на три месяца. И да, если вы днём работаете где-нибудь на заводе или в офисе, вам будет тяжело. Думаю, придётся расширять окно написания до 4-6 месяцев.
  

Структура произведения

  
   Теперь начинается литературная теория. Известно, что роман отличается от повести не только объёмом, но и количеством сюжетных линий. Значит, нужно придумать несколько ключевых персонажей. Сначала я работаю над идейной составляющей, разрабатываю антураж и концепцию мира. Затем создаю персонажей.
   Не стану зацикливаться на грамотном построении сюжета - в Сети хватает пособий на данную тему. Все вы понимаете, что нужны завязка, развитие сюжета, кульминация и достойный финал. В идеале - непредсказуемый. Я сразу решил, что писать буду циклами (как выяснилось позже, это ошибочное решение в кризис). Придумав ГГ, его характер, внешность, навыки и личную историю, я взялся за структуру. Сделал так:
      -- Разбил повествование на три части.
      -- Придумал названия для этих частей.
      -- Каждую часть снабдил примерно одинаковым количеством глав.
      -- Придумал названия для этих глав.
      -- Распределил примерный объём между частями и главами.
      -- Приступил к работе.
   Первый роман я сделал за полгода (вмешались внешние обстоятельства), второй и третий - в среднем за 2,5 месяца. Уверен, что работал медленно. Можно лучше.
   Небольшая хитрость: 2-3 сюжетных линии и вставка флэшбэков позволяют набрать ускорение. Попробуйте, вам понравится.
  

Ход работы и дальнейшие действия

  
   Выполнив все подготовительные действия, приступаем к работе. На вдохновение полагаться нельзя - теперь во главе угла стоит ОБЪЁМ. Действовать нужно тонко. С одной стороны, при любой погоде, настроении и самочувствии нужно писать. С другой стороны, не должно пострадать качество. Советы такие:
      -- Распределяйте работу на весь день. Пишите текст небольшими фрагментами по 2-3 тысячи знаков. Делайте перерывы, отдыхайте. Старайтесь гулять на свежем воздухе или заниматься каким-нибудь спортом для разрядки. Тут всё индивидуально.
      -- Если есть вредные привычки, откажитесь от них. Писать большие объёмы под пиво или что покрепче не получится. Да и проживёте вы недолго в таком темпе.
      -- С утра голова работает лучше. Можно написать до обеда большую часть нормы, а потом расслабиться.
      -- Если заметили ляп (любую нестыковку), тут же исправляйте. Потом всё забудется.
      -- Если в голове крутится удачный фрагмент (диалог, боевая сцена) из другой главы или даже части, садитесь и пишите. Для этого и нужна структура, вы можете начинать повествование хоть с десятой главы.
      -- Не бойтесь в процессе переделывать названия глав и частей на более удачные.
   А теперь о печальном. То есть - об издателях. Скажу банальность, но если у вас нет своей аудитории, готовой сметать ваши книги с полок, все фантастические прожекты рухнут в одночасье. Как это вышло со мной. Я задумал цикл из доброго десятка книг, но третью книгу цикла по неведомым причинам отвергли. Думаю, маркетинговый отдел не устроил объём продаж.
   Отсюда вытекает вся дальнейшая стратегия. Расслабляться нельзя. Делайте себе имя, публикуйтесь везде, где это возможно (бумажные и онлайн-журналы), участвуйте в конкурсах, ведите блог или ютуб-канал, собирайте лояльную аудиторию. Тогда пойдут тиражи, продажи и деньги. Сейчас это сложно, поскольку редакторы боятся вкладывать деньги в не раскрученных авторов.
   Возможно, выход для новичков - в ресурсах, подобных Голосу. И в самостоятельном книгоиздании ("Ridero"). Время покажет. Я лишь в начале пути и практически ничем от вас не отличаюсь.

Автор: Ян Бадевский

  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"