Сознавать самого себя так же трудно, как зеркалу отражать зеркало.
8 января 2007 г.
Справедливое неравенство Довольно часто у людей идеи справедливости и равенства ассоциируются друг с другом. Равенство кажется более справедливым, чем неравенство. Возможно, представление о несправедливости неравенства рождается из-за многочисленных реальных примеров несправедливости в распределении благ и возможностей, которыми пользуются люди. Идея равенства (вспомним коммунизм) рождается как реакция на несправедливость, но ее воплощение не восстановит несправедливость, а лишь заменит несправедливость одного вида на несправедливость другого вида.
Таким образом, кажется, что самым справедливым будет неравенство, которое корректно отражает реально существующее неравенство среди людей, которое соответствует разнице в талантах и способностях и установлено путем честного соревнования (конкуренции), в котором у всех были равные возможности.
Можно предположить также, что способным и талантлвым людям такое положение вещей будет благоприятствовать. Те люди, чьи способности не позволяют им достичь желаемого уровня благосостояния, будут стоять перед большим искушением использовать запрещенные способы достижения желаемого уровня благосостояния. Для них справедливость невыгодна.
Таким образом, задачу можно сформулировать не как устранение неравенства, а как достижение справедливого неравенства.
8 января 2007 г.
Оговорка по Фрейду:
ОБМАН МНЕНИЯМИ
9 января 2007 г.
Образ пастыря
Сознание человека устроено таким образом, что используя образы и символы, оно может опираться лишь на какую-то часть смыслового содержания, полностью игнорируя все остальное содержание. В христианской традиции есть два наиболее распространенных образа, символизирующие Иисуса Христа: ягненок (агнец) и пастух (пастырь). Помимо того что эти два образа являют собой явную противоположность, второй образ, образ пастыря, является еще и внутренне противоречивым.
Характерный пример использования образа пастуха можно увидеть в Евангелии от Иоанна, 10. Там сравнивается пастух, которого овцы знают и слушаются, и разбойник, от которого овцы разбегаются. Кульминацией образа пастыря можно считать следующие строки: "Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец..." (Иоанн 10.11). С одной стороны, вполне понятно, что Иисус использует образы, хорошо знакомые людям, издревле занимающимся скотоводством. С другой стороны, кажется довольно неестественным представление о пастыре, жертвующем своей жизнью ради овец. Конечно, пастырь заботится об овцах и ухаживает за ними, но они сами по себе не представляют такой ценности, чтобы жертвовать ради них жизнью. Здесь был бы более уместен образ семьи, в которой родитель готов пожертвовать жизнью ради своих детей. (Интересно, почему Иисус не использует здесь этот образ? Не потому ли, что он уже задействован в символике Бога Отца и Бога сына?) Более того, если вдуматься, то образ овец и пастыря может привести к довольно мрачным ассоциациям. В конце концов, овцы - это пища, это шерсть, это товар. Забота пастыря об овцах - это забота о собственном благополучии. Существует также зловещая притча, в которой образ пастыря и овец доводится до логического конца. В этой притче пастырь заботится об овцах, овцы любят пастыря, но время от времени пастырь уводит из стада одну из овец, и она никогда не возвращается назад. Остальные овцы объясняют это тем, что самых любимых овец пастырь отправляет на особое пастбище, которое описывается наподобие овечьего рая. Печально, конечно, что подобный анализ образов может больно задеть чувства верующих христиан, но надеюсь я нигде не погрешил против истины.
10 января 2007 г.
Близкий человек
Всем, кто будет читать эти слова, хочу сказать, что самое большое богатство - это близкий человек. Я не знаю, чем я заслужил такое богатство. Я не знаю, почему спустя столько лет все равно хочется держать друг друга за руки и смотреть друг другу в глаза. И просто молчать, а потом вдруг начать одновременно говорить одно и то же, слово в слово. А потом долго смеяться, потому что это ужасно весело и смешно. Я не знаю, может быть это чудо. Но я пишу это для того, чтобы вы не отчаивались и знали, что это бывает. Сим свидетельствую, что это так.
12 января 2007 г.
Новая идеология сортировки
В метро устанавливают новые турникеты. В старых турникетах были спрятаны своего рода металлические клешни, которые с шумом выскакивали с боков и захлопывались, пытаясь предотвратить несанкционированный проход. Новые турникеты оборудованы прозрачными створками, закрывающими проход и раскрывающимися только перед проходящим человеком. Хотя новые турникеты более симпатичные и не такие эмоциональные, они реализуют гораздо менее дружественную идеологию по отношению к пользователю. Если старые турникеты действовали по принципу "всех пропускаем, задерживаем только тех, кому нельзя", то новые действуют по принципу "всех задерживаем, пропускаем только тех, кому можно".
16 января 2007 г.
Температура мысли У каждой мысли есть своя температура. Есть мысли согревающие, а есть мысли, леденящие душу.
16 января 2007 г.
Поле нравственной напряженности Человек всегда живет в поле нравственной напряженности, задаваемой самим процессом жизни. Человек всегда будет стоять перед искушением обмануть, чтобы спасти свою жизнь, и всегда будет мечтать о том, чтобы жить в сообществе, где люди никогда не обманывают друг друга.
19 января 2007 г.
Нужно шутить с любовью Нужно шутить с любовью, но помнить, что с любовью не шутят.
22 января 2007 г.
Человек человеку Человек человеку друг, товарищ и волк.
25 января 2007 г.
Лицо общества Чтобы увидеть лицо общества, надо бросить три взгляда: один на школу, второй на больницу и третий на тюрьму. И можно ставить диагноз.
26 января 2007 г.
Интерпретации факта религиозного разнообразия Любой человек, живущий в современном мире, признает факт наличия многообразия религий на земле. Интерпретация этого факта и отношение к нему может сильно различаться у разных людей. Можно выделить 4 основные интерпретации.
(1) Существует только одна истинная, или правильная религия. Все остальные религиозные пути, школы, традиции являются заблуждениями. Эта интерпретация характерна для крайнего фанатизма и фундаментализма.
(2) Среди всего многообразия религиозных и духовных путей есть пути истинные и есть неистинные, то есть те, что ведут к цели, и те, что уводят от нее. Сторонники этой позиции проводят некую разграничительную черту, отделяющую "истину" от "неистины". Это могут быть все христиане против всех нехристиан, или монотеисты против политеистов и т.д.
(3) Все религиозные пути ведут к цели и в этом смысле все они истинные. Но одни пути являются более короткими и более эффективными. Сторонники этой позиции могут сильно различаться по тому, что они считают эффективностью духовного пути и как они понимают цель духовных поисков.
(4) Все религиозные пути ведут к цели, и ни один из них не является более эффективным или коротким, чем другие. Сторонники этой позиции считают, что, в конечном счете, все различие заключается в людях. Одним людям больше подходит одно, другим другое. От самого человека зависит, насколько эффективно он будет продвигаться по духовному пути.
Приверженность той или иной позиции будет во многом определять решение таких вопросов как межрелигиозный диалог, переход из одной конфессии в другую, отношение к расколам, сектам и т.п.
28 января 2007 г.
Правдивая история Один из наших родственников был муэдзином в Исторической мечети в Москве. Как вы, наверное, знаете, в обязанности муэдзина входит, в частности, громким голосом с башни-минарета призывать верующих на молитву. Так вот, он жил со своей женой и шестью детьми, младшему из которых было около месяца, в жилом доме во дворе мечети. 13 апреля 1937 г. его арестовали сотрудники НКВД.
В его деле, которое хранится в архивах ФСБ, есть анкета арестованного, заполненная его рукой, на которой видны в одном месте бурые пятна, подозрительно напоминающие кровь. В "Постановлении об избрании меры пресечения и предъявления обвинения" от 27 апреля 1937 г. записано что он "достаточно изобличается в том, что, будучи секретным сотрудником - двурушничал и дезинформировал органы НКВД". Ниже, рядом с подписью обвиняемого, рукой арестованного приписано: "Я себя виновным не признаю". Из единственного допроса в деле, помеченного 9 июня 1937 г., видно, что главная вина арестованного состояла в том, что он был плохим осведомителем и доносчиком, что он поддерживал контакт с опальным муллой и даже помогал деньгами его семье после его ареста, а также не сообщил, что в мечети хранится неучтенная религиозная литература по исламу, которую арестованный потихоньку брал читать. 19 июня 1937 г. Особое совещание при НКВД СССР постановило: "заключить в исправтрудлагерь сроком на ПЯТЬ лет, сч. срок с 13.IV - 37 г. Дело сдать в архив" (так в оригинале).
Будучи физически крепким и сильным, он умер 10 сентября 1938 г. в возрасте 43 лет, отбывая наказание в местах лишения свободы, и был похоронен на кладбище лагерного пункта совхоза Мылга, Ягодинского района, Магаданской области. Согласно архивной справке ему был поставлен диагноз: миокардит, артериосклероз и грыжа белой линии живота больших размеров. В качестве причины смерти указан "упадок сердечной деятельности". Вот такая короткая и простая история. Упадок сердечной деятельности. Просто перестало биться чье-то сердце. Его звали ВАХИТОВ Муса Кабирович.
Его жена умерла через год. А дети все выжили. Они стали пионерами, в мечеть не ходили, а ходили строем с красными галстуками и пели бодрые советские песни о любви к стране, к партии, к И.Сталину и великому советскому народу.
29 января 2007 г.
Услышано Людей, которые все знают, особенно раздражают те, кто действительно знает все.
31 января 2007 г.
Ты и другой Условно людей можно разделить на 3 категории. (1) Те, кто к себе гораздо более снисходительны, чем к окружающим. Точнее, в каждом конкретном случае они имеют "разумное" объяснение, почему им можно в данном случае то, что другим нельзя. Это можно обозначить как эгоцентризм (это один из видов асимметричного подхода). (2) Те, кто предъявляет к другим такие же требования, как к себе. Принцип золотого правила: не делай другим того же, чего и сам себе не пожелаешь. Справедливость и демократия. Это можно обозначить как универсализм (симметричный подход на основе универсальных ценностей и требований). (3) Те, кто предъявляют к другим более мягкие требования, чем к себе. Это можно условно обозначить как зрелость или просветленность (если это не мазохизм, конечно). Это другой вид асимметричного подхода.
Эти три подхода можно также по-другому обозначить как (1) детский, (2) партнерский, (3) родительский.
1 февраля 2007 г.
Разговор с Богом о вере в Бога На днях мне удалось поговорить с Богом и задать Ему несколько вопросов. - Зачем Тебе нужно, чтобы все люди верили в Тебя? - А почему ты решил, что Мне нужно, чтобы все люди верили в Меня? - Ну, как же! Все религии сурово осуждают безбожие и грозят всякими страшными наказаниями. - Надо сказать, Я гораздо милосерднее и терпимее, чем представляют себе верующие в Меня. Главное, чтобы людям было хорошо. Если им хорошо, когда они не верят в Меня, пусть так и будет. Не в моей натуре обижаться. - Разве Ты не считаешь, что люди смогут жить хорошо, только если они будут верить в Тебя? - Нет, не считаю. Если кому-то хорошо живется, только если он верит в Меня, Я не против. Главное, не возводить это в принцип и не навязывать всем остальным. - А как Ты относишься к тем, кто доказывает, что Тебя нет? - Они выполняют важную работу. Приучают людей к самостоятельности и ответственности.
3 февраля 2007 г.
Жизнь навстречу смерти Есть такое насекомое - поденка. Что-то среднее между стрекозой и бабочкой. Очень легкое и воздушное. Некоторые из них живут всего один день. Утром рождаются, а к вечеру уже умирают. Задумываясь над краткостью жизни этого существа, я ощущаю странный холодок в сердце. Как будто это моя жизнь, которая только сегодня утром началась, на закате должна будет закончиться. Хотя я, в отличие от поденки, прожил не один год, замечая, как стремительно укорачивается моя жизнь, я понимаю, насколько терапевтически соблазнительной является идея посмертного существования. Смерть - это настолько неоспоримый, настолько неизбежный факт, что любая идея бесконечного существования в теле кажется нелепой, или, по крайней мере, детской. Но есть другая спасительная мысль, чудесный компромисс. Может быть, я умру, но не весь? Может быть, что-то во мне, какая-то часть меня, переживет эту ужасную смерть и будет продолжать существовать дальше. Это уже не по-детски. С одной стороны, факт смерти не отрицается, а, с другой стороны, жизнь продолжается. Сколько она будет продолжаться, и будет ли у этой жизни своя смерть - это уже другой вопрос и к тому же не столь актуальный. Главное, что мы обманули смерть и обманули не по-детски.
4 февраля 2007 г.
Мои тапочки Когда я умру, мои тапочки осиротеют.
6 февраля 2007 г.
Короткий разговор - Плохо Ты как-то людям помогаешь, - сказал я Богу. - А вы сами себе хорошо что ли помогаете? - ответил Бог. Мы потом долго не разговаривали.
7 февраля 2007 г.
Виктор Франкл в нацистском концлагере Из воспоминаний Виктора Франкла о пребывании в нацистском лагере уничтожения. В один из вечеров своего пребывания в нацистском концлагере в годы II мировой войны Франкл вместе со многими солагерниками был определен в ежедневный эшелон, который на следующий день должен был везти людей на смерть в газовых камерах. В книге описаны переживания Франкла на протяжении этой последней ночи, которая ему оставалась.
Был выбор: лагерь был огражден проволокой под напряжением, и всегда был вариант самоубийства - броситься на эту проволоку. Франкл тоже продумывал такой вариант, он говорил, что у него вдруг возникло неожиданное ощущение простоты, легкости, как будто все решено и проблемы исчезли, как будто я досматриваю фильм глазами стороннего наблюдателя. "Я пришел к такому выводу, - вспоминал Франкл, - может ли мне кто-то гарантировать на 100%, что я погибну, может ли кто-то гарантировать смерть? Нет, никто не может дать полной гарантии. Жизнь всегда сохраняет самые разные возможности, поэтому моя ответственность заключается в том, чтобы быть открытым тем возможностям, которые дает жизнь, не упрощать смерти задачу". И Франкл стал ждать утра. Утром эшелон не пришел, это был единственный случай за всю войну и никто так и не узнал, почему это произошло. (из статьи Леонтьева Д. Смысл смерти: на стороне жизни.)
8 февраля 2007 г.
Цунами (сон) Я выглянул из окна здания. Это был второй или третий этаж. А, может быть, здание просто стояло на возвышении, потому что внизу я увидел синее море, залитый солнцем пляж, множество загорающих и купающихся людей. Я посмотрел на море и увидел, что вода вдруг стала выгибаться в виде огромных водяных валов, которые направлялись к берегу. "Цунами", - мелькнуло у меня в голове. Люди в спешке начали покидать пляж.
Стоя у окна, я лихорадочно пытался сообразить, достаточно ли высоко стоит дом, зальют ли его волны, выдержит ли он напор морской воды. Огромные массы воды достигли окна, в мгновение ока залили комнату и заструились мимо меня. Каким-то чудом меня не смыло, я остался стоять у окна, держась рукой за косяк. Уровень несущейся мимо меня воды повышался и грозил захлестнуть меня целиком. Я выгнул шею, ожидая, что вода вот-вот начнет спадать, на всякий случай готовый задержать дыхание, если меня накроет с головой. В одной руке я держал ребенка. Я пытался держать его как можно выше, чтобы он не захлебнулся. В брызгах и потоках воды сверкали отблески солнца. ------------------------------------------------------------------ Интересно, можно ли, исходя из описанного выше сна, сказать, что я пережил опыт цунами? Ведь когда мы говорим, что человек нечто пережил, мы имеем в виду именно его внутренние переживания, а не конкретные пространственно-временные параметры ситуации, через которые он прошел. Если человек прошел через страшную и опасную ситуацию, но не успел испугаться, то, спрашивается, что он собственно пережил? Но если этот человек ночью проснулся от страшного сна весь в холодном поту, то разве он не пережил тот самый страх и ужас, которого ему удалось избежать в реальной ситуации?
9 февраля 2007 г.
Времени нет Времени нет, Есть лишь вечность, Хотя многие думают, Что вечности нет, А есть лишь время, Которого вечно нет.
10 февраля 2007 г.
Два разговора Разговор в метро. - Мама, а что быстрее ездит, самолет или метро? - Самолет, конечно, - с ноткой обиды в голосе говорит мать. - А почему? Последовало долгое молчание. Мать так и не нашлась, что ответить.
Разговор в церкви. В храме идет богослужение. Бас священника перекрывает хор певчих. - Что он говорит? - громко спрашивает маленький мальчик у своей мамы. - Тише! - сдавленным голосом отвечает мама. - Это батюшка песенку поет.
17 февраля 2007 г.
А кому сейчас легко? Что? У тебя течет из носа? Так радуйся же, глупец, что у тебя есть рукав, которым ты можешь утереться. (Эпиктет)
22 февраля 2007 г.
Алхимический рецепт Пересчитайте опавшие лепестки. Из полученного числа извлеките квадратный корень. Разделите корень на множество мелких частей. Залейте водой и кипятите на медленном огне. Когда раствор станет темно-сладким, аккуратно слейте его в мойку. После этого лучше всего сразу же лечь спать, заклеив больное место пластырем. Проснувшись утром, вы будете приятно удивлены, узнав, что наступил ваш день рождения.
25 февраля 2007 г.
На стене На стене в общественном туалете На сырой и грязной штукатурке Кто-то черным маркером накарябал: ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ!
27 февраля 2007 г.
Забывчивость В свое оправдание и в утешение тем, про чьи дни рождения я благополучно забыл, хочу сказать, что про свой день рождения я тоже благополучно забываю. И сколько мне лет тоже вспоминаю с трудом. Точнее, помню свой год рождения и каждый раз в уме высчитываю. Случилось мне недавно быть на приеме у врача, и тот меня спрашивает: - Сколько вам полных лет? - Э-э... Сорок восемь. Э-э... Нет, напишите сорок девять. - Вы что, математик? - Нет, я преподаю английский. - Странно.
1 марта 2007 г.
Два сорта людей А.Любищев в своей работе "Наука и религия" писал: "Очень важно различать два сорта религиозных людей. Для одних религия - это совокупность окончательно установленных истин. Для других религия заключается в непрерывном искании истины". Эту цитату можно, наверное, понимать расширительно в том смысле, что все люди вообще делятся на тех, кто чувствует себя психологически комфортней с набором окончательно установленных истин, и тех, кто стремится к новому знанию и ради этого готов пожертвовать комфортом "окончательных" истин. Если предположить, что в основе этих различий лежат психологические особенности личности, то это может быть зафиксировано в психологических исследованиях. Можно также задаться вопросом: насколько постоянна доля таких "искателей истины" в человеческом сообществе? Насколько быстро человеческое сообщество в целом способно аккумулировать новые идеи? Не будет ли наплыв новых научных открытий и гипотез приводить к психологическому стрессу значительной части человечества?
2 марта 2007 г.
Три дядьки Три дядьки, одинаковых с лица, Лохматые, с опухшими глазами, Намерений зловещих не скрывали, Они проткнуть, пронзить меня хотели Серебряной иглой. Я ничего плохого им не сделал, Я раньше никогда их не встречал. Скорей всего какая-то ошибка. Зачем иголка длинная такая? Вокруг темно, и некуда бежать. Злорадные ухмылки их все ближе. Ну, что мне делать? Мне пришлось проснуться.
3 марта 2007 г.
Маленький Сережа С шумной улицы я свернул в переулок и сразу узнал этот дом. Это было низкое, двухэтажное здание детской поликлиники. Память мгновенно достала из своих архивов сюжет из далекого детства.
Яркий солнечный день, но солнце не радует. Распускается листва, чирикают воробьи, но воробьи не радуют. - Мама, может быть, не пойдем к зубному врачу? - робким голосом спрашивает маленький Сережа. Он держит маму за руку и смотрит на нее глазами, полными страха и отчаяния. У мамы делается несчастное лицо, она что-то начинает лепетать про то, что "надо", что это быстро, что это не больно. При этом она не останавливается. У нее есть талончик. В талончике указано точное время. Она продолжает вести маленького Сережу навстречу чужой и грубой тетеньке с зубодробильным аппаратом. Расстояние между ними и поликлиникой неумолимо сокращается, и ни солнце, ни молодая листва, ни веселые воробьи не могут ничего изменить.
5 марта 2007 г.
Интернет и ЖЖ Что и говорить, Интернет и ЖЖ кардинально изменили сознание человечества в нашей семье. У нас нет телевизора, зато есть 3 компьютера, на которых висят 4 пользователя. О погоде мы теперь говорим так: - Что-то СТРИМ плохо качает. Я заметил, что это связано как-то с погодой. - А ты звонил уже в техподдержку? Когда мы хотим сделать человеку комплимент относительно внешнего вида, мы говорим примерно так: - Видела твой последний юзерпик - просто чудо! - Правда? Спасибо. А когда мы хотим обсудить какую-то животрепещущую мысль, разговор может принимать такой оборот: - Ты уже читала мой последний пост в ЖЖ? - Да, конечно. Я уже коммент тебе оставила. - Хорошо, пойду почитаю.
10 марта 2007 г.
Бдительность во сне Это был необычный сон, потому что я догадался во сне, что я сплю. Я увидел себя на улице города, который воспринимался мной как знакомый город, потому что я когда-то уже был там во сне. Было тепло и солнечно. Обычный летний день. Я подумал, что надо бы поподробнее что-нибудь разглядеть. Я присел и стал смотреть, во что я обут. У меня на ногах были какие-то серые матерчатые тапочки. Я стал разглядывать саму материю и ясно видел переплетение нитей ткани, причем нити не были все однотонные, а какие-то нити были чуть посветлее, какие-то чуть потемнее.
Потом я по заветам товарища Кастанеды начал разглядывать свои руки. Я их вертел и смотрел на них и с той, и с другой стороны и четко видел фактуру и неровности кожи. Это были несомненно мои руки. Даже я заметил для себя, что ногти пора бы уже подстричь. Потом я решил проверить их тактильную чувствительность. (Как говорил один персонаж известного мультфильма: "Надо пошшупать, а то мож ишо аптическай омман".) Я стал трогать одной рукой ладонь другой руки, и ощущения были совсем не такие, как в натуре. Казалось, что рука как будто затекла. Ощущения были приглушенные и разлитые, казалось, что они идут не от кожи, а как бы изнутри ладони. "Не очень похоже на настоящие ощущения", - отметил я про себя. Потом мне пришла мысль прочитать название улицы и номер дома на стене. Я нашел взглядом табличку и стал фокусироваться на ней. Хотя она была достаточно близко от меня, начертания букв все никак не складывались в какое-то понятное слово. Иногда казалось, что еще чуть-чуть, и слово проступит, и даже казалось, что начертания странных букв чуть-чуть менялись, стараясь угодить сознанию и предстать как некое осмысленное слово, но так до конца ничего и не получилось. Удалось разобрать только концовку названия: "... 80 лет", по типу улицы 1905 года или площади 60 лет Октября. Я пошел вдоль по улице. Проходя мимо открытой двери магазина, я решил заглянуть внутрь, чтобы проверить, смогу ли я увидеть, какие там товары на прилавке. Товары действительно были там видны, но мое внимание привлекли два молодых парня, которые направлялись в магазин. Я бросил внимательный взгляд на их лица. Обычные парни, лет двадцати. Вслед за этим сразу возникла мысль о том, что, даже если они начнут вести себя агрессивно, даже если они захотят убить меня, можно их не бояться, потому что это все во сне. Потом я вышел на другую улицу и решил прочитать, как она называется. Я без труда нашел табличку на стене дома. Улица называлась "Архиварная".
12 марта 2007 г.
Указательный палец Когда мы указываем пальцем на Луну, на что мы в действительности указываем? На бледно-желтый светящийся диск или на небесное тело массой 7,35 на 10 в 22-й степени кг и радиусом в 1738 км? А ведь кто-то при этом, наверняка, будет смотреть на наш палец.
13 марта 2007 г.
Большой Джо и Мэрфи Большой Джо вошел в пивную и рявкнул: - Кто здесь Мэрфи? - Я Мэрфи, - ответил невысокого роста человек. Большой Джо чуть не убил его. Он сломал ему пять ребер и нос, набил два огромных синяка и извалял его в пыли. Затем он ушел. Невысокий человек поднялся с земли, ухмыляясь и утирая кровь. Он посмотрел на окружающих и сказал: - Здорово я разыграл этого типа. Я вовсе не Мэрфи. Ха-ха! (Энтони де Мелло)
13 марта 2007 г.
Я не в себе Поскольку бывает, что с одного компьютера в ЖЖ заходят несколько пользователей, несколько раз возникала путаница с никами и паролями. Дошло до того, что в очередной раз забивая свой ник и пароль, чтобы зайти в ЖЖ, я услышал за плечом удивленное замечание: - Зачем ты вводишь пароль? Ты же в себе... - Нет, нет. Я не в себе...
14 марта 2007 г.
Уроборос - змея, кусающая свой хвост Вот сижу я, записываю свои размышления и думаю - это сколько же книг можно понаписать, если все размышления записывать. Но с другой стороны, если все размышления записывать, кто будет все это читать, а главное, когда все это читать? Может быть, надо записывать только самое главное, чтобы в конце жизни собрать это в одну книжку. Это более рационально и реалистично. А еще лучше не книгу, а брошюру. Толстую книгу не всякий возьмется читать, а брошюру любой прочтет. А может, вообще ограничиться двумя-тремя капитальными мыслями или изречениями, которые вмещали бы в себя уйму всякой мудрости. Что-нибудь наподобие индийских сутр, типа "Я есть ТО". С другой стороны, самые главные вещи - они всегда не в словах, они как бы между слов и между строк. Главное никакими словами не выразишь. Все-таки прав был Витгенштейн, когда сказал: "О чем нельзя говорить, о том надлежит молчать". Впрочем, об этом, по-видимому, тоже не стоило говорить. Ну, что теперь делать? Не удалять же все это! Ладно, пусть остается как есть.
16 марта 2007 г.
Ладонь и птица Ладонь, что всегда закрыта или открыта - искалеченная ладонь. Птица, не умеющая расправлять и складывать крылья, не может летать. (Руми)
18 марта 2007 г.
Сестра моя смерть? Оглядываясь назад на свою жизнь, я вижу целый ряд случаев, когда смерть заглядывала мне в лицо. Это было, когда ледяные волны Енисея захлестывали нашу перегруженную моторную лодку, когда в тайге я столкнулся нос к носу с медведицей с медвежонком, когда, сорвавшись с горной тропы, я летел по снежному склону навстречу отвесному обрыву, когда на ночной автобусной остановке я шел навстречу разъяренному пьяному с разбитой бутылкой в руке. После одного из таких случаев я подумал: как странно, что я еще живу на этой земле. По существу, у человека гораздо больше шансов умереть, чем остаться в живых. Факт нашей смертности не подлежит сомнению, но осознание этого факта заметно отравляет нашу жизнь. Что с этим делать? Есть, по крайней мере, два прямо противоположных подхода. Первый - это постоянное памятование о смерти, так сказать, memento mori. Жить так, чтобы помнить - смерть всегда за твоим плечом. Наверное, готовность в любой момент умереть притупляет остроту проблемы. Как говорили христианские подвижники, кто умер при жизни, тот не умирает, когда приходит смерть. Второй подход - жить так, как будто ты вечен и никогда не встретишься со смертью. Как говорил Эпикур: "пока мы здесь, смерти нет, а когда смерть придет, то нас уже не будет". Я чувствую, что это еще не все. Что есть что-то типа срединного пути. Надо бы успеть разобраться с этим до того, как...
20 марта 2007 г.
Иисус на футбольном матче Однажды друзья пригласили Иисуса на футбольный матч. Это был матч между протестантскими "Воинами" и католическими "Крестоносцами". "Крестоносцы" первыми открыли счет. Иисус дико обрадовался и подбросил вверх свою шляпу. Когда гол забили "Воины", Иисус снова дико обрадовался и опять подбросил вверх свою шляпу. Это смутило болельщика, сидевшего позади Иисуса. - Друг, ты за кого болеешь? - Я? - взволнованно воскликнул Иисус. - Ни за кого. Я просто наслаждаюсь игрой. Человек повернулся к своему соседу и буркнул: - Ну, понятно! Атеист! (Энтони де Мелло)
21 марта 2007 г.
Из воспоминаний дочери о детстве "Шла на работу по пустынной улице, машин не было и захотелось вдохнуть... И вспомнилось, как мы гуляли в лесу за окружной дорогой. Там было много березок, березки - насколько хватает глаз, и желтые листья под ними и в воздухе. Ты вдруг говоришь: "А давайте пить коктейль!" Мы: "А где он?". Ты стал втягивать воздух и говорить, что очень вкусный коктейль. Мы поняли: "У-у-у... Мы хотим настоящий...". Но потом тоже попробовали, как ты, и, действительно, воздух был очень вкусный и сытный".
23 марта 2007 г.
ЗАПИСКА 1 Эту записку читать запрещено! Но при всем вашем старании Вы никуда не денетесь, Пока не прочитаете ее До самого конца.
24 марта 2007 г.
ЗАПИСКА 2 Дочитав эту записку до конца, Вы поймете, что она не несет Никакой полезной информации И что ее можно было и не читать. Но чтобы сделать такой вывод, Ее нужно было обязательно дочитать до конца.
25 марта 2007 г.
ЗАПИСКА 3 То, что написано ниже - правда. То, что написано выше - неправда. Все вместе - это не то, что вы думаете, Когда читаете то, что здесь написано.
26 марта 2007 г.
ЗАПИСКА 4 Эта записка ничего не утверждает И ничего не отрицает. Поэтому совершенно бессмысленно Пытаться придать ей какой-нибудь смысл.
26 марта 2007 г.
Дети ко всему относятся серьезно
* * * Однажды, когда моя дочка была маленькой, она пришла ко мне в ванную, где я стирал вечернюю порцию пеленок. Она прижимала к себе мягкого плюшевого зайку. Взгляд у нее был настороженный и слегка испуганный. - Папа, ты не волк? - Нет, я не волк. Она еще постояла немножко, а потом пошла дальше играть со своим зайкой.
* * * Однажды, когда моему внуку Федору было 3 года, он включил в туалете свет, открыл туда дверь и напротив в коридоре поставил табуретку. Потом залез на нее и торжественно провозгласил: "Мой друг Сеня умер. Мы празднуем день его смерти. Он растворился в земле и через него пророс цветок..." после чего он слез с табуретки и ушел играть дальше.
27 марта 2007 г.
Где бы мне найти... Вершей пользуются при ловле рыбы. Поймав рыбу, забывают о верше. Ловушкой пользуются при ловле зайца. Поймав зайца, забывают про ловушку. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы мне найти забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить! (Чжуан-цзы)
30 марта 2007 г.
Не меня, не сегодня
Какое самое великое чудо на свете? Самое великое чудо на свете состоит в том, что каждый день Смерть забирает несчетное количество жизней, и, однако, каждый день каждый из нас говорит: "Не меня, не сегодня". (Махабхарата)
Это тот вызов смерти, который мы бросаем самой своей жизнью. В этом нет логики, но есть жизненная сила.
1 апреля 2007 г.
В метро В метро, когда давки нет, Когда кончится время пик, Распускаются листья газет, Расцветают бутоны книг. Каждый склоняется над чтением, Как над любимым растением.
1 апреля 2007 г.
Хот-доги, блин Два парня возле киоска едят хот-доги и разговаривают с полным ртом. Один другому говорит: - Представляешь, у моей подружки отец погиб. Так что я теперь, как минимум, две недели без секса.
3 апреля 2007 г.
Жизнь как Задание Известен опыт, когда крысе вживляли электроды в область удовольствия в мозгу и сажали в клетку, в которой было вдоволь еды и питья, и была еще одна маленькая педаль, на которую можно было нажимать и тем самым стимулировать зону удовольствия. Так вот, крыса, обнаружив возможность самостимуляции, переставала есть, пить и спать, а занималась исключительно нажатием педали. Вскоре она, естественно, погибала. Может быть эксперимент был не совсем таким, но давайте задумаемся, многие ли из нас согласились бы на такое счастье?
В. Франкл считает, что удовольствие - это побочный эффект правильного выполнения Программы (= достижения цели). Теоретически можно представить себе, что существуют обходные пути получения удовольствия (алкоголь, наркотики, секс в чистом виде, и т.п.) без выполнения Программы. Эти пути могут быть задействованы, если по каким-то причинам невозможно осуществлять Программу. Наверное, можно себе представить также и выполнение Программы без сопровождающего чувства удовольствия. Может быть правильнее вместо слова "программа" использовать слово "задание", так как задано направление, а конкретные шаги оставлены на выбор исполнителя. И тогда наше рождение на этой земле можно рассматривать как Задание.
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. (Афанасий Великий)
Я тварь, но получил задание стать Богом. (Василий Великий)
4 апреля 2007 г.
Поиски смысла как смысл жизни? Эта предсмертная записка самоубийцы взята из книги Ялома "Экзистенциальная психотерапия". "Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат все кирпичи на одном конце поля, сразу начинают переносить их на противоположный конец. Это продолжается без остановки, и каждый день, год за годом они делают одно и то же. Однажды один из идиотов останавливается достаточно надолго, чтобы задуматься о том, что он делает. Он хочет знать, какова цель перетаскивания кирпичей. И с этого момента он уже не так сильно, как раньше, доволен своим занятием. Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи". Прекрасный пример того, к каким мучительным проблемам может привести свободное время при хорошо развитом сознании. Может быть, не надо было так надолго останавливаться? Может быть, не надо было так глубоко задумываться? С другой стороны, ну остановился, ну задумался, зачем же кончать с жизнью. Жить в отсутствии смысла мучительно. Но ведь можно начать его искать. Какой отличный заменитель: поиски смысла жизни как смысл жизни. Однако, если хорошенько подумать, с этим вряд ли можно согласиться. Если это и можно принять за смысл, то за временный смысл, пока не найден основной. Поэтому пока мы ищем смысл, мы еще как бы и не живем полной жизнью, а только готовимся. Вот найдем смысл и заживем на все 100%. Как всегда закрадывается мысль: а когда ты найдешь, почему ты так уверен, что ты обрадуешься? И откуда ты знаешь, какими глазами ты посмотришь тогда на прожитую жизнь? И много ли жизни у тебя останется на то, чтобы пожить стопроцентно? И с чего ты вообще взял, что ты его найдешь?
5 апреля 2007 г.
Уровни смысла Нужно иметь в виду, что смысл тесно связан с действием (то есть движением, изменением). Необходимо различать разные уровни смысла. Например, идиоты, переносящие камни с одного конца поля на другой, на одном уровне действуют вполне осмысленно, и смысл этот заключается в том, чтобы перенести камни с одного конца поля на другой. Вполне зрелый и законченный гештальт. Но на другом уровне их действия бессмысленны, так как они затем переносят камни на прежнее место. Они нивелируют то самое действие (=изменение), которое сами же произвели перед этим. Камни оказываются там же, где были раньше. Ничего не произошло. Силы и время были потрачены впустую. То, что казалось смыслом, предстало как бессмысленность и абсурд. Правда, можно на это посмотреть и с другой стороны. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Нельзя даже два раза войти в один и тот же пруд. Легко представить себе теоретически, что кажущаяся бессмысленность на одном уровне может скрывать непостижимый пока смысл более высокого уровня.
В заключение адаптированная цитата из Франкла: Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле. Но, лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же и человек.
8 апреля 2007 г.
Большое значение Однажды один старик шел по берегу моря и увидел, как молодая женщина подбирает морские звезды, выброшенные прибоем, и бросает их обратно в море. "Извините, - спросил старик, - зачем вы собираете эти морские звезды и бросаете их в море?" "Потому что, если я оставлю их на берегу, они умрут под лучами солнца", - ответила женщина. Старик посмотрел на берег и сказал: "Этот пляж протянулся на несколько километров, и он весь усеян морскими звездами. Их должно быть здесь миллионы. Сколько бы вы их не спасали, вряд ли это будет иметь большое значение". Женщина посмотрела на морскую звезду, которую она держала в руке, бросила ее в море и сказала: "По крайней мере, для нее это будет иметь большое значение". (from "Every Day Is a Blessing")
10 апреля 2007 г.
Однажды - Что ты пишешь? - Да вот, решил я все-таки книгу написать... - О чем? - Ну, как тебе сказать, все самое ценное о жизни, о мире и так далее... - А как будет называться? - Рабочее название такое: "Что есть Истина?" - А-а...
11 апреля 2007 г.
Увы! Иллюзия утешительна. Истина печальна.
11апреля 2007 г.
Искатель Истины и обладатель Истиной Представление о фиксированной, раз и навсегда заданной Истине (как исчерпывающем знании, окончательной модели) заставляет людей, ищущих Истину, искать нечто такое, что избавило бы их от дальнейших поисков. ("И познаете вы истину, и истина сделает вас свободными"). Религии, в каком-то смысле, играют для многих эту роль, давая им Истину в готовом виде и избавляя от поисков. Отсюда и неизбежный парадокс: бывшие искатели Истины становятся догматическими обладателями Истины, недоверчиво, а подчас и враждебно относящимися к тем, кто продолжает эту Истину искать, или заявляет о том, что нашел другую Истину.
12 апреля 2007 г.
Истина как процесс Если мы примем, что мир, в который мы погружены, находится в постоянном движении и изменении, то легко понять, что Истина об этом мире, будучи вневременным отражением, или моделью этого мира будет устаревать с каждым моментом времени, с каждым изменением, происходящем в этом мире. Это то же, что происходит с фотографией, на которой мы видим остановившееся мгновение, в то время как мир уже ушел дальше. Отсюда понятно, насколько неприложимы по отношению к этому миру, вечно находящемуся в движении, такие понятия как "абсолютная истина" или "вечная истина". Если мы принимаем, что этот мир представляет собой процесс, то тогда Истина, чтобы адекватно отражать этот мир, тоже должна быть процессом или, по крайней мере, должна быть постоянно обновляющейся Истиной.
13 апреля 2007 г.
Стив Джобс, основатель компании Apple
"Моя третья история - про смерть.
Когда мне было 17, я прочитал цитату - что-то вроде этого: "Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы." Цитата произвела на меня впечатление и с тех пор, уже 33 года, я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: "Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел ли бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?". И как только ответом было "Нет" на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять.
Память о том, что я скоро умру - самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное - чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала - все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти - лучший способ избежать мыслей о том, что у вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца".