Ох, грехи мои тяжкие! Сурова была я на прежнем конкурсе, аки коза-дереза и лиса, коих петухи впоследствии извели. Помню, строжилась, кричала: "топы-топы ножками, заколю всех рожками; как выскочу, стал быть, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам..."
А вот под майскими дождями охолонула трошки, посмотрела, как лукавые националисты всех этномастей стравливают то казахов, то русских, то азербайджанцев, то татар, то ... (впишите своё) с жидами, с москалями, с хохлами, с кацапами, с вуйками, с ... (впишите своё), а те, как неразумные детишки в песочнице, какашками мажут да измазаты становятся...
Но не властна я над страстями людскими, не хватит моей поганой метлы, чтобы олигархическим властям морды расхлестать и кровопролития остановить. Так что я заткнусь, политически негодовать туточки не стану, а проповедь мира и дружбы меж нами, русскопишущими и говорящими - возглаголю.
Слушайте меня, миряне, на конкурс детективный пришедшие! Бабка-Угадка, хоть и дура, частично из ума выжившая, но свой вклад в дело развития и сохранения свово любимого жанра завсегда внесёт. Нынче, для уравновешивания известных и печальных для неё событий, будет обзор ейный писан в духе умиротворения. Дабы означить благорастворение ароматных воздухов, будет ваша обзирательница лить елей благовонный на каждый текст. И слова её будут окутаны куреньями ладанными, поелику обильное каждение фимиамами ещё ни одному автору во вред не пошло, ибо верно сказано достославным мужем Козьмой, возлюбленным многими читателями: " Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза".
Однако же, уберегая авторов от переживаний, лгать не стану, паче того, если покажется мне, что иной мастер слова, образно говоря, нарисует мне женщину не обнажённой, а голой - будет о том ему сказано без экивоков и расшаркиваний, ибо исповедую я принцип архиполезной бивалентно-эмоциональной честности: "Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?"
Итак, кадильницы готовы, две скляницы с маслицем - деревянным и прованским - рядышком стоят. Такоже и терпентиновое масло загодя припасено, буде тролль на меня кинется. Оно, конечно, хоша и жаль добро изводить на охальников, но крестом животворящим не всякого ухаря благословить успею, да и отвлекаться неохота.
Занимательная фантастика. Как раз такая, что нравится подросткам, который фанатеют от "Поттериады". В сей, Терезиной фантастике - всё, всё строго по общеупотребительной схеме. Юные и очень отважные герои, непременный любовный треугольник, немерянное количество подвигов, и непременные же косные негодяйцы на очень заднем плане, которые не только норовят помешать, но и активно мешают положительным героям.
Если кто-то скажет мне, что идея рассказа неясна, то я возражу. Зачем в остросюжетном рассказе выраженная идея? Довлеет тексту приключений его. Ой, прошу простить, заговорилась, забыла, что старославянское слово в наше время ошибочно воспринимается (по корню "дав") как "давить". Тогда скажу современным языком: хватает тексту вложенных туда приключений. Тем более, сами по себе хроноприключения с доставкой детишек я лично домыслила и дальше, как разумную попытку прилить свежую кровь выродившемуся человечеству.
Почему фимиам жидковат? Дык! Не роскошествовала, знамо дело, наслаждениев не испытывала при чтении, ан и этого хватило мне, чтобы деревянного елея для умасливания автора приготовить.
Скажете, что задание конкурса не раскрыто? Ой, уймитесь! Зачем заморачиваться поиском и придумыванием ошибки ради описания того же вояжа по времени? Глубины рассказу это не придаст, увлекательности - тоже. И даже не совсем привлекательный слог заслуживает похвалы, поскольку отражает лишь сегодняшний уровень владения словом, а Тереза не может быть возрастной дамой.
Верю я, верю - следующий рассказ девы получится глубже, характеры героев станут взрослыми, в разительное отличие от хронических инфантов "Поттериады". Что внушает мне такую, на предвзятый взгляд стороннего скептика, чересчур оптимистичную надежду? А финал, дорогие мои. Именно он демонстрирует вполне достаточную и весьма обнадёживающую степень знания технологии рассказа. Так получи же, отроковица Тереза, от старушенции, впечатлённой твоим творением, похвалу и цитатку уместную, аллюзивную к твоему рассказу:
"Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?" - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем".
Умрите от зависти, зощенки и щедрины салтыковские! Чесслово, рассказцу сему недостало самой малости сатиристичности и грана абсурдизма, чтобы войти в анналы житейщины. Таким горестным шукшинством повеяло на меня из цугцвангового поведения Зины Кукиной, котора сумела дурью дремучей убить себя!
Эх.
Это не остросюжетник, но хорош рассказ другим, даже не соответствием теме, нет. Гражданственность в нём. Сострадание к несчастной малярке. Призыв к общественности открыть глаза на проблему бескультурья и малограмотности. Знаете, одному моему знакомцу в спину как-то сказали (он не слышал): "Этот парень даже в фуфайке и кирзе - интеллигент". Не оскорбили, как интелиго, а признали - ведёт и разговаривает культурно.
Нынче же с экрана то скороговорилка канделакнет ошибку, то говорящая лошадь речевой катях сронит, а то ровесница моя певучая, при которой хороший уморист ставку жиголо отрабатывает - безграмотность апломбовую наляпает, аки корова на лугу. А восторженные зрители ушами ловят сии неправильности и воспроизводят опосля.
Невежество - вот враг, с коим на войну должны подняться все мы, единым фронтом. Будет нас много, будет нас рать целая - одолеем старательно прививаемую народу нашему отвычку к самообразованию. Этот премерзкий ЕГЭ, это оглупление детей по новым школьным программам, это СМСки в духе "нучо, аничо, тыгде, атута, нучмоки тада" - суть орудия в руцех властьпредержащих.
"Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?"
Ну что ж, благое намерение выказал автор, создав рассказец. Правда, я - грешна, деточки, грешна! - не сразу возроптала, а даже сперва возрадовалась. Чему? Дык! Подобно ГГ и его Поле, и бабушка ликовала и томилась половыми органами, в годы те, младые, когда впервые постигла телом суть явлении, кое характеризуется термином "вожделение".
Положа лапу на сердце, соглашусь - первая четверть рассказа святостью и благостью не пропитана, а лишь неумело живописует власть плотских начал человека. Но, хвала автору, задумка его стала понятна, когда умертвил он героя с его Полиной, дабы показать читателям, что ждёт каждого нечестивца на Том свете. Архангел в лифте и ознаменовал грань перехода от нечестивого к благочестивому повествованию, ага.
Тут я рассказ отложила, немедленно кадильницу ладаном благовонным наполнила, воскурила, чтобы отчётливее постичь откровение от Korcha. И что? Не ошиблась. Скептикам, кои усмотрят в рассказе аллюзии на достославный фильм "День сурка", грубо прямо молвлю я свое громкое "фи". Нет, нет и нет, миряне! Умолив привратника небесного, в мир земной возвращается раб божий Алексей, поелику движим великой любовию к Полине, которая по заслугам своим определена на вечное блаженство отдельно от парня. На третьем этаже.
И почал тут автор возводить на пути ГГ препоны, кои тот одною левою и преодолевал. И собачку приветил, и папу, и нищего облагодетельствовал и Дашеньку косноязычную приласкал, и друга от беды избавил и пулю под сердце получил. Вопчем, как ярый крестоносец, живот свой на алтарь любви всё норовил положить. И таки да, положил, на третий этаж вознёсся, с Поленькой свиделся. Но вот жеж беда, отлуп от неё получил и второй раз с небес сверзился в реанимационую палату.
Плохи его дела, Алексея-то. Теперь предстоит дочку, непорочно зачатую, растить. Ты прости меня, автор, но я сейчас каждение прерву, дым фимиамный рукой развею и скажу тебе на ушко. Между нами: официальная наша, православная церковь тебе по вые крепко настучит за такой рассказ. Не в том дело, что "архангел Пётр" на лифте катать в небеса грешника да на этажах расселять не станет.
Видишь ли, приоритет прощения отдается тому, кто покаяться успеет на смертном одре. И только, а получить на жизнь второй шанс, переписать её, дожить, как бы, праведно - это от лукавого. Но тебе же суть веры и её догматы, а такоже каноны глубоко неинтересны?
Тогда хотя бы русский язык подучи. Негоже так писать: "Выйдя из церкви, он впервые дал подать нищему". Сынок аль дочка, ты бы, ничтоже сумнящеся, узнал/а сперва, чем "милостыня" и "подаяние" отличается от "податей".
Посему, помазание елеем я совершу, бо рассказ твой хорош задумкой, но помни - он вельми слаб исполнением. Поразмысли-ка над откровением от Козьмы:
"Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?"
Norman_SК югу от Суэца
Кто сказал, что тут фантастика? Прекрасная приключенческая проза, оченно даже реалистично поданная. И таким духом смиренной покорности пронизана, что даже внимания обращать на детское поведение ГГ, якобы, матерущего диверсанта - не хотца. Рассказ заслуживает прованского миро, плюс, ладану баальбекского и ливанского, да погуще. Однако же, отмечу, тема справедливого возмездия хоть и радует читателя, но идёт противу христианского всепрощенчества, кое босоногий граф развил, от заботливой тиранки Софьи Андреевны удравши.
Помните, отроки и отроковицы? Господь, судя по писанию, отстранил всех, готовых мстить за обиды, и возгласил: "Мне отмщение, и аз воздам", что в переводе значит: "Я и только я один воздам вашим обидчикам". Здесь же, в рассказе, выживший пилот не толстовствует, не подставляет вторую щёку, а мстит всем негодяям, опрометчиво присваивая миссию господа. И тем совершает ошибку, ибо виновниками истинными, если следовать правильной логике, которую Нюрнбергский суд возгласил, являются не столь воины-исполнители, сколь командиры-приказыватели.
Кто отдал приказ и зачем? Метрополия, Сенат, Колониальное ведомство, чтобы захватить планету в свои загребущие лапы. И где в рассказе высшая справедливость? А нету. Что и доказывает правоту слов господних и неправоту частного мстителя в рассказе, сиречь - пилота. Так-то...
Посему, настоятельно рекомендую автору разборчиво, полууставом переписать сразу два наставления Козьмы:
"Смотри в корень!"
и
"Если бы всё прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?"
А елею благовонного и фимиаму - рассказ заслуживает!
ЮмэмируПотерянная повесть
Не знаю, как в синтоистских храмах, но в православных можно исповедника найти, который позволит и душу облегчить и путь правильный в жизни отыскать. Искренне совершенно скажу, о, дети мои, автор сего рассказа показался мне весьма начитанным человеком. Бабушке вашей старенькой богиня Аматерасу настолько по великому барабану, вместе со всей страной восходящего солнца, что читать-то она читает с удовольствием, но за иноземной экзотикой легко усматривает слабость рассказа - не остросюжетник, увы мне!
Паки чаяния, отторжения я не испытала, поелику слог достаточно лёгок, дабы не возбудить гнева праведного супротив обилия незнакомых словей. Но вот, поди ж ты! - а ментальность ихняя (боязнь, типа, публичной потери лица вместо стыдливости за небрачный блуд), поданная нам, аки некая превосходная над россиянами особистость, причинила недоумение, и только лишь, а иного не произвела впечатления.
Суть рассказа - псевдомистическая, что уже было в рассказе-победителе на одном конкурсе, в коем тексте демонесса японская погубила мгновенной старостью самоуверенную янкесскую чету. И тут снова убийственная попытка, каковая великой любовию предотвратилась. Темы ваша бабушка не углядела- тоже. Ан, ладаном воскурю, бо автор мастак уши шлифовать, охулки не положу. Да прииде ему место высокое, за антураж, слог и начитанность!
Что скажу про идею рассказа? Опять-таки, словами Козьмы:
"В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол".
Просто беда с этим ладаном - не забирает! Пришлось провести эксперимент, добавить кое-какие травки для аромата, и не только. После того, как внучок полчаса наблюдал за моими попытками, он вынул из спичечного коробка щепоть какой-то травы и сам подсыпал в курильницу. И знаете, восприятие улучшилось. Я хохотала, как дитя в цирке, когда впервые увидела рыжего клоуна.
Это я про рассказик.
Легко написано. И вполне себе шутейно. Чем-то напомнило состязание Питерса и Альфредерикса, он же Альфред. Э. Рикс, А.Л. Фредерикс и так далее... Такое чтиво прочесть всегда стоит, оно будоражит вкус, как после эскалопа - фруктовый десерт, обильно посыпанный сахарной пудрой. Особенно, на конкурсе, как бы, детективного жанра. Но и только. Просмеялась, глянула второй раз в текст... А там и нет ничего, кроме шутки. Тренировочной, разминочной. Но никак не конкурсной, что годилась бы для пьедестала КОР.
Вместо остросюжетности - несколько анекдотических историй о скверных и бесталанных аферистах. Ничто не убедило меня в предыдущей успешности мошенников, даже иноземные их имена. А момент забрасывания саквояжа с божком-вредителем в их машину? Где в потрошении чужой ручной клади афера, после которой божок мог бы избрать Людвига и Григория ступенькой в своем возвышении? Да и финальный "обнос" мошенников руками недоутопленницы Лизы - огорчил бабушку. Станиславский или Данченко с Немировичем, эй! Кто из вас расхожей фразой первым козырнул? Присоединясь.
Так что, мил друг автор, елеем я тебя помажу токмо низкосортным, деревянным. За шутку. И чтоб ладан в достатке воскурить - даже не жди, это мне супротив души. Остатком внучковой травки рази что овеять тебя? Может, к будущему конкурсу ты и в тему попадёшь и способности к шутейству не утратишь. Тогда и бабку повеселишь, и усладу принесёшь ей, истосковавшейся по ироническому детективу... А в поучение дам тебе цитаты от Козьмы:
"Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?"
"Иногда довольно обругать человека, чтобы не быть им обманутым".
Зря я накупила столько ладану. Не израсходую, если и дальше такие рассказы встречу. Не, посудите сами, такое шикарное название, сразу настраивает и на широко известную картину по общеизвестного сына, где тот на коленях, пятками к зрителю, и на моё любимое кино. Где "Луку" возвращают.
И вот машу я кадильницей, окуриваю себя, дышу благовонием, и читаю первые строки. И кого же я там встречаю? Олуха. Прекрасного следователя и никудышнего охранника. Ой, не напрасно перевозку денег и ценностей доверяют только профессионалам, навроде фирмы "Брикс". Тех тоже успешно грабят, но крайне редко.
Деточка, ты пойми меня правильно. Я крещена в детстве без моего на то согласия, в зрелом уже возрасте прочла оба Завета, сравнила с "Забавным Евангелием", с хулиганскими записками Твена от имени Сатаны. И лишь после этого поняла, что Бог есть, хоша воспринимаем мы и ощущаем его разно. Отчего и религии разные.
Да, я критически отношусь к жрецам, к этим самозваным представителям всех церковных иерархий, но настолько недооценивать их силу и дисциплинку, как ты - увольте. Если Пётр Петрович Павловский, следователь, назначен сопровождающим столь ценной иконы - тогда грош цена администрации Патриархата. А этого не может быть, я их верховную чиновничью массу повидала, пообщалась... ЧК и КПСС - отдыхают.
Почему вместо четырёх нормальных охранников, каждый из которых по очереди и неотлучно сидел бы на чемодане с иконой, церковь посылает двух слабых на передок лахудр и двух му... (безмозглых обладателей семенников) и пи... (в плохом смысле этого слова), которые только мешают Павловскому? Тот, кто эту комбинацию санкционировал, тот и есть агент староверов, а не мифический бухгалтеренок в Ватикане.
Не будет фимиама, категорически. Но маслицом оливковым я текст натру, путь и не прованским. Отвечу - за что? А за способности автора. Рассказ-то, пока первый из прочитанных, порадовал тем, что весьма похож на детектив, хотя и не остросюжетен и тему цепляет лишь едва-едва, лишней буковкой.
Его бы доработать, ан я на прошлом конкурсе всю маниакальность по дошедервиванию, угениаливанию ваших рассказов и порасплескала. Увы мне...
Но места унынию нет во мне. За ради выдачи обратной связи Б-У себя не пожалеет, не то что запас господина Пруткова! Так что получи цитату:
"Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим",
И:
"Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу".
Вот! Здесь фимиама навею гуще. И пригоршню настоящего прованского елея вотру в рассказец, дабы похоже стало моё деяние на ритуал "помазания" древних иудеев при возведении их на престол царей Израиля... Хотя, не спешу ли я? Тогда убавлю полгорсти, хватит и этого. Пусть ритуал поскромнее будет, как при посвящении иудейских первосвященников в сан. И назову я тебя, автор, Коэном. Или лучше Левитом? Если учитывать предыдущий рассказ, то ГГ ближе к воину. А, впусте глаголю, лучше обращусь ликом к рассказу самому.
Итак, Хватов, Беккерман и Ломовы сталкиваются на почве желания завладеть антикварным мебельным стульчаком, который ошибочно назван стульчиком. Вот она тема, которую никакими клубами ладана не скроешь. Да пусть хоть шины автомобильные дымят протестно, ан, не скрыть от меня прекрасное угождение конкурсному заданию! Бабка в восторге.
Но что же дальше? А дальше идет смесь то ли иронии со стебом, то ли прямое подражание Ильфопетрову, то ли даже заимствование. Отчего это мне композитор из мультика "Пиф-паф..." вспомнился? "Берёшь у композитора - берёшь у народа. Кто говорит, плагиат, я говорю - традиция!"
Пересказывать рассказ не стану. Читала с интересом, хотя слог бы улучшить не помешало. Что огорчило в финале - его полная жизненность. Все, кроме Эдика Беккермана - пострадали, особенно таксист. Так всегда и прилучается... Эх, автор, что же ты не срисовал финал "12 стульев" и "Золотого телёнка"? Не должны мелкие негодяйцы хотя бы в литературе преуспевать!
Тем не менее, окурю рассказ благовонием ладанным, кисть в елей погружу и помазание на соответствие ему сделаю. И цитатку Козьмину приложу, относительно количества отмеренного тобою иронио-стеба:
"Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру".
Сперва заинтересовалась, а прочла до конца, так и усомнилась. Прочла второй раз. Попыталась фабулу для себя озвучить, тут-то и дошло до меня, где что зарыто. И вроде бы качественно написан рассказ, словно сказка сказана... Методично, почти в духе старины не так уж далёкой.
Люди в деревне пропадать стали, приехал следователь, провел поиск, но ничего толком, кроме мистики, не вычислил и не обнаружил. А потом на него напали, похитили и всё правду рассказали про скверно-преступного епископа и его верных монасей. Тут к следователю подкрепление прибыло, епископ и признался в корысти и убийстве. А напоследок следователю упоминаемый вурдалак, как бы, и на глаза попался. Типа, загадка осталась. Формально - неплох текст. А мне вот - не по сердцу.
Потому и ладаном не шибко обкуриваю. Попробую объяснить. У нас конкурс как зовут? Верно, КОР. Остросюжетный рассказ. И что сюжет вострит? Правильно, приключения, от которых кровь стынет. Сами приключения, а не воспоминания очевидцев - разница ясна? Здесь же автор мне не картинку рисует, а пересказывает ощущения жителей. То бишь, предлагает почти детективный рассказ, в коем размышлизмы уместны и весьма...
Посему: елея ты заслуживаешь токмо деревянного, а чтобы пояснить, почему на другом конкурсе твой рассказ бы меня поразил и восторг изъявить вынудил - предоставлю слово Козьме:
"Собака, сидящая на сене, вредна. Курица, сидящая на яйцах, полезна".
Мама моя дорогая, спасибо тебе, что научила не торопиться, когда клубок пряжи, заигранный котёнком, распутываю. Только потому и хватило мне терпения добраться до финала и не возжелать смерти безвременной автору Странникову.
Он синопсис авантюрного романа предложил мне, а никак не рассказ. О да, приключений безмозглого Жака с лихвой хватит на десяток таких же недалёких силачей, что бродят по страницам альтернативных романов! И хитроумный манипулятор Рауль, и прекрасная Флер - полный набор препятствий для ГГ. А самый хитрый персонажик, старичок-садовник, который плодами долгих и немного надоевших приключений и воспользовался, тот просто канонический кукловод глубокого залегания.
Автору бы еще грамотности формальной добавить, слог отточить, и научиться сокращать работы до оптимума - вот и получился бы у нас победитель КОР. Но верно сказал Козьма: "Никто не обнимет необъятного". И повторил раза четыре, закончив сентенцией: "Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!"
Вот и получилось, что чрезмерное усердие сего автора пошло рассказу во вред. Как же могу я обильные фимиамы струить и елей благовонный вёдрами на сей текст расходовать? Никак сие неможно! Редкими клубами, малой кисточкой и токмо в некоторых местах...
Ну, знаете, это вовсе странно! Кроме как желанием автора оказать содействие Детектив-клубу, да увеличить количество работ на конкурсе, объяснить появление такого необработанного отрывка из крупной вещи я не могу. У меня аж кадильница из рук выпала, когда финал прочла. Ни в тему, ни в остросюжетность. Ни-ку-да и ни-в-че-го.
Собрались три крутых воина поймать шустрого преступника. Забрели в глушь, где его подкараулись решили. Развели костер пожарче, разлеглись на манер "охотников на привале" и принялись байки травить. Это они такие опытные, такие крутые, что вот сейчас и поймают преступника, приманят на разговор.
Тот пришёл, послушал трёп, плюнул на дураков, убивать не стал. Тем и кончился рассказ. Круто, правда? Остро, верно?
Пока я бутыль с елеем закупоривала, вспомнился мне Джек Лондон, американский писатель. У него рассказ есть, как три одноруких бомжа у костра автобиографические байки травят. И весь прикол заключался не в том, что двое соврали красиво, про принцесс, а третий рассказал правду про динамитную шашку, отнюдь. Он закончил свою байку, передразнив врунов:
- Что потом? Принцесса вышла за меня замуж.
Не собираюсь давать автору рекомендации. Он сам с усам и писать умеет. Осуждать его за попытку оказать содействие конкурсу путём подачи недорассказа? Как можно? Но даже благое дело следует делать качественно, без профанации. О чём Козьма Крючков выразился так: "Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную".
Талантлив автор, ах, талантлив! Всю жизнь я мечтала сподобиться на фантастику такого рода, сочную, смачную, добром насыщенную. Ан, бодливой корове... Зато понимать и восхищаться - я умею. Рассказ... Нет, деточки, повесть о космопутешествии, космочудесах и космозлодее, ну, прямо как у Джима Ди Гриза получился. Тот автор, Гаррис... (как зовут, никто не помнит?), правда, много больше клонов надублировал настоятелю Храма какой-то правды, штук пятьдесят, да еще и телепатическую связь им позволил. Не помню, но там тоже остросюжетник, вроде?
Однако этот повесто-рассказ я отфимиамить намерена почти по полной программе. Уж больно хорош, да еще с диаметрально противоположным киванием, что про болгар народ, как бы, помнит. Но вот маслом я злоупотреблять не стану. Всё должно быть в меру, сказал как-то Неру чуть ли не Хрущёву. А вот этому автору Неру вовремя не подвернулся. И даже попытка подогнать текст к условиям темы положение не улучшило. Тяжеловато читать такой набор, где птицелюди с наркогормонами, утроенные гиганты, голые клоны и всё это на фоне белого карлика, укравшего планету...
- Мама, - сказала я вслух, - роди меня обратно! Чем я провинилась перед страной и ДК, что обязана лекцию по астрономии изучать вместо наслаждения детективами и остросюжетниками?
А ведь сказал Козьма:
"Всякий необходимо причиняет пользу, употреблённый на своём месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы".
Посему, автор, хоть и хорошо ты пишешь, но тут не фантастический клуб, а детективный, так что -
"Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану".
Однако! Сколь странен мир, вывернутый наизнанку, столь дивно единство и борьба противоположностей, явленная мне в сем рассказе. Партия и Лен... тьфу ты! Полицейский и преступник - близнецы, братья. Кто из них более читателю ценен? А оба.
Лгать не стану, догадка о братьях пришла почти сразу, она напрашивается. Но рассказ от этого только выиграл, ведь умение нескучно реализовать явную линию - это и есть талант. Славно загнуто, сочно кончено. Устали братья от собственного злодейства и самоубились, хоть и рукой полицейского. Каждение я провела по высшему разряду, умаслила весь текст, до последней буковки. Но не прованским миро, нет.
Изрядная жестокость проявлена Нэдом, а ради чего? Ради профилактики преступлений? Нет. Ради поимки брата? Нет. Чуток автор недораскрыл философию, недовёл читателя к пониманию высшей справедливости симметричного самоубийства. Времени, стал быть, не хватило. Это бывает.
Но столь ни велико мое восхищение талантом автора, а дополню и поясню его смутные мысли откровениями от Пруткова:
"Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни".
И также:
"Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств".
А главное, что
"Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание".
Если автор любит животных, это видно сразу. Нерастраченное желание заботиться о близком - с неизбежностью влечёт за собой либо разведение растений, либо участие жизни невеликой собачки, которая выгуливается вокруг герани, в цветочном горшке и панически боится даже мух, не говоря уж о тараканах.
Однако захватывающие погони точно так же будоражат воображение, и причиняют щекотание нервов, наравне со слезами над судьбами Джейн Эйр, например. Знакомо, знакомо... Мелодрама, вот призвание авторши, как бы она ни напускала на себя суровость, сколько бы ни сочиняла приключений. Посему ладана подвею, елем окроплю, но и попеняю - а где же обещание? Почему доблестному копу не сказано, чтобы пришёл на чашку кофия, ближе к ночи? Чтобы до утра, наконец-то, ГГ смогла играть в шахматы с ним. А там, глядишь, пирком, да за свадебку!
Ну, суроветь далее не стану, рассказ удался, и тема музыкальная, как с бурановскими бабками, тоже весело смотрится. Так, глядишь, у нас цельный музыкально-детективный конкурс созреет. Однако, забыла сказать, чего в этом супе не хватает, мне, разумеется.
Композиционной стройности. Эх, сбалансировать бы эпизоды! Скажем, повествование о пристройке лифта мне лично показалось нудноватым. Его можно оживить диалогом капитана и ГГ. И в посёлке, где гайцы отгоняли жителей, не "выстрелило" стекло, разбитое щебёнкой из-под колёс следственной машины. Маленький скандал с обещанием пожаловаться начальству добавил бы внутреннего напряжения.
Но это придирки. Главное же выражу словами Козьмы:
О Главной геройке рассказа:
Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.
О сленге, фене, обсценной лексике и обязанности честолюбивого автора запоминать всяческие выражения:
"Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий".
А вот с этим автором я буду говорить без придури, никакого ладана, никакого елея. По-взрослому. Здесь мне встретилась попытка задорно подать криминальную историю. К сожалению, она напоминает своеобразную группу "комедий положения" французского разлива, где главный герой - Луи де Фюнес. Обязательным условием той группы комедий является почти непроходимая тупость персонажей. Автор это соблюл, чтобы обеспечить правильное развитие событий.
Прочесть рассказ стоит всем и каждому, чтобы убедиться, насколько жёстко расстановлены персонажи и как ходульно они выглядят от этого. Персонажи вынуждены совершать поступки, на которые живые люди не способны, а вот марионетки - запросто. Отчего мне после прочтения вспомнились город Глупов, "Забытая мелодия для флейты", "Рукопись, найденная в Сарагоссе" и фильмы по Зощенко - ни понять, ни объяснить я не смогу.
Недоумение - основное чувство, которое вызывает рассказ у меня. Ладно, пусть "переходящая призом" секретарша совершает ошибку - смешивает два распоряжения ректора в одно. Ладно, группа студентов готова пойти на кладбище. Но когда там же, на кладбище оказывается и самоубийца, беглый сумасшедший и бандиты, когда разбежавшиеся в разные стороны студентки совершают фантастические поступки - беспамятно совокупляются и беременеют или влюбляют в себя бандита - мне стало тошно.
Понимаю, автор замышлял злую пародию на современную Россию. Предельно оскотиненное начальство, заигрывание с поповством, полная безнаказанность одних и лизоблюдство других - всё это есть. С этим надо бороться, это надо высмеивать. Но не так же в лоб! Ведь масса примеров (ревизор, недоросль, горе от ума, премудрый пискарь, органчик в голове...) имеется, которые достаточно проштудировать с карандашом в руке, чтобы понять, почему хоть один умный, нормальный персонаж должен быть. Образец, с которым читатель или зритель сравнивает прочих персонажей. Порой эту роль на себя берет автор, умело подающий текст.
Увы, в этом рассказе автор запутался сам и запутал читателя настолько, что бесконечная череда малоосмысленных событий, изложенная в нелогичной последовательности привела к невнятному финалу. Беременность Марины, якобы, в полубессознательном состоянии оттраханной передумавшим вешаться суицидником - подана очень рано. А история влюбления Мики в Софью - слишком поздно. Дурь и травма Кирилла - вообще, не к месту.
Причина сумбура, на мой взгляд, только в отсутствии у автора ясного представления о задаче, которую он собрался решить, и неверного выбора способа подачи материала.
Если бы схватка на кладбище, бегство, крики, паника предстали перед читателем в самом начале - это заинтриговало бы. Затем неплохо бы пошло описание митинга с портретами пропавших. Дальше можно и нужно дать картину взаимоотношений ректоро-прокурора, попа, декана, Козы, всех пропавших.
Потом всех отыскать, развести по домам, по больничным палатам,ничего не сообщая, что кому довелось испытать или совершить.
А в финале дать краткое пояснение по каждому, хотя бы в таком стиле:
"Время лечит всё. Ростик вышел из психиатрической больницы довольно скоро, как только сошли следы укусов на шее. Он убедился, что клыки у него не увеличились и вампиром он не стал. За удравшим тогда больным Шкуро, который и напал на перепуганного Ростислава, теперь следят втрое тщательнее. Спустя пару месяцев Марина вышла замуж за Ростика и родила ему сына. Её мама и следователь благоразумно промолчали о неведомом звездноглазом незнакомце. О том, что он объявился много позже, сам подошел к Марине с сыном и поблагодарил за столь неожиданное тогда, но радикальное излечение от суицидальных мыслей - никто не узнал. Главное, на Марининого ребенка незнакомец претендовать не стал, поскольку свою коварную изменницу он давно разлюбил, удачно женился и наплодил не менее красивых детей. Софья вышла замуж за Мики, Василий уехал, лишь Кирилл со сломанной рукой так и остался ничем, никем и никаким. Коза перешла к мэру города. Но писать распоряжения ей категорически не доверяют. А жаль. Давно в городе не приключается столь бурных событий. Провинция, что с нас взять"!
Прости, автор, старушку за правду. Пойми, секу тебя для твой же пользы. За битого, сам знаешь, сколько небитых дают. Смутен твой рассказ ныне. Не самый скверный из конкурсных, но слишком далёк от совершенства. А ведь у тебя такой потенциал! Скажешь, что не по силам тебе писать рассказы лучше? Не поверю. Скажешь, что не в состоянии тратить время на обдумывание и поиск композициооного решения, предпочитаешь писать по наитию? Неправильно! Прутков сказал:
"Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности".
Скромный эксперимент с заведомо известным, но чуток вариативным результатом на вечную тему золотой лихорадки, который раз за разом от скуки проводит мстительно философствующий бывший учёный - это идея рассказа. Темы конкурса тут отродясь не бывало, но остросюжетность весьма выражена в череде смертоубийств.
Без особого восторга я расчехлила кадильницу, неспешно позёвывая, окурила текст, умаслила его деревянным маслом и двинулась к следующему. Неофиты детективно-приключенческого жанра вправе расточать автору комплименты, но я-то вижу - он способен на большее, нежели создавать проходные, довольно гладко выписанные рассказцы с заведомо известным и оттого скучноватым финалом.
Увы, дружок, рассказ твой банален, в нём нет искры, второго дна, даже наигранной примитивности, как вот в этом, вроде бы дурашливом изречении большого лукавца Козьмы Пруткова:
"Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться".
Обрати внимание на контраст. Начало предложения банально, а конец изречения содержит неожиданную и многозначную изюминку: "удобнее к ней приготовиться".
И что тебе стоило загнуть финал, скажем, под вечно ищущего бочкожителя с факелом?
- О, боги! Век от века, по градам и весям, днём с огнём... И не нахожу.
Сказка, как дуракам везёт. Наводчица Светка, дура-дурой, дешёвка из дешёвок, удачно забирает откупные, назначенные шантажисту. А конченный идиот, прекраснодушный диггер, едва-едва не ценой своей жизни спасает ее от погони.
Зря ты так переживал, автор. Не собираюсь я твой рассказ хаять. Легко и грамотно написано, фимиама и миро ты заслужил. Непонятка, из-за скомканного финала, когда преследователь, Радикова шестерка, внезапно куда-то исчезает, Алик и его шантажируемый делец взаимоубились - вполне объяснима твоей спешкой. Вот невнятность встречи со Светкой, которую ты так козырно сравнил с плейоффом - огорчила.
Прости дуру старую, милчеловек, но вот скажи мне, сколько надо выполнить наблюдений, чтобы выборочное среднее отличалось от математического ожидания на величину равную 13, если по результатам предыдущих измерений среднее квадратическое равно 48, с учетом того, что формула для нахождения объема выборочной совокупности должна дать результат с надежностью равной 0.95, при значении функции Лапласа Ф(t) равной 0.475, с параметром t равным 1.96?
Это же понятно всем и каждому, что ты в справочники лезешь?
Обиделся? Напрасно. Знаю, ты мог бы возрадить мне Прутковым же:
"Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое новое дело он прочтёт".
Или:
"Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли".
Нет, внучок, нет.
Другое изречение тут нужно, да с пояснением:
"Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом", что означает - их мало кто поймет, как мало кто читает курсивы.
Но в целом рассказ интересен. Доделать бы его. Финал ударно заострить. А в таком виде он победителем мне не показался... Что жаль. Такое потенциальное начало, такой драйв бегства, эх...
Там ещё есть рассказы. Доберусь и до них. Будет вам и белка, и свисток,и колотушки с фимиамом...
Ладан? Да не жалко мне, потому что один фиг, никакой пользы от моих слов и телодвижений нет и не предвидится. Судя по благовонию, которое три комментатора в комменты к рассказу напустили. Наверное, они правы - их больше, чем меня.
Наверное, это я выжила из ума. Знаю, продвинутая молодёжь от такого варева балдеет, тащится, плющится и фанатеет. Весь мир добру аплодирует, читает современные сказки.
А мне не нравится новомодная мешанина из мистики и фактологии, из фэнтези и альтернативной истории, из НФ и космобоевиков!
Это я - вообще.
А теперь - в частности, о самом рассказе. Стиль есть. Темы нет.
Идея рассказа - отвратительна для меня. Терпеть не могу воспевание нравственных страданий убогих личностей. Да, я жестокая, да, на дух не переношу юродствование и любование уродами.
Я уверена - литература должна воспитывать, а не наслаждаться созерцанием опарышей, поедающих продукт разложения души в процессе длительного нравственного падения.
Будь здесь катарсис, момент очищения ГГ хотя бы за миг до смерти - рукоплескала бы. Но мистика ради мистики - увольте!
Довольно известный лётчик, судя по тексту, оказался личностью малоприятной. И очень современной, которая в нынешние времена, времена одновременно и галантно-голубые и мордобойно-мышечные, так сказать. Как-то удивительным образом, вероятно, в протест слепым, бешеным, крутым и прочим русским убийцам, показ сладенького, стройненького, несчастненького геройчика вызывает обилие слёз и носошмыганий у некоторого типа читательниц.
Вероятно, вульгарную жалость к разрекламированному красавцу многие девицы принимают за сострадание? Не исключено, их так учили и они добросовестно это выучили, думая, что так правильно, так и выглядит демонстрация доброты. Я чуть позже, в конце обзора, скажу пару слов о терминах "доброта и толерантность" и о перекосах в их толковании.
Пока же - о главном герое.
Запомните, девицы-красавицы, и другим скажите: настоящий мужчина жалость не вызывает. Мужчина, это существо прочное, поведенчески ориентированное на созвучное слово - "мужество". Его оскорбляет проливание над ним розовых слёзосопель.
Потому-то восторги автору я расточать не стану. Не тот ГГ и не так подан. Если автор задумал показать трагедию человека, так я её не увидела. Со страниц рассказика на меня глянул моральный урод, волею обстоятельств ставший любимцем вождя, жутко мнительный, болезненно себялюбивый и несостоятельный руководитель. Мудак, своим капризом убивший подчинённых. Вот у них, у подчиненных - случилась трагедия (их убил нравственный урод), а у ГГ наблюдалось всего лишь истерическое самоубийство.
Не будет от меня фимиама, автор.
Хоть ты и владеешь пером, гладко глаголешь, но нравственная идея рассказа и реализация твоей задумки - мне лично антипатичны. Посему искать соответствия теме и остросюжетность в твоей мистике - не намерена. Пусть конкурсанты источают комплименты. Я - отвернусь, подожду твоего нового рассказа. Надеюсь, он будет много приятнее старой дуре, которая ещё не разучилась зреть в корень.
Кино и немцы. Подводная лодка в степях Украины. Подвиг разведчика. Ларец Марии-медички.
Автор неплохо реализовал мечту офисного клерка - приключенческий рассказ, как жидомасоны или иные вольные угольщики/кирпичники старательно сопротивляются времени, но справедливое возмездие или что-то иное настигает и частично карает негодяйцев. Купленная на аукционе картина-перевертыш позволяет затеять ходилку с постепенным раскрытием секретов тайного ордена, который пожиже тамплиеровского, но с той же претензией на особистость.
Пересказывать расск нет смысла, его можно лишь рекомендовать к прочтению. Он далеко не самый скверный, посему ладаном будет попахивать нехило. И помазание я тоже совершу, деревянненьким маслицем, почему нет? Но после конкурса рассказ предстоит либо доработать, либо переработать в повесть. Читабельно.
Итог обзора
Я не в восторге. Большинство рассказов меня огорчили. Те, которые мне более-менее понравились, как я вижу по комментариям, в фаворе самих коллег-участников вряд ли будут. В принципе, на это великое наплевать бы, ан нет. Не могу. И вот почему. Великий К. Крючков велел мне руководствоваться принципом:
Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.
Я так и поступила. И что оказалось? Часть рассказов поступила на КОР по ошибке, им надо было на Турнир Авантюристов. Большинство авторов совсем не попали в тему. И вообще, конкурсанты, насколько можно судить, тему не считают важным критерием оценивания. Плюс, то есть минус - слаб литературно-художественный уровень текстов.
Я в комменте высказалась насчет статистики, сиречь - итоговой таблицы, которая всё чаще показывает уровень девиации, а не соответствия жанру. Внучатки мои, надо работать над теорией, у большинства из вас на четыре конечности хромает композиция, а ведь какие могли быть рассказы на такой сочной фактуре!
Теперь о перекосах в мозгах некоторых авторов. Судя по идеям, извлечённых мною из части текстов, новое поколение выбирает не только пепси и жвачку, но и прочие американские ценности. А напрасно. Мы - россияне, русские по языку и ментальности, нам свойственны иные подходы к вопросам социальных контактов...
Ничего не имею против толерантности и доброты. Однако настаиваю на правильном понимании этих определений. Скажем, доброта. Добрые люди, они далеко не добренькие, не мягкотелые. На них нельзя ездить, они не позволят себя унизить в угоду наусканному кем-то хаму, или заокеанскому дяденьке, грозящему пальцем.
А толерантность? По сути, это всего лишь понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. От нас же всех телевизионные говорящие головы требуют уступки, снисхождения, а то и прямого потворства чужому капризу. Я таких правозащитников называю "толерасты". Они и есть дяденьки и тётеньки не добрые, а добренькие, потому что истерично крикливы и обидчивы. Толерасты везде видят врагов демократии, везде борются за права человека.
Только не за права нормального человека, который в большинстве, а за права человека уродливого, нездорового, падшего, ни на что негодного. И пыжатся, гордятся собой, мы, де, вон какие добренькие, чисто сестры Терезы и Флоренсы Найтингейл, мы и пьяного в мороз подымем, отогреем, и наркоманам жизнь продлим дорогущими лекарствами, и голодающих африканцев, которые не работать хотят, а размножаться - кормить станем долго и досыта.
И всё это сделаем, по умолчанию, за ваш, бабушка, счет. Вы же здоровая? Вы же работаете и налоги платите? Не лесбиянка? Не наркоманка? Не алкоголичка? Не тупая и необразованная? Детей планировать умеете?
Так зачем вам помогать, зачем облегчать вашу жизнь? Вы же согласны, что кто везёт, на того и валить надо?
Тьфу на вас, толерасты! Нет, я не согласна!
Толерантность, чтобы вы знали - это не перекос в сторону ненормальных, а честное признание, что нормальный и ненормальный имеют равные обязанности и лишь потом уже равные права. Моя толерантность не означает терпимости к социальной несправедливости или отказ от моих убеждений. Главное же - я не навязываю мои убеждения другим. Но и не согласна, чтобы мне навязывали ихние.
Понятно всем? Я уродилась нормальной и выбрала быть нормальной, но толерантна и добра к ненормальным и нездоровым. А как они, ненормальные и нездоровые, за которых хлопочут евро и амеротолерасты с пристебалами из российских?