|
|
||
Статья написанная для одноготематического телеграм-канала. |
Сразу же оговорюсь - текст для начинающих, то есть для тех, кто хочет критиковать литературные произведения - но не знает как. В свете того, что порой происходит в Интернете мне это кажется особенно важным.
Давайте разберемся: зачем вообще мы критикуем стихи?
В основном, потому что нам что-то не нравится, что-то нас не устраивает. Это может быть:
Хотя, наверное, стоит начать с того, кто именно выступает критиком. По большому счету, критиками могут выступать:
Еще раз подчеркну: я пишу эту статью для первой и отчасти для последней категории людей - тех, кто любит и ценит стихи, и хочет научиться грамотно и конструктивно излагать свое мнение.
Сразу же отмечу, что понятие “критика” может нести не только отрицательный, но и положительный смысл. Всякое исследование произведения, с выделением сильных и слабых аспектов - есть критика. И всякая критика - есть в первую очередь экспертное мнение. Потому что стихотворение, как и любое другое произведение искусства - сложно поддается оценке формальной. Точнее, не так. Формально стихотворение оценить можно. Но формальная оценка всегда будет проигрывать оценке, которая делается компетентным человеком. Формальная оценка не даст ответов на то, насколько стихотворное произведение сильное, не способна оценить образы, гиперболы, метафоры, строй, ритм - которые, порой составляют основу стихотворения. В конце концов, формальная оценка не заменит мнения эксперта: “хорошо” или “плохо”, “получилось” или “не получилось”.
Итак, представим себе ситуацию. Вы увидели стихотворение, которое вам совсем не понравилось. Не понравилось до такой степени, что вы “схватили перо” и “понеслось”.
Тут важно сделать ремарку о внутреннем состоянии человека. Критика хороша тогда, когда тот, кто пишет критику находится в нейтральном состоянии. Эмоции, будь то гнев или радость - искажают картину, расфокусируют “взгляд” и получается, что критика идет не из фактов - а из состояния. Что, на мой взгляд - опасно. Потому что в эмоциональном состоянии есть опасность того, что эмоции победят разум - и тогда сильно пострадает объективность.
Какие ошибки могут быть на этом этапе?
На самом деле, ошибка тут одна, общая - уход от контекста произведения и переход на личности. По себе знаю, что переход на личности достаточно неприятен, и воспринимается как акт агрессии.
Так как же правильно критиковать?
Для себя я составил следующий алгоритм:
По факту получается, что на выходе такого “алгоритма” я получаю развернутое мнение о стихотворении. Оно же, в первом приближении - критика первого уровня. Почему? Потому что именно вдумчивый литературный анализ (критика второго и последующего уровней) - это задача, которая требует времени, вдумчивого анализа и специальных знаний.
Для того, чтобы понять, что такое специальные литературные знания, приведу лишь несколько источников, в которых говорится о них:
Квятковского и Лотмана я советую прочитать всем интересующимся; материалы по филологии - тут на любителя, тем более, что их одних мало. Нужна система, которую “из книг” почерпнуть довольно сложно.
Теперь немного об “эмоциональной гигиене”. Или еще раз о том, что критика бывает разной.
Первое, что надо осознать - цель критики. Если я, как читатель, критикую - то зачем я это делаю? Кому и что хочу донести? Если у меня есть прямой или косвенный выход на автора - то какой мой посыл ему? Если выхода нет - то кому и что я хотел бы донести?
Второе, что важно помнить - критиковать можно и нужно с позиции уважения. Легко написать - “Стих - полное г….”, но это не даст никакого эффекта. Автор решит, что имеет дело с неадекватом или троллем, другие читатели - либо согласятся, либо кинутся защищать… Но смысл такой “критики” для автора и других читателей - нулевой.
Третье. Если вы пишете автору - попробуйте изложить свою логику, свое видение. Я более, чем уверен, что если автор вменяемый - то указание на неточную рифму, увод смысла - будет воспринят им благосклонно. Конструктивная критика с позиции уважения - это то, что дает возможность стать автору лучше. Фактически, критика может “задавать планку”, может точнее “настроить прицел”, может помочь сделать это или следующее произведение лучше.
Четвертое. Подбирай аргументы на основе фактов, а не домыслов. Вообще, не надо домысливать! Если в стихотворении написано, например, “трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал”, то не стоит думать о том, что заяц находится в состоянии алкогольного опьянения. Стихотворение - это очень ёмкий, очень “сжатый” литературный жанр. И то, что не написано - существует только для вас. Помните об этом.
Пятое. Будь последователен. Изложи, что понравилось, что нет. Объясни, почему. Не стоит всё, что есть по стихотворению и теме стихотворения - “валить в одну кучу”. Автор может утонуть в таком потоке сознания.
Что не стоит делать, критикуя?
Критикуя, стоит помнить об уважении к автору. О том, что зачастую авторы - особенно неофиты - очень трепетно относятся к каждой букве, к каждому слову и весьма болезненно реагируют на критику. Это не значит, что критиковать не нужно; но это означает, что критикуя, надо помнить о человеке. Этот тезис касается как негативной критики, так и позитивной. Легко найти недостатки и унизить человека. Легко перехвалить. А вот найти золотую середину - непросто. Но именно ее стоит искать.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"