Давеча переигрывали мы с ДВ в третьего Вора (Theif 3:deadly shadows). Стоит ли говорить, что игра весьма на любителя, но кто полюбит ее по настоящему - тот получит такую гамму ощущений, которую редко можно получить во время компьютерной игры. Думаю не стоит добавлять что эта игра нам нравится достаточно, чтобы во второй раз проходить ее, спустя год после первого прохождения. Но зато уверен, что нужно оговорить, что основное чувство которая вызывает гама - это страх. Страх порожденный глубоко проработанным мрачным игровым миром, прекрасной работой дизайнеров, которая обеспечивает полное погружение и конечно же своеобразным геймплеем. При этом, что интересно, ты воспринимаешь происходящее с Гарретом совершенно естественно, не смотря на то, что противники иногда тупят(а особенно в городе на последних этапах игры, когда наблюдать за ними даже становится интересно), игра выполнена не на самом высоком графическом уровне. Но согласитесь, уважаемые , графика делает игру всего лишь красивой, но не строит геймплей, что конечно же куда более важная часть хорошей игры.
И вот, после немалой доли адреналина, полученной во время препрохождения упомянутого третьего вора мы курили с ДВ и размышляли о том как же вызвать страх у игрока, и о природе человеческого страха в общем. Перепройденая игрушка эта - одна из самых глубоких, мрачных и страшных из всего, что мне доводилось играть. Эта игрушка доводила меня до того, что я от страха кричал перед монитором и с нервным смехом убегал на кухню. Смешно звучит, но тем не менее это так и это чертовски интересно.
И вот разговаривая о том что-же пугает человека, я вспомнил любопытную, забавную и поучительную историю, произошедшею со мной где-то в это же время ровно год назад.
Я ночевал в офисе. Один. Работал я в Ёпъ около трех или четырех месяцев и это была моя первая ночевка. Продиктована она была не производственной необходимостью, не каким-нибудь авралом, а банальным, но святым для геймдевщика желанием поиграть в игру. Игрой этой был именно этот самый третий вор. Я долго ждал игру, я был фанатом первых двух игр, меня очень перла стилистика этих игр - хаммертиты, паганцы, механисты... эх(Лангуст смахивает слезу). После распада looking glass studios - оригинального разработчика вора - я боялся что Гаррет станет ушедшей в прошлое легендой. Но новые разработчики(ion storm) меня порадовали. Это конечно не первые две игры, но это все тот же Вор.
Важно то, что как только гама появилась у меня в руках, я понял что мне сегодня придется ночевать на работе. Дома у меня был комп, но этому компу было лет пять и это был 400-й селерон, с проблемами тянущий третью кваку, не говоря уж о требовательном к современному железу третьему вору. Поэтому ночевка была единственным способом насладится игрой, которую я уж никак не хотел пропускать мимо, как это было со многими хорошими играми до этого.
Тут стоит сделать небольшую ремарку специально для ДВ, который первый услышал эту историю, и как я выяснил - она была недостаточно правдива. Тогда я говорил, что игрой-виновницей ночевки был третий дум, который вышел приблизительно в тот же промежуток времени. Сегодня вспоминая все в деталях, я вспомнил что это был таки Вор, потому что в Дум играть я оставался в офисе не один. Со мной был небезызвестный программист Иров. Я помню как мы вдвоем честно защищали Дум перед фанатами анрыла в Ёпъ и потом твердо решили остаться на ночь и всласть погамать. (дело молодое, детей да жен у нас нет, вот мы и пьем нектар жизни... просиживая молодость за компами :))) )И погамали - каждый за своей тачкой. Так что действия, которые я совершал той ночью просто невозможны, потому что на глазах у Ирова я бы не решился их совершать :) Что же это за постыдные действия такие? За мной, за мной мой читатель я расскажу тебе о них.
Оттого же, что это был третий вор, мой рассказ становится еще более в тему и еще более символичным.
Так вот: я сижу в оффисе. Три часа ночи и я подумываю идти на боковую. Мне страшно и стремно. Я только что вышел из Abysmale Dale - корабля призрака, темные трюмы которого заполняли андеды. Я провел на корабле около получаса, но хрипы за стенами и углами удлинили эти тридцать минут, как мне казалось в четыре, а то и пять раз. С рук капает холодный пот, нервы, не так давно натянутые словно струны сейчас обвисли и я перебываю в своеобразном кататоническом расслаблении.
Еще в лодке, когда я только отправлялся на корабль, у меня появилось желание отлить (ночью я выхлестал 3-4 кружки кофе, что отодвинуло меня ото сна, и еще больше напрягло мои ощущения). Конечно, крутые ребята не гадят и не писают - во всяком случае я не разу не видел и не слыхал упоминаний о том, чтобы Бэтмен или скажем Лара Крофт справляли нужды. Не знаю как они без этого обходятся, но я-то отнюдь не так крут... и испытывая приключения вместе с Гарретом (бессмертным героем серии Theif), плывя на лодке к зловещему темному силуэту корабля я не мог оставить его одного, до того вжился в его шкуру. Я героически сдерживал естественную потребность на борту корабля, побеждая в себе все грязные животные инстикты. Но между тем природа брала свое. И вот Абисмайл Дэйл позади и после посещения корабля призрака в голове роится много всяких ощущений, при всем при этом я нестерпимо, нечеловечески сильно хочу отлить.
Я прошу простить привередливых брезгливых читателей за подобные подробности, но из песни слов не выкинешь...
Итак я беру фонарик и отправляюсь в туалет. Чувствую, что необходимость фонарика тоже нужно объяснить. Во-первых, кто же играет в страшные игры или, к примеру, смотрит страшные фильмы при дневном свете или с включенным светом? Только те, кто не уважают жанр. Во-вторых, мне было стремно включать свет - потому что офис Ёпъ находится на втором этаже здания цеха института металлов и сплавов. Это большое захолустное учреждение, во время совка предназначенного для создания и испытаний всяких сверхпрочных материалов. Времена союза минули, и сейчас там запустение как на большинстве "заводов" не-индустриального значения. На территории находится несколько цехов, различные установки и т.п. Наш офис располагается на втором этаже пристройки к цеху, в которой раньше сидели инженеры. Цех - внушительное обшарпанное, залитое маслом и засыпанное стружками помещение с потолком - метров в 12. О цехе я еще расскажу дополнительно и пока его описание не так важно, как тот факт, что по территории завода по ночам ходят охранники, а цех располагается в самом центре этой территории (и конечно же пристройка к нему). Для меня это было решающим пунктом, ведь во-первых: я не знал можно ли находится на территории завода ночью (можно) и потому напрягался от каждого шороха за окном, боялся, что сейчас за мной придут и чего-то в таком роде; во-вторых: я, на всякий случай, боялся гнева шефа который мог узнать что в офисе кто-то оставался на ночь без его разрешения(напрасно) потому что мое положение в Ёпъ еще не было таким прочным и я боялся в общем чего угодно, потому что работой очень дорожил.
От этих двух причин я не хотел, чтобы о моем перебивании в офисе ночью кто-либо знал. Оттого я боялся зажигать свет, и если мне что-либо было нужно я сникал по комнате наощупь (конечно же не как Гаррет, а должно быть гораздо неосторожнее, громче и глупее), а когда нужно было отправится в соседнюю комнату - я брал фонарик, справедливо полагая что его мелькающий свет в окнах Ёпъ еще более насторожит охранников, чем бесстыдно зажженный свет. И потому пытался освещать фонариком только пол и стену, которая находится против окон (тогда еще возле нее стояли автоматы и ружья для вервольфа - реплики боевого оружия, купленные больше для понта, чем для моделинга с них оружия для игры)
Было лето, было жарко и я был в футболке, трусах :) и кроссовках одетых на спех на босу ногу. В общем-то я собирался идти спать, спать летом на неудобных офисных стульях (особенно неудобны в них торчащие неснимаемые металлические подлокотники), да еще в джинсах не очень круто. Кроме того, я решил, что если я один, то могу себе позволить снять джинсы.
И вот наш маленький герой в одних трусах, в три часа ночи в глубине индустриальной базы, снИкая и опасаясь гардов, осторожно крадется к двери офиса, чтобы справить нужду.
В Епъ два входа - один внешний - простая железная лестница, напоминающая америкосовские пожарные лестницы. Этот вариант сразу отпал сам собой - одиноко писающий молодой человек в одних трусах посреди территории завода для охранников мог показаться, по меньшей мере странным. Кроме того, специально, для удобства закрывания двери в темное время суток, над этой лестницей находится датчик движения, который включает свет если рядом что-то движется. При этом он реагирует решительно на все - на пролетающих мимо жуков, на пробегающих внизу, ну и конечно на желающих отлить геймдизайнеров. Лишний раз привлекать к себе внимание таким образом я не хотел. Где выключается датчик я тогда не знал (за бойлером для нагревания дистилированой воды), и потому выбрал второй вход. Это более "цивилизованный", но менее приятный - бетонный пролетный подъезд. На нижнем этаже этого подъезда большущий тамбур, из которого можно выйти на улицу, и во второй тамбур, который ведет в Цех и в туалет.
"Цех" - именно так, с большой буквы - это нечто, заслуживающее отдельного большого и пространного описания, и может быть когда нибудь, я сделаю над собой такое усилие.
В Цеху располагаются станки разных профилей, краны, непонятного назначения установки, какие-то странные заготовки, краны и тому подобные вещи, которым и положено быть в цехах институтов металлов и сплавов. Но не только они... там есть еще что-то, словно сошедшее с рассказов Кинга. Скажу лишь, что порой мне настолько страшно, что я боюсь ЗАЙТИ в него в темное время суток. Спустится в темноту подъезда ночью и очутится перед исцарапанной пластиково-металлической двустворчатой дверью, за которой живет Цех - подвиг, на которой я не всегда решаюсь. А побыть в цеху - это вообще что-то неслыханное - мой рекорд по длительности в одиночку - не более десяти минут.
Цех действительно живет по ночам, он полон мельчайших звуков и неожиданных движений - оттуда доносятся - что-то капает, неожиданно вздрагивают стоящие рядом трубы, что-то поскрипывает, кто-то ходит, я не могу описать эти звуки. Чтобы понять их надо слышать. Тем не менее, в цеху действительно никого нет! Там нет людей. Фонарик выхватывает в пыльном свете влажные механизмы, которые угрюмо глядят на тебя и что-то таят в глубоких тенях. Ты чувствуешь насколько ты маленький и одинокий и что компы, люди и все остальное - если не вымысел тут, то совершенно другая жизнь, не та, в которой оказался ты. Ты боишься быть пойманным, ты дергаешься от того что производишь так много звуков, которые выдают тебя, мурашки идут по коже оттого что ты не можешь определить откуда эти звуки идут, мозг мгновенно находит десятки объяснений всему что происходит вокруг, и многие из этих объяснений достаточно страшны, чтобы стараться от них отмахиваться, но они неумолимо преследуют твои ощущения, доказывая свое право на жизнь.
Это очень тяжело описать и передать. Днем ты понимаешь что дребезг - это неплотно стоящие в рамах стекла, капель - протекающая крыша и звуки туалета и душевой, которая дальше в цеху, шаги - хлопанье тряпки на ветру у выбитого окна. Ты находишь тысячи обыденных оправданий всем тысячам мельчайших событий, свидетелям которым ты был ночью. Ты понимаешь так много и тебе совсем не страшно. Днем, когда ты оттуда уже вернулся. Но знаешь, что зайти в цех следующий раз будет еще страшнее.
Я забыл сказать, что когда рабочие цеха уходят домой - они конечно же гасят все освещение цеха, тамбура, и запирают второй выход навесным амбарным замком, который висит снаружи. Поэтому выйти ночью на улицу можно только через первый вход. Но я уже упомянул, что возле второго выхода, во втором тамбуре из которого мы попадаем в цех, есть туалет. Это один из самых жутких и гадких туалетов, которые мне приходилось видеть. Обшарпанное помещение, кабинки без дверей, заунывное гудение галогеновых ламп в высоте, жужжание мух, повсеместные пользованные газетки, и конечно же обилие несмытых гигантских молодецких какашек разной свежести и плотности, которые рабочие, должно быть по какому-то странному обычаю как правило не смывают. Стоит ли говорить что там стоит жуткий, отдающий аммиаком одуряющий запах.
Туалет этот не имеет двери, а вход в цех открыт. Поэтому если зайти во второй тамбур ты можешь видеть ничем не прегражденную темноту Цеха, и, конечно же, как говаривал господин Ницше, Цех может видеть тебя.
Впрочем я боялся, что увлекусь описанием деталей цеха и, увы, таки увлекся. Возвращаюсь к собственно рассказу. Выходить на улицу мимо датчика движения, который включит свет и тут же меня обнаружит, я не мог. Спасением оставался туалет в цеху. Не нужно улыбаться. Мне тогда было не до смеха. Я никогда не ходил в цех в такое время. Я ходил, когда в офисе еще были люди. В ту ночь же я был один. В полностью темном здании в два часа ночи. В голове был еще один выход, смешной и унизительный, и я к нему еще вернусь. Но я решил быть крутым и решил спуститься в туалет в цех. Зачем-то одев джинсы (так мне наверное было менее страшно), я сжал фонарик, и открыл дверь что ведет в подъезд. Где там включается свет, я не знаю до сих пор. И включать бы его не стал - боялся что меня засекут.... Свет фонарика гулял по перилам, и гигантские сетчатые тени от прутьев и перекладин тряслись и бегали по зеленым измызганным стенам подъезда.
Храбрости хватило только на то, чтобы спустится на один пролет. Я простоял на площадке между вторым и первым этажом минут пять. Внутренне ругая и смеясь над собою и так же внутренне сотрясаясь от страха. Не забывайте что только что я вылез из Абисмайл Дейла; не забывайте что я вообще натура впечатлительная и не умею чувствовать по-чуть чуть - я либо не чувствую ничего, либо на полную катушку; я слышал так много и видел так мало и я знал что Цех ждет....
И я сдался. Я вернулся в офис, и пока поднимался я думал, как незащищена перед темнотой моя спина и как постыдно и заманчиво для Цеха мое бегство.
В общем, я испугался не на шутку. Сидя в углу помещения, которое раньше в ЕПъ было кухней я готился, и одновременно с этим упивался пережитыми за этот небольшой промежуток времени незабываемыми ощущениями. Окно кухни было открыто внутрь и я курил в него одну из немногих оставшийся сигарет... вообще-то в офисе курить нельзя, но я решил, что к утру все развеется. К тому же на дворе лето, все окна и двери днем откроются и ничего не будет мешать залетать внутрь помещения дыму, в огромных количествах извергаемому курящими на металлической лестнице сотрудниками. Утром, когда все собираются на работу - первым делом - каждый заваривает себе кофе или чая, а те, кто курят, отправляются краткую утреннюю прокурку. Так что алиби с самого утра мне было обеспечено.
Сидеть на полу было очень страшно и при этом обидно и досадно. И все еще и еще сильнее хотелось писать. И я решился на постыдный и забавный шаг. Я взял литровую баночку и расстегнул ширинку :) При помощи этой самой баночки поливали водой немногочисленные чахлые цветы, что произрастали в главной комнате, в которой тогда умещалась вся команда Ёпъ.
Это конечно забавно, но войдите в моё положение :)) Тогда для меня баночка оказалась панацеей. Я пописал в нее и мне сразу же стало легче и беззаботней. "Вот и все - думал я, - теперь можно ложиться на боковую..."
Вот только куда деть содержание баночки?
На окнах решетки, и баночку сквозь них не просунешь. Можно конечно попробовать осторожно выливать мочу сквозь прутья решеток, но я сомневался, что обладаю должной степенью мастерства и сноровки, чтобы не замарать подоконник, прутья и стену. В голове вспомнился еще один случай - опять же связанный с работой - устанавливали мы на крыше этого самого Цеха тарелку. Я был на верху и крутил ее. Снизу мне кто-то звонил и давал корректировки. Было это долго и утомительно. Уже потемнело и на улицах никого не было. И мне захотелось в туалет. С низу меня почти не было видно в темноте, спускаться было очень долго (карабкаться по неустойчивой вертикальной лестнице) . И я пописал с крыши :) Забавно было еще и то, что на следующее утро, когда я подходил к работе - я обнаружил потеки под крышей. Те самые, моего производства, которые почему-то не высохли за ночь. Короче говоря: держа в руках баночку я решил что потеки мочи под окнами - это конечно следующий шаг после крыши, но слишком нагло и подозрительно. Под окнами потеки конечно же будут заметны потому что никаких деревьев, которые могли бы скрыть мое преступление, поблизости не было.
Я решил осторожно приоткрыть вход двери, ведущей на металлическую лестницу (ту, на которой у нас по утрам курят сотрудники) и выплеснуть мочу вниз. Если достаточно сильно плеснуть, то содержимое баночки попадет на травку и никто ничего не заметит.
И вот с этим решением я иду к упомянутой двери с теплой баночкой в руке. Я прошел половину комнаты и тут меня настиг страшный скрежещущий звук, перерастающий в грохочущий металлический рев, а потом дикий грохот. Звук был совсем рядом, и я помню что решил одновременно что меня засекли охранники, что это Цех (а какие еще звуки как не металлический грохот и скрежет должен издавать жаждущий геймдизайнеров живой мистический Цех?), что кто-то яростно стучит в дверь, ведущую в подъезд цеха. А потом я понял что это не за дверью и что это уже тут! Совсем рядом со мной!
В общем, тряхнуло меня очень сильно. Физически тряхнуло. Словно ударило электричеством. Волосы на голове и шее встали дыбом. Теперь я знаю, что это не просто красивая фраза.
Когда я обернулся - оказалось что это упали ружья и автоматы до этого прислоненные к стене. Каким чудом мне удалось задеть их, я не знаю - я ничего не почувствовал, когда проходил мимо них...
И, черт возьми - это был один из самых жутких моментов в моей жизни. Как я не расплескал мочу в банке, я не знаю... может и расплескал, но немного, потому что вытирать ее не пришлось (вытирание я бы запомнил)
Мочу я успешно выплеснул, как и планировал. И заснул, по-моему достаточно быстро.
Вот такая вот фигня. Забавно и отчего то грустно мне вспоминать о той ночи. Замечателен тот факт, что после настоящего шока, который я пережил, когда оружие обрушилось на пол, боятся всего вокруг я стал ГОРАЗДО меньше, и даже утром (проснулся я в шесть, чтобы меня не застали спящим и не обвинили в ночевке на работе), когда еще было темно - сходил в Цех. Цех спал. И это был всего лишь старый, ничем не примечательный, обшарпанный дом, в котором стояли старые станки. Он обманул меня в тот раз и утром я решил что победил его. Но ночью, когда я засиживался на работе, я больше спускался в него. А на прошлой неделе - в девять вечера, когда не было слишком темно, я таки сходил туда и выкурил сигарету в полумраке. Хотел пройти по всему цеху кругом, но не смог. Я слышал, как он просыпается. И я понял, что тем утром ошибался в своей победе, что такие вещи как Цех никогда не исчезнут окончательно, и что возможно я вовсе не задевал рухнувшее рядом со мной оружие..