Аннотация: Добавление к букве Д, если к ней есть что-то добавить.
Дополнение к букве Д:
Духоборцы-русская секта рационалистического направления. Думают, что она получила начало от неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740-1750 г.г. в селе Охочем Харьковской губернии, учение которого было отголоском проповеди Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь, с ересью Косого и Башкина. Дальнейшее развитие этого учения принадлежит Силуану Колесникову, жившему в Екатеринославской области (в 1750-75), большому начетчику, знакомому с сочинениями Эккартсгаузена и Сен-Мартена. Продолжателями Колесникова были в 1755-85 г.г. однодворец Иларион Побирохин и отставной унтер-офицер Капустин, оба были жителями Тамбовской губернии. Затем секта обнаружена была во многих других русских губерниях. По официальным исчислениям 1826 г. духоборцев было в России 27000, а в 1841 г. - 29000. В первый раз обращено было внимание правительства на духоборчество в 1773 г.; затем они подвергались гонению в 1793-94, 1797-1800 г.г. Часто им удавалось избегать преследований, так как Колесников учил наружно покоряться церкви и правительству и только Капустин воспретил духоборцам это хитрое притворство. Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте Д. И. В. Лопухин (масон) дал о ней самый хороший отзыв. Известный украинский философ Г. С. Сковорода составил для них своего рода катехизис, "Исповедание веры Духоборцев Екатеринославских", отданное позже местному губернатору. По замыслу масона Лопухина был принят закон о переселении всех духоборцев в Мелитопольский уезд (Таврической губернии), на берега реки Молочной, но многие из сектантов остались на прежних местах. В 1811 г. духоборы в числе 4000 человек просили о позволении поселиться на новозавоеванном берегу Дуная, но по причине войны 1812 года им это не было разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение духоборов из других мест и на Молочные берега, где им тогда уже жилось как нельзя лучше, так как при большом обилии земли (79000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве(появилась даже духоборческая сказка о молочных реках и кисельных берегах). С 1819 г. благосклонное внимание правительства к духоборцам прекращается. В 1837 г. последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил духоборцев, еще остававшихся на Молочных водах. Его заметки о них - очень ценный источник сведений о духоборах. У них не было письменного изложения духоборческого учения: между ними очень мало было грамотных, а лиц образованных и вовсе не существовало(зачем замутнять чистые воды разума). Поэтому сведения об их учении заимствуются исключительно из записей и рассказов, сделанных посторонними им лицами. Исходным пунктом их учения была квакерская идея: в душе человека пребывает сам Бог, и сам он наставляет человека своим логосным словом. Памятие человека уподобляется ими Богу Отцу, разум - Богу Сыну, воля - Духу Святому; Отец - это свет, Сын - живот, Святый Дух - покой, Отец - высота, Сын - широта, Святой Дух - глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно - в человеческой душе. Это учение вполне аналогично доктринам других еретиков - Савеллия и Павла Самосатского. Душа человека, по учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с павшими в то же время духами; души посылаются на землю и облекаются в тела в наказание за падение. Первородного греха духоборцы не признавали: "всяк сам по себе грешен и спасен". После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника - в животное. Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь: 1-е - смирение, 2-е - разумение, 3-е - воздержание, 4-е - братолюбие, 5-е - милосердие, 6-е - совет, 7-е - любовь. Разница между теперешней и будущею жизнью праведников - только в том, что в последней они будут жить без грешников. Воскресения тел не будет, и самая кончина мира ограничится истреблением грешников. И. Христос, по понятию духоборцев, был простой человек, в котором с особенной силой выражался божественный разум. И его душа подлежит переселению, как всякая душа: она обитала в Колесникове, в Капустине и в других посвященных. Распялся Иисус плотью, чтобы показать нам пример страдания. Вообще историю Христа нужно понимать духовно: Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься. Духоборы признавали все 10 заповедей; в их псалмах обличаются пороки и всякая неправда; лишь 5-я заповедь ими была изменена. Настойчиво проповедуется у них благочестие в мыслях и во всех делах. Все люди по естеству равны между собой; внешание отличия, каковы бы они ни были, ничего не значат. Чада божии сами исполняют что следует, без принуждения; власти нужны не для них, а разве что для укрощения злых, татей(воровок) и разбойников. Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с врагами, ведь они тоже божьи люди. В 1841 г. (при переселении за Кавказ на новые воды) духоборы показывали полную покорность властям, говоря: "царя почитаем, милостивым властям повинуемся; кто безвинно бьет и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем... Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово". К составу этой "церкви", по Колесникову, принадлежат все высоко одаренные Божественным разумом, не исключая евреев, магометан и турок. Библию духоборы любили, признавали данной от всеверхнего Бога, но брали в основном из нее "только полезное" для них, а остальное отметали или толковали иносказательно, в своем особом смысле. Главное значение они присваивают своей "книге животной", т. е. сохраняющемуся в их среде преданию, живому слову как живой воде в противоположность мертвой воде(писанное слово для них было мертвым). "Животная книга" слагается у них из их "псалмов", которые представляют или перифраз псалмов Давида, или их собственную импровизацию. О апостольских преемниках (священстве) духоборы говорили: "тот преемник, кто чист делом и телом, смирен и кроток, добрым делам покорен, а от дурных удален". Исповедываться нужно не одному какому-либо человеку, а Богу небесному, перед всеми, прося у всех прощения. Причащение понимается ими духовно, в смысле внутреннего восприятия в себя слова Божия. Брак таинством у них не считается и совершается единственно по взаимному согласию брачащихся сторон; кто хочет - венчается в церкви, но лучше дать клятву любви между собой и внутри себя. Пост, по их понятию, - это воздержание от злых мыслей, слов и плохих дел. Святых и Богородицу духоборы почитали, но их на помощь не призывали, хотя и справляли храмовые праздники в своих селах; за умерших не молились, икон и уставов святых отцов не признавали. Богослужение духоборческое совершалось в комнате, посреди которой стоял дубовый стол с хлебом и солью, или на открытом поле и состояло в чтении псалмов, пении молитв и взаимном целовании; иногда их наставники при этом говорили разумные поучения. Управление делами общины у духоборцев принадлежало мирской сходке старцевв. Для души, по мнению духоборцев, безразлично, в каком теле ей приходится обитать; у нее один отец - Бог, и одна мать - природа. Поэтому они своих родителей не называли отцом и матерью: сын называет отца просто по имени или же, если он стар, старичком, а мать - "няней" или "старушкой". Мужья называли жен сестрами, а жены мужей - братьями. О жизни духоборов одни отзываются с большой похвалой, говоря об отсутствии у них воровства и пьянства, об исправной уплате податей и налогов; по другим же свидетельствам, у них господствовал будто бы разврат и жадность к деньгам, ненависть и ссоры доходили до кровавых истязаний, преступных разборов и убийств. Хотя об этой секте есть монография О. Новицкого "Духоборцы" (2 изд. 1882 г.), но нельзя сказать точно, чтобы она была исследована вполне. В печатных сведениях о ней, как и в официальных донесениях, она часто смешивается с молоканами и даже с хлыстами.
Духовая (музыка духовых инструментов) - состоит из духовых инструментов, исключительно медных или медных и деревянных. По своей гибкости и способности передавать всевозможные музыкальные мысли, духовой оркестр уступает симфоническому оркестру, в котором струнные инструменты соединены с духовыми. Вследствие ограниченности средств духового оркестра и его музыкальная литература далеко не столь обширна, как ноты симфонического оркестра.
Духовая трубка- употребляется некоторыми народами для метания (выдувания) стрел. Любопытно, что это оружие встречается в двух совершенно обособленных областях: с одной стороны - у даяков острова Борнео, с другой - у индейцев Бразилии, Гвианы и Дариенского перешейка. Американская духовая трубка состоит обыкновенно из двух трубок, внешней и внутренней, и имеет в длину до 11 футов; на наружной трубке делается прицел из скорлупы ореха. Стрелы изготавливаются из листа кукурузовой пальмы; один конец заостряется, а другой обертывается ватой и обхватывается волокнами шелковой травы. У даяков духовая трубка имеет до 8 футов в длину и делается обычно также двойной, с тем только отличием, что она может служить и копьем, так как к верхнему концу ее привязывается железный наконечник вроде штык-ножа. Стрелы делаются из игл саговой пальмы. И там, и тут стрелы, острие которых часто намазано ядом, плотно входят в дуло трубки и вылетают оттуда вследствие удара или сильного выдувания. В тропических лесах духовые трубки имеют некоторое преимущество перед огнестрельным оружием: они не производят шума и не пугают дичь, а между тем стрелы летят из них на расстояние 50 и более метров. Есть основание думать, что подобное же духовое ружье было некогда в ходу и у других племен, впоследствии его оставивших. В древнем русском сказании "О человецех незнаемых в восточной стране" говорится о каком-то сибирском народе, живущем в горах (на Алтае), который бросал стрелы из железных трубок, выбивая их молотком. Подобная трубка, только деревянная, известна была и позже, но в качестве игрушки у алтайского населения (даже русского) и встречалась также у вотяков и других племен. Очень вероятно, что духовые трубки послужили впоследствии первообразом ружья, в котором стрела заменилась пулей, а идея удара молоточком или выдувания сменилсь вспышкой пороха.
Духовник- так называется в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния. Духовнику под опасением потери духовного сана запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них и после исповеди они должны быть замолены им и забыты. Исключений из этого правила допускалось раньше два: а) если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против своего государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла; б) если кто хотя бы тайно или умышленно произвел в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна. Запрещалось при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных эротических просьб. Запрещается исповедоваться нескольким человекам разом, не только взрослых, но и нескольких детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена позже в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии духовник всегда обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати. Подпись духовника как свидетеля на духовном завещании признавалась в известных случаях равной подписям двух посторонних свидетелей.
Духовые инструменты- издают звуки натуральной гаммы вследствие сотрясения вдуванием играющего находящегося в них столба воздуха. Эти инструменты имеют цилиндрическую трубку или коническую трубу, прямую или согнутую, открытую с обоих концов, с мундштуком с одной стороны. Они делаются из дерева или металла. В трубку дуют непосредственно в одних инструментах, а в других - через мундштук. Хроматическая гамма на деревянных инструментах добывается с помощью дырочек и клапанов, а на медных - с помощью вентилей и подвижного крона, называемого кулисой. К деревянным инструментам, входящим в состав современного оркестра, относятся: флейты - малая и большая, кларнеты различных величин (малый, большой и басовый), гобой, английский рожок, фагот, контрфагот; к медным: валторны, трубы, корнеты, бюгель-горны (офиклеиды, тубы), тромбоны, саксофоны, саксгорны, саксотромбы. Вентили, смотря по устройству, называются пистонами или стоячими вентилями, цилиндрами или лежачими вентилями. К клавишным духовным инструментам относятся орган и старая фисгармония.
Душа - то верование или убеждение, что живая мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то отличным от материального тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, эта вера свойственна, по-видимому, всему человечеству и может быть констатирована на самых низких ступенях культуры, у самых разных первобытных племен с начальных языческих времен. Происхождение этого верования может быть сведено в конце концов к самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом и даже гробом для разумного духа (Платон, Пифагор). Это "я", это нечто духовное или, в более примитивном представлении, это движущее начало, эта "сила", находящаяся в нас, и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о животворящем духе или о"душе". Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень - точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход, летящий самолет и интеллектуальный компьютер - все это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое существование"я", некоторое движущее начало или "душу". И действительно, многие дикари пользовались часто одним и тем же словом, обозначающим у них "душу", для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как например механизма часиков и т. п. В приложении к человеческой душе убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человк во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек "приходит в себя", т. e. душа как бы возвращается в тело. Наконец, в случае смерти душа покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, человеческий дух как легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено было сравнение с дыханием, следы которого сохранились и много позже в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman - дух, дыхание, душа: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.). По вопросу, где именно имеет душа свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собой. Полинезийцы считали ее местопребыванием полость живота. Карибы, сиамцы помещали душу в сердце и жилах, папуасы и евреи - в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельсий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие - в груди, голове, печени. При смерти душа как бы выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба ее различными народами также понимается различно. Душа может оставаться поблизости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, например, в различных животных. В конце концов, она может соединиться с телом, если последнее сохранилось или тело составляло для нее только бренную оболочку, покинув которую, душа достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой душой или духом и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но и народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, пишущей машинкой или даже с компьютером, с посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой - для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (например, посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случае важны не они, а, так сказать, их "души", которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение души на небо приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение души подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела - сохранение последнего путем мумифицирования. Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему, но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, например, вынесение покойника не через дверь (ногами вперед,чтобы не вернулся обратно), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение себя после похорон огнем и т. д. Некоторые кочевые дикари в случае смерти родича оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, удушают умирающего, набрасывают на него кожу и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело душа становится, по воззрению многих народов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление души предков, даже отождествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о душе часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство - в груди, желания - в животе.
Дуэт(Duetto, Duo) - музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая даже жидкая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального дуэта обширнее, вокального - более простая. Вокальный дуэт пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, например, оперы.
Дхоби(Dhobî) - так называется индийская каста, занимающаяся стиркой чужого белья. Даже самые бедные индусы обычно по религиозному обычаю не стирают белья и платья, а должны отдать его для мытья дхоби за всем известную плату.
Дыба- колода, околоток; как известный вид наказания впервые упоминается в начале XIII в. в договоре Смоленска с Ригой в 1229 г., по которому, если русин окажется виновным, то в дыбу его не сажать, а отдать на поруки; если же поруки не будет, то посадить его в железо. По псковской судной грамоте, если "кто силою в судебню влезет или придверника ударит, то посадити его в дыбу". Позднее, со второй половины XVII в., дыба более была известна как орудие пытки. Подробное описание этого вида пытки дает историк Котошихин; осталось выражение: "попасть в околоток", то есть быть на дыбе.
Дыни- в техническом сельско-хозяйственном производстве стали впервые перерабатываться в Соединенных Штатах, особенно в Калифорнии, на сахар, который они содержат в количестве 7%. Извлечение и очищение такого сахара шло легче, чем свекловичного или даже тростникового, и работы на поле было меньше, чем при выращивании свекловицы, а потому получение из дынь сахара стало обходиться дешевле, чем других видов сахара. Однако урожаи дынь были менее предсказуемы, чем свекловицы и тростника, а потому переработка их особенно не развивалась. Из семечек обычно выжимали жирное масло, а жмыхи как от семян, так и от мякоти составляли хороший корм для скота. Дыни как и арбузы пользуются большой популярностью как сладкая закуска в современной и старой России, она увлекает аппетит как стариков, так и молодых.
Дыхание-ряд беспрерывно чередующихся во время жизни типичных движений грудной клетки в форме вдоха и выдоха и обусловливающих, с одной стороны, прилив свежого воздуха в легкие, а с другой выведение из них же уже испорченного жизненным обменом углекислого газа. В физиологическом же смысле под дыханием понимают: 1) обмен газов между животным организмом и внешней окружающей его средой, что составляет так называемое внешнее, или наружное, дыхательное движение; 2) обмен газов между кровью, с одной стороны, и лимфой и тканевыми элементами тела, с другой, что отвечает внутреннему тканевому дыханию, и 3) газовый обмен в протоплазме самих клеточных элементов, характеризующийся связыванием ими кислорода, т. е. переведением его во внутримолекулярный кислород взамен освобождающихся в этой же протоплазме частиц углекислоты во все время ее жизни; эта форма обмена может вполне считаться внутримолекулярным клеточным дыханием и составляет, конечно, главную сторону функции дыхания. Способность поглощать, связывать свободный кислород и развивать взамен углекислоту составляет фундаментальнейшую черту всего живого, начиная от простейших форм живой протоплазмы и кончая самыми сложными животными формами; это внутримолекулярное клеточное дыхание, сопровождаемое разрядами углекислоты, и лежит в основе жизненного молекулярного движения, и акт внутримолекулярного связывания кислорода протоплазмой соответствует акту заведения часов жизни. Вот почему жизнь как целого организма, так и каждой отдельной составляющей его клетки неразрывна с дыхательным движением живого организма, и остановка последнего обусловливает быструю его смерть (через несколько минут), наступающую тем скорее, чем жизнедеятельнее было живое вещество. Для поддержания жизни клеток нужно, следовательно, поступление к ним новых количеств свободного кислорода воздуха и удаление из них вредной им углекислоты. Это главным образом исполняет кровообращение и на втором месте лимфообращение. Артериальная кровь, беспрерывно подводимая капиллярами в глубину тканей, всегда бывает, благодаря обильному содержанию в ней оксигемоглобина, богата слабо связанным кислородом, легко разъединяемым от гемоглобина жадно притягивающими этот газ живыми клетками организма. С другой стороны, обилие и высокое напряжение углекислоты в тканях сравнительно с артериальной кровью, бедной этим газом, обусловливает переход углекислоты в кровь и превращение ее из артериальной в венозную, а также и переход этого газа и в омывающую тканевые элементы лимфу, находящуюся тоже в обращении. В результате получается беспрерывное заряжение клеточных элементов тканей кислородом и освобождение их от избытка углекислоты. Но для того, чтобы кровообращением достигалась эта двоякая цель, необходимо, чтобы сама кровь со стороны газового состава беспрерывно возобновлялась, т. е. пополняла убыли в себе кислорода, отдаваемого ею тканевым элементам, и освобождалась от углекислоты, получаемой ею беспрерывно из тех же тканевых элементов, живущих как вне сосудистой системы, так и в самом потоке крови и лимфы. Вот эту-то задачу и выполняет в сложных дифференцированных организмах наружное легочное и кожное дыхание(пот тоже выходит через кожный покров) и в особенности первое. Кровь венозная, более бедная кислородом и богатая углекислотой, вполне вентилируется в сфере легких при помощи дыхательных движений, приходя в легочных капиллярах в ближайшее соприкосновение с свежими порциями вдыхаемого воздуха, от которого заимствует кислород и которому отдает избыток углекислоты. В возобновленном виде путем внешнего легочного и кожного дыхания артериальная кровь кровообращением вновь разносится по тканям, где и выполняет свою описанную выше роль при процессах внутреннего тканевого дыхания, и так беспрерывно в течение всей жизни сложных организмов и человека поддерживается этот круговорот газового обмена в живых клетках организма, именуемый общим словом дыхания. Легочное дыхание и кровообращение являются, таким образом, лишь необходимыми приспособлениями у высших животных и человека для поддержания истинного клеточного-тканевого дыхания, и сказанное подтверждается, кроме всего прочего, различием дыхательных органов в различных классах животного царства: так, простейшие (Protozoa) и черви дышат только всей поверхностью тела; эхинодермы - через водяную сосудистую систему; рыбы - жабрами; насекомые через трахеи (воздухоносные трубки) со стигматами, пронизывающими все их тело вплоть до самих дышащих клеток их организма, и наконец позвоночные животные - только легкими, при содействии сложной системы кровообращения. Из общего положения, что все живое дышит, не представляют исключения и растения. Процессы дыхания служат источником развития энергии, утилизируемой животными в форме той или другой двигательной деятельности. Освобождающаяся вследствие процесса дыхания энергия соответствует приблизительно той световой энергии, которая затрачивается в зеленых растениях на разъединение в углекислоте углерода от кислорода при одновременном образовании углеводов, жиров и белковых соединений тел растений. Эти вещества, воплощающие в себе известный запас потенциальной солнечной энергии, будучи приняты в качестве пищевых веществ животными организмами, усваиваются их живой протоплазмой и, жадно стремясь к кислороду, сгорают, развивая определенное количество энергии, затраченное солнечными лучами при образовании их в растении. Необходимый для этого сгорания кислород берется животными организмами из окружающей их среды при помощи различных фаз дыхательного механизма, а освобождающаяся при этом беспрерывно во время жизни углекислота, сопровождаясь развитием живой энергии, служит выражением нестойкого состояния частиц живой материи, которая в своем стремлении к кислороду сгорает так, что углеводы и жиры окисляются до степени углекислоты и воды, белковые вещества до мочевины и других окисленных производных белка. В дыхательном обмене принимают участие только углекислота и вода, тогда как азот пищи, если и выделяется в виде газа, то лишь в самом ничтожном количестве. Таким образом, благодаря ассимилирующей роли растительной протоплазмы, сказывающейся разъединением углекислоты, подготовляется протоплазма, способная к дыханию, следовательно, способная к жизни и к развитию живых сил. Процессы же дыхания животных, а также и горения и тления в широком смысле, возвращают снова растениям новые запасы углекислоты, усвояемой и перерабатываемой ими, и таким образом поддерживается великий круговорот материи и сил между растительным и животным царствами. Воздух претерпевает при легочном дыхании весьма резкие физические и химические изменения. Выдыхаемый воздух в случае, если человек дышит в среде нагретой менее температуры тела, бывает всегда теплее вдыхаемого воздуха. Согревание воздуха в легких происходит вследствие прохождения его через многочисленные бронхи и легочные пузырьки, стенки которых благодаря обилию в них кровеносных сосудов представляются теплыми. По той же причине выдыхаемый воздух представляется для своей температуры насыщенным парами, которые забираются воздухом главным образом с влажной поверхности бронх и легочных пузырьков; чем суше будет вдыхаемый воздух, тем более он будет отнимать от тела воды. Объем выдыхаемого воздуха у человека бывает при остальных равных условиях на 1/50 меньше вдыхаемого: обстоятельство это легче всего объясняется тем, что объемное количество выделяемой человеком углекислоты меньше того, какое бы соответствовало поглощенному за то же время кислороду, так как часть последнего в теле идет и на другие цели. Так как углерод, сгорая с определенным объемом кислорода, дает то же объемное количество углекислоты, в каком был взят кислород для сгорания, то понятно, что если количество удерживаемого в теле кислорода больше того, какое выделяется во выдыхаемой углекислоте, то выдыхаемый воздух по объему должен быть меньше вдыхаемого; при этом азот не принимает при дыхании никакого почти активного участия, а выдыхается в том же количестве, в каком вдыхается. Эта разница в объеме вдыхаемого и выдыхаемого воздуха сказывается только при дыхании, совершающемся спокойно, когда объем выдохнутого воздуха измеряется при одной и той же температуре, давлении и при одном и том же напряжении водяных паров, как и объем вдохнутого воздуха. В противном случае воздух выдохнутый, как более теплый (36-37? Ц), будет иметь и больший объем, нежели воздух вдыхаемый. Самым существенным химическим изменением воздуха при дыхании служит исчезновение из него определенного количества кислорода и накопление углекислоты.
Дэндизм- название господствовавшего в первой половине 19 века стремления части светской и интеллигентной молодежи выделяться из среды общества и высказывать презрение к "толпе". Увлечение дэндизмом возникло и развилось главным образом в Англии, отчасти во Франции. Основателем дэндизма считается англичанин Джорж Брюмель (родился в 1778 г.), окончивший университетский курс в Оксфорде и служивший потом в гусарском полку. Он был дружен с принцем Валлийским, будущим королем Георгом IV, и соперничал с последним из-за успеха в светском обществе. Старость Брюмеля была печальна; он лишился состояния, потерял влияние в свете и умер в доме для умалишенных. Брюмель и руководимая им светская молодежь выработали целый кодекс для исключительного пользования патентованных дэнди. Так, например, они руководились принципом, что нужно оставаться в салоне до тех пор, пока удалось произвести эффект; как только эффект произведен, нужно уйти (ситуационализм, мир как спектакль) и т. п. Аффектация дэнди доходила до крайней эксцентричности; так, например, они ввели в моду платье, которому искусственно придавали потертый вид, перчатки сделанные четырьмя мастерами. В дальнейшем своем развитии дэндизм не остановился на одной внешности. Последовательный дэнди - жестокий эгоист, руководимый исключительно гордостью и самолюбием. Интересным он может быть только в эстетическом отношении, своей заботой о красоте каждого поступка, постоянным наблюдением за своей душевной жизнью, из которой он изгоняет все резкое, все лишенное меры и гармонии. Дэнди является цельным типом только до тех пор, пока он в зените блеска и славы; в несчастье он или делается мизантропом, или концентрирует все свои душевные силы на том, чтобы красиво и с достоинством умереть. Этот тип бессердечных, утонченных эпикурейцев внес в литературу целую галерею фигур: байроновский Дон-Жуан, некоторые герои Бальзака (например, де Марсе) - в значительной степени продукт дэндизма. Многие черты дэндизма, как, например, презрение к толпе, изысканность ощущений и вкусов, заботы об эстетичности и нешаблонности каждого движения, каждого слова и т. д., отразились на некоторых поэтах начала 19 века. Байрон многими сторонами своего характера - несомненный дэнди; отчасти дэнди был и Альфред де Мюссэ. В России в дэндизме упрекали Дружинина. Старым дэнди можно уподобить более модных недавно "яппи" (от англ. янг-пипл-хорошо одетые молодые люди) или последователей революции 1968 г. (лимоновцев) и иных.
Дюжина(Douzaine, Dutzend) - мера счета, обозначающая двенадцать единиц; торговые операции допускали и особенный счет - большую или чертову дюжину (тринадцать штук), которая употреблялась, а может быть, еще в употреблении в некоторых странах, например, в Англии.