Описание: Исследование о тайнах мироздания, кто же на самом деле Денница (лат. Люцифер, греч. Эосфор, ивр. Хилел), почему самый светлый и любимый ангел Бога стал "злом" и другие вопросы.
Примечание: Образ святого отца написан с реальной исторической личности, евнуха Симеона Нового Богослова из Пафлагонии (десятый век нашей эры), у которого был любимый ученик Арсений, тоже евнух из Пафлагонии. Симеон почитается в православии как святой, известен своей нетипичной поэзией о "Божественном эросе". Его мировоззрение во многом перекликается с суфизмом, в ту пору имевшим большое влияние на Востоке. Данная работа является авторской фикцией, хотя и имеет под собой реальные религиозные и исторические основы.
***
В землях Византии жил один святой отец родом из Пафлагонии, прослывший своей великой аскезой, мудростью и любовью к Всевышнему. К нему приходило множество людей, просивших у него благословения. Святой был кроток, смиренен, благообразен и приятен видом, подобный ангелу во всем. Множество учеников очень уважали и любили своего духовного отца, и среди них был некий Арсений; юный, самый искренний, простой и скромный ученик. Учитель давно отметил качества своего особенного ученика, хотя и относился ко всем другим с равной отеческой любовью.
Святой отец был известен своими глубокими познаниями о Боге, ангелах и душах, и другие монахи приходили к нему, чтобы услышать мудрые речи, подобные небесному нектару, дарящие радость и умиротворение. Речи святого были необычными, а иногда удивительными и невероятными. Некоторые завистливые люди клеветали на него, считая его чуть ли не еретиком, и тогда святой со временем перестал говорить о глубоких и непостижимых вещах, недоступных для завистливых и недобрых сердец. Более того, святой понял, что даже среди добрых и духовных людей не все готовы воспринять глубокие истины. Так вера разделилась на внешнюю и внутреннюю, на всеобщую и избранную. Даже своим ближайшим ученикам святой отец не всегда говорил о том, что ему было открыто.
Однажды его любимому ученику, юному иноку Арсению, приснился странный сон. Он увидел архангела Гавриила, прекрасного и доброго, в легкой длинной тунике красно-оранжевого цвета, с волосами и крыльями, как его изображают на иконах, но с необычайным цветом кожи, подобной потемневшему металлу, цвет как темно-синее грозовое облако, переливающееся серебром и бархатной чернотой. Арсений испугался архангела, и подивился на цвет его кожи. Архангел же молвил:
- Не бойся! Один из ваших братьев изобразил меня, и покрыл мою кожу золотой краской. Но краска потемнела, в итоге я стал таким темным. Скажи ему, чтобы перекрасил меня в светлый цвет. Однако черный - не всегда плохой цвет. Черный - цвет власти и силы. Но это не мой цвет, его носит другой архангел.
Арсений проснулся и долго думал над сном. Что это значит? Юноша решил пойти к учителю и рассказать свой сон. Учитель выслушал его и созвал тех учеников, которые занимались иконописью, и спросил их:
- Кто из вас рисовал архангела Гавриила?
Один из них ответил, что он рисовал, учитель велел принести икону. Веление было выполнено, и Арсений увидел, что золотая краска на коже архангела действительно потемнела, стала сине-серой. Учитель передал слова архангела из сна Арсения иконописцу, чтобы тот перекрасил кожу ангела в другой цвет и другой краской, более стойкой.
Когда все разошлись по своим делам, юноша спросил учителя:
- О владыка, что означали странные слова архангела во сне? Почему он сказал, что " черный не всегда плохой цвет. Черный - цвет власти и силы", и что это не его цвет, его носит другой архангел? Какой же? Я не могу вспомнить ни одного, кто носил бы черный цвет.
Учитель глубоко задумался. Очевидно, он знал ответ, но он все еще сомневался в готовности своего ученика, пусть и любимого, в принятии глубоких знаний.
- Люди привыкли считать черный цвет цветом зла, греха и дьявола, на самом же деле любой цвет, включая и черный, несет много значений, положительных и отрицательных.
- А что имел ввиду Гавриил, когда сказал, что этот цвет носит другой архангел?
Учитель погладил голову Арсения и с легкой улыбкой сказал:
- Иди сын мой, позже я расскажу тебе об этом.
Арсений смиренно поклонился и удалился. На следующую ночь Арсению снова привиделся странный сон. Еще более странный, чем прошлый.
Он видел себя на вершине горы, перед ним - города с высокими башнями и сверкающими дворцами, невиданной роскоши и красоты. Словно из небытия появился могучий ангел. Гордый, грозный, воинственный князь, с мечом и щитом в руках, с угрожающе-раскрытыми черными крыльями. Красота и дивность - не те слова, чтобы описать этого ангела, настолько он был невероятен и великолепен. Лицо его сияло так, что черты его ангельского лица было трудно разглядеть. Но в его красоте была какая-то странная и опасная мощь, от которой Арсения бросило в ужас. Он трепетал перед небесным существом, опустил глаза, пал на колени и чувствовал, что все его тело и разум охватывает пульсирующий жар. Земля дрожала под ногами могучего воина, Арсений чувствовал, как он тяжел, как страшен в своей невероятной силе. Идеальная соразмерность его тела была не похожа на человеческую: тонкий стан, плавные изгибы торса и бедер, все в нем дышало такой глубокой гармонией, которую мечтает постичь каждый художник. Его руки и ноги были длинными и стройными, его черты идеально-точенные, ланиты сияли румянцем, словно предрассветный розовый свет окрасил белый снег его божественной кожи. Словно бы вся красота рода людского и природы были лишь каплей в океане красоты ангела.
- Кто ты? - еле ворочая языком спросил юноша, прикрывая ладонью свое лицо от жара и света ангела.
- Я князь мира сего, - ответил ангел, и громоподобный голос звучал отовсюду. Сила и вибрации волнами исходили от ангела, они придавили Арсения к земле. Бедный юноша, не выдержав, упал, распростершись всем телом. Арсений в страхе стал молиться Богу и архангелу Михаилу и... проснулся. Весь трясясь и в холодном поту. Целый день он молился и пребывал в подавленном молчании. Смутная тревога и беспокойство терзали его сердце. Святой отец заметил измененное состояние ученика и вечером, после вечерних богослужений, позвал его к себе в келью.
- Что тебя тревожит, сын мой? - спросил святой.
Арсений, опустив голову, сказал тихо:
- Мне снилась некая могущественная сущность, имени которой я не знаю. Он напугал меня. У меня есть некоторые подозрения, однако я страшусь даже произнести это вслух...
- Расскажи подробнее о том, что ты видел.
И тогда Арсений подробно все рассказал. Он вспомнил все до мельчайших подробностей. "Крылья его были гигантскими, черными с золотым, они как бы полупрозрачны, бесплотны, но я мог разглядеть перья, похожие на павлиньи, с немигающими глазами "- сказал Арсений, - "он был таким огромным, что я доходил ему до бедра, если встал бы рядом. Но благо, он был не так близко, иначе он сжег бы меня своим жаром, раздавил бы своей невиданной силой. Я едва видел его лицо - но точно помню: оно несказанно прекрасно, но грозно. А глаза, они будто выжигали меня, и в тоже время в них не было ненависти и злобы, напротив, это были глаза как у грозного родителя, который смотрит на свое расшалившееся дитя. Я помню запах, похожий на запах роз, такой сильный, что кружится голова. Ангел пах розовым садом. Его тело было идеально сложено, могучее, прекрасное, одетое в черные одежды и украшенное золотом и драгоценностями невиданной красоты. На ногах у него золотые сандалии с золотыми лентами. Вокруг его головы пылали звезды, словно венец, волосы у него длинные, черные, они завлекали своей бархатной чернотой и мягкостью, рассыпались по плечам, и словно длинная мантия обхватывали всю его фигуру".
- На кого он был похож?
- Я бы мог подумать, что это архангел Михаил, но... в нем не было той чистоты, в котором я привык видеть в Михаиле на образах. Ангел в моем сне был... соблазнителен, его прелести будоражат не самые чистые чувства, и весь он, хоть и благороден, в нем кипят буйные страсти. А его огромные внимательные очи... я бы сказал, в них святость и порок ведут не прекращающуюся битву. Я не мог бы такого и представить, пока не увидел это своими глазами.
Святой отец выслушал ученика с внимательностью и, помолчав некоторое время, сказал:
- Ты готов услышать истину?
- Да, мой владыка, - с охотой произнес юноша.
Святой отец сказал:
- Тот, кого ты увидел, никто иной как первородный ангел, вершина творения нашего Бога.
Арсений прикрыл рот рукой, глаза его изобразили удивление и ужас:
- Мои подозрения были правдивы? Неужели это сам...
- Да, это он. Но не бойся, - спокойно ответил святой, - он не причиняет вреда тем, кто верно служит Богу, кто находится на пути праведности. Те нечистые чувства, которые ты испытывал - не от него. Он чистый ангел, такой же чистый, как все ангелы Бога. Он был, есть и будет в сонме святых небесных сил. Но он особенный ангел. Особенный тем, что он словно зеркало отражает все наши потайные чувства, наши плохие мысли, он вытаскивает все наши тайны перед нами, указывает нам на то, над чем еще нужно работать. Те ужасы и страхи, те страсти и соблазны которые мы видим в нем - не от него, а от нас. Чистый человек, взглянувший на него, не увидит ничего плохого и отталкивающего. Напротив, красота и благость ангела предстанут перед чистой душой в первозданном виде, какими наделил его сам Всевышний. И мы увидим его в том состоянии, в котором Бог создал его - святым, светлым, совершенным.
- Так неужели он чист?
- Да, он чист и целомудрен, как любой ангел Господа. Страсти и соблазны, которые иные видят в нем - отражение их страстей и порочных мыслей. Тот страх, который люди испытывают перед ним, это страхи из их сознания. Он не страшен и не порочен, но волей Всевышнего, он обладает непостижимой властью над силами, которые держат всех нас в этом мире.
- Я совершенно запутался! - воскликнул Арсений, - Так неужто он не против Бога? Неужели все то, о чем я знал - неправда?
- Это правда, но лишь часть правды. Истину же не стоит раскрывать всем. Я расскажу тебе то таинственное знание, которое открылось мне в откровении. Не рассказывай это знание недостойным, не рассказывай это знание глупцам, безумцам, тем, у кого сердце закрыто для истины и света, тем, кто раздираем порочными желаниями, кто испытывает жадность, зависть, похоть, кто хулит Бога, кто хулит дьявола, кто хулит других людей. Пообещай мне, что не расскажешь никому из перечисленных людей!
- Обещаю, учитель мой, - сказал Арсений. Святой видел, что юноша честен и открыт, правдив и скромен, и что он с большим вниманием и почтением слушает его. И тогда учитель начал:
- Сверкающий, лучезарный, прекраснейший Сын зари - он, Светоносный херувим! Прекраснейший, мудрейший ангел, любимейший Господом своим. Денница был первым ангелом, созданным Богом, Его любимым сыном. Всевышний Бог поставил его главою всех ангелов, а наместником ему был архистратиг Михаил, второй самый близкий ангел к Богу.
Итак, дивный херувим был сотворен совершенным и прекрасным, наполненным любовью и святостью, в нем не было изъяна, он был совершенным созданием Бога. Эту историю вы все знаете.
- Да, эту историю мы знаем.
- Но далее, я поведаю тебе тайну, о которой ведомо немногим. Почему Сын Зари? А потому что он был сотворен на самой заре творения, когда Всевышний только задумал великий план. Из чистого божественного импульса родилось бытие, в бытии первым существом был он - любимая сущность Господа. Однако Бога посетило сомнение в бытии, и тогда первородный ангел впитал то сомнение в себя. С тех пор, он как бы служит духовным зеркалом мира и душ. Он ищет недостатки, чтобы исправить их. Итак, Светоносный Сын зари был наделен Всевышним свободой выбора, свободой проявления своих эмоций и стремлением к познанию самого себя. И как ближайший и совершеннейший ангел, он не мог согрешить против своего Создателя и пасть. Если мы думаем, что лучшее творение Господа нашего способно пасть, способно на вражду со своим Создателем против воли самого Создателя, значит, мы сомневаемся в самом Боге? Если мы считаем, что есть сила, противостоящая Богу, значит, мы не верим в абсолютное могущество Бога! Если мы верим, что изначально чистый, прекрасный, святой архангел может пойти против Бога, противиться Его воле, значит мы не верим в самого Бога, не верим в Его мудрость и божественный промысел. И если самое великое создание могло бы пасть, то что говорить о более маленьких и слабых созданиях? Для них не было бы никакого шанса к стойкости в истине.
- Но как же так? Что на самом деле стало с Эосфором, раз он не падал с Неба?
- Когда Господь сотворил рай (блаженство), он сотворил и ад (страдание), когда он сотворил добро, появилось и зло. Зло не могло возникнуть само по себе. Добро и зло - две стороны одного и того же могущественного духовного существа, стоящего выше этих понятий. И чтобы управлять этими силами, Бог поставил во главу каждой силы своих верных архангелов.
- И Господь поставил Эосфора владыкою темных сил?
- Да. Что же такое тьма? Это материя, тень духа. Бытие разделилось на несколько сфер, и чем ниже, чем плотнее. Высший духовный свет, ниспадая в низшие сферы, уплотнялся, становясь материей. В сравнении с духом, это тьма, но в наших глазах это тот же свет, свет огня, молнии, солнца, эта загадочная энергия пронизывает весь видимый космос и движет нашим миром. Этот свет от Бога превращается в свет Эосфора. В данном случае, Светоносный ангел является как бы призмой, через которую проходит божественный свет и обретает иную природу. Мы все тоже являемся призмами, через которые проходит божественный свет, просто в маленьком масштабе. Тогда как Сын зари вмещает в себя столько Божьего света, что этот свет (энергия) контролирует всю нашу вселенную, все материальное бытие. Только представь, какова его мощь!
Итак, с чего все началось? Когда в Боге появилась Идея создать в мире форм силы, а вернее сферы, через которые должен нисходит божественный свет, Бог созвал своих верных архангелов, и те, лучезарные и совершенные, явились к Нему, преклонились перед сияющим троном Всевышнего. Бог был так прекрасен и чудесен, что даже его ближайшие архангелы были не в силах вынести взгляда на Него. Они скрывают свои лица крыльями, они воспевают Ему хвалу в любви и трепете. Вокруг трона Всевышнего стоят серафимы и херувимы, пылающие и всемудрые, удивительные творения Господа. Они тоже не могут смотреть прямо на Бога и закрывают свои лица. Всевышний, глава и создатель всего и вся, взглянул на своих любимых архангелов с нежностью и сказал: "Поднимитесь, сыновья мои".
Архангелы встали. Среди них главные князья, Михаил и Эосфор. Когда они поднялись, когда приблизились к Всевышнему с трепетом, Бог взял за одну руку Михаила, а другой рукой взял руку Эосфора и сказал; голос Его звучал неизъяснимой красотой и мощью: "У Меня к вам есть просьба, очень деликатная и важная. Две силы Я сотворил, дабы создать мир форм. Без двух начал нет и мира форм. Я хочу поместить туда живых существ в тела из воздуха, из огня, из воды и из земли. Владыками хочу Я поставить вас над своими творениями и силами". Архангелы поцеловали сияющие руки Бога и с пылающим жаром любви молвили: "Да, наш повелитель, мы исполним все, чего Ты желаешь!" Бог улыбнулся, но затем улыбка спала с прекрасного Его лика. Светоносный, ближайший к Богу ангел, заметил перемену в своем Творце, сжал руку Его сильнее, и в сердце своем воззвал к Нему. И был между ними диалог, известный только им, в святая святых.
Творец молвил: "Но есть одна заминка. Кто из вас согласиться стать повелителем сил тьмы и материи? Кто будет мрачным владыкою ада и карающих сил? Из вас, кто станет им, должен готовиться к тому, что будут все живые создания проклинать имя его, что со страхом и ненавистью будут поносить его, осмеивать, хулить. Кто должен нести тяжелую ношу владыки смерти, владыки мира материи и тлена, кто должен до скончания времен, быть то недругом, то другом для тех, или иных. Глядите - ноша велика и тяжела!" - все архангелы испугались, вздрогнули, пали на колени. Михаил не дрогнул, но медлил с ответом. И лишь Светоносный Сын зари стоял в спокойствии, Денница не дрогнул, не отверг идею Бога, но с превеликим рвением сказал: "Пусть будет так, как пожелаешь Ты! Я готов понести эту ношу ради Тебя! Не страшны мне хула и проклятия, что мне до них? Я Твой слуга, Твой исполнитель, Твоя рука на земле и небесах! И потому, лишь Твое мнение и повеление для меня превыше всего! Под светом Твоей бесконечной любви мне не страшны хоть все проклятия и хула всей Вселенной!" - так молвил лучезарный херувим, и склонил свою венценосную голову к коленям Бога. Архангел Михаил также склонил свою прекрасную златокудрую голову к коленям Бога и молвил: "Пусть будет так, как пожелаешь Ты!"
Всевышний положил свои ладони на головы своих любимых архангелов, благословляя их. Перед Ним был выбор: кого из них сделать владыкой света, а кого владыкой тьмы? Он читал их сердца, Он знал все их помыслы. Сердца обоих архангелов были чисты, светлы, святы. Но Эосфор, самый любимый Богом, пылал желанием познания и новых идей, он жаждал исполнить желание Создателя, его сердце пламенело от любви к Создателю, и так пылало, что этот свет жег ангелов, со страхом закрывавшихся крыльями от Светоносного. Он, как огромное зеркало, отражал свет Всевышнего во всей его силе и великолепии.
И вот, произошло величайшее таинство. Серафимы и херувимы плотным кольцом окружили трон Господа, огромными, как сами небеса, крыльями плотно закрывая то место. И пели они хвалу сладостными и чистыми голосами. Великие князья поклонились снова перед Всевышним, который встал с трона, сияя всей своей величественной красотой и совершенством, непередаваемой даже языком ангелов. На склоненную голову Эосфора Господь надел венец, черный, как ночное небо со звездами, исполненный всеми прелестями мира форм и чувств, соблазнами и чарами для заблудших душ, испытаниями и карами. На кротко склоненную голову Михаила Он надел венец, белый как молния, сверкающий всеми чудесами мира света и добра, исполненный силы любви, гармонии, исцеления и красоты небес. Всевышний наделил их таинственной властью и несказанной мощью, о том ведомо было немногим. И с любящим благословением Бог отпустил своих архангелов, и спустились они с высот духовных небес в мир форм (мир материи и физических законов). И пылали два архангела как солнце, и говорили духи: два солнца взошло на небе. И было невыносимо жарко от сияния, особенно от света Денницы, взмолились они Богу о милости.
Всевышний повелел архангелам ослабить сияния, Денница исполнил повеление Господа, и первым погасил свое неизмеримое сияние. И стремительно ушел он в нижнее небо, и верные ему ангелы последовали за ним, сквозь все уплотняющийся свет, переходящий во тьму. Треть небесного воинства спустились в мир вместе с Денницей. Вторая треть была под властью Михаила, и остальная часть ангелов была под властью Гавриила.
Ангелы под началом Светоносного любили своего господина. Своим совершенным прекрасным обликом и любовью к Богу, он вдохновлял их на свершения благих дел, он вдохновлял остальных божественных созданий, пробуждая к познанию Бога и помощи ему во всех начинаниях.
Ангелы восхищались Денницей, трепетали перед ним. Раньше лучезарный архангел стоял перед Богом как первосвященник, передавая молитвы низших ангелов и живых существ своему Творцу. Не будучи самолюбивым и гордым, он, как никто другой, следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонмов духов, и любовь к нему лишь крепла. И теперь Денница как бы пал, гордый, дерзкий, непокорный, и верные ему ангелы последовали за ним. Они верили в него, верили в его преданность и любовь к Богу. Они говорили: "Наш господин не может ошибиться! Если Бог сделал его владыкой над материей и тьмой, значит такова воля Бога. И мы должны верить в Бога и в любовь нашего господина к Богу!".
Когда Денница покинул Небеса, Бог заплакал. Он все знал, Он, мудрейший, величайший и совершеннейший, но Он плакал так чисто и искренне, как плачет невинный ребенок от разлуки с любимыми людьми. Ведь чистота, детская невинность и искренность - от Бога. Ему не чужды эмоции, но Он Господин всех эмоций, в Нем они проявляются в первейшей чистоте. Он плакал от любви к Деннице, Он плакал, потому что Его возлюбленный ангел так самоотверженно и самозабвенно отдался Его воле, не побоялся прослыть проклятым исчадием зла ради своего Господа.
Там, в темном мире, Светоносный воссел на троне, подобный драгоценному камню, скрытому под слоем пепла. А могучий князь Михаил повел своих светлых ангелов за собой, расселил их по миру, и по воле Всевышнего, дал каждому ангелу поручение. И время от времени ведут эти два великих князья войну друг с другом. Не забывал Михаил, что Денница - любимейший и ближайший слуга Бога, и Денница не забывал, что Михаил его любящий брат. Их битвы - как две тучи, разящие молнии, чтобы поддерживать баланс в мире форм, чтобы порождать энергии, разряжать пространство. Без столкновения двух полюсов не рождается ничто в мире материи.
Их битвы не похожи на битвы людей. Их битвы - это прекрасный танец, вихрь энергий, это бушующая стихия! Невозможно описать человеческими словами их божественную битву.
Не восхваляй тьму, но и не хули ее. Знай, что и свет и тьма имеют единый источник.
Архангел Михаил означает величайшее добро в этом мире, он благо, счастье, милосердие, защита, любовь. Но эти прекрасные явление лишь обратная сторона другого полюса, они также относятся к миру материи, как и тьма, страдание, горе и ненависть.
Архангел Денница - более таинственная и глубокая сущность, ибо изначально благой, он наделен властью над тьмой. Мы не знаем его истинный статус, но мы знаем, что он любимейший ангел Бога, знающие это - не хулите его. Но и будьте осторожны перед его чарами и мощью, выражайте ему почтение, как перед могучей стихией природы. Ибо он - и есть Природа, ее владыка. Но не увлекайтесь его прелестями, не соблазняйтесь им - он испытывает вас. Он как огонь - может согреть, но может и сжечь. Знайте, что он верный слуга Бога, и потому поклоняйтесь Богу, его источнику. Не кланяйтесь Деннице, как своему всевышнему господину, но кланяйтесь ему, как верному и любящему слуге нашего Бога. Испрашивайте у него милости и защиты, как у ангела Бога, но ни в коем случае не кланяйтесь и не молитесь ему, как если бы он был бы единовластным хозяином Мира. А если не можете правильно обращаться к нему - лучше совсем не думайте и не говорите о нем. Он слишком непостижим для нас, слабых людей. Он как меч - острый, опасный, но зависит от нас самих, во благо или зло обратится этот меч. Ведь и Христос говорил, что принес меч, а не мир.
Юный монах в полном изумлении слушал своего учителя и не в силах был произнести слово. Его переполняли сильные эмоции, хотелось плакать и смеяться одновременно. Он чувствовал, как будто с него спали невидимые оковы, которые держали его в подавленности и печали, а теперь... стало так легко и свободно. Эосфор - любимый ангел Бога никогда не падал! Все в руках Бога, и ничто не происходило и не произойдет помимо Его божественно воли! Весь мир полон любящими чистыми духами, и даже страшный и темный Сатана на самом деле верный слуга Бога, даже он - не враг в истинном своем положении.
Юноша вознес хвалу Всевышнему, снова и снова дивился чудесным промыслам Его.