Я родом из детства. А вы? Тоже оттуда? Отлично! Земляки, значит. Всё, что в нас "есть сейчас" - родом из тех мест, где у нас всё это "было тогда". Детские страхи - пугают всю оставшуюся жизнь, детские радости - скрашивают наши взрослые будни. Всё последующее родом из всего изначального.
Первый магнитофон появился у меня двадцать лет назад. Первый альбом героев этого материала - увидел свет пятью годами раньше. Но у меня первым оказался всё же их второй альбом - самый спорный и неоднозначный, эмоционально тяжёлый и неестественно для них резко звучащий `7800№ Fahrenheit`. И большим испытанием и ранней меломанской удалью было не только правильно на память написать его название, но и послушать этот диск за один присест от начала до конца. Да уж - Bon Jovi уже четверть века на сцене! Породив множество подражателей, и пережив их, как и свои внутренние конфликты, вселенскую усталость и мировой кризис под названием "гранж", одна из самых американских и далеко не гениальных групп добралась до наших дней практически в неизменном составе с кучей наград и огромнейшей и верной армией не только поклонниц! Как же так произошло?
Bon Jovi можно традиционно ругать да поругивать и, вообще, не обращать на них внимания, но вот то, что они бесспорно стоят в числе тех, кто влиял и до сих пор влияет на несметное количество людей, близких и далёких от музыкального цеха, ни кто, уверен, возражать не будет. Кроме создания ряда сильнейших пластинок в своём жанре, активной благотворительной и общественной деятельности, в которой были замечены музыканты этого коллектива, они помогли встать на ноги, вернее даже, на крыло и таким любимцам 1980-ых, как Cinderella, Skid Row и, как это ни слишком уж сказочно звучит, пионерам-покорителям американских чартов от СССР - "Парку Горького" (Gorky Park). Да, времена такие были. И в тех временах, думаю, многие из нас и остались - ибо слишком уж глубоки были переживаемые чувства и эмоции, связанные с той или иной музыкой, с теми и или иными событиями - например, с выступлением Bon Jovi на Московском Музыкальном Фестивале Мира в августе 1989-го вместе со своими вышеупомянутыми протеже и коллегами и учителями - Оззи Осборном, Scorpions, Motley Crue. Кстати, что касается нашей страны - тогда ещё Советского Союза - Джон Бон Джови даже родился в один день с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым - только на тридцать один год позже... И в те самые времена своего триумфального шествия по планете, как и в нынешние, Bon Jovi брали штурмом города и сердца их жителей не только своими песнями, а, прежде всего, тем светом, который исходил от них с первой до последней минуты нахождения на сцене.
John Bongiovi от рождения (а ныне - Jon Bon Jovi от ума своего великого) появился на свет где-то в районе береговой линии штата Нью-Джерси, 2-го марта 1962 года. Итальянец. Бескомпромиссно милый трудоголик и безнадёжно фотогеничный рок-артист! И, кроме того - и это самое главное и определяющее всё и вся - гордый, заслуженный и благодарный певец мечты американской. А сам родной штат Джона, кроме него любимого, подарил миру и Джо Линн Тёрнера (Rainbow, Deep Purple), Закка Уайлда (Оззи Осборн, Black Label Society), Джерри Онли (The Misfits), Кирстен Данст ("Интервью С Вампиром"), а также - что в данной статье особенно ценно - Брюса "Босса" Спрингстина. Если у нас был Булат Окуджава, который вдохновенно пел об Арбате и его жителях, то на северо-востоке США лидер группы E-Street Band прославлял, по большей мере, население штата Нью-Джерси. И писал он свои песни на простом и понятном языке - как музыкальном, так и поэтическом - и пел он их про и для простых и понятных трудяг и романтиков атлантического побережья Нового Света. Джон Брюса боготворил. И это не могло не сказаться на его собственном творчестве. Если в 1980-ых он ещё был ведом своими юношескими гормонами и зреющими амбициями любимчика милых дам и матёрых продюсеров, то с возрастом в песнях Bon Jovi появляются и бытовые и социальные темы, далёкие от детскости первых работ. Не исключено, что тень Спрингстина преследует Джона и до сих пор, ведь последний на сегодняшний день альбом `Lost Highway` окончательно перепугал всех горячих поклонников "волосатого металла" и обрадовал степенных любителей стриженого кантри.
А начиналось всё очень просто - по-киношному и очень золушкообразно. Двоюродный брат Джона, Тони, работал на студии Power Station, где юный мечтатель без колебаний взялся за полотёрство, чтобы после делать с оказией свои первые записи. Кстати, в тех сессиях участвовал и будущий гитарист Skid Row - Дэйв Сабо, а партии баса записывал Хью МакДональд, который десятью годами позже займёт место постоянного басиста уже всемирно известной группы Bon Jovi. Тогда и был сочинён и записан первый хит - "Runaway". Затем - местный радио-эфир, сбор нового постоянного состава, с которым будет суждено пройти все грядущие огни-воды-медные-трубы, выход дебютника и прямая дорога к контракту с Mercury/Polygram. А рядом с Джоном волей судьбы и его личных стараний оказались великолепные музыканты, не только мастерски владевшие своими инструментами, но имевшие и опыт, и рвение, и выгодные внешние данные - очень не маловажные для подобного стиля музыки.
Дэвид Брайан Рашбаум (7.02.1962) - дружил с Джоном ещё до участия в группе, собирался серьёзно заняться академической карьерой по классу фортепиано, но когда Джон ему позвонил с предложением принять участие в записи их дебютного альбома, всё уже пошло совсем по другому сценарию. Однако Дэвид был не только простым клавишником в гитарной группе, но также и соавтором материала, как текстового, так и музыкального, а в годы отдыха Bon Jovi от самих себя записывал сольные инструментальные альбомы, сочинял музыку для мюзиклов, а также активно участвовал в некоммерческих проектах, призванных возродить и развить музыкальное образование в школах США. Тико Торрес (7.10.1953) - пламенный мотор этой заводной группы, до вступления в её ряды играл и с Майлзом Дэвисом, и с Чаком Берри. Думаю, не надо говорить, что с этими людьми абы кто на одну сцену не выходит и в студии не работает. Кроме того, Тико замечательно рисует и дорисовался даже до персональной выставки, а в своё время, когда он собирался жениться на топ-модели Еве Херциговой, сам разработал дизайн обручального кольца. Алек Джон Сач (14.11.1956) - замечательный басист и надменный весельчак, всегда был немного в стороне от общего угара, а в музыкальном плане тяготел к арт-року - возможно, по этим причинам сразу после воссоединения группы в начале 1990-ых, он всё же окончательно ушёл из Bon Jovi, и на его место встал (так, кстати, до сих пор и не принятый официально в состав коллектива) обозначенный выше Хью МакДональд. А теперь пора наддать пару и сказать пару, нет, лучше, тройку слов о Ричарде Стивене Самборе. Чудесный гитарист, обладатель прекрасного голоса с очень узнаваемым тембром, невероятно обаятельный и привлекательный Ричи Самбора сыграл важнейшую роль во всей карьере группы имени его соавтора, соратника и условного соперника Джона. До того, как стать тем самым Самборой, которого мы сейчас знаем, он играл в куче групп как в качестве концертного, так и студийного сессионного музыканта. Мой друг, помнится, говорил, что он не может слушать Bon Jovi из-за специфического голоса Джона, но гитарные соло Ричи - это что-то невероятное! Кроме высокого уровня чисто технических навыков, Самбора владеет способностью придумывать очень романтические и чувственные, а также жёсткие и тревожные мелодии для своих соло-выходов. К тому же до сих пор на концертах Bon Jovi Ричи единолично поёт некоторые песни, в оригинале записанные, естественно, основным вокалистом. А на всяких форумах вы можете без труда найти множество постов, говорящих о том, что исполнение Ричи нравится больше, чем Джона. Тем не менее, значимость, талант и работоспособность самого Бон Джови ни кто, конечно, не преуменьшает. Но Самборе выпало аж две возможности в полную силу показать себя - он записал два мелодичных хард-роковых альбома, сильно замешанных на блюзе. На первом - `Stranger In This Town` - в песне "Mr. Bluesman" даже сам Эрик Клэптон - кумир и учитель Ричи - исполнил соло на своём "Стратокастере". Альбом этот вышел годом позже первого как бы неофициального сольника Джона `Blaze Of Glory` (отличного официального саунд-трека к вестерну "Молодые Стрелки 2"). А в 1997-ом Джон выпустит уже полноценный свой `Destination Anywhere`, который будет менее значимым и интересным, нежели его дебют, как и Самборовский альбом 1998-го - `Undiscovered Soul`.
Вообще, появление сольных пластинок этих гигантов американского хард-н-хэви обусловлено было двумя перерывами в деятельности основной их группы. Но вот в те времена, когда сиетловский гранж (к которому, между прочим, Самбора всегда питал самые тёплые чувства) практически уничтожил весь лакокрасочный метал, Джон позвонил Ричи и предложил вновь собраться всем вместе. Тот согласился, остальные - тоже. Следующий звонок - Бобу Року. Да-да, тому самому, которому пресловутая Metallica обязана своей безоблачной карьерой в 1990-ых. В случае же с Bon Jovi один из самых хитово-коммерческих продюсеров был как нельзя кстати. Так появился альбом-возвращение `Keep The Faith` и, надо сказать, музыканты показали, что они те, кем и были, но уже с потяжелевшим жизненным багажом и таким же не очень-то и легковесным взглядом на этот багаж. Затем - дежурный сборник с двумя новинками: бодренькой "Someday I`ll Be Saturday Night" и душещипательной "Always", которая, кстати, довольно долго продержалась в хит-парадах, заполненных тогда пессимистическими гранж-циниками, типа Soundgarden, Pearl Jam, Alice In Chains и другими достойными столпами и стержнями стиля. Как уже было сказано, это был период, когда Bon Jovi, оставаясь собой в самом лучшем смысле этого понятия, не скрывали того, что они повзрослели. И взяв в помощь продюсера Питера Коллинза, Джон и Ричи сочиняют (не утаю) мой любимый альбом - `These Days`. Именно роковый. Именно взрослый. Именно переломный. Ирония судьбы состояла в том, что именно этот диск в одних номинациях был признан самым лучшим, а в других - самым худшим проявлением Bon Jovi. И снова - смутные, вернее, разделённые времена. Творческие отпуска, отдых друг от друга, периодические разведки боем на разных направлениях всем составом, дуэтами и поодиночке.
Много, чего было, однако вот уже осень 2009-го, и вышел свеженький сингл "We Weren"t Born to Follow", предваряющий ноябрьский релиз `The Circle`. Ричи Самбора говорил ранее, что группа потихоньку сочиняет новый материал, но сначала собирается выпустить какой-нибудь "грейтистхитс" или "зебэстоф", однако это "потихоньку" их начало так переть, в смысле, толкать вперёд, что - ну эти сборники! Так что ждём и надеемся, не понятно, конечно, на что, но ждём - снова те же голоса, те же ноты, тот же приступ неизлечимого ностальгического экстаза. Вот возьмём хотя бы этот сингл про "Мы Рождены, Чтоб Не..." - так он же своим припевом отсылает нас прямиком к мега-хиту "Born To Be My Baby" (из альбома 1988-го года - `New Jersey`, о котором мы поговорим ниже). А этот "BTBMB", если прислушаться, был инспирирован ни чем иным, как мега-премега-хитом из самого по-настоящему попсового альбома Kiss `Dynasty` - "I Was Made For Lovin` You". Вообще, конечно, у Bon Jovi можно найти множество и параллелей, и привязок, и само повторов, и слизываний, и абсолютно пустых песен, но им практически в каждом, даже в самом никакущем альбоме, удавалось преподнести и слушателям, и критикам реально достойные вкусности. И не последнюю роль в их успехе играли и узнаваемые голоса, и приятные мордашки, и терпенье и труд, которые всё и перетёрли в результате и отделили зёрна от плевел! А что касается нынешних обещаний Самборы относительно того, что группа снова возвращается к тяжёлому гитарному звуку, то, практически, то же самое он заявлял перед выходом `Have A Nice Day` (2005) - второго отвратного альбома Bon Jovi нового созыва. "А какой же первый?" - спросите вы. - "А `Crush`, конечно же!" - не задумываясь отвечу я. Эти два альбома на столько слабы и бесхребетны, что ни какие "эмтивишные" мелодики и саундики не оправдывают выпуска этих недоразумений - слишком уж всё сделано для девочек и мальчиков и их домохозяйствующих мам. Но в `Crush`евской пепельнице 2000-го года имеется нетленная "It`s My Life" - тут уж ни какой лом не поможет справиться с этим ломовым номером. Хитище, что уж тут скажешь! А остальное - сопливые отбросы не вдохновлённого сознания. Зато между этими двумя пустышками было три (не считая концертника `One Wild Night Live 1985-2001`) очень интересных релиза: шикарный `Bounce` (2002), в котором есть и гитарная и исполнительская мощь и куча по-настоящему красивых баллад и крепких драйвовых и даже жёстких номеров, `This Left Feels Right` (2003), где практически все хиты группы ею же и сторонними аранжировщиками были перекроены и переиграны, в основном, в акустическом гитарно-рояльном виде и предоставлены на суд удивлённых фанатов и любителей, а вот пока те спорили о душевном и финансовом здравии своих кумиров, те выпускают подарочный (во всех смыслах этого слова) релиз из четырёх (!) дисков `100 000 000 Bon Jovi Fans Can"t Be Wrong` (2004), где собраны практически все песни, которые были записаны за двадцать лет существования коллектива, но ни разу не издававшиеся ранее. Очень занятная штуковина: практически ни одного шедевра, но для фаната - на вес золота!
Кстати, о золоте, а точнее - платине. При чём неоднократной. Для этого, продолжая ломать все хронологические законы привычного повествования, вернёмся-ка во времена славного восхождения и укрепления Bon Jovi на Олимпе мировых хит-парадов. Два альбома-почти-брата-близнеца вышли в 1986-1988 гг. И зовутся они, соответственно, `Slippery When Wet` и `New Jersey`. Первый отличался совсем не броской обложкой (как и подавляющее большинство обложек за всю историю группы), но более чем пробивным материалом, а второй тем, что его самая стильная обложка стала чуть ли не визитной карточкой группы на многие годы, а материал закрепил и умножил достижения и победы старшего брата. `Slippery...` был первым альбомом с привлечением (по настоянию лейбла, теряющего свои прибыли после `7800№...`) главного хит-мейкера американского глэма Дэзмонда Чайлда, а `...Jersey` снова вернул группе некую самостоятельность, но и заслал её в длиннющее турне, после которого Джон, Ричи, Дэвид, Алек и Тико отправились в более чем заслуженный и разумный отдых на четыре года. Но авторитет и финансовое состояние, заработанные этими двумя пластинками, помогли группе не уйти в небытие, а членам коллектива - позволить себе отвлечься от той гонки и, главное, не поубивать друг друга. Даже можно в буквальном смысле провести параллели между песнями этих двух глэм-металлических шедевров: практически один в один идут такие вещи, как: "Let It Rock" - "Lay Your Hands On Me", "You Give Love A Bad Name" - "Bad Medicine", "Livin` On A Prayer" - "Born To Be My Baby", потом стройный ряд построения хит-альбома чуть меняется, но только в плане трек-листа, а родство между конкретными вещами остаётся стопроцентное: "Wanted Dead Or Alive" - "Stick To Your Guns", "Raise Your Hands" - "Blood On Blood", "Without Love" - "Living In Sin", "I"d Die For You" - "Wild Is The Wind", "Never Say Goodbye" - "I"ll Be There For You", "Wild In The Streets" - "99 In The Shade". Только вот для "Social Disease" из 86-го я так и не нашёл явной родни в 88-ом, но однозначно те ахи да охи, которые раздаются в начале этой вещицы не оставят её в одиночестве - это уж точно! А в 88-ом было ещё три отличных трека: открывающая сторону В пластинки "Homebound Train" - одна из самых (если не самая) драйвовых вещей группы тех времён, моно-ретро-кантри "Ride Cowboy Ride" и заключительная акустическая раздолбайка "Love For Sale". Кстати, в `New Jersey` стали больше использоваться акустические гитары, нежели это было ранее. Но вот в `Slippery When Wet` есть одна полуакустическая песня, ставшая гимном не только самой группы, но и безмерного количества людей, услышавших её - космическая, будто дарованная небом "Wanted Dead Or Alive". Магия и волшебство. В 1991-ом вышел культовый фильм "Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо" - так вот начинается он с дороги, мотоцикла, этой самой песни и обязательных титров, которые проклинаемый дублёр-переводчик считал своим долгом зачитывать вслух. Полноценной клипообразной версии потому не получалось никак, но мы сидели в кинотеатрах и офигевшими глазами и ушами внимали каждому кадру и звуку этого боевика. Некоторые смотрели этот фильм только из-за первых минут - тех, где звучала "Wanted..." Но пока мы закидывались этим эликсиром, по ту сторону океана, да и просто по ту сторону кинотеатра, шло совсем другое кино. Оно, в общем-то, и продолжается до сих пор, и побеждают и выживают в нём самые настырные и упёртые. Сильнейшие, в общем, выживают. И одни из безусловных героев в своём отечестве и на мировых просторах - конечно же, Bon Jovi, и их судьба - возможно, противоречивая, возможно, наоборот, слишком предсказуемая, но абсолютно точно - каждым шагом и вздохом заслуженная.