Народы Южной Америки многочисленны, распределяются по многим языковым семьям.
АРАВАКИ.
Араваки - группа индейских народов в Южной Америке, общей численностью 400 тыс. человек (2000 год), из них половина приходится на гуахиро. Говорят на аравакских языках.
Араваками называют также и один из народов данной группы, локоно.
Этнический состав и расселение
По лингвистическому признаку делятся на северную и южную подсемьи.
Северные араваки включают:
* амазонскую ветвь, представленную в льяносах, в северо-западной и центральной Амазонии: пиапоко, ачагуа, юкуна, куррипако, катаполитани, уарикена, тариана, банива, баре, вымершие майпуре, явитеро, манао и др.
* прикарибскую ветвь - гуахиро в Колумбии и Венесуэле, вапишана, локоно (собственно араваки) в Суринаме, Гайане, Гвиане, вымершие таино на Больших Антилах и лукаяны на Багамах. По языку сюда также относятся 'карибы' Малых Антил (происходящие от смешения пришлых мужчин-карибов и местных аравакских женщин-иньери) и родственные им карифуна, или 'черные карибы', в колон. период распространившиеся на побережье Гондураса, Гватемалы, Белиза и Никарагуа. Особое положение занимает язык паликур во Французской Гвиане и сопредельных районах Бразилии.
Южная подсемья включает араваков перуанской Монтаньи (амуэша, чамикуро, пиро, ипуринá, кампа, или ашáнинка и близкородственный ему мачигенга), восточной Боливии (мохо и бауре), Мату-Гросу (пареси, терено, аравакские группы из числа шингуано, вкл. ваура, мехинаку, яулапити). Небольшие группы терено расселены в Парагвае и Аргентине.
История
Расселение Араваков происходило примерно с конца II тыс. до н. э. из саванн бассейна Ориноко (археол. традиции барранкас и саладеро, известные под общим названием 'саладоидная культура') в связи с переходом к более развитому земледелию - выращиванию горького маниока. Реконструируется продвижение А. в Гвиану и на Антилы (с конца I тыс. до н. э.), в Монтанью (комплекс хупа-ия начала I тыс. н. э.), восточную Боливию (чане, 7 в. н. э.), верховья Шингу (10 в. н. э.).
Хозяйство и культура
Араваки относятся к типу культуры индейцев тропических лесов Южной Америки. Традиц. занятие - ручное подсечно-огневое земледелие. Главная культура - горький маниок, с приготовлением которого связан комплекс спец. орудий - большие тёрки, плетёные мешки для отжимания ядовитого сока, большие жаровни.
У араваков Гаити и Пуэрто-Рико, в меньшей степени Кубы, венесуэльского побережья, нижней, средней Ориноко и восточной Боливии сложился институт наследственных вождей, профессиональное жречество; имелись поселения с населением свыше 1 тыс. чел. Характерные для многих араваков большие духовые музыкальные инструменты использовались в мужских ритуалах.
В сев.-зап. Амазонии араваки вступили в тесное взаимодействие с восточными тукано, в верховьях Шингу - с карибами, тупи и трумаи. В обоих случаях элементы культуры араваков доминировали. На юге Мату-Гросу близкие к терено чане в 17-18 вв. оказались в подчинении у конных охотников мбайя и вошли в состав современных кадувео (кадиувео).
Литература
* Араваки // Большая Российская энциклопедия. Том 2, М., 2005.
* Березкин Ю. Е. Мост через океан. New York, 2001;
КАРИБЫ.
Карибы (караибы) - группа индейских народов в Южной Америке. Общая численность - 100-150 тыс. чел.
Ареал расселения и происхождение
Карибы живут в Колумбии, Венесуэле, Бразилии, Перу, Гайане, Гвиане, Суринаме, главным образом между реками Ориноко, Риу-Негру и Амазонкой, и Атлантическим океаном.
Зона обитания - тропические леса, по культуре ближе всего аравакам.
Вероятно, расселение карибов началось из Гвианы. В XIV-XV веках они начали переселяться на Малые Антильские острова, где смешались с араваками и перешли на их язык. Часть карибов вымерла в начале XX века.
В истории отдельных племён были и такие факты, когда беглые африканские негры враждовали с индейцами и притесняли их, собирая с них дань (XIX век). Беглые рабы говорили по-европейски, но образ жизни перенимали индейский.
У карибов существовало 2 языка, мужской и женский. Вероятно, они появились тогда, когда карибы (мужчины) смешивались с араваками (женщинами), и такое разделение поддерживалось и среди детей.
Языки
Карибская семья включает около 50 языков и диалектов, из которых практически ни один широко не известен. Это, например, арайя, аракуажу, гуайкери, гуамако, гуарино, жамарикума, кариб, паравилана, рукуйен, тотомако и др.
Быт и традиционные занятия
Поселение карибов - большой дом-малока или несколько домов для больших семей вокруг мужского дома в центре посёлка (планировка, характерная и для других индейских народов). Для социальных отношений характерны матрилинейный счёт родства и матрилокальное поселение. Женщины у карибов слишком угнетёнными не были, хотя власть, конечно, принадлежала мужчинам. У некоторых племён(макиритаре) на праздниках была церемония: женщины набрасывались на мужчин с кулаками, и те отдавали им мясо.
Карибы считались воинственными и агрессивными, хотя по числу воинов и вооружению не превосходили соседей. Однако, во времена Колумба они сильно теснили испанцев.
Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие, выращивание горького маниока, а также - рыболовство(с помощью яда).
Развиты художественное плетение(геометризированные зооморфные изображения), изготовление изделий из бисера, гамаков, долблёных лодок, резьба по дереву(скамьи для шаманов и вождей с изображениями животных).
Духовная культура
Для мифологии карибов характерны сюжеты о близнецах, вылавливании женщин из воды, где они плавали в виде рыб, и т. д.
Мальчики проходят инициации.
Верования - сохраняют тотемизм, в отличие от других южноамериканских народов, у которых осталась только вера в оборотничество. В этом они близки аравакам.
Инициации включали в себя испытания более или менее сильными физическими страданиями. У одного из карибских племён, ояна, это были бичевание, укусы муравьёв и поджаривание на огне. Часто бичевание проходили все, но мужчины и юноши больше. После испытаний индеец считался настоящим охотником, и получал право охотиться на крупную дичь, оленя и других животных, а также пользоваться бамбуковыми флейтами. У карибов культ музыкальных инструментов был слабее, чем у араваков, женщины ими не пользовались, но могли смотреть на играющих. На примере того же племени можно видеть и характер верований. В мужских дома они устанавливали изображения людей, зверей, птиц и рыб, но чаще это были чудовища-мараке, то есть дух анаконды. Все это красочно изображалось на деревянном диске кисточкой из человеческого волоса. Сам диск вырезали в прошлом каменными орудиями, что было не так просто.
Литература
* Березкин Ю. Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Л.: Лениздат, 1987.
* Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
* Энциклопедия 'Народы и религии мира', М.-1998.
МУНДУРУКУ.
Мундуруку́ - индейский народ в Южной Америке языковой семьи тупи. Самоназвание - вейдьене ('наши люди'). Численность - более 10 тыс. человек[1]. Язык - мундуруку (также пари или карас), пользуются также португальским. Религия - католицизм.
Область расселения
Мундуруку живут в центре Бразилии, в верхнем течении реки Тапажос, между реками Тапажос и Мадейра (штаты Пара и Мату-Гросу).
Этническая история
В прошлом это было одно из сильнейших и многочисленных племен. В 1819 году их насчитывалось 18-40 тыс.
В 1768-1795 гг. они нападали на португальцев, но впоследствии они стали союзниками европейцев. До 1912 года, а особенно интенсивно - до 1850-го, они вели истребительные войны против соседних племен, кроме апиака. Частично это инспирировали португальцы, снабжая их ружьями и европейскими товарами, получая в обмен каучук и маниоки.
В конце XIX века они были ассимилированы.
Традиционное хозяйство
Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в сухой сезон - охота, рыболовство и собирательство. Основные культуры - горький и сладкий маниок, ямс, таро, батат, кукуруза, фасоль, бобы, рис, бананы, картофель, сахарный тростник, тыква, ананасы, перец, хлопок. Культура бразильского типа. Типичный дом - большой, овальный, позже появился прямоугольный, с крышей до земли. От двух до пчти таких домов составляют поселок, дома стоят по кругу, в центре находится мужской дом, обращенный к востоку. До начала XX в. у мундуруку была распространена охота за головами врагов. Главный герой мифов - Карусакайбе, первопредок.
Социальные отношения
Семья - большая, матрилинейная. Несколько десятков патрилинейных родов образуют две фратрии: красных ('ипакпукайю') и белых ('ириритайю'). Женатые сыновья вождей продолжают жить в доме отца. У мужчин имееются три священных горна, связанных с культом предков.
Литература
* Энциклопедия 'Народы и религии мира', М.:
* Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 359-360.
БОРОРО.
Бороро - индейский народ в Боливии (2 тыс. чел.) и Бразилии (1 тыс. чел.). Самоназвание - ораримугудоге, то есть 'люди рыбы орари'. В Бразилии живут в основном в штате Мату-Гросу. Язык - бороро борорской семьи языков. Есть предположения, что она входит в более крупное объединение вместе с языками же - макро-же. Исповедуют христианство и сохраняют традиционные верования.
История
В 18 в. бороро вступили в первые контакты с европейцами. В этот период они жили в бассейнах рек Гуапоре и Арагуаи. В XX веке были ассимилированы. Делились на две группы: западную и восточную. В западной группе выделялась еще одна, особая группа, умутина, по самоназванию - балориэ, Они отличались от всех культурно и антропологически, долихокефалы с сильным развитием бороды у мужчин.
В середине XX века они смешались с народом шаванте.
Хозяйство
Основные занятия - подсечно-огневое земледелие, рыболовство, охота, собирательство. Основные культуры - кукуруза, горький и сладкий маниок, рис, хлопчатник, табак и другие.
Мужская одежда - листочек на гениталиях, на церемониях - пояс из коры с украшениями, отличительными знаками. Прокалывали нижнюю губу для украшений.
Традиционное жилище - длинный шалаш, в XX веке стали строить прямоугольные дома с двускатной крышей, которые заимствовали у креолов.
Социальная организация
Семья расширенная. Род матрилинейный, тотемный. Племя делилось на экзогамные фратрии. Дома их стояли на концах селения, напротив. Селение имело кольцевую планировку, в центре стоял мужской дом. Погребально-поминальные церемонии, инициации мальчиков проводятся без женщин(запрет).
Церемонии проводились с использованием примитивных музыкальных инструментов. Бороро были известны гуделки, хотя у соседних народов были и более совершенные.
Литература
* Энциклопедия"Народы и религии мира", ред. В.А. Тишков, М.-1998.
* Языки и диалекты мира, М.-1982.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.
АЛГОНКИНЫ
Алгонкины - группа коренных народов (индейцев) Северной Америки, родственных по языку. Алгонкинские языки - отдельная группа в алгской языковой семье (известной также как алгонкин-ритванская или алгонкин-мосанская). Общая численность - 260 тыс. чел. Религии - католики, протестанты (баптисты, методисты), сохраняются традиционные верования.
Собственно алгонкины - один из народов алгонкинской языковой группы.
Алгонкины с древности расселялись в районе Великих озёр, провинция Онтарио в Канаде. Затем заселили более широкую территорию: долина реки Святого Лаврентия, о. Ньюфаундленд, пров. Квебек и Манитоба, полуостров Новая Шотландия, остров Принца Эдуарда в Канаде, штаты Миннесота, Мичиган, Северная Дакота, Монтана в США. Из-за вытеснения белыми поселенцами встречаются в других штатах США и на севере Мексики.
Народы и языки
Алгонкины до XIX века делились на 4 группы:
1. Северо-восточные алгонкины - кри - 200 тыс., монтанье, наскапи, малеситы, микмаки, жившие по р. Св. Лаврентия и на о. Ньюфаундленд. К этой же группе в старой литературе безосновательно относили беотуков, говоривших на изолированном языке.
2. Приатлантические алгонкины - пеннакуки, нипмуки, покамтуки, массачусеты, наусеты, мохеганы, могикане, наррангасеты, нантикоки, пекоты, ваппингеры, монтауки, делавары, алгонкины виргинские и др. Жили на побережье Атлантического океана.
3. Центральные - оджибве 360 тыс.(имеет варианты произношения: оджибва, очипве, чиппева), оттава, потаватоми, собственно алгонкины, меномини, написинг, шауни (шони), майами, кикапу, фокс, саук, иллинойс. Селились возле Великих озер.
4. Западные или степные - арапахо, гровантры, черноногие, шайенны, равнинные оджибве и равнинные кри. Переселились из центра ареала в степную зону.
Разные группы народов имеют разные типы хозяйства. Приатлантические и северо-восточные алгонкины по культуре близки ирокезам. Они обитали в зоне лесов умеренного пояса и лесостепи. Занимались охотой, собирательством, рыболовством, отчасти земледелием. Собирали кленовый сок.
Жилища - большой прямоугольный каркасный дом, иногда овальный или круглый, куполообразный (вигвам), или крытый корой конический шалаш (типи). У них была развита деревообработка (строительство лодок из коры и дерева). Одежда и обувь - из шкур и замши, украшалась иглами дикобраза. В качестве менового эквивалента использовался вампум - бусы из раковин. Традиционное оружие - палица из дерева с каменным или металлическим наконечником.
Алгонкины виргинские (3 тыс. чел.) вместе с исчезнувшими алгонкинами Северной Каролины составляли самую южную группу из приатлантических алгонкинов. В 16-17 вв. создавали Союз племен. Язык - поухатан, сейчас перешли на английский.
Оджибве, самоназвание - анишшинапе. Живут в Канаде (Манитоба, Онтарио), 120 тыс. и в США (Миннесота, Мичиган, Висконсин, Монтана, Северная Дакота). Язык - оджибве. Тот же культурно-хозяйственный тип. Часть оджибве, а также арапахо, ацина и блэкфуты (черноногие) переселились в степи, где переняли образ жизни степных индейцев, то есть занялись коневодством и конной охотой на бизонов.
Субарктический тип хозяйства ведут микмаки, собственно алгонкины и другие племена. К этому же типу относятся и их соседи, атапаски. Такие племена живут в тайге и лесотундре, охотятся на крупную дичь (олень-карибу, лось, снежная коза, баран), собирают ягоды, ловят рыбу. Охота и рыболовство имеет сезонный характер. Одежда - рубахи, штаны, ноговицы, варежки делали из шкур и замши. Шили одеяла из шкур. Одежду украшали иглами дикобраза, позднее - бисером.
Жилище - каркасное, куполовидное, коническое, крытое шкурами ии корой. Пища - рыба и мясо. Готовили сушеное мясо - пеммикан. Строили лодки из бересты или еловой коры. Зимой передвигались на санях, использовали снегоступы.
Современные занятия индейцев - лесодобыча, разведение картофеля, сбор ягод, ловля омаров, устриц, плетение корзин, деревообработка, обслуживание туристов.
В 19 в. микмаки объединялись с родственными племенами (малеситы, пенобскоты) в конфедерацию Вабанаки.
У большинства алгонкинов род патрилинейный, брак - патрилокальный.
[править] Верования и искусство
У алгонкинов распространен шаманизм, тотемизм, охотничьи культы, вера в духов-покровителей.
Существует знахарство, народная медицина. Основной культ - вера в Маниту (Киччи-Манито, Гиччи-Маниту). Распространены мифы, сказки, легенды, танцы, игры. Традиционный музыкальный инструмент - бубен. Культурный герой в мифах - Нанабожо (Нанабозо, Вабозо), в переводе 'Великий Кролик', в мифах рассматривается, как ипостась Маниту, друг людей. В легендах и сказках встречаются такие образы, как Мише-Номак (Гигантская Рыба), Качечи-Напок (Кремень), воплощение враждебных человеку сил.
ТЛИНКИТЫ
Тлинкиты - индейцы, проживающие на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады. Само название - тлингит, возможны варианты: лингит, клинкит, означает 'человек, люди'. Тлинкиты отличали себя от соседей: хайда, атапасков, квакиутлов, цимшианов, чугачей, эяков. В старых русских источниках они фигурируют под следующими названиями: ко́лоши, ко́люжи, ка́лоши, ка́люжи, ко́люши. По культуре тлинкиты принадлежат к индейцам Северо-западного побережья.
Численность: аборигенная численность оценивается в 10 тыс. чел.; в 1805 году было только мужчин 10000, а по другим данным в начале XIX века их было около 6 тыс. чел.; более 5800 чел. в 1835 г.; около 7 тыс. чел. в конце XIX века; 3895 чел. на Аляске на 1 января 1920 г.; 4462 чел. на Аляске на 1 октября 1929 г.; около 5780 чел. в 1950 г. в 19 посёлках на Аляске; 9 тыс. чел. в 1959 г.; 9500 чел. в 1977 г.; в 1976 г. в Канаде было 534 тлинкита; в 1980 г. в США перепись населения зарегистрировала 9509 чел.; 11 тыс. чел. в 1994 г.; ныне около 19,4 тыс. чел., в том числе приблизительно 18.450 чел. в США и около 1 тыс. чел. в Канаде.
Изначально имелось 18 территориальных подразделений (куанов), а в конце XIX века их было 14 (от 1 до 8 деревень в каждом): чилкат, ситка, якутат, стикин, аук, тонгас, таку, хуна, хуцнуву, кейк, тагиш, хенья, акой и санья.
Традиционные верования - магия, тотемизм, шаманизм, анимизм, представлявшие из себя целостный комплекс.
Ранее основным языком тлинкитов был тлинкитский (семья на-дене), однако в настоящее время большинство носителей либо полностью перешли на английский язык, либо двуязычны. В конце ХХ в. Майкл Краусс оценивал количество носителей тлинкитского языка в 700 человек.
Быт
Занятия: рыбалка, главным образом на лосося и сельдь, как в реках, так и в море, а также охота на морских и сухопутных животных. Земледелием до прихода европейцев тлинкиты не занимались. Хорошо владели ремеслами, строили каноэ, вырезали из дерева тотемные столбы, посуду, утварь, простую мебель, плели корзины, циновки, изготовляли ткани. Ещё до прихода европейцев умели обрабатывать железо. Среди орудий труда тлинкит использовали остроги, гарпуны, плетёные ловушки для рыб, сачки, деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения рыб и тюленей. Селения тлинкитов состояли из домов, которые строились обычно вдоль берега реки или бухты, фасадам к воде. Небольшие селения имели по 4 - 5 домов, и около 100 человек населения, крупные - до 25 домов и около 1000 человек населения. Летом на рыбалке и охоте они сооружали временные шалаши. Тлинкиты вели торговлю, например с атапасками, предмет торговли - шкуры, меха, одежда.
Хозяйственный год делился на 4 сезона: зима (така), весна (такуити), лето (кутан), и осень (еес). Месяц - дис, диси, то есть 'луна'. Начало года приходилось на июль. Обстановку дома составляли деревянные сундуки, ящики, циновки из кедровой коры, деревянная посуда. Одежда делилась не только на мужскую и женскую, но и на летнюю и зимнюю. Летом тлинкиты носили меховые накидки или рубахи из оленьей или тюленьей кожи, ходили босиком, а женщины - туникообразные рубахи-платья из кожи. Зимой к этому добавлялись штаны, представлявшие из единое целое с мокасинами. На голове носили плетёные шляпы. Ценными мехами считались шкуры калана, бобра, волка, сурка. Куницу носили только вожди и знатные индейцы. Одежда богато украшалась своеобразным орнаментом, главным мотивом которого был 'глаз', а также морды зверей. Точно такой же орнамент наносился на утварь, каноэ. Пища тлинкитов была разнообразна. Главным компонентом её был рыбий или тюлений жир. Основной продукт - рыба, в первую очередь лосось, сельдь. В пищу шли также крабы, моллюски, водоросли, мясо оленей, коз, баранов, медведей, тюленей, дельфинов, китов и т. д. В социальном плане племя делилось на фратрии, фратрии - на роды, род - матрилинейный. Племя делилось на куаны (группы). Куан составляли несколько селений, каждый куан и каждое селение имели своего вождя. Кроме вождей (тойонов) знать составляли шаманы. Были и рабы, обычно - чужеплеменники. Браки могли заключаться только между представителями родов противоположных фратрий. Брачный возраст для юношей - 17-18 лет, для девушек - 15-16. Семья была обычно парная, но было распространено и многоженство (среди богатых). Нередко тлинкиты участвовали в военных походах, причем они имели и флотилии из каноэ. Использовалось оружие: луки, стрелы, медные и железные кинжалы, палицы с каменным ударником, весла, шлемы с забралом и деревянные защитные панцири.
В XVIII веке на запад Америки проникают англичане, французы, испанцы, русские. Особо складываются русско-тлинкитские отношения, первоначально это были конфликты, но затем отношения улучшились. В период освоения так называемой Русской Америки русские оказали на тлинкитов значительное влияние. Торговля с европейцами повлияла на тлинкитов положительно.
[править] Духовная культура тлинкитов
Тлинкиты считали землю плоской, небо твёрдым, звёзды - кострами в жилищах духов, солнце и луна были для них живыми, понимающими язык людей. Земля, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы бобра, его удерживала подземная старуха Агишануку(Айишанаку). Землетрясения происходили, по их мнению, из-за борьбы Агишануку с человеком-вороном Йэлом (главный герой их мифов). Тлинкиты верили в числовую магию, их магическим числом было 4, как и у многих народов северной Америки. Собственно, оно символизирует 4 сезона, 4 стороны света и т. д. Их мир был населён множеством духов и душ людей и животных. Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям. Например, главным подводным духом был Конакадет. Богатый фольклор, эпос о Вороне, миф о гигантской птице-Гром по имени Хетл, распространены танцы и игры. В прикладном искусстве, как уже было сказано, была развита резьба по дереву, существовали её разные стили. Главными мотивами изображений были орлы, медведи, бобры и другие животные.
АТАБАСКИ
Атабаски (атапаски) - группа коренных народов Америки. Населяют западные районы США и Канады. Общая численность - 465 тыс. чел., из них - 420 тыс. живет в США (на 2000 г.). Говорят на атабаскских языках. Самоназвание - на-дене. Этот же термин используется для обозначения в науке языковой семьи, в которую языки этих народов входят. Религии - католицизм, протестантизм, православие, традиционные верования.
Атабаски расселены на большой территории от Аляски до Мексики, на о. Ванкувер, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Таким образом, атабаски занимают разные по рельефу и климатическим условиям области. Теперь они живут небольшими 'островами' вперемешку с англоязычным населением или индейцами других языковых семей.
Языки и народы
Атабаски делятся на три группы: северные (атена, карриер, чилкотин, хан, ингалик, коюкон, сарси, кучин, танана), тихоокеанские (хупа, като, маттоле), апачи. По разным классификациям языки атабасков рассматривают то как ветвь семьи на-дене, то как отдельную семью.
Всего более 70 языков и диалектов. Современный уровень изученности языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Примечание: могут встречаться разные варианты произношения, например - тлинкит, тлингит, чипевьян, чипевайян, чайпевьян, чипуайян, карриер, кэрриер и т. д.
Происхождение и история
В целом о происхождении индейцев можно кратко сказать то, что они заселили Америку, перейдя по сухопутному перешейку из Азии. Сейчас считается, что это был в прошлом даже не перешеек, а довольно обширная территория, Берингия, впоследствии затонувшая. Антропологи долгое время относили индейцев к монголоидной расе, однако генетические исследования показали, что в общем и целом американоидная и монголоидная раса сформировались независимо друг от друга, и американоидная на 20 000 лет старше. Тем не менее, монголоиды Сибири активно смешивались с индейцами Северной Америки. Некоторые элементы культуры индейцев и сибирских народов имеют сходство. На Енисее живет небольшой народ - кеты, его самоназвание - дянь, созвучное самоназванию атабасков, на-дене, или просто дене. Собственно, это слово значит просто 'люди', или 'тело' в переводе с языка кыргызов, которые жили на Енисее.
Предки атабасков - одна из последних волн переселенцев, считается, что они появились в Америке примерно в 5-4 тысячелетии до н. э. В процессе переселения они разделились на 3 группы:
* северные (подгруппы атабаски субарктической зоны, кордильерская и атабаски внутренней Аляски),
* Атабаски внутренней Аляски - кенайцы (танаина), танана, атена, коюкон, кучины, ингалики, тутчоны. Для северных атабасков характерна культура, сходная с культурой других индейцев субарктической зоны.
* Южные атабаски, апачи и навахо, мигрировали из бассейна реки Маккензи до 14 в. на юго-западе США и северной Мексики. Это типично степные индейцы.
* Тихоокеанская группа мигрировала в северную Калифорнию в 1-ом тысячелетии. Их культура типична для индейцев Калифорнии.
Традиционная социальная организация имеет все черты материнского рода и сейчас.
Часто в литературе народы эяк и тлинкиты рассматриваются, как отдельные, но у них с атабасками общие предки.
Значительную роль в истории индейцев этого региона сыграли контакты с европейцами, в том числе с русскими. Известно, что еще в 16 в. к берегам Аляски подходили испанские суда, но в контакт с туземцами испанцы не вступали. Индейцы могли иметь контакты с японцами или китайцами. Европейцы неоднократно встречали у берегов Америки японские джонки, затерявшиеся или потерпевшие крушение.
Настоящее освоение региона началось после русских экспедиций, М.С Гвоздева, И.Федорова, В. И. Беринга, А. И. Чирикова (с 1741 г.). Опасаясь, что русские опередят их, испанцы, претендовавшие на все западное побережье Америки, также начали посылать туда экспедиции. Маркиз А. М. Букарелли, вице-король Новой Испании (Мексики), снарядил экспедицию в 1774 г. В конце 18 в. здесь также появляются французские, английские и американские скупщики пушнины. Однако на побережье господствовали русские. Их позиции начали ослабевать в начале 19 в. В 1802 г. произошло восстание тлинкитов, а также ссора с алеутами, которые находились под протекцией русских, и похищали у индейцев запасы рыбы. После освобождения от английской опеки, американское правительство начало экспансию на континенте. Индейцев выживали со своих территорий, селили в резервации. В истории есть один малоизвестный факт. Апачи, как наиболее сильное племя, упорно сопротивлялось экспансии американцев, они собирали под своим предводительством разные племена, готовые к борьбе. В какой-то момент они могли бы одержать верх, но путём предательства один из вождей был убит, и без него апачи уже не смогли организовать борьбу.
В 1867 г. русское правительство продало Аляску американцам за символическую цену. Обычно об этом всегда упоминают кратко, не вдаваясь в причины того, зачем и почему Аляска была продана. Есть новые исследования, которые показывают, что американцы вынудили продать Аляску, настраивая туземное население на конфликты с русскими. Если бы царь промедлил, то не исключено, что Аляску пришлось бы оставить бесплатно. Таким образом закончился период Русской Америки.
В период контактов с русскими ряд племен был обращен в православие, которое сохраняется до сих пор у кускоквимцев.
Название атабасков(атабасков) явно связано с топонимом Атабаска. Это название носят два объекта - река на западе Канады в системе р. Маккензи и озеро на западе Канады. Длина реки - 1231 м, начало берет в Скалистых горах, питание снеговое, в верховьях - пороги, в низовьях - судоходна, впадает в оз. А. Площадь озера - 7,9тыс.кв.км, длина - 370 км, ширина - 60 км, глубина - до 60 м. Северные берега - высокие, скалистые, южные - низменные. На берегах - золотые прииски.
Хозяйство, быт и культура
У северных атабасков основные занятия - охота на крупного таежного зверя и другие виды дичи, на Аляске - промысел лосося.
Жилище - полусферическое, или коническое, из шкур. Строят также полуземлянки, крытые дёрном. У всех индейцев Северной Америки, кроме тех, что живут в каменных или деревянных домах, два классических индейских типов жилища - типи и вигвам. Европейцы иногда их путают. Типи - палатка из бересты или кожи, натянутая на каркас их деревянных жердей, конической формы. Внутри разводится костёр, а сверху есть отверстие для вытяжки. Вигвам - полукруглый шалаш из веток и шкур. Первый характерен больше для степных районов, второй - для лесных.
Одежда - рубахи из кожи, накидки и плащи, из кожи и меха, в силу климатических условий (накидки характерны для многих индейских племен и в других регионах). Отличительная черта - штаны, соединенные с обувью.
Важнейший обряд - погребение. Покойника сжигали или помещали на деревянные платформы.
У тихоокеанских народов занятия - сбор желудей, ловля лосося, охота; у береговых также - промысел морского зверя, корюшки, сбор моллюсков и яиц чаек.
Главные ритуалы - присвоение имени, женские инициации, похороны, ежегодное обновление церемонии мира, ритуальные бани.
Апачи и навахо переняли культуру южных народов, земледелие, охоту на бизона, но сохранили черты исконной культуры.
Лидерство у атабасков базируется на личном богатстве. Эквивалент денег - раковины, лезвия из обсидиана, кремня, скальпы дятлов, шкуры оленя. Для апачей характерны меркантилизм, индивидуализм, дистанция в отношениях с соседними народами, высокая адаптивная способность и восприимчивость к новому. Память о миграциях они не сохранили.
У народов северо-западного побережья, в сравнении другими народами, был более свободный товарообмен и значительное имущественное неравенство.
Национальные культы и мифология
У всех индейцев верования имеют общие черты, но у отдельных племен есть и отличия. Классической формой культа является тотемизм, то есть вера в то, что какое-либо животное является предком и покровителем племени. Такое животное запрещалось убивать. Другим классическим представлением является вера в сверхъестественный мир, великий дух, известный в Европе, как 'маниту' (слово алгонкинское). Это - категория неопределенная, некая безликая сила. Существуют земледельческие и промысловые культы, культ личных и родовых духов-покровителей, шаманизм и анимизм. Из внешних форм культа очень характерны обрядовые пляски. У каждого племени были свои пляски, они всегда имели религиозное значение и выполнялись на всех церемониях. В качестве культурного героя в мифах чаще всего выступал койот или ворон (в частности - у атабасков). Почитается число 4, как и у всех индейцев. Оно символизирует 4 стороны света, 4 стихии (земля, огонь, вода и воздух), и т. д.
У атабасков, в связи с сохранением архаического материнско-родового строя удерживаются пережитки тотемизма более сильные, чем в любом другом районе Америки. Фратрии имели тотемы: ворона и волка или ворона и орла. С этими животными были связаны мифы, где в качестве мироустроителя и культурного героя выступает ворон, а злое начало представляет волк. Каждый род имел свой герб - тотем. Изображались они в виде тотемических столбов, гербы также рисовали на теле или татуировали. Тотемический столб весь изрезан изображениями животных или людей, наверху - фигура родоначальника рода, герб, Подобные столбы изготовляют и сейчас, и около 200 экземпляров их собрано в специальном парке близ г. Кетчикана (Ю. Аляска).
У атабасков слабо развит культ индивидуальных покровителей, у хайда он вообще отсутствует, но зато развит культ покровителей промыслов. Сильно развит шаманизм.
САПОТЕКИ.
Сапотеки - индейский народ в Мексике. Расселены в штате Оахака и в некоторых районах штатов Чьяпас, Герреро, Веракрус. Численность - ок. 450 тыс. чел. По религии формально - католики, но сохраняют традиционные верования. Сапотеки не имеют единого этнического самосознания, метисированы, издавна имели контакты с народами михе, соке, хуаве, чонталь, испытали их влияние.
Язык
Язык - сапотек, относится к сапотекской группе ото-мангской языковой семьи. Диалекты: южный горный, северный горный, равнинный.
В древности у сапотеков существовала собственная сапотекская письменность (не дешифрована). В настоящее время сапотеки пользуются латиницей на основе испанской орфографии.
Быт
Основные занятия - поливное земледелие (маис, бобовые, тыквенные, зерновые, сахарный тростник, огородные культуры), рыболовство, животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, птица), ремесла (кожевенное, ткачество).
Поселения (пуэбло) разные: густонаселенные, с густонаселенным центром и прилегающими хуторами, с разбросанной планировкой. Жилище - однокамерное, квадратное, глинобитное, деревянное, крыша - четырехскатная, соломенная. Кухня - вне дома.
Одежда - общемексиканского типа. Женщины повязывают голову платком наподобие тюрбана или широким шарфом, спускающимся до плеч.
Современные сапотеки заняты на сезонных работах на табачных, кофейных и сахарных плантациях, работают по найму в США. Ряд выдающихся деятелей Мексики, например, президент Б. П. Хуарес, были по происхождению сапотеки.
Социальная организация
Основа общества - малая семья. Родственники часто селятся по соседству. Брак - моногамный, патрилокальный или неолокальный.
Религия
Из богов сапотеков известны: Питао-Шоо, Косаана и Уичаана, Косихо-Питао ('великий Косихо'), Питао-Кособи, Питао-Сих, Питао-Пихи, Питао-Шикала, Коки-лао, Пишее.
Культура
В быту и фольклоре заметно влияние традиций доиспанского прошлого. Существует сапотекское иероглифическое письмо, сходное с письмом ольмеков и майя. Опубликовано более 50 текстов. Это надписи на каменных памятниках, победных стелах и в погребальных склепах.
Из сапотеков происходит один из президентов Мексики, Бенито Хуарес.
ПУЭБЛО.
Пуэбло (от исп. pueblo - 1) 'народ', 2) 'селение') - группа народов на юго-западе США. Численность - 32 тыс. чел. (1987). Проживают в штатах Аризона и Нью-Мексико, между реками Рио-Гранде и Колорадо. Принадлежат к американской ветви монголоидной большой расы. Религия - протестантизм и католицизм с традиционными культами, хотя ещё в XVIII веке пуэбло с исключительной яростью оказывали сопротивление внедрению христианства - в частности, они уничтожили укреплённое поселение Аватови, где проживали их перешедшие в христианство соплеменники, убив всех находившихся там мужчин.
Предки пуэбло - полуоседлые племена охотников и собирателей, постепенно освоившие примитивные формы подсечно-огневого сельского хозяйства. Представители археологических культур Анасази, Могольон (культура), Патайян, Саладо и Хохокам длительное время мирно соседствовали друг с другом и приобрели общие черты. В XIII-XV веках в результате Великой засухи представители этих культур переселились в долину реки Рио-Гранде и ныне пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико, а территории их прежнего обитания заселили апачи и навахо.
Языки и этнический состав
Пуэбло говорят на различных языках: шошонском, хопи, тано, зуни (зуньи, суньи), которые относят к ацтекско-таноанской макросемье, и изолированном языке или группе языков керес.
Хозяйство и быт
Основное занятие - ручное земледелие: суходольное - у хопи и зуни, ирригационное - у тано. Выращивают кукурузу, фасоль, тыкву, подсолнечник, стручковый перец. Охота и рыболовство имеют подсобное значение.
Ремёсла - узорное ткачество на вертикальных станках, лепная расписная керамика, обработка меди, изготовление украшений из серебра (заимствовано у испанцев).
Одежда - кожаный фартук, плащ из материи или кроличьих шкурок, ноговицы, мокасины, у женщин - накидка до колен, держится на правом плече.
Архитектура
Жилище - поселение-крепость (пуэбло, отсюда название народа), до 4000 человек, замкнутое сооружение вокруг двора или площади с глухими внешними стенами. Строят из песчаника или сырца. Жилые помещения расположены уступами в 5-6 этажей. Крыша нижнего этажа является двором для верхнего.
По лестницам через отверстия в крыше можно проникнуть в 'кивы', колодцеобразные круглые помещения, где собирались советы родов и племён, проводились религиозные церемонии.
Навахо, занявшие часть земель пуэбло, под их влиянием в 17-18 веках строили крепости-пуэблито.
Многие пуэбло до сих пор живут в старинных глинобитных домах. Памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО является Таос-Пуэбло - поселение почти 1000-летней давности с древними многоэтажными зданиями, предположительно созданное культурой анасази и населённое до сих пор. Гораздо более величественные скальные жилища древних пуэбло, многие из которых отнесены к национальным памятникам США (Бандельер, Меса-Верде, Навахо-Парк, Тузигут, Хила, Ховенуип, Чако-Каньон и ряд других), были заброшены ещё в годы Великой засухи около 1300 г. н. э.
Социальные отношения
У западных пуэбло - род матрилинейный, семьи матрилокальные, у восточных - род патрилинейный, семьи патрилокальные, большие. Система родства типа кроу. Сформировались раннеклассовые отношения, у восточных - управляют выборные военные вожди.
Культура и верования
Традиционные религиозные культы - культы сил природы, солнца, промысловые, тотемизм, культ качин. Качина - раскрашенная и наряженная фигурка, служит атрибутом разных церемоний. Один из примеров качины - фигурка человека, за головой у которого три пластинки, вверх и в стороны. В целом - форма креста. Раскрашена тремя-четырьмя цветами.
КВАКИУТЛЬ
Самоназвание - кваквакэвакв
Квакиутл - индейский народ группы вакашей. Самоназвание - кваквакэвакв. В русских текстах встречается написание - квакиутль, квакиютль, квакиутли. Численность - 3,5 тыс. человек.
Язык - квакиутль (кваквала), относится к северной группе вакашских языков. В настоящее время сильно вытеснен английским. Населяют север о. Ванкувер и противоположное побережье континента в Канаде, провинция Британская Колумбия.
Хозяйство
По типу культуры относятся к индейцам северозападного побережья Северной Америки . Основное занятие - рыболовство (главные промысловые рыбы - лосось, рыба-свеча). Ремесла - резьба по дереву, изготовление масок. Поддерживали отношения с соседями, народами других языковых групп, тлинкитами, атапасками, хайда.
Общественное устройство
В обществе существует деление на сословия. Существовало рабство. Существуют т. н. ранги, или церемониальные должности. Их обладатели составляют знать. Народность квакиутл состояла из 30 независимых групп (племён). Племя состояло из 7 родов (нэмайма), жило в одном общем зимнем селении. Во главе стоял вождь. Браки совершаются между родами (экзогамия), но знать допускает браки внутри рода (эндогамия).
В настоящее время насчитывается 15 племён, которые пользуются самоуправлением. С 1974 г. действует Совет района, общественно-политическая организация. Община Нимикиш на о. Ванкувер создала свой отдельный Совет. Многие общины владеют судами и предприятиями. Совершаются попытки возродить язык и культуру.
Верования
Сохраняется шаманизм. Из традиций распространены зимние церемонии, инициации, потлач (обмен подарками). Существуют ритуальные общества. Основные мифические персонажи, объекты культа - Каннибал, живущий на Краю Мира, чудовище Дзоноква, двуглавый змей Сисиутл.
Использованная литература
ИРОКЕЗЫ
Хозяйство и бытовые традиции
Древняя социальная организация ирокезов - классический пример материнско-родового строя. В этнографии существует термин 'система родства ирокезского типа', такая система родства может встречаться в любом регионе мира.
Жилище ирокезов - 'длинный дом' (овачира), изготавливаемый из коры вяза, и служивший жилищем по 20-50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Длинный дом, длительно использовавшийся до восемнадцатого столетия, и некоторое время после, был постепенно оставлен. В Аллегейни он продержался до 1800 года.
Основные занятия - охота, рыболовство, элементарное земледелие (главная культура - кукуруза, или маис). В настоящее время ирокезы живут в резервациях, работают в городах по найму или же занимаются изготовлением сувениров. Традиционные ремесла - плетение корзин, изготовление изделий из кожи, вышивание бисером.
Ранее ирокезы проживали в компактно построенных деревнях, состоящих из от 20 до 100 строений, основанных на возвышенных участках земли или на обрывистых берегах, удалённых от стремнин или озёр, окружённых маленькими огородами, садами, и полями, часто включающими несколько сотен акров.
В период формирования Лиги (1570), деревни огораживались одинарным или двойным палисадом или частоколом, установленным, чтобы защитить обитателей от нападения враждебных племён. Частоколы состояли из брёвен длиной 4,5 м, заострённых с одного конца и установленных непрерывным рядом по земле. В описании своих путешествий (1535) Ремасье (Ramusio) сообщает о мощном укреплённом Ирокезском поселении известном под названием Ошлага (Hochelaga) состоящем из 50 строений, каждое из которых было построено на каркасе из крепких шестов, покрытых корой. В деревне обитало приблизительно 3 600 человек. Потребность огораживания, деревни почти исчезла к началу семнадцатого века, а к концу столетия частоколы, полностью были оставлены. Деревни стали менее компактными, но строения продолжали строить рядом, чтобы располагаться по соседству. Иногда было необходимо сменить местоположение деревень. Строения из коры распадались от времени и заражались паразитами, заканчивались дрова, и истощалась почва. Многие были вовлечены в работу по перекочёвке на новый участок и постановку новой деревни.
В настоящее время ирокезы одеваются по-европейски. Исторический костюм - рубаха у мужчин или платье у женщин, из кожи. На ногах они носили не штаны, а ноговицы-леггины (гисеха), и набедренную повязку. Обувь - мокасины (эйхтакваовех). Ранняя одежда индейцев была из шкур и дубленых кож, которые носили как халаты, когда погода была холодной. Они постепенно заменялись заводскими тканями, ввозимыми ранними путешественниками и торговцами, но одежда из оленьих шкур, которая одевалась повседневно и на охоту использовалась ещё и в девятнадцатом столетии. Есть данные подтверждающие, что сукно привозилось англичанами и французами ещё в 1537 году. После экспедиции де Шамплена, в 1609 году ткани стали ещё более доступны. В последней четверти семнадцатого столетия сукно и ситец стали популярными как для мужской, так и для женской одежды. Могилы этого периода указывают, что сукно использовалось довольно широко. Оно сохранилось там, где соприкасалось с медными украшениями или посудой. В некоторых случаях цвет, а также текстура ткани хорошо сохранились. Шёлк вошёл в употребление во второй половине восемнадцатого столетия; вельвет стал популярным в течение последней четверти девятнадцатого столетия. Как шёлк, так и бархат использовались для украшения одежды из сукна, которое была принята большинством процветающих Ирокезов с начала девятнадцатого столетия.
Покрой этой одежды из ткани был подобен покрою одежды из кожи, но постепенно одежда как из кожи, так и суконная перекраивалась по европейскому стилю, хотя украшения продолжали активно использоваться - брюки, куртки, и жилетки украшались иглами дикобраза, бисером и бахромой.
Домашняя утварь, посуда изготовлялась из дерева, коры или глины. Из оружия использовали луки, духовые ружья (до времён первых контактов с европейцами), стрелы, дротики, ножи, позже позаимствовали у европейцев ружья. Томагавк, как классическое оружие индейцев, первоначально представлял из себя деревянную дубинку, разукрашенную резьбой. Металлические топоры также заимствованы у европейцев. Ирокезы носили доспехи из деревянных пластинок и щиты, однако, с распространением огнестрельного оружия необходимость в этих защитных предметах, а также в духовом ружье и дротиках, отпала.
Для передвижения по рекам и озёрам использовали лодки из коры.
У ирокезов было много танцев, большинство из которых были связанны с церемониями. Некоторые из танцев выполнялись специальными танцорами, одетыми в полный костюм и раскрашены для этого случая. В других танцах участвовали и мужчины и женщины. Инструментальная музыка и пение играло важную роль в танцах. Певцы располагались в центре помещения, и танцоры перемещались вокруг них. Инструменты, которые обычно отмечали время для танцев и песен включали погремушки из черепаховых панцирей, погремушки из небольших тыкв, погремушки из копыт оленя, перьевые трубочки, ритм палки, флажолеты или церемониальные свистки и водяной барабан.
Характерный облик ирокеза в прошлом создавала причёска. В большинстве своём, ирокезские мужчины носили собранный на макушке пучок волос, известный под названием 'скальповая прядь'. Позже были распространены также длинные волосы. Головные уборы из перьев, классические, характерны не для всех индейцев, а преимущественно для степных(сиу).
Религия
В настоящее время ирокезы - христиане. Сохраняются и традиционные верования, это - культ плодородия, культ 'длинного дома'. У ирокезов имелась сложная космогония и развитая календарная обрядность.
Праздники ирокезов
* Отаденоне-не-о-ней-ватэй - благодарение клену, первый праздник весны;
* Эйэнтвата - праздник посева;
* Хэйнундайо - праздник ягод (пора земляники);
* Дейонуннеокуа-ней-деохэйко - праздник жатвы;
* Гинневаноускуайюва - Новый год (ок. 1 февраля).
Имена ирокезов
Мужские
* Аххисенейдей - Длинное крыло
* Глэйдэйнохче - Ястреб, парящий в воздухе
* Нэстэйсакэй - Белоглазая птица
Женские
* Метэйнэй - Птица, поющая при дневном свете
* Латадавин - Одна из птиц
* Ватанэй - Птичье яйцо
В мировой литературе широко известен ирокез Гайавата (Хайовэнтха), герой поэмы Генри Лонгфелло, мифический основатель Лиги ирокезов, и его сподвижник Дагейноведа.
Кайова (самоназвание - 'главные люди') - индейский народ в США. Численность - 12 тысяч человек. Язык - кайова, относится к кайова-таноанской семье. Верующие - баптисты и методисты.
Живут в резервации в штате Оклахома. В XVII веке мигрировали с верховьев рек Йеллоустон и Миссури (штат Монтана) к юго-востоку и обосновались по соседству с абсалоке (штат Южная Дакота). В 1805 их вытеснили оттуда шайенны и лакота к реке Арканзас. В XIX веке занимали территорию на реках Симаррон и Ред-Ривер в штатах Канзас, Колорадо, Оклахома.
Хозяйственная деятельность
Кайова относятся к этно-культурному типу индейцев Великих равнин. Основное занятие - конная охота на бизонов. В XVII-XVIII веке они превосходили по количеству лошадей (наряду с команчами) другие равнинные племена. Сейчас они заняты в сельском хозяйстве, мелком предпринимательстве или работают по найму.
Социальная организация
Кайова делились на 6 кочевых общин (топотога). Обычно раз в год они устраивали набег отрядом в 200 человек. Племя возглавлялось наследным вождем, но играла роль и военная верхушка. Общество делилось на сословия: военная верхушка и прославленные воины (нгоп), зажиточные люди, но уступавшие в военной славе (ондейгупа), безлошадные индейцы (кен), неимущие (даплом).
Семья - малая. Счёт родства билатеральный, брак неолокальный. Система родства гавайского типа.
Культ
У кайова распространены культы личных духов-покровителей, медведя, шаманизм. Ритуалы: пляска Солнца, другие ритуальные танцы, курение трубки, употребление плодов психоактивных растений в религиозных целях.