Родившись в конце 50-х, я наблюдал историю моды последующих лет с большим интересом. Сравнивая потом одежду наших лет с историческими костюмами, я заметил, что детали костюма во все века заимствовали. Во-первых, заимствовали женщины у мужчин. Наиболее старый пример, - 17 век, 1630-е годы (рис. 3). Заимствуют и сегодня (рис. 3), маленькая фигура рядом.
Показанные вверху прически носили школьницы в 1970-е, но все эти прически были известны в истории. Это- - "севинье", вошедшая в моду при Людовике XIV, в 17 в., и повторно бывшая в моде в 1830-е гг., в пушкинские времена. Другая прическа - "манчини", из той же оперы, из 17 в. Вверху справа - прическа 1900 -го года, с успехом повторенная в 1990-х. А та, что называлась "карре", в конце 90-х, - из эпохи НЭПа (Нижняя картинка, в середине).
Уже давно женщины переняли сапоги из мужского ассортимента, конкретно, - у солдат. Популярный сегодня набор - курточка, джинсы, сапоги, делает девушек похожими на солдат. Иной раз посмотришь на улицу, а там целые девичьи батальоны ходят. Начинают надоедать круглые джинсовые задницы. Мужчины нынешних времен тоже у женщин заимствуют, не зря еще сорок лет назад шли разговоры о феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Вернемся в 1960-е. В это время началось движение хиппи. В России его, как такового не было, но молодежь перенимала у них отдельные детали одежды, манеры, мысли. Первоначально в моду вошли брюки клёш. Собственно, они взяты не у хиппи, а у моряков. Парни стали носить клеши с клиньями и цепочками. Их делали все шире и шире. Им соответствовал пиджак с круглым воротом без лацканов и длинные волосы. Это было влияние Битлов. Считается, что у Битлов переняли длинные волосы. Но Битлы длинных волос, оказывается, не носили. Они носили длинные челки (это видно из фото тех лет). А длинные волосы, вероятно, носили Роллинг-стоунз. (Рис. 1)
Походили они на обезьян и вызывали сильное возмущение старшего поколения. мало того, что они одевались не стандартно, они еще пили, гуляли в ресторанах, дрались, хулиганили, насиловали девочек, и все это усугубляло их внешний вид. Но через некоторое время брюки клёш стали вполне приемлемым общепринятым видом одежды. Их стали носить все.
В начале 1970-х девушки начали носить мини-юбки. Сколько при этом было шума, скандалов, но со временем усе устаканилось. В тот же момент женщины начали носить брюки. По этому повод тоже было много споров, диспутов, разборок на партсобраниях, но теперь даже пенсионерки преспокойно носят брюки, что очень даже прилично.
Далее в моду все больше и больше входят джинсы. Это тоже влияние хиппи, но в России джинсы носили, как правило, новые, не драные. И платили за них дорого. А хиппи должны были носить драные. И только в некоторых случаях молодежь то цветочек на заднице вышьет, то мотылька на коленке. Вот это - от хиппи. Или еще, один мой знакомый носил жилетку, связанную ему женой из разноцветной пряжи. Выглядела она, как старый деревенский половик. И ничего, никого это не шокировало.
В то же время стал носить такие одежды, в которых юношу от девушки действительно невозможно было отличить (Рис.2).
И вот, в 1979 г., все девушки начали носить макси, до пят, сперва легкие х/б летние юбки. Потом уже посерьезнее - вечерние туалеты. К середине 80-х макси плавно укоротилось до миди. Женщины стали одеваться очень скромно. Зато мужчины взяли реванш. Была настоящая вспышка моды на ретро, и в одежде, и в музыке. Вошли в моду узконосые ботинки, широкополые шляпы, длинные плащи с погончиками, почти такие же, как те, что носили наши родители. Одним словом, повторялись 20-е годы, эпоха НЭПа.
А в 90-е моды стали настолько пестры и разнообразны, что их просто невозможно описать.