Аш Павел : другие произведения.

Игральные карты. История

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение следует.

  ИЗ ИСТОРИИ КАРТ И КАРТОЧНЫХ ИГР.
  
  
  
  Считается, что карты изобрели в Китае в 12 веке. В 13 веке они появляются в Европе. Есть версия, что карты придумали во Франции при Карле VI (период Столетней войны), но это уже 15 век, а карты были известны ранее. В 15 веке сложились три основных вида колоды - итальянская, немецкая и французская. Первоначально карточная колода состояла из 78 карт, это были карты Таро, предназначенные для игры в Тарок (Тарот, Тарокко). Были колоды и в 84, и даже в 98 листов. В нее входили многие фигуры, король, королева, рыцарь, валет, туз, очковые карты от 2 до 10, грации, стихии, созвездия, 22 козырных карты от Фигляра до Света, дурак (прообраз джокера). Эти последние позже стали гадальными картами Таро (т.н. Старшие Арканы), остальная часть колоды (56 Младших Арканов) была отделена и превратилась в игральную колоду. Масти были следующие: чаши, динарии, мечи и палицы (палки, бастоны). Они сохраняются до сих пор в испанской колоде.
  Французские карты имели свои масти: сердца, серпы луны, трилистники и пики. В настоящее время они превратились в червы (сердца, les coeurs), бубны (квадраты, les carreaux), трефы (trefle, трилистник), пики ( pique - пика, копьё). Эта же колода используется и в России. Есть три вида колоды, в 36 листов, 52 и 54 (с джокерами), для разных игр. В России популярнее игры с колодой в 36 листов. Эта колода и эти масти стали классическими.
  В Германии масти были следующие: листья плюща, желуди, бубенчики и сердца. Имеет 32 листа (для национальной немецкой игры в скат).
  В старину в России также ходили французские онемеченные масти: вины (виноградные листья), они же пики, жлуди (желуди, трефы), роза (червы), бубны. Изображение фигур в зеркальном виде появилось в 1828 г. Это - т.н. бельгийская выделка.
  Раньше во Франции принято было изображать фигуры в виде мифических или исторических персонажей: Царь Давид - король Пик, Афина Паллада - дама Пик, Александр Македонский - король Треф, Аргина, анаграмма латинского Regina (королева) - дама Треф, Юлий Цезарь - король Бубен, Рахиль - дама Бубен, Карл Великий - король Червей, Елена Троянская - дама Червей, Этьен де Виньоль - валет червей, Ожье Датчанин - валет пик, Гектор - валет бубен, Ланселот - валет треф.
   Испано-итальянская колода - 40 карт (с пятёрок до туза) (варианты: 48 карт (с троек до туза), 44 карты (с четвёрок до туза). В немецких картах помимо общераспространенных фигур есть и свои, унтер-офицеры и обер-офицеры. Колода в 32 листа используется и в преферансе.
  
  Появление карт в России относится к царствованию Федора Иоанновича. Согласно Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года карточные игры считались серьезным преступлением, за которое полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. При царе Петре отношение в картам улучшается, открывается их производство на двух небольших мануфактурах в Москве, хотя сам Петр играл в них очень редко. Александре I вводит монополию на производство игральных карт, причем доход направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот. Бумага для производства карт была низкого качества и поэтому предварительно натиралась тальком. Такие карты были гладкими, хорошо скользили при тасовании и назывались 'атласными'. Стоили они недешево: дюжина колод атласных карт в 1855 году стоила 5 рублей 40 копеек. Позже выпускались карты по 30 копеек, 3 сорт, и по 3 рубля, глазетные, для Высочайшего двора.
  В России стали традиционными атласные карты - игральные карты с рисунком созданным в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (Боде-Шарлемань). Эта колода используется до настоящего времени.
  Швейцарская колода - вариант 36-карточной колоды, используемый для традиционных карточных игр (например, яссен). Она развилась в XV веке в южной Германии параллельно с немецкой колодой из итало-испанской колоды. Её отличительным признаком является использование нестандартных символов мастей: Щиты (пики), Розы (черви), Жёлуди (трефы), Бубенцы (бубны).
  
  
  
  Карточные игры стали популярны. Даже при королевском дворе Генриха II во Франции процветало шулерство. Шельмовал в игре даже король Генрих IV, что никак не вяжется с королевским достоинством. В 17 веке стали выходить первые запреты на азартные игры. В 1791 г. азартные игры были полностью запрещены. В 1837 г. последовало повторное запрещение. Игры были разделены на азартные и коммерческие (те, где выигрыш зависел от случая, и от сообразительности). Вторые были разрешены. Эта разница была установлена при Елизавете в 1761 г. Сейчас выделяют также категорию семейных (домашних) развлекательных игр, в которые не играют на деньги.
  Во время Директории в Париже было 50 игорных домов.
  В 19 в. игорные дома были в Баден-Бадене, Висбадене, Гамбурге и других курортных городах Германии. В 1873 г. игорные дома были закрыты во всей Европе, кроме Монако.
  В Англии первое запрещение относится к 1468 г., последнее - к 1853.
  В России карты появились в 17 в, тогда же, в 1649 - запрещены.
  В США первая фабрика, выпускающая карты, появилась в 1800 г.
  После запрета на азартные игры осталось лишь несколько центров азартных игр. Кроме Монако, это еще Макао в Азии, Багамские острова и Лас-Вегас в Америке. В эти места приезжают обычно богатые люди. Но с началом 20 века люди стали практичными, они уже не играли так азартно, как в 19, когда дело доходило до трагедий и самоубийств. Играют умеренно, сдержанно.
  
  Во Европе в 18 веке была наиболее популярна игра в фараон. Ее название часто встречается в литературе. Вероятнее всего, это то же, что и штосс в России в 19 в. Он описан у Пушкина, в повести "Выстрел", и в "Пиковой Даме". Игра проста. Один игрок - банкомет, другой - понтёр. Понтёр загадывает карту, а банкомёт кидает направо и налево по одной карте. Если загаданная карта выпадает в сторону понтёра, он выигрывает.
  В России популярны были, кроме штосса, банк, фаро, квинтич, рамс, кадрилия, ломбер, контра, панфиль, вист, винт, преферанс, 66, стуколка, семерик, мушка и др. Наиболее популярная до наших времен игра - подкидной дурак.
  Во Франции играли в пикет, бассет, приму, ландскнехт, экарте, баккару. В Италии и Испании - в примеру (кинолу), сьентос, 15 очков, бальестилью, барригилью, ломбер, фараон, морро.
  Англичане предпочитали вист, бридж, американцы - покер, бостон. Сегодня очень популярна игра джин-рамми. Бридж, игра из одного семейства с преферансом и вистом, похожая на них, единственная карточная игра, объявленная официально спортивной. Игр существует великое множество. Многие из них являются разновидностями одной, бывают семейства родственных игр.
  Особую популярность имеют азартные игры макао, баккара, экарте и виктория. Есть две игры с названием экарте, - клубное экарте, что практиковалось в игорных домах, и домашнее, они обе не похожи. Кроме игр карты пригодны также для фокусов, пасьянсов и гадания.
  
  СТАРИННЫЕ И НОВЫЕ КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ.
  ПРИМЕРА.
  Распространена была в Зап. Европе, особенно в Испании, в 17-18 вв. Часто упоминается в испанских плутовских романах. В России на не похожи сека и тринька.
  Сдается четыре карты. Нужно набрать на руках комбинации:
  флюс - 4 карты одной масти
  4 карты, дающие 55 очков
  примера - 4 карты всех мастей
  простые комбинации, дающие очки по картам одной масти.
  Затем игроки торгуются, т.е. добавляют ставку, пока кто-нибудь не спасует и сбросит карты, или не предложит вскрыться. Вскрываются обычно тогда, когда остается двое играющих.
  
  СМЕСЬ, или ВИНЕГРЕТ.
  18-19 вв. Предшественница покера. Игроков от 2 до 6. Колода - 52 листа без К, В, Д, т.е 40 листов. От туза (1 очко) до 10. Карты ценятся по номиналу.
  Ставится кон. Сдают сперва по две карты. Игроки объявляют либо пас, либо басту (вист). Пасующие меняют карты, вистующие - нет.
  Снова делается ставка, сдается еще по 2 карты (с дополнительной тасовкой).Игроки объявляют либо пас, либо игру. Последний делает добавочную ставку. пасующий делает прикупку, меняет любое количество карт (один круг). Если спасовали все, то играющий забирает ставку, а сдатчик дает ему в 2 раза больше. Торг идет до тех пор, пока не останется два игрока, которые вскрывают карты.
  Комбинации:
  Поэн - 2 или 3 карты одной масти. 9 в поэне младше 2 и 3. При одинаковых поэнах считаются очки по картам. Выигравший на поэне получает 1 жетон с каждого.
  Прима - 4 карты разных мастей, дает 2 жетона.
  Секанс - 3 карты подряд одной масти. Кроме кона выигравший получает с каждого по три жетона.
  Трикон - три карты одного достоинства. Дает весь кон и 4 жетона с каждого.
  Более старшие сложные комбинации:
  Трикон с картой той масти (8п, 8т, 8б, 7б), дает 6 жетонов.
  Прилив с секансом - 4 карты одной масти, из них по меньшей мере 3 подряд, 8 жетонов.
  Фредон - 4 карты одного достоинства, младший фредон - тузовый, старший - из десяток, 8 жетонов.
  
  ПИНОЧО.
  Современная игра. Испанский вариант покера. Игра проходит аналогично, но комбинации свои.
  1) делается начальная ставка
  2) сдается по 4 карты
  3) игроки объявляют игру или пас
  4) игра с добавлением ставок
  5) когда все спасовали, кроме двух, эти двое вскрываются
  Комбинации:
  Эскалера - 4 карты подряд (стрит)
  Фуль - 4 одинаковых карты
  Трио - 3 одинаковых карты
  Пар - пара, 2 одинаковых карты
  Карта мас альта - 1 самая старшая карта
  Колода испанская - 48 листов, туз - 1 очко, король - 12, кабальо (конь, вместо дамы) - 11, валет - 10. В одинаковых комбинациях очки считаются по картам.
  
  МАКАО и БАККАРА.
  В макао старшая карта - 9. 10 и картинки не считаются. Число очков - по номиналу карты, туз -1. Если у банкомета меньше, понтёр получает выигрыш, при 9 о. - тройную ставку, при 8 о. - двойную, при 7 - одинарную. Аналогично получает и банкомет с понтёров.
  Сдача - три карты, козырей нет. Можно прикупить.
  Клубное экарте - разновидность макао, но козырная. Виктория - похожая на макао игра, но без прикупа.
  
  Баккара - сдают по 3 карты. Картинки - по 10 очков. Остальные карты - по номиналу. Лучшие очки - 9,19,29, или 8, 18, 28, или 7, 17,27. Если у банкомета 9,19,29, он забирает сразу все ставки. Если у него 8,18,28, а у одного из понтёров 9,... выигрыш получает этот понтёр, остальные платят банкомёту. В случае одинаковых очков банкомёт имеет преимущество. Передавать талию он не обязан. Перебор - проигрыш.
  Клубные разновидности макао и баккары играют на специальных столах, где расчерчено табло, процедура игры несколько сложнее.
  
  ПОКЕР.
  Очень модная ныне и популярная игра. Основная игра в США на Диком Западе. Имеет ряд разновидностей, между которыми разница в старшинстве комбинаций (иногда переставляют местами флеш-рояль и карре, но по логике карре старще, потому что оно приближается к покеру). Существует покер без джокеров, но в этом случает нет возможности набрать самую старшую комбинацию, покер.
  Вот самый простой вариант, в который у нас в стране играли во дворах, который, собственно и показан в вестернах.
  Колода - 54 листа. Сдача - 5 карт. Игроки делаю минимальную ставку. Затем начинают менять карты, собирая нужную комбинацию. За каждую смену доставляется монетка, две и три. Менять можно три раза. Один из игроков имеет право сменять 4 карты бесплатно, и так по очереди.
  Когда комбинациия собрана, игрок объявляет ставку, например, доллар. Следующий перебмвает его ставку,- доллар и 20 центов, и т.д. Некоторые, со слабыми картами, пасуют, сбрасывают карты. Остается два игрока, дошли до 2 долларов, один из них предлагает вскрыться и кладет 2 доллара. Выигрывают по старшинству комбинаций.
  Комбинации:
  Двойка - 2 одинаковые карты
  Две двойки - 2 одинаковые + 2 других одинаковых карты
  Тройка - три одинаковых карты
  Стрит )стрэйт) - 5 карт подряд любой масти.
  Фуль (фул) - 3=2, т.е. две и три карты одного достоинства, 2 дамы+3 короля, 2 десятки+3 валета и.т.д.
  Масть (цвет) - 5 карт одной масти
  Флеш-рояль (роял-флаш) - стрит одной масти
  Карре - 4 карты одного достоинства (высший - 4 туза, низший - 4 двойки)
  Покер - карре и джокер, или тройка и 2 джокера
  Джокер выполняет роль любой карты, поэтому можно считать, что покер - 5 одинаковых карт (высший - тузовый и т.д.)
  В покере распространен такой прием, как блеф. Игрок со слабыми картами ставит сразу большую ставку, отчего другие начинают сомневаться в своих силах и пасуют все сразу. Блефующий забирает кон, карты показывать он не обязан.
  
  МАВР.
  В России и в наше время популярна игра в Мавр. Она имеет ряд вариантов и массу названий: кис-кис, 101, английский дурак, венгерский дурак, наконец - мавр. Так называют короля пик.
  Играют в не на пляжах, теплоходах и в других местах, не на деньги, а на исполнение номера. Проигравший что-то должен спеть, станцевать, или т.п.
  Играть удобнее меньшим числом игроков, 2-4.
  Колода - 36 листов. Сдача - 4 карты. Цель - избавиться быстрее от карт. Это игра на выкладку. Очки: Туз-11, картинки по 10, остальные по номиналу. Дама, если остается на руках - 20, если выкладывается последней, дает право списать 20 о. Оставшиеся на руках карты - проигрыш. По ним считают очки.
  Сдатчик первым кладет рядом с талоном карту, и на нее игроки по очереди выкладываю аналогичные карты, либо в масть, либо по фигуре, т.е. валета на валета, 10 на 10, либо пики на пики, трефы на трефы и т.д.
  Но если предыдущий игрок выкладывает определенные карты, 6, 7, туза, даму, последующий берет лишние карты.
  На 6 - одну, на 7 - две, на туза он пропускает ход, а ходивший повторяет ход. Дама дает право сменить и потребовать новую масть. На мавра (КП) берут три лишних карты, но это правило не везде принято, по договоренности.
  Классически игра идет до 101 очка. Набравший 101 выигрывает, перебор равен проигрышу. Но можно и без этого, отдельными партиями.
  
  Использованная литература
  Розалиев Н.Ю. Карточные игры для дома и казино.
  Сборник "Семейные карточные игры", М.:1991
  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  
  Коллекция карт - по черной ссылке внизу "Моя галерея"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"