Арно Сергей : другие произведения.

Каннибализм как высшее проявление любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.37*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад в рамках Конференции "Метафизика и морфология романтической любви" "Дом писателя" 26 ноября 2010 года. (по материалам романа "День всех влюбленных)

  Доклад Сергея Арно в рамках Конференции
  "Метафизика и морфология романтической любви"
  "Дом писателя" 26 ноября 2010 года.
  
  КАННИБАЛИЗМ КАК ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ
  (по материалам романа "День всех влюбленных)
  
  Существует мнение, что любовь не более чем продукт химических процессов в организме человека. Отчасти это возможно так, но эти процессы нужно считать скорее следствием - причина же кроется совсем в другом. Психология любви и романтической в том числе, как и психология творчества не поддается исследованию: ни один писатель, ни один художник не скажет вам, откуда приходит тот или иной образ, то же и в любви - она появляется внезапно и неизвестно откуда.
  Я начну издалека. Как известно, имеются две самые распространенные теории возникновения человека. Отталкиваясь от Библии, человек произошел от Адама и Евы, если отталкиваться от теории Дарвина, - человек произошел от обезьяны. Но есть еще одна, так сказать, толерантная теория, как ни странно примиряющая эти две, казалось бы, непримиримые точки зрения. Она утверждает, что люди, конечно, произошли от Адама и Евы, но какая-то часть людей произошла все-таки от обезьян. И за многие тысячелетия два этих вида перемешались и получились мы с вами и теперь невозможно разобраться в ком больше от обезьяны, а в ком от Адама и Евы.
  Таким образом, происхождение человека отвечает на многие вопросы, в прошлом казавшиеся неразрешимыми. Например, почему люди часто не понимают друг друга, почему есть люди, испытывающие только примитивные желания - поесть, попить, посовокупляться, в свободное время нахапать как можно больше взяток, чтобы опять же поесть, попить, посовокупляться.... Другие же предпочитают жить духовной жизнью, потому что в одних людях больше от обезьян, а в других - от Адама и Евы.
  К сожалению, в нашем веке к власти пришли все больше "обезьяны", но это и понятно: люди из животного мира более приспосабливаемы.
  И на вопрос, почему одни люди способны испытывать чувство романтической любви, а другим оно попросту незнакомо (они могут испытывать яростное сексуальное влечение, но не любовь в ее высшем романтическом проявлении) ответ очевиден - в одних больше обезьяньего, а в других нет. Так уж легла карта судьбы, но кому в этой ситуации лучше, а кому хуже - большой вопрос.
  
  Тема каннибализма очень обширная, поэтому я коснусь ее только вскользь. Нам не известно, что происходило на планете до изобретения письменности, но в европейской литературе каннибализм появляется у Гомера (Полифем пожирает спутников Одиссея) потом у Геосида и еще у многих других авторов.
  У никоторых народов на каннибализм было наложено табу, но, как показывают археологические исследования, раньше человекоядство широко процветало на всей территории планеты. И не удивительно! Как известно, человеческое тело содержит в себе огромное количество питательных веществ, микроэлементов и прочих полезных для здоровья человека компонентов, каких не содержит ни одно живущее на планете существо. Содержащиеся в организме человека вещества способны излечивать болезни, улучшать зрение и слух, омолаживать организм... Человек - это фактически лекарство от всех болезней. Об этих его качествах прекрасно знали древние, о чем красноречиво говорит латинское изречение "Sapere avdet" (подобное лечится подобным).
  
  Малоразвитыми африканскими племенами, имевшими большой опыт в каннибализме, это понималось всегда упрощенно: съешь глаз - будешь хорошо видеть, съешь ухо - слышать, и так деле. Хотя не все так просто. Столь полезный для здоровья продукт содержит в себе и немало опасностей для человека. Например, развитие загадочной болезни, название которой дали только в XIX веке, - болезнь Крейтцфельда-Якоба и таинственная мало изученная даже в наши дни болезнь Куру. Бывало, от этих болезней вымирали целые племена и народы.
  Хотя все зависит от того, как приготовить - тут надо тоже уметь!.. А для этого имелись свои секреты и специальные поваренные книги. Но мы не станем рассматривать каннибализма как средство оздоровления и омоложения организма - у нас другая тема.
  
  Философ Питер Стросон писал о том, что тело признается необходимым условием человеческой самоидентификации и поглощение тела равнозначно поглощению чужой индивидуальности. Добавлю от себя, что Стросон имел в виду Индивидуальность (с большой буквы). Все мы понимаем, что индивидуальность пьющего сантехника дяди Васи и индивидуальность ученого-лингвиста, поэта или писателя совсем разные индивидуальности, и эффект от их поглощения соответственно будет различным.
  Зигмунд Фрейд в "Тотеме и табу" утверждает, что "вбирая в себя части тела какого-нибудь лица посредством акта пожирания, усваивают себе также и свойства, которые имелись у этого лица". Все мы знаем о том, что по Фрейду дети, съедая отца, присваивают часть его силы и отождествляют себя с ним и по сути становятся сами собой. Но мы не станем удаляться от главной темы доклада - любви.
  Многие испытавшие сильное чувство любви помнят это непреодолимое стремление к объединению с объектом любви. Любящие друг друга люди не могут "насытиться" друг другом, они должны все время находиться рядом. Они стремятся к объединению - держа друг друга за руки, прижимаясь друг к другу - и акт совокупления дает лишь временное облегчение. Влюбленным требуется лишь одно, чтобы они всегда и везде были вместе. А это возможно, только совершив акт каннибализма, только тогда они будут вместе навсегда.
  
  Из глубокой древности идет сравнение человека с пищей - еще с тех пор, когда не был еще установлен контроль над каннибализмом, и люди необдуманно и бесконтрольно употребляли в пищу себе подобных, например: "у тебя щечки, как персики", "красный, как рак (помидор)", "пухлая как ватрушка" и многие другие. "Мой поросеночек" - так и сейчас называют нравящихся людей. Раньше это применялось только к людям, вызывающим аппетит. "Так бы тебя и съел!" - высшая форма восторга. Или: "Мой сладенький, моя сладенькая" - здесь незамаскированно говорится о сладости человеческого мяса. "Аппетитная женщина", причем так никогда не говорят о мужчине. И многие, многие другие.
  
   Чего стоит одно только предложение "руки и сердца". Нужно обладать больным воображение, чтобы предположить, что мужчина предлагает возлюбленной свои собственные руку и сердце. Понятно, что он преподносит руку и сердце кого-то другого, причем вторая рука остается у него... Впрочем на эту тему можно рассуждать долго.
  Герой моего романа "День всех влюбленных", находясь в сильном возбуждении, восклицает: "Ну, какой мужчина хоть раз в жизни не хотел съесть хорошенькую женщину?!" Ну, конечно, в его высказывании есть некоторое преувеличение и лукавство. Конечно, не каждый! Конечно, не каждый хотел съесть хорошенькую женщину, но каждый хотел попробовать!
  Покусывания, облизывания, поцелуи влюбленных, ощупывания ... - это живущее в каждом человеке стремление к полному, абсолютному обладанию, поглощению своего возлюбленного. И они заменяют акт каннибализма актом совокупления, подменяя стремление к поглощению иллюзией, временным слиянием тел.
  
   вот здесь и начинается самое главное:
  Как известно во взаимной любви имеются две роли. Один стремится защитить объект любви, а другой стремиться к тому, чтобы его защитили. Как правило, защита требуется женщине. На эту тему существует множество поговорок: "Крепкое мужское плечо", "Как за мужа завалюсь - ничего я не боюсь", и другие. Таким образом, в любви (как и в животном мире) сильный поглощает слабого, но слабый готов к этому - он стремится к поглощению, он мечтает об этом, он просто счастлив от того, что его поглотят.
  Здесь мы подходим к тому с чего я начал и замыкаем круг. Если отталкиваться от теории, что часть людей произошла все-таки от Адама и Евы, то стоит припомнить, что Бог вынул у Адама ребро и из этого ребра сотворил Еву. То есть Ева изначально являлась частью Адама. И мужчина неосознанно стремится вернуть себе свою собственную часть. А женщина, изначально являвшаяся частью Адама, вернуться туда, откуда она вышла, что возможно только при совершении каннибалистического акта как высшего проявления любви. Поэтому влюбленный стремится либо быть съеденным, либо съедающим, чтобы стать единым и вернуться к своему изначальному состоянию.
  Вчера из уст профессора Александра Олеговича Большева здесь уже звучала тема любви как стремление влюбленных вернуться в Эдем.
  Вот это, наверное, и есть одна из версий возвращения в Эдем - мужчины возвращается, но уже в гордом одиночестве и с женщиной внутри.
  
  В конце хочу сказать, что каннибализм - тема более емкая, и если через призму каннибализма взглянуть на далекое прошлое, то многое предстанет совсем в ином виде. Например, будет понятна великая тайна исчезновения древних цивилизаций и народов земли. Или, взглянув на современный мир, понять, почему олигархи и президенты всего мира живут так долго и выглядят так молодо. Чем они омолаживаются? Может быть, молодильными яблочками?.. Или старым, проверенным способом?
  Через призму каннибализма весь мир может предстать в ином виде. Но нам слишком мешают наложенные на эту тему табу. Наверное, и хорошо, что мешает.
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.37*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"