Арямнова Вера : другие произведения.

Юрий Бекишев: "Не оторвать от сущего очес"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В детстве верилось: если идти за человеком след в след - узнаешь, о чём он думает и что чувствует. То есть, можно понять его. И чего проще читая стихи, прозу человека, видеть следы идущего и определить - по дороге ли тебе с ним? Не то со стихами Юрия Бекишева, талантливейшего российского поэта. Навряд ли удастся попасть сразу след в след, но и попасть не значит совпасть, потому что на его дорогах "образ - лишь предлог к прогулке дальней без путей-дорог". Рецензия опубликована в костромской областной газете "Северная правда"

  ЮРИЙ БЕКИШЕВ: Не оторвать от сущего очес
  
  
  В костромской прессе не раз писали о сложности поэзии Юрия Бекишева. Возможно, она сложна для восприятия. Но внесём ясность в это допущение: при чтении со скоростью кавалерийского наскока, как многие и привыкли просматривать новые книжки стихов.
  Читателю же, который душевно потрудится, стихи Бекишева открывают себя. Хотя, может быть, не с первого прочтения. Но пристально вглядывание в его стихи - наслаждение и праздник. Слова в стихотворном ряду стоят так, что между ними, как в горах, воздух, напоенный кислородом. Радуешься открывающимся далям...
  Для подлинного поэта звуковой строй стихотворения, интонационная фигура, ассоциативное поле, создаваемое образом, словарь, синтаксис - не только вопросы литературной техники. Для него всё это имеет отношение к мировой гармонии. Поэтому читать вслух стихи Бекишева ф и з и ч е с к и приятно. Магические извороты и перепады речи, когда она "чем невнятней, тем заветней", доступны поэту как человеку, способному воспринимать чужую речь так:
  
  ... лишь в разговоре двух абреков
  Слов бирюза струилась с уст.
  Они стояли под окном,
  пересыпая гравий в горле,
  столь полный дикой горной воли,
  что, будь он втоптан в глинозём,
  взрасти мог купами магнолий.
  
  Волшебный порядок слов характерен как для великой прозы, так и для великой поэзии.
  Поэтическая речь во все времена как создаётся, так и девальвируется. Во многих стихотворениях, вполне профессиональных, это происходит из-за открытой публицистичности... В иных - от недостатка опыта, культуры, воображения, формы, мысли, истины, свидетельства чувств или их золотого остатка, не поддающегося осмыслению, наконец, Божьей искры!
  В стихах Юрия Вениаминовича есть ВСЁ. Лирика его возвращает нам поэзию как субстанцию, показывает, что, собственно, может поэтическое слово.
  Костромская пресса отмечала неоспоримую необычность его поэзии. Совершенно справедливо. В разноголосом, но всё же хоре поэтов, живущих в провинции и пишущих о ней, чувствующих её, по большому счёту, одинаково, голос его совершенно отдельный. Он не провинциал и в самом лучшем смысле этого слова. Его поэтический мир разомкнут на разные культурные эпохи. Как знаток и истинный ценитель их, он "подсказывает":
  
  "Культурные слои - как старые обои: пером царапнешь - вспыхнет голубое". Тонкость понимания мира, интуиция и поэтический дар позволяют не повторять, а расшифровывать их. Созданное им в книге "Золотые сны" единое культурное пространство - Эпирское царство, куда "птицы влетают сквозь иконостас" Ильинской церкви, это та планетарная культурная среда, с которой сообщается поэт. И родная провинция открывается читателю как впервые увиденная:
  
  Рыжим сирийцем сидит Гавриил
  Подбоченясь
  На византийском
  Заволжском холму.
  
  И впрямь византийский этот десятки раз виденный холм, на котором стоит Ильинская церковь в Костроме. А вот поди ж ты, в голову не приходило...
  Юрий видит мир торжественный и триумфальный, сложный, красивый, а порой по-домашнему уютный, теплый, где всё равно - звезда или корыто - всё поэзия.
  
  ВЕЧЕР
  
  Дверь в дом осталась приоткрыта -
  оттуда света полоса,
  смех детский, взрослых голоса...
  Газета на крыльце забыта,
  и окна все плющом обвиты...
  Через каких-то полчаса
  звезда чиркнёт о край корыта,
  и брызнет по траве роса,
  метнётся через двор лиса,
  и, как подвода с первым житом,
  луна объедет небеса.
  
  Лирика так устроена, что личность поэта сквозит через написанное им, вызывая сочувствие и интерес. Какое выражение лица у поэта, когда он смотрит на мир? Перечитывая трагические стихи Бекишева, не забудем, что корни поэзии в сакральном, а оно страшно и трагично. Отрицать трагедию невозможно, это значило бы отрицать мир, пронизанный ею насквозь. Но выражение лица!.. Оно светоносно. Поневоле думаешь, как много теряет человек, как мучается, когда не понимает, как устроен мир и как к нему относиться.
  
  И каждый раз, как будто бы впервые
  оплакивать ушедшего живые
  не умеют - плачут, речь теряя вдруг,
  не ведая, что есть миры иные...
  Глядят - не видят ничего, слепые
  глаза у них...
  
  И поэт, и философ, за чьей "спиною тень множество пространств пересекает", думая о неизбежном, благодарно восклицает: "Явившись в час волшебный дня, ты видел всё! И что ещё?"
  Думается, что будущие исследователи творчества поэта, а, может быть, и костромские школьники на уроках краеведения или литературы будут писать сочинения на темы: "Родная провинция в произведениях Юрия Бекишева", "Эстетическая полноценность и этическая выверенность поэзии Ю. Бекишева" и не забудут при этом процитировать строчки о тех, кто "жизнь принимает как надел и за рукав не теребит", о том, что "вечной памяти нет, если нету обыкновенной"... А ещё будет тема "Опровержение утверждения Бродского о том, что поэзия всегда на что-то жалуется", и опять не забудут процитировать: "Ибо нищий, запущенный сад ждёт не жалоб, а исповедь сердца". И вообще тема сада в поэзии Юрия...
  
  Так и бывает - сам пейзаж
  судьбой над бытием витает,
  и сад из детства, словно страж,
  сады души оберегает.
  
  Кто-то напишет о "Планетарной культурной среде как части мировоззрения поэта" или о "Воле к благодати как основном мотиве творчества".
  
  И ещё остаётся сказать...
  не сказать!
  И еще остаётся,
  что невольней, чем эта слеза,
  волей в ком-то потом отольётся
  
  Данная рецензия не претендует на такую исчерпывающую полноту, это - прерогатива монографии, которой творчество костромского поэта Юрия Бекишева заслуживает. Моя задача сказать, что в Костроме живёт один из талантливейших поэтов России, а Россия об этом не знает. В 1990-м вышла в Ярославле его книга лирики "Соседние миры", в 1998-м, в Костроме "Сны золотые" тиражом 1000 экземпляров - к 50-летию поэта. Ныне на дворе - 2009-й. Будет ли третья книга? Она написана. Да только есть поэты, которые писать - пишут, а издавать, выставлять себя - не их забота... Нет у них к этому ни средств, ни призвания.
  
  Рецензия опубликована в областной газете "Северная правда" в 1998 году, в этом варианте изменена концовка.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"