В 1998 году в Костроме произошло Событие: открытие выставки костромских шестидесятников "Любить? Ненавидеть? ЧТО ЕЩЕ?!".
Всем показалось, начата работа по реконструкции отечественных духовных ценностей, созданных ими. "Гонимые и изгнанные вернулись в Кострому с триумфом" - заголовок статьи в газете "Известия"* об этой выставке, казалось, тоже вполне отражал суть происходящего.
- В Художественном музее происходит реанимация нравственности. Он напоминает мне реанимационную палату одной общей больницы, - сказал седой гений Иосиф Шевелев.
Может быть, попытка реанимировать нравственность останется лишь попыткой, - писала тогда областная газета "Северная правда", - но отрадно, что она имеет место быть благодаря стараниям Виктора Игнатьева, директора Художественного музея со товарищи.
Мысль создать широкомасштабную экспозицию принадлежала именно Виктору Яковлевичу. Случившийся в Костроме 60-х годов "парад планет" - явление, которое необходимо было не просто вспомнить и осмыслить, а именно представить, преподнести и, отойдя в сторону, наблюдать за реакцией, как это и сделал Виктор Игнатьев с присущим ему изяществом.
В плане характеристики поколения шестидесятников Кострома представляла из себя шедевр. То есть, здесь жили люди, УКРАСИВШИЕ ПОКОЛЕНИЕ.
Литературный критик Игорь Дедков, без блестящих оценок которого разговор об отечественной словесности второй половины 20 века немыслим; краевед-архивист Виктор Бочков, продолжатель корневых линий отечественной исторической мысли; непререкаемый сегодня авторитет в вопросах теории золотого сечения архитектор и ученый Иосиф Шевелев, математически доказавший существование Высшего Разума; художник Николай Шувалов, доказавший мертворожденность соцреализма и указавший путь развития русской живописи; гобеленщик и ткач Евгений Радченко... Художников Владимира Муравьева и Алексея Козлова, к сожалению, уже не было, "приверженцы антинародного искусства" были изгнаны отсюда в 1954 году, уехали в Москву, где и выполнили свою уникальную миссию в искусстве. Сегодня понятно: их творчество в 60-х было живописью будущего. Неоспоримо, что это живопись настоящего, так же как и то, что у нее есть будущее...
В Костроме жил и работал искусствовед Виктор Игнатьев, создатель Костромского художественного музея, героический собиратель его бесценной коллекции, уже после смерти причисленный международным биографическим центром к двумстам выдающимся людям планеты двадцатого века...
Реставраторы А. Кильдышев, Г. Губочкин, Е. Ильвин, А. Малофеев во главе с К. Тороп в те годы составили знаменитую костромскую реставрационную школу. В областной научной библиотеке усилиями Рогнеды Апатовой открылся первый в СССР отдел искусств. Архитектор Иосиф Шевелев создал Музей деревянного зодчества под открытым небом, перенеся бесценные памятники с затопленных земель Волжского водораздела и начал планомерно работать над исследованием архитектурных пропорций, открыл теорию парных мер и закономерность "взаимопроникающих подобий". Виктор Игнатьев в общем потоке древнерусского искусства спас Костромскую икону в бесконечных экспедициях по непроходимым закрайнам области. Он доказательно преодолевал в партийном сознании чиновников отношение к иконе как к культовому предмету, и это позволило открыть в музее отдел древнерусского искусства, ставший сокровищем костромской земли. Игнатьев открыл миру Ефима Честнякова и Григория Островского, сохранил работы великих авангардистов 20-х годов, вопреки приказу министра культуры СССР сжечь их. И все это происходило на фоне нерядовых выставок в музее: первой ретроспективной выставки 14-ти репрессированных художников, чьи имена были нарочно забыты, первой областной выставки декоративно-прикладного искусства, давшей толчок первой Всероссийской, выставки отреставрированных фресок Троицкого собора и храма Воскресения-на-Дебре, знаменитой выставки без жюри, освобожденной от цензуры и закрытой на третий день...
Художественный музей стал центром духовной жизни.
Игорь Дедков, критик, осознающий необходимость настоящей критикующей критики для настоящей литературы, благодаря которому провинцию в столицах начали именовать с большой буквы, пишет то время в дневнике: "Надо уходить из "Северной правды", но куда? Не стоят же на порогах, раскрыв объятия..."
Дело в том, что невоспроизводимый вклад в культуру создавался шестидесятниками в условиях, максимально приближенных к боевым. Указы и директивы следовали один за другим: как надо понимать искусство и каким оно должно быть. Местные заградотряды тоже не дремали. Скандально закрывались выставки, изгонялись из города те, кто мог улучшить и очеловечить систему.
И все же шестидесятники умели противостоять и создавать. За каждым именем - Личность, за каждым поступком - щедрость души и необъятность интеллектуальных горизонтов.
Чем славно нынешнее время? Конечным торжеством свободы от Личностей.
Чем славны нынешние достижения в искусстве? Бесконечным повторением одних и тех же вариаций на одни и те же темы, декадансом и маньеризмом.
Шестидесятники ушли.
Теперь не верится, что в феврале 1998 года мы жили ощущением вернувшейся "оттепели", которая вот-вот даст свои результаты - духовную реанимацию общества...