Впервые опубликовано в Великобритании в 2014 году компанией Delphi Classics.
No Делфи Классик, 2014.
Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена, сохранена в поисковой системе или передана в любой форме и любыми средствами без предварительного письменного разрешения издателя или иным образом распространена в любой форме, кроме той, в которой она опубликовано.
Делфи Классика
является отпечатком
Делфи Паблишинг Лтд.
Гастингс, Восточный Сассекс
Великобритания
Контактное лицо: sales@delphiclassics.com
www.delphiclassics.com
Перевод
Древние останки в Сардисе, столице Лидийского королевства - Павсаний, скорее всего, был уроженцем Лидии.
Другие руины в Сардисе
ОПИСАНИЕ ГРЕЦИИ
Перевод WHS Джонс
Состоящее из десяти книг, каждая из которых посвящена какой-либо области Греции, « Описание Греции » Павсания представляет собой важную сохранившуюся работу, в которой описываются многие утерянные чудеса и археологические особенности древней Греции на основе наблюдений из первых рук, что служит важным связующим звеном между классической литературой и современной литературой. археология. Великая работа начинается в Аттике, и в обсуждении доминируют Афины и их демы. Последующие книги касаются Коринфа, Лаконии, Мессении, Элиды, Ахайи, Аркадии, Беотии, Фокиды и Озолийской Локриды. « Описание Греции» в значительной степени функционирует как культурная география, где Павсаний часто отвлекает от описания архитектурных и художественных объектов, чтобы рассмотреть мифологические и исторические основы общества, которое их создало. Как греческий писатель, писавший под эгидой Римской империи, он оказался в неудобном культурном пространстве, между славой греческого прошлого, которое он так стремился описать, и реалиями Греции, частично находящейся в рабстве у Рима как доминирующей имперской силы. . По этим причинам « Описание Греции» демонстрирует тщательные попытки автора установить идентичность римской Греции, которая явно является ее собственной.
Павсаний особенно известен своими подробными описаниями религиозного искусства и архитектуры Олимпии и Дельф. В Фивах он рассматривает щиты тех, кто погиб в битве при Левктре, руины дома Пиндара и статуи Гесиода, Ариона, Фамириса и Орфея в роще муз на Геликоне, а также портреты Коринны. в Танагре и Полибия в городах Аркадии.
В топографических разделах своего сочинения Павсаний любит отступления о чудесах природы, в том числе комментарии о знаках, предвещающих приближение землетрясения, явлениях приливов, скованных льдами морях севера и полуденном солнце, которое в день летнего солнцестояния не отбрасывает тени в Сиене (Асуан). Хотя он никогда не сомневается в существовании богов и героев, он иногда критикует связанные с ними мифы и легенды. Его описания памятников искусства просты и неприкрашены, производят впечатление реальности, точность которых подтверждается сохранившимися остатками. Павсаний совершенно откровенен в своих признаниях в невежестве, и когда он цитирует книгу из вторых рук, он старается об этом сказать.
Работа в значительной степени игнорировалась до средневековья. На самом деле мы были опасно близки к тому, чтобы полностью его потерять, поскольку из копий 15-го века сохранились только три рукописи, изобилующие ошибками и пробелами, которые, по-видимому, зависят от единственной рукописи, которая уцелела для копирования. У Никколо Никколи был этот архетип во Флоренции в 1418 году, а после его смерти в 1437 году копия попала в библиотеку Сан-Марко во Флоренции, а затем исчезла после 1500 года. Вплоть до двадцатого века археологи обнаружили, насколько надежным проводником по местам, которые были обнаружены, был Павсаний. занимаясь раскопками, Павсаний был почти отвергнут предыдущими классицистами, которые вслед за авторитетным Виламовицем дискредитировали его как поставщика литературы, цитируемой из вторых рук, который, как предполагалось, на самом деле не посещал большинство описанных им мест. Habicht 1985 описывает эпизод, в котором Виламовиц был введен в заблуждение, неправильно истолковав Павсания, перед августейшей группой путешественников в 1873 году, и приписывает этому пожизненную антипатию и недоверие Виламовица к Павсанию. Однако столетний опыт археологов полностью подтвердил репутацию Павсания и его «Описания Греции» .
Рукопись «Описания Греции» 1485 года, хранящаяся в Лаврентьевской библиотеке.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.
КНИГА И.
КНИГА II.
КНИГА III.
КНИГА 4.
КНИГА В.
КНИГА VI.
КНИГА VII
КНИГА VIII.
КНИГА IX.
КНИГА Х.
Афинская Агора, фигурирует в Книге I.
Древний Коринф, фигурирующий в Книге II
ПРЕДИСЛОВИЕ.
НАСТОЯЩАЯ работа изначально задумывалась как простой перевод текста Спиро. Через некоторое время редакторы серии «Лёб» попросили меня добавить несколько примечаний, дат, карт и т. д., чтобы «Тур» мог быть более понятным для англоязычных читателей. Полностью осознавая трудности и опасности этого плана, я, тем не менее, изо всех сил старался выбрать из огромного количества материала только те обрывки сведений, в которых больше всего нуждался бы английский читатель. Некоторые примечания напечатаны сбоку и внизу страницы; большинство из них вместе с картами и планами зарезервировано для Указательного указателя, который, как надеются, станет «компаньоном» Павсанию.
Транслитерация греческих имен была проблемой. Единственный способ избежать несоответствий - это транслитерировать букву за буквой, не пытаясь ни латинизировать, ни англизировать. Следовать правилам, принятым в серии Леба, без случайных несоответствий невозможно, тем более что количество имен, данных Павсанием, так велико; здесь снова я могу только сказать, что я старался изо всех сил.
Текст Спиро редко изменялся. Некоторые из наиболее правдоподобных предположений, обычно, хотя и не всегда принимаемых Спиро, указаны их авторами в сносках.
В моем переводе я не различал « мидян» и « персов» или « илиум» и «трою». Это довольно обманчиво для английского читателя, и греческий ученый может легко сказать по оригиналу, какое слово в каждом случае использовал Павсаний.
Я должен признать большую любезную помощь. Особенно я обязан моему другу мистеру А. В. Спратту, члену Колледжа Св. Катарины, за его внимательное прочтение корректуры. Профессор Риджуэй и мой коллега, мистер Р. Б. Эпплтон, дали бесценную критику и советы.
WHSJ
КНИГА И.
СУНИУМ И ЛАВРИУМ
[1.1.1] I. На материковой части Греции, обращенной к Кикладским островам и Эгейскому морю, мыс Суний выделяется из аттической земли. Обогнув мыс, вы увидите гавань и храм Афины Сунийской на вершине мыса. Дальше находится Лаврий, где когда-то у афинян были серебряные рудники, и небольшой необитаемый остров, называемый островом Патрокла. Ибо на нем было построено укрепление и частокол Патрокл, который был адмиралом и командовал египетскими военными кораблями, посланными Птолемеем, сыном Птолемея, сыном Лага, на помощь афинянам, когда Антигон, сын Деметрия , разорял их страну, которую он вторгся с армией, и в то же время блокировал их с моря с флотом.
ПЕЙРЕЙ
[1.1.2] Пирей был приходом с давних времен, хотя он не был портом до тех пор, пока Фемистокл не стал архонтом афинян. Их портом был Фалер, ибо в этом месте море подходит ближе всего к Афинам, и отсюда, говорят, Менесфей отплыл со своим флотом в Трою, а перед ним Тесей, когда он отправился вознаградить Миноса за смерть Андрогеоса. Но когда Фемистокл стал архонтом, то, так как он считал, что Пирей более удобен для мореплавателей и имеет три гавани, а не одну в Фалере, он сделал его афинским портом. Еще до меня там были доки, а возле самой большой гавани находится могила Фемистокла. Ибо говорят, что афиняне раскаялись в своем обращении с Фемистоклом, и что его родственники взяли его кости и привезли из Магнезии. А дети Фемистокла непременно вернулись и поставили в Парфеноне картину, на которой портрет Фемистокла.
[1.1.3] Самое примечательное зрелище в Пирее — это двор Афины и Зевса. Оба их изображения из бронзы; Зевс держит посох и Победу, Афина копье. Вот портрет Леосфена и его сыновей, написанный Аркесилаем. Этот Леосфен во главе афинян и объединенных греков разгромил македонян в Беотии и снова вне Фермопил заставил их в Ламию против Эты и запер их там. Портрет находится в длинном портике, где стоит рыночная площадь для тех, кто живет у моря, — у тех, кто дальше от гавани, есть еще один, — но за портиком у моря стоят Зевс и Демос, работы Леохара. А у моря Конон построил святилище Афродиты после того, как разбил лакедемонские военные корабли у Книда на Карийском полуострове. Ибо книдийцы очень почитают Афродиту, и у них есть святилища богини; самая старая для нее - Доритис (Изобилие), следующая по возрасту - как Акрея (Высокая), а самая новая - для Афродиты, которую люди обычно называют Книдией, а сами книдийцы - Эплоией (Прекрасное путешествие).
[1.1.4] У афинян есть также другая гавань, в Мунихии, с храмом Артемиды Мунихийской, и еще одна в Фалере, как я уже сказал, и около нее находится святилище Деметры. Здесь есть также храм Афины Скиры и храм Зевса на некотором расстоянии, а также алтари богов, называемых Неизвестными, и героев, и детей Тесея и Фалера; афиняне говорят, что Фалер отплыл с Ясоном в Колхиду. Есть также жертвенник Андрогеоса, сына Миноса, хотя он и называется жертвенником Героса; однако те, кто уделяет особое внимание изучению древностей своей страны, знают, что они принадлежат Андрогеосу.
[1.1.5] В двадцати стадиях находится мыс Колиад; на него, когда персидский флот был уничтожен, обломки были унесены волнами. Здесь есть изображение Колиады Афродиты с богинями Генетилидами (Богинями Рождения), как их называют. И я думаю, что богини фокейцев в Ионии, которых они называют Геннаидами, такие же, как богини Колии. На пути из Фалера в Афины стоит храм Геры без дверей и крыши. Люди говорят, что его сжег Мардоний, сын Гобрия. Но изображение, существующее сегодня, как говорят, произведение Алкамена. Так что это, во всяком случае, не могло быть повреждено персами.
[1.2.1] II. При въезде в город установлен памятник Антиопе Амазонке. Эту Антиопу, говорит Пиндар, унесли Пирифой и Тесей, но Гегий Трезенский сообщает о ней следующее. Геракл осаждал Фемискиру на Термодоне, но не смог взять его, но Антиопа, влюбившись в Тесея, помогавшего Гераклу в его походе, сдала крепость. Таков рассказ Гегиаса. Но афиняне утверждают, что, когда пришли амазонки, Антиопа была застрелена Молпадией, а Молпадия была убита Тесеем. Молпадии тоже есть памятник у афинян.
[1.2.2] Когда вы поднимаетесь от Пирея, вы видите руины стен, которые Конон восстановил после морского сражения у Книда. Ибо построенные Фемистоклом после отступления персов были разрушены во время правления так называемых Тридцати. Вдоль дороги находятся знаменитые могилы Менандра, сына Диопейта, и кенотаф Еврипида. Сам он отправился к царю Архелаю и похоронен в Македонии; что касается способа его смерти (многие описывали его), то пусть будет так, как они говорят.
[1.2.3] Так и в его время поэты жили при дворах царей, как еще раньше Анакреон общался с Поликратом, деспотом Самоса, а Эсхил и Симонид путешествовали к Гиерону в Сиракузы. Дионисий, впоследствии деспот Сицилии, имел при своем дворе Филоксена, а Антигон, правитель Македонии, имел Антагора Родосского и Арата Солийского. Но Гесиод и Гомер или не сумели завоевать общество царей, или же нарочно презирали его, Гесиод по хамству и нежеланию путешествовать, а Гомер, уехав очень далеко за границу, обесценил помощь деспотов в приобретении богатства по сравнению с его известность среди простых людей. А ведь и Гомер в своей поэме заставляет Демодока жить при дворе Алкиноя, а Агамемнона оставить поэта с женой. Недалеко от ворот могила, на которой восседает солдат, стоящий у коня. Кто это, я не знаю, но и коня, и солдата вырезал Пракситель.
АФИНЫ
[1.2.4] При въезде в город есть здание для подготовки к процессиям, которые совершаются в одних случаях каждый год, в других - через более длительные промежутки времени. Рядом находится храм Деметры с изображениями самой богини и ее дочери, а также Иакха с факелом. На стене в аттических иероглифах написано, что это произведения Праксителя. Недалеко от храма находится Посейдон верхом на коне, метающий копье в великана Полибота, о котором у коанцев распространен рассказ о мысе Хелона. Но надпись нашего времени приписывает статую другому, а не Посейдону. От ворот до Керамейка есть портики, а перед ними медные статуи прославленных мужчин и женщин.
[2.2.5] В одном из портиков находятся святилища богов и гимнасий Гермеса. В нем находится дом Пулитиона, в котором, как говорят, самые знатные афиняне совершали мистический обряд, пародирующий элевсинские мистерии. Но в мое время он был посвящен поклонению Дионису. Этого Диониса они называют Мельпоменом (Менестрелем) по тому же принципу, что и Аполлона Мусегетеса (Предводителя муз). Здесь есть изображения Афины Пеонии (Целительницы), Зевса, Мнемозины (Память) и муз, Аполлона, обетного приношения и работы Эвбулида, и Акрата, демона, сопровождающего Аполлона; это только его лицо, врезанное в стену. После участка Аполлона находится здание с глиняными изображениями Амфиктиона, царя Афин, пирующего Диониса и других богов. Здесь же находится Пегас из Элевферы, который представил бога афинянам. В этом ему помог оракул в Дельфах, который напомнил, что бог некогда обитал в Афинах во времена Икария.
[1.2.6] Так Амфиктион завоевал царство. Говорят, что Актей был первым царем современной Аттики. Когда он умер, Кекроп, зять Актея, получил царство, и у него родились дочери Герса, Аглавр и Пандрос, и сын Эрисихтон. Этот сын не стал царем афинян, но умер при жизни своего отца, и царство Кекропса перешло к Кранаю, самому могущественному из афинян. Говорят, что у Кранауса были дочери, и среди них Аттис; и от нее они называют страну Аттикой, которая раньше называлась Актеей. И Амфиктион, восставший против Краная, хотя и имел в жены свою дочь, низложил его от власти. Впоследствии он сам был изгнан Эрихтонием и его товарищами-повстанцами. Люди говорят, что у Эрихтония не было отца-человека, а его родителями были Гефест и Земля.
[1.3.1] III. Район Керамеик получил свое название от героя Керамуса, который тоже был сыном Диониса и Ариадны. Сначала справа находится то, что называется Королевским портиком, где сидит король, занимая ежегодную должность, называемую королевской властью. На плитах этого портика изображены обожженные глиняные изделия, Тесей, бросающий Скирона в море, и Дэй, уносящий Кефала, который, как говорят, был очень красив и был восхищен Дэем, который был в него влюблен. Его сыном был Фаэтон. . . и сделал стражем ее храма. Такова история, рассказанная Гесиодом, среди прочего, в его поэме о женщинах.
[1.3.2] Возле портика стоят Конон, Тимофей, его сын, и Эвагор, царь Кипра, по приказу которого финикийские военные корабли были переданы Конону царем Артаксерксом. Он сделал это как афинянин, чья родословная связывала его с Саламином, ибо он проследил свою родословную до Тевкра и дочери Киниры. Здесь стоит Зевс, называемый Зевсом Свободы, и император Адриан, благодетель всех своих подданных и особенно города афинян.
[1.3.3] Позади построен портик с изображениями богов, именуемых Двенадцатью. На стене напротив нарисованы Тесей, Демократия и Демос. Картина представляет Тесея как того, кто дал афинянам политическое равноправие. Другими путями среди людей также распространился слух, что Тесей даровал народу верховную власть и что с его времени народ оставался под демократическим правлением, пока Писистрат не восстал и не стал деспотом. Но среди массы человечества бытует много ложных верований, так как они невежественны в исторической науке и считают заслуживающим доверия то, что слышали с детства в хорах и трагедиях; одно из них касается Тесея, который фактически сам стал царем, а потом, когда Менесфей умер, потомки Тесея оставались правителями даже до четвертого поколения. Но если бы я хотел проследить родословную, я бы включил в список, кроме них, царей от Меланта до Клидика, сына Эсимида.
[1.3.4] Вот картина подвига близ Мантинеи афинян, посланных на помощь лакедемонянам. Ксенофонт среди прочих написал историю всей войны — взятие Кадмеи, поражение лакедемонян при Левктрах, вторжение беотийцев на Пелопоннес и контингент, отправленный к лакедемонянам от афинян. На картине изображено конное сражение, в котором наиболее знамениты среди афинян Грил, сын Ксенофонта, а в беотийской коннице — Эпаминонд фиванец. Эти картины были написаны для афинян Евфранором, и он также написал Аполлона, прозванного Патрусом (Отцом), в храме неподалеку. А перед храмом один Аполлон, сделанный Леохаром; другой Аполлон, названный Отвергателем зла, был создан Каламисом. Говорят, что бог получил это имя потому, что по оракулу из Дельф остановил эпидемию, поразившую афинян во время Пелопоннесской войны.
[1.3.5] Здесь построено также святилище Матери богов; изображение принадлежит Фидию. Неподалеку находится зал совета тех, кого называют Пятью сотнями, которые в течение года являются афинскими советниками. В нем деревянная фигура Зевса-Советника и Аполлона работы Пеисия и Демоса Лисона. Фесмофетов (законодателей) нарисовал Протоген Кауниан, а Ольвиад изобразил Каллиппа, который привел афинян к Фермопилам, чтобы остановить вторжение галлов в Грецию.
ВТОРЖЕНИЕ ГАЛЛОВ, ИСТОРИЯ
[1.4.1] IV. Эти галлы населяют самую отдаленную часть Европы, близ большого моря, которое не судоходно до самого конца и обладает приливами и отливами и существами, совсем не похожими на обитателей других морей. Через их страну протекает река Эридан, на берегу которой дочери Гелия (Солнца) должны оплакивать судьбу, постигшую их брата Фаэтона. Было поздно, когда название «галлы» вошло в моду; ибо в древности они назывались кельтами и среди себя, и среди других. Их войско собралось и повернулось к Ионическому морю, выгнало иллирийцев, всех, кто жил с македонянами до самой Македонии, и захватило Фессалию. И когда они приблизились к Фермопилам, греки вообще не предприняли никаких действий, чтобы предотвратить нашествие варваров, так как прежде они были жестоко разбиты Александром и Филиппом. Далее, Антипатр и Кассандр впоследствии разгромили греков, так что из-за слабости каждое государство не считало зазорным не принимать участия в защите страны.
[1.4.2] Но афиняне, хотя они были более изнурены долгой македонской войной, чем кто-либо из греков, и в целом потерпели неудачу в своих сражениях, тем не менее выступили в Фермопилы с присоединившимися к ним греками, совершив Каллиппа. Я упомянул их генерала. Заняв самый узкий проход, они старались не допустить проникновения иностранцев в Грецию; но кельты, открыв путь, по которому когда-то Эфиальт из Трахиды вел персов, разгромили стоявших там фокейцев и незаметно для греков пересекли Эту.
[1.4.3] Тогда афиняне возложили на греков величайшее обязательство и, хотя и были обойдены с флангов, оказали сопротивление чужеземцам с двух сторон. Но больше всего пострадали афиняне на флоте, потому что Ламийский залив представляет собой болото около Фермопил — причина, я думаю, в том, что здесь горячая вода впадает в море. Тогда они были более огорчены; для того, чтобы взять греков на борт, им пришлось плыть по грязи, отягощенной оружием и людьми.
[1.4.4] Итак, они попытались спасти Грецию описанным способом, но галлы, жившие теперь к югу от Ворот, вовсе не заботились о захвате других городов, а очень стремились разграбить Дельфы и сокровища бога. Им противостояли сами дельфийцы и фокейцы городов вокруг Парнаса; к защитникам присоединился также отряд этолийцев, так как этолийцы в то время отличались особой активностью. Когда войска вступили в бой, в галлов были брошены не только молнии и скалы, отколовшиеся от Парнаса, но и ужасные образы вооруженных воинов, преследовавших чужеземцев. Говорят, что двое из них, Гиперох и Амадок, происходили от гиперборейцев, а третьим был Пирр, сын Ахилла. За эту помощь в бою дельфийцы приносят жертву Пирру как герою, хотя раньше даже его гробницу они считали бесчестной, как могилу врага.
[1.4.5] Большая часть галлов переправилась в Азию на кораблях и разграбила ее побережье. Некоторое время спустя жители Пергама, называемого старой Тевфранией, загнали в него галлов с моря. Теперь этот народ занял страну по ту сторону реки Сангария, захватив Анкиру, город фригийцев, который некогда основал Мидас, сын Гордия. И якорь, который нашел Мидас, был даже позже моего времени в святилище Зевса, как и источник, называемый Источником Мидаса, воду из которого, говорят, Мидас смешал с вином, чтобы поймать Силена. Итак, пергамцы захватили Анкиру и Пессин, лежащие под горой Агдистис, где, как говорят, похоронен Аттис.
[1.4.6] У них есть галльская добыча и картина, на которой изображено их деяние против них. Земля, в которой они живут, была, по их словам, в древние времена священна для кабейров, и они утверждают, что сами являются аркадцами, будучи одними из тех, кто перешел в Азию с Телефом. О войнах, которые они вели, миру не сообщалось, за исключением того, что они добились трех наиболее заметных достижений; подчинение прибрежной области Азии, изгнание оттуда галлов и подвиг Телефа против последователей Агамемнона в то время, когда греки, потеряв Трою, грабили Мейскую равнину, думая, что это троянская территория. Теперь я вернусь из моего отступления.
[1.5.1] V. Рядом с Залом Совета Пятисот находится то, что называется Толос (Круглый Дом); здесь приносят жертвы президенты, и есть несколько небольших статуэток из серебра. Выше стоят статуи героев, от которых впоследствии афинские племена получили свои имена. Кто был тот человек, который основал десять племен вместо четырех и изменил их старые названия на новые – все это рассказывает Геродот.
[1.5.2] Эпонимы — так называется им данное — это Гиппотун, сын Посейдона, и Алопа, дочь Керкиона, Антиох, один из детей Геракла, рожденных ему от Меды, дочери Филаса, в-третьих, Аякс, сын Теламона. , а к афинянам принадлежит Лев, который, как говорят, отказался от своих дочерей по приказу оракула ради безопасности государства. Среди эпонимов — Эрехтей, победивший в битве элевсинцев и убивший их полководца Иммарада, сына Эвмолпа. Есть также Эгей и Ойней, внебрачный сын Пандиона, и Акамас, один из детей Тесея.
[1.5.3] Я видел также среди эпонимов статуи Кекропса и Пандиона, но я не знаю, кто из этих имен удостоен такой чести. Ибо был более ранний правитель Кекроп, взявший в жены дочь Актея, а более поздний — он же переселился на Эвбею — сына Эрехтея, сына Пандиона, сына Эрихтония. И был царь Пандион, сын Эрихтония, и другой, сын Кекропа второго. Этот человек был свергнут из своего царства Метионидами, а когда он бежал в Мегару, потому что он должен был жениться на дочери Пиласа, царя Мегары, его дети были изгнаны вместе с ним. Говорят, что Пандион там заболел и умер, и на берегу Мегариды находится его могила, на скале, называемой скалой Афины-Олуши.
[1.5.4] Но его дети изгнали Метионидов и вернулись из изгнания в Мегары, а Эгей, как старший, стал царем афинян. Но в воспитании дочерей Пандиону не повезло, и сыновей, чтобы отомстить за него, они не оставили. И все же именно ради власти он заключил брачный союз с царем Фракии. Но смертный не может переступить через то, что божество сочтет нужным послать. Говорят, что Терей, хотя и был женат на Прокне, обесчестил Филомелу, нарушив тем самым греческий обычай, и, кроме того, изуродовав тело девицы, заставил женщин отомстить за нее. Есть еще одна статуя Пандиона на Акрополе, которую стоит посмотреть.
[1.5.5] Это афинские эпонимы, принадлежащие древним. И более поздние, чем эти, племена, названные в честь следующих: Аттала Мисийского и Птолемея Египетского, а в мое время императора Адриана, который был чрезвычайно религиозен в отношении к божеству и очень способствовал счастью различных его предметов. Он никогда добровольно не вступал в войну, но уничтожил взбунтовавшихся евреев за пределами Сирии. Что касается святилищ богов, которые он в одних случаях строил с самого начала, в других — украшал подношениями и мебелью, а также щедро давал греческим городам, а иногда даже иноземцам, просившим его, — все эти деяния вписаны в его честь в святилище в Афинах, общая для всех богов.
ПТОЛЕМЕЙ ВЕЛИКИЙ, ИСТОРИЯ
[1.6.1] VI. Но что касается истории Аттала и Птолемея, то она более древняя по времени, так что предание уже не сохранилось, и те, кто жил с этими царями с целью ведения хроники их деяний, впали в забвение еще до того, как предание рухнуло. Почему мне пришло в голову рассказать также об их делах и о том, как владычество над Египтом, мисийцами и соседними народами перешло в руки их отцов.
[1.6.2] Македонцы считают Птолемея сыном Филиппа, сыном Аминты, хотя предположительно сыном Лага, утверждая, что его мать была беременна, когда она вышла замуж за Лага от Филиппа. И среди выдающихся деяний Птолемея в Азии упоминается, что именно он из товарищей Александра первым помогал ему в опасности среди оксидраков. После смерти Александра, противостоя тем, кто хотел передать всю свою империю Аридею, сыну Филиппа, он стал главным ответственным за разделение различных народов на царства.
[1.6.3] Он лично перешел в Египет и убил Клеомена, которого Александр назначил сатрапом этой страны, считая его другом Пердикки и потому неверным себе; а македонян, которым было поручено отнести труп Александра в Эги, он убедил передать его ему. И он захоронил его по македонскому обряду в Мемфисе, но, зная, что Пердикка начнет войну, оставил в Египте гарнизон. И Пердикка взял Аридея, сына Филиппа, и мальчика Александра, которого Роксана, дочь Оксиарта, родила Александру, чтобы придать красок походу, но на самом деле он замышлял отобрать у Птолемея его царство в Египте. Но, изгнанный из Египта, потерявший репутацию воина и в других отношениях непопулярный среди македонцев, он был казнен своими телохранителями.
[1.6.4] Смерть Пердикки немедленно привела к власти Птолемея, который одновременно покорил сирийцев и финикийцев, а также приветствовал Селевка, сына Антиоха, находившегося в изгнании, изгнанного Антигоном; далее он сам приготовился напасть на Антигона. Он уговорил Кассандра, сына Антипатра, и Лисимаха, царя Фракии, присоединиться к войне, убеждая, что Селевк находится в изгнании и что рост могущества Антигона опасен для них всех.
[1.6.5] Какое-то время Антигон готовился к войне и никоим образом не был уверен в ее исходе; но, узнав, что восстание Кирены призвало Птолемея в Ливию, он тотчас внезапным нашествием покорил сирийцев и финикийцев, выдал их Деметрию, своему сыну, человеку, который при всей своей юности уже слыл благоразумным, и спустился к Геллеспонту. Но он повел свою армию назад, не переправившись, узнав, что Деметрий побежден Птолемеем в битве. Но Деметрий не полностью покинул страну до Птолемея и, застигнув врасплох отряд египтян, убил нескольких из них. Затем по прибытии Антигона Птолемей не стал ждать его, а вернулся в Египет.
[1.6.6] По прошествии зимы Деметрий отплыл на Кипр и победил в морском сражении Менелая, сатрапа Птолемея, а затем и самого Птолемея, который переправился на помощь. Птолемей бежал в Египет, где был осажден Антигоном на суше и Деметрием с флотом. Несмотря на свою крайнюю опасность, Птолемей спас свою империю, выступив с армией в Пелусии и оказав сопротивление боевыми кораблями с реки. Теперь Антигон оставил всякую надежду покорить Египет в сложившихся обстоятельствах и отправил Деметрия против родосцев с флотом и большой армией, надеясь, что в случае завоевания острова он сможет использовать его как базу против египтян. Но родосцы проявили отвагу и изобретательность перед лицом осаждающих, а Птолемей помогал им всеми силами, какие только мог собрать.
[1.6.7] Таким образом, Антигону не удалось покорить Египет или, позже, Родос, и вскоре после этого он предложил битву Лисимаху, Кассандру и армии Селевка, потерял большую часть своих сил и сам был убит, больше всего страдая от причиной продолжительной войны с Евменом. Из царей, свергнувших Антигона, я считаю, что самым нечестивым был Кассандр, который, хотя и вернул трон Македонии с помощью Антигона, тем не менее выступил против благодетеля.
[1.6.8] После смерти Антигона Птолемей вновь подчинил себе сирийцев и Кипр, а также вернул Пирру Феспротию на материке. Кирена восстала; но Магас, сын Береники (которая в то время была замужем за Птолемеем), захватил Кирену на пятом году восстания. Если этот Птолемей действительно был сыном Филиппа, сына Аминты, то он, должно быть, унаследовал от своего отца страсть к женщинам, ибо, будучи женат на Эвридике, дочери Антипатра, хотя у него были дети, он полюбил Беренику, которую Антипатр отправил в Египет Эвридику. Он влюбился в эту женщину и имел от нее детей, и когда его конец приблизился, он оставил царство Египта Птолемею (от которого афиняне называют свое племя), будучи сыном Береники, а не дочери Антипатра.
[1.7.1] VII. Этот Птолемей влюбился в Арсиною, свою родную сестру, и женился на ней, нарушив здесь македонский обычай, но следуя обычаям своих египетских подданных. Во-вторых, он убил своего брата Аргея, который, как говорят, замышлял против него заговор; и это он принес из Мемфиса труп Александра. Он казнил и другого брата, сына Эвридики, узнав, что тот сеет недовольство среди киприотов. Тогда Магас, сводный брат Птолемея, которому его мать Береника доверила губернаторство в Кирене — она родила его Филиппу, македонянину, но незнатному и низкому происхождению, — побудил народ Кирены восстать из Птолемея и выступил против Египта.
[1.7.2] Птолемей укрепил вход в Египет и ждал нападения киренейцев. Но во время похода Магас уже сформировался, когда мармариды, племя ливийских кочевников, восстали и поэтому отступили к Кирене. Птолемей решил преследовать, но был остановлен благодаря следующему обстоятельству. Когда он готовился встретить нападение Магаса, он привлек наемников, в том числе около четырех тысяч галлов. Узнав, что они замышляют захватить Египет, он повел их через реку на необитаемый остров. Там они погибли друг от друга или от голода.
[1.7.3] Магас, который был женат на Апаме, дочери Антиоха, сына Селевка, убедил Антиоха нарушить договор, который его отец Селевк заключил с Птолемеем, и напасть на Египет. Когда Антиох решил напасть, Птолемей послал войска против всех подданных Антиоха, флибустьеров, чтобы захватить земли более слабых, и армию, чтобы сдержать более сильных, так что у Антиоха никогда не было возможности напасть на Египет. Я уже говорил, что этот Птолемей послал флот на помощь афинянам против Антигона и македонян, но это мало помогло спасти Афины. Его дети были от Арсинои, не его сестры, а дочери Лисимаха. Его сестра, вышедшая за него замуж, умерла до этого, не оставив потомства, и в Египте есть область, названная в ее честь арсиноитами.
[1.8.1] VIII. Здесь уместно добавить рассказ об Аттале, потому что он тоже является одним из афинских эпонимов. У македонянина по имени Доким, военачальник Антигона, который впоследствии отдал себя и свое имущество Лисимаху, был пафлагонский евнух по имени Филетер. Все, что сделал Филетер, чтобы способствовать восстанию против Лисимаха, и то, как он победил Селевка, станет эпизодом в моем рассказе о Лисимахе. Однако Аттал, сын Аттала и племянник Филетера, получил царство от своего двоюродного брата Эвмена, который передал его. Величайшим из его достижений было то, что он заставил галлов уйти из моря в страну, которую они все еще держат.
[1.8.2] После статуй эпонимов следуют статуи богов, Амфиарая и Эйрины (Мира), несущих мальчика Плута (Богатство). Здесь стоит бронзовая фигура Ликурга, сына Ликофрона, и Каллия, который, по мнению большинства афинян, установил мир между греками и Артаксерксом, сыном Ксеркса. Здесь же находится и Демосфен, которого афиняне вынудили удалиться в Калаврию, на остров у Трезена, а затем, получив его обратно, снова изгнали после поражения при Ламии.
[1.8.3] Сосланный во второй раз, Демосфен снова переправился в Калаврию и там покончил жизнь самоубийством, приняв яд, будучи единственным греческим изгнанником, которого Архию не удалось вернуть Антипатру и македонянам. Этот Архий был турианцем, взявшим на себя отвратительную задачу привести к Антипатру для наказания тех, кто выступил против македонян до того, как греки потерпели поражение в Фессалии. Такова была награда Демосфена за его великую преданность Афинам. Я полностью согласен с замечанием, что ни один человек, который безжалостно бросился в политику, полагаясь на лояльность демократии, никогда не встречал счастливой смерти.
[1.8.4] Рядом со статуей Демосфена находится святилище Ареса, где помещены два изображения Афродиты, одно — Ареса, сделанное Алкаменом, и одно — Афины, сделанное парианцем по имени Локру. Существует также изображение Энио, сделанное сыновьями Праксителя. Около храма стоят изображения Геракла, Тесея, Аполлона, связывающего волосы повязкой, и статуи Калада, который, как говорят, издавал законы для афинян, и Пиндара, статуя которого была одной из наград, которые афиняне дали ему за восхваление. их в оду.
[1.8.5] Рядом стоят статуи Гармодия и Аристогитона, убивших Гиппарха. О причине этого акта и методе его исполнения рассказали другие; из фигур некоторые были сделаны Критием, а старые были работой Антенора. Когда Ксеркс взял Афины после того, как афиняне покинули город, он забрал и эти статуи вместе с добычей, но впоследствии Антиох вернул их афинянам.
[1.8.6] Перед входом в театр, который они называют Одеум (Музыкальный зал), стоят статуи египетских царей. Всех их одинаково зовут Птолемеями, но у каждого своя фамилия. Ибо они называют одного Филометором, а другого Филадельфом, а сына Лага зовут Сотер, имя, данное ему родосцами. Из них Филадельф — это тот, кого я уже упоминал среди эпонимов, а рядом с ним стоит статуя его сестры Арсинои.
ПТОЛЕМЕЙ ФИЛОМЕТОР ЕГИПТА, ИСТОРИЯ
[1.9.1] IX. Тот, кого звали Филометор, восьмой по происхождению от Птолемея, сына Лага, и имя свое дано ему в саркастической насмешке, ибо мы не знаем ни одного из царей, которого так ненавидела бы его мать. Хотя он был старшим из ее детей, она не позволила ему быть призванным на престол, но уговорила его отца до того, как поступил призыв отправить его на Кипр. Среди причин, приписываемых Клеопатре враждебности к ее сыну, - ее ожидание, что Александр, младший из ее сыновей, окажется более послушным, и это соображение побудило ее убедить египтян избрать Александра царем.
[1.9.2] Когда народ возражал, она вторично отправила Александра на Кипр, якобы как полководца, но на самом деле потому, что хотела с его помощью заставить Птолемея еще больше бояться ее. Наконец она покрыла ранами тех евнухов, от которых, по ее мнению, лучше всего избавиться, и представила их народу, доказывая, что она стала жертвой махинаций Птолемея и что он так поступил с евнухами. Жители Александрии бросились убивать Птолемея, а когда он спасся на борту корабля, сделали Александра, вернувшегося с Кипра, своим царем.
[1.9.3] Возмездие за изгнание Птолемея постигло Клеопатру, ибо она была казнена Александром, которого она сама сделала царем египтян. Когда дело было раскрыто, и Александр бежал в страхе перед горожанами, Птолемей вернулся и во второй раз взял на себя управление Египтом. Он вел войну с фиванцами, которые восстали, сократил их через два года после восстания и обошелся с ними так жестоко, что у них не осталось даже памятника их прежнего процветания, которое так выросло, что они превзошли в богатстве самых богатых из фиванцев. греки, святилище Дельфы и орхомениане. Вскоре после этого Птолемея встретила назначенная ему судьба, и афиняне, получившие от него много пользы, о которой мне не нужно останавливаться, установили бронзовое подобие его и Береники, его единственного законного ребенка.
ЛИСИМАХ МАКЕДОНСКИЙ, ИСТОРИЯ
[1.9.4] После египтян следуют статуи Филиппа и его сына Александра. События их жизни были слишком важны, чтобы стать простым отступлением в другой истории. Египтяне получили свои почести из искреннего почтения и потому, что они были благодетелями, но скорее подхалимство народа воздало их Филиппу и Александру, так как они поставили статую Лисимаху тоже не столько из-за доброй воли, потому что они думали, что служат их непосредственным целям.
[1.9.5] Этот Лисимах был македонянином по происхождению и одним из телохранителей Александра, которого Александр однажды в гневе запер в комнате со львом, а впоследствии обнаружил, что тот одолел животное. Отныне он всегда относился к нему с уважением и почитал его так же, как самых знатных македонцев. После смерти Александра Лисимах правил такими из фракийцев, соседствующих с македонянами, какие были под властью Александра, а до него — Филиппа. Они будут составлять лишь небольшую часть Фракии. Если сопоставить расу с расой, то ни один человеческий народ, кроме кельтов, не является более многочисленным, чем фракийцы, вместе взятые, и по этой причине никто до римлян не сокращал все фракийское население. Но римляне покорили всю Фракию, и они также владеют кельтской территорией, которой стоило бы владеть, но они намеренно упустили из виду те части, которые считали бесполезными из-за чрезмерного холода или бесплодия.
[1.9.6] Затем Лисимах начал войну со своими соседями, сначала с одрисами, затем с гетами и дромихетами. Вступив в бой с людьми, не разбиравшимися в военном деле и намного превосходившими его по численности, он сам бежал из крайне опасного положения, но его сын Агафокл, служивший с ним тогда впервые, попал в плен к гетам. Впоследствии Лисимах потерпел и другие неудачи и, придавая большое значение пленению своего сына, заключил мир с Дромиклиатом, уступив гетскому царю части своей империи за Истром и главным образом в принудительном порядке отдав ему в жены свою дочь. Другие говорят, что не Агафокл, а сам Лисимах был взят в плен и обрел свободу, когда Агафокл от его имени обратился к гетскому царю. По возвращении он женился на Агафокле Лисандре, дочери Птолемея, сына Лага и Эвридики.
[1.9.7] Он также переправился с флотом в Азию и помог свергнуть империю Антигона. Он основал также современный город Эфес до самого побережья, приведя в него в качестве поселенцев жителей Лебедоса и Колофона, после того как разрушил их города, так что ямбический поэт Феникс сочинил плач о взятии Колофона. Мермезианакса, элегического писателя, я думаю, уже не было в живых, иначе он тоже наверняка был бы тронут захватом Колофона, чтобы написать панихиду. Лисимах также пошел войной на Пирра, сына Эакида. В ожидании своего отъезда из Эпира (Пирр был очень бродячим нравом) он разорял Эпир, пока не достиг царских гробниц.
[1.9.8] Следующая часть истории кажется мне невероятной, но Иероним Кардиан рассказывает, что он разрушил гробницы и выбросил кости умерших. Но этот Иероним имеет репутацию предубежденного против всех царей, кроме Антигона, и несправедливо пристрастного к нему. Что же касается обращения с могилами Эпейро, то совершенно ясно, что он из злого умысла заставил его записать, что македонец осквернил могилы умерших. Кроме того, Лисимах наверняка знал, что они были предками не только Пирра, но и Александра. На самом деле Александр был эпиротом и эакидом по материнской линии, и последующий союз между Пирром и Лисимахом доказывает, что даже будучи врагами они не были непримиримыми. Возможно, у Иеронима были претензии к Лисимаху, особенно за то, что он разрушил город кардианцев и основал на его месте Лисимахию на перешейке Фракийского Херсонеса.
[1.10.1] X. Пока царствовал Аридей, а после него Кассандр и его сыновья, между Лисимахом и Македонией продолжались дружеские отношения. Но когда царство перешло к Деметрию, сыну Антигона, Лисимах, отныне ожидая, что Деметрий объявит ему войну, решился на агрессивные действия. Он знал, что Деметрий унаследовал склонность к величию, и он также знал, что он посетил Македонию по призыву Александра и Кассандра, и по прибытии убил самого Александра и правил македонянами вместо него.
[1.10.2] Таким образом, встретив Деметрия в Амфиполе, он был близок к тому, чтобы быть изгнанным из Фракии, но когда Пирр пришел к нему на помощь, он овладел Фракией и впоследствии расширил свою империю за счет нестийцев и македонян. Большая часть Македонии находилась под контролем самого Пирра, пришедшего из Эпируса с войском и находившегося в то время в дружеских отношениях с Лисимахом. Однако, когда Деметрий переправился в Азию и начал войну с Селевком, союз между Пирром и Лисимахом продлился только до тех пор, пока Деметрий продолжал военные действия; когда Деметрий подчинился Селевку, дружба между Лисимахом и Пирром была прервана, а когда началась война, Лисимах воевал против Антигона, сына Деметрия, и против самого Пирра, одержал верх в борьбе, завоевал Македонию и заставил Пирра отступить в Эпир.
[1.10.3] Любовь обычно навлекает на людей много бедствий. Лисимах, хотя к этому времени достиг зрелого возраста и считался счастливым в отношении своих детей, и хотя у Агафокла были дети от Лисандры, тем не менее женился на сестре Лисандры Арсиное. Эта Арсиноя, опасаясь за своих детей, чтобы они после смерти Лисимаха не попали в руки Агафокла, по этой причине, как говорят, замышляла против Агафокла заговор. Историки уже рассказывали, как Арсиноя влюбилась в Агафокла, а в случае неудачи говорят, что она устроила заговор против его жизни. Рассказывают также, что Лисимах позже обнаружил махинации своей жены, но был к этому времени бессилен, потеряв всех своих друзей.
[1.10.4] Поскольку Лисимах, таким образом, проглядел убийство Арсиноей Агафокла, Лисандра бежала к Селевку, взяв с собой своих детей и своих братьев, которые нашли убежище у Птолемея и в конце концов приняли этот курс. В бегстве к Селевку их сопровождал Александр, сын Лисимаха от одриски. Итак, они, отправившись в Вавилон, умоляли Селевка начать войну с Лисимахом. В то же самое время Филетер, которому было доверено имущество Лисимаха, огорченный смертью Агафокла и подозрительный к обращению с ним со стороны Арсинои, захватил Пергам на Кайке и, послав глашатая, предложил как имущество и себя Селевку.
[1.10.5] Узнав обо всем этом, Лисимах, не теряя времени, переправился в Азию и, взяв на себя инициативу, встретился с Селевком, потерпел тяжелое поражение и был убит. Александр, сын его от одриски, после долгого ходатайства перед Лисандрой, завоевал его тело, а затем отнес его в Херсонес и похоронил, где его могила до сих пор видна между селом Кардией и Пактией.
[1.11.1] XI. Такова была история Лисимаха. У афинян есть также статуя Пирра. Этот Пирр не был связан с Александром, кроме как по происхождению. Пирр был сыном Эакида, сына Ариббы, а Александр был сыном Олимпиады, дочери Неоптолема, а отцом Неоптолема и Ариблы был Алкет, сын Фарипа. А от Фарипа до Пирра, сына Ахиллеса, пятнадцать родов. Пирр был первым, кто после взятия Трои поленился вернуться в Фессалию, но, отплыв в Эпир, поселился там из-за оракулов Елена. От Гермионы у Пирра не было детей, но от Андромахи у него были Молосс, Пиел и Пергам, самый младший. У Геленуса также был сын Цестрин, женатый на Андромахе после убийства Пирра в Дельфах.
[1.11.2] Гелен после своей смерти передал царство Молоссу, сыну Пирра, так что Кестрин с добровольцами из Эпиротов овладел областью за рекой Фиамида, в то время как Пергам перешел в Азию и убил Ария, деспота в Тевфрании. , который сражался с ним в единоборстве за его королевство и дал его имя городу, который до сих пор носит его имя. Андромахе, которая его сопровождала, в городе до сих пор есть святыня. Пиел остался в Эпире, и от него как от предка Пирр, сын Эакида, и его отцы вели свое происхождение, а не от Молосса.
ПИРР МАКЕДОНСКИЙ, ИСТОРИЯ
[1.11.3] Вплоть до Алкеты, сына Фарипа, Эпир тоже находился под властью одного царя. Но сыновья Алкеты после ссоры согласились править с равной властью, оставаясь верными своему договору; и впоследствии, когда Александр, сын Неоптолема, умер среди левканов, а Олимпиада вернулась в Эпир из-за страха перед Антипатром, Эакид, сын Ариббы, остался в верности Олимпиаде и присоединился к ее походу против Аридея и македонян, хотя эпейроты отказался сопровождать его.
[1.11.4] Олимпиада после своей победы вела себя нечестиво в деле о смерти Аридея и еще более нечестиво по отношению к некоторым македонянам, и по этой причине считалось, что она заслужила последующее обращение со стороны Кассандра; так Эакид сначала не был принят даже Эпиротами из-за их ненависти к Олимпиаде, а когда впоследствии они простили его, Кассандр воспротивился его возвращению в Эпир. Когда при Энеадах произошла битва между Филиппом, братом Кассандра, и Эацидом, Эацид был ранен и вскоре встретил свою судьбу.
[1.11.5] Эпироты приняли своим царем Алкетаса, который был сыном Ариббы и старшим братом Эакида, но обладал неукротимым характером и поэтому был изгнан отцом. Сразу по прибытии он начал вымещать свою ярость на Эпейро, пока они не восстали и не убили его и его детей ночью. Убив его, они вернули Пирра, сына Эакида. Как только он прибыл, Кассандр начал войну с ним, в то время как он был молод в годах и прежде чем он укрепил свою империю. Когда на него напали македонцы, Пирр отправился к Птолемею, сыну Лага, в Египет. Птолемей дал ему в жены сводную сестру своих детей и восстановил его силой египтян.
[1.11.6] Первыми греками, на которых Пирр напал, став царем, были керкиряне. Он видел, что остров находится за пределами его собственной территории, и не хотел, чтобы у других была база для нападения на него. Мой рассказ о Лисимахе уже рассказывал о том, как он вел себя после взятия Коркиры в войне с Лисимахом, как он изгнал Деметрия и правил Македонией, пока его, в свою очередь, не изгнал Лисимах, что является самым важным из его достижений, пока он не начал войну против римлян. ,
[1.11.7] будучи первым известным нам греком, сделавшим это. Говорят, что между Энеем и Диомедом с его аргивянами больше не было битвы. Одним из многих стремлений афинян было покорить всю Италию, но катастрофа в Сиракузах помешала их трудным выводам с римлянами. Александр, сын Неоптолема, из той же семьи, что и Пирр, но старше, погиб среди левканов, не успев встретиться в битве с римлянами.
[1.12.1] XII. Итак, Пирр первым пересек Ионическое море из Греции, чтобы напасть на римлян. И даже он переправился по приглашению тарентинцев. Ибо они уже были вовлечены в войну с римлянами, но не могли противостоять им без посторонней помощи. Пирр уже был у них в долгу, потому что они послали флот, чтобы помочь ему в его войне с Коркирой, но наиболее убедительными аргументами тарентских послов были их рассказы об Италии, о том, что ее процветание равно процветанию всей Греции. и их мольба о том, что было бы грехом отклонить их, когда они пришли как друзья и просители в час нужды. Когда послы настаивали на этих соображениях, Пирр вспомнил взятие Трои, которое он воспринял как предзнаменование своего успеха в войне, поскольку он был потомком Ахилла, воевавшим с троянской колонией.
[1.12.2] Довольный этим предложением, и, будучи человеком, который никогда не терял времени, когда однажды принял решение, он немедленно приступил к укомплектованию военных кораблей и подготовке транспорта для перевозки лошадей и вооруженных людей. Есть книги, написанные людьми, не известными как историки, под названием «Мемуары». Когда я читал их, я очень поражался как личной храбрости Пирра в бою, так и предусмотрительности, которую он проявлял всякий раз, когда битва была неизбежна. Так и в этом случае, когда он переправлялся в Италию с флотом, он ускользнул от наблюдения римлян, и некоторое время после его прибытия они не знали о его присутствии; только когда римляне напали на тарентинцев, он появился на сцене со своей армией, и его неожиданное нападение, естественно, привело его врагов в смятение.
[1.12.3] И, прекрасно понимая, что он не может противостоять римлянам, он приготовился пустить против них своих слонов. Первым европейцем, который завел слонов, был Александр, покоривший Пора и силу индейцев; после его смерти их получили другие цари, но Антигон больше всех; Пирр захватил своих зверей в битве с Деметрием. Когда в этот раз они появились в поле зрения, римляне были охвачены паникой и не поверили, что это животные.
[1.12.4] Ибо, хотя использование слоновой кости в искусствах и ремеслах, очевидно, было известно всем людям издревле, настоящих зверей до того, как македонцы перешли в Азию, вообще никто не видел, кроме самих индийцев, ливийцев и их соседи. Это доказывает Гомер, который описывает ложа и дома более преуспевающих царей как украшенные слоновой костью, но никогда не упоминает зверя; но если бы он видел или слышал об этом, то, по моему мнению, гораздо более склонен был бы говорить об этом, чем о битве между людьми-гномами и журавлями.
[1.12.5] Пирр был доставлен на Сицилию посольством сиракузян. Карфагеняне переправились и разрушили греческие города и сели осадить Сиракузы, единственные оставшиеся теперь. Когда Пирр услышал об этом от послов, он оставил Тарент и италиотов на побережье и, перейдя на Сицилию, вынудил карфагенян снять осаду Сиракуз. В своем самомнении, хотя карфагеняне, будучи финикийцами из Тира по происхождению в древности, были более опытными мореплавателями, чем любой другой негреческий народ того времени, Пирр, тем не менее, поощрял встретиться с ними в морском сражении, используя эпейротов. большинство из которых, даже после взятия Трои, ничего не знали ни о море, ни даже о том, как использовать соль. Вспомните слова Гомера в « Одиссее» : «Они ничего не знают об океане и не смешивают соль со своей пищей». Хом. Од. 11.122
[1.13.1] XIII. По этому случаю Пирр вернулся с остатками своих судов в Тарент. Здесь он потерпел серьезное поражение, и свое отступление, зная, что римляне не отпустят его без нанесения удара, он устроил следующим образом. По возвращении из Сицилии и после своего поражения он сначала разослал различные депеши в Азию и к Антигону, прося у одних царей войска, у других денег, а у Антигона и тех, и других. Когда послы вернулись и их депеши были доставлены, он созвал власть имущих, будь то Эпейро или Тарантин, и, не читая ни одной депеши, заявил, что прибудет подкрепление. Весть быстро распространилась даже среди римлян, что македонцы и азиатские племена также переправляются на помощь Пирру. Римляне, услышав это, не двинулись с места, но Пирр с приближением той же ночи переправился к мысу гор, называемых Кераунскими.
[1.13.2] После поражения в Италии Пирр дал своим войскам отдохнуть, а затем объявил войну Антигону, его главным поводом для недовольства была неспособность послать подкрепление в Италию. Одолев местные войска Антигона и его галльских наемников, он преследовал их до прибрежных городов, а сам покорил Верхнюю Македонию и фессалийцев. Размах битвы и решительный характер победы Пирра лучше всего демонстрируют кельтские доспехи, помещенные в святилище Итонской Афины между Ферами и Ларисой, с такой надписью на них:
[1.13.3]
Пирр Молосский повесил эти щиты
, взятые у храбрых галлов, в подарок Итонской
Афине, когда он уничтожил все войско
Антигона. Это не чудо. Эакиды
теперь воины, как и прежде.
Вот эти щиты и есть, а щиты самих македонян он посвятил Зевсу Додонскому. На них тоже есть надпись: –
Они когда-то опустошали золотую Азию и навлекли
рабство на греков. Теперь бесхозные
они лежат у столпов храма Зевса,
добыча хвастливой Македонии.
Пирр был очень близок к тому, чтобы полностью покорить Македонию, но
[1.13.4] будучи обычно более готовым сделать то, что попадется под руку, Клеоним помешал ему. Этот Клеоним, который убедил Пирра отказаться от македонской авантюры и отправиться на Пелопоннес, был лакедемонянином, который привел враждебное войско на лакедемонскую территорию по причине, о которой я расскажу после описания происхождения Клеонима. Павсаний, командовавший греками при Платеях, был отцом Плейстоанакса, он — Павсания, а он — Клеомброта, который был убит при Левктрах, сражаясь против Эпаминонда и фиванцев. Клеомброт был отцом Агезиполиса и Клеомена, и, когда Агезиполь умер бездетным, Клеомен взошел на престол.
[1.13.5] У Клеомена было два сына, старший из которых был Акротатом, а младший Клеоним. Первым умер Акротат; и когда впоследствии Клеомен умер, претензии на трон выдвинул Арей, сын Акротата, и Клеоним предпринял шаги, чтобы побудить Пирра войти в страну. До битвы при Левктре лакедемоняне не потерпели ни одного поражения, так что они даже отказывались признать, что потерпели поражение в наземном сражении. Они сказали, что Леонид одержал победу, но его сторонников не хватило для полного уничтожения персов; достижение Демосфена и афинян на острове Сфактерия было не победой, а лишь хитростью на войне.
[1.13.6] Их первая неудача произошла в Беотии, а затем они потерпели тяжелое поражение от рук Антипатра и македонян. В-третьих, неожиданным несчастьем для их земли стала война с Деметрием. Вторгшиеся Пирром и увидев в четвертый раз враждебную армию, они выстроились, чтобы встретить ее вместе с аргивянами и мессенцами, которые пришли в качестве их союзников. Пирр одержал победу и был близок к тому, чтобы захватить Спарту без дальнейших боев, но на некоторое время воздержался, опустошив землю и захватив добычу. Горожане готовились к осаде, а Спарта еще до этого в войне с Деметрием была укреплена глубокими рвами и крепкими кольями, а в наиболее уязвимых местах и постройками.
[1.13.7] Как раз в это время, когда тянулась лаконская война, Антигон, вернув себе македонские города, поспешил на Пелопоннес, прекрасно понимая, что если Пирр завоюет Лакедемон и большую часть Пелопоннеса, то он не вернуться в Эпир, а в Македонию, чтобы снова вести там войну. Когда Антигон собирался вести свою армию из Аргоса в Лаконию, сам Пирр достиг Аргоса. Победив еще раз, он ворвался в город вместе с беглецами, и его строй не случайно был разбит.
[1.13.8] Когда бой шел теперь у святилищ и домов, а также в узких улочках, между разрозненными телами в разных частях города, Пирр, оставшийся один, был ранен в голову. Говорят, что его смерть наступила от удара плиткой, брошенной женщиной. Однако аргивяне заявляют, что его убила не женщина, а Деметра в образе женщины. Вот что сами аргивяне рассказывают о его кончине, и Ликей, проводник окрестностей, написал поэму, подтверждающую эту историю. У них есть святилище Деметры, построенное по повелению оракула на том месте, где умер Пирр, и в нем похоронен Пирр.
[1.13.9] Я считаю замечательным, что трое из тех, кого называли Эацидами, встретили свой конец подобными ниспосланными небесами средствами; если, как говорит Гомер, Ахиллес был убит Александром, сыном Приама, и Аполлоном, если Пифия приказала дельфийцам убить Пирра, сына Ахилла, и если конец сына Эакида был таким, как у аргивян говорят и Ликей описал в своей поэме. Однако описание, данное Иеронимом Кардианом, иное, ибо человек, связанный с королевской властью, не может не быть пристрастным историком. Если Филист был прав, скрывая самые злые деяния Дионисия, потому что ожидал его возвращения в Сиракузы, то, несомненно, Иеронима можно полностью простить за то, что он писал в угоду Антигону.
[1.14.1] XIV. Так закончился период господства Эпейро. Когда вы входите в Одеон в Афинах, вы встречаете среди других предметов фигуру Диониса, заслуживающую внимания. Рядом находится источник под названием Эннеакрунос (Девять струй), украшенный, как вы видите, Писистратом. Цистерны есть по всему городу, но это единственный фонтан. Над источником находятся два храма, один посвящен Деметре и Деве, а в храме Триптолема находится его статуя. Рассказы о Триптолеме я напишу, опуская из рассказа все, что относится к Деиопе.
[1.14.2] Греки, которые больше всего оспаривают притязания афинян на древность и дары, которые, по их словам, они получили от богов, являются аргивянами, так же как среди тех, кто не является греками, египтяне конкурируют с фригийцами. Итак, говорят, что когда Деметра пришла в Аргос, Пеласг принял ее в свой дом, и что Хрисантис, зная о похищении Девы, рассказала ей эту историю. После этого Трохил, жрец мистерий, бежал, говорят, из Аргоса из-за вражды Агенора, пришел в Аттику и женился на элевсинке, от которой имел двоих детей, Эвбулея и Триптолема. Таково мнение аргивян. Но афиняне и те, кто с ними. . . известно, что Триптолем, сын Целея, был первым, кто посеял семена для выращивания.
[1.14.3] В некоторых дошедших до нас стихах Мусея, если их действительно следует включить в число его сочинений, говорится, что Триптолем был сыном Океана и Земли; тогда как те, кто приписывается Орфею (хотя, по моему мнению, полученное авторство снова неверно), говорят, что Эвбулей и Триптолем были сыновьями Дисаула, и что, поскольку они дали Деметре сведения о ее дочери, посев семян был для них наградой. Но Херил, афинянин, написавший пьесу под названием «Алопа», говорит, что Керкион и Триптолем были братьями, что их мать была дочерью Амфиктиона, а отцом Триптолема был Рарус, Керкион, Посейдон. После того, как я намеревался углубиться в эту историю и описать содержимое святилища в Афинах, называемого Элевсином, меня остановило видение во сне. Поэтому я обращусь к тем вещам, о которых законно писать всем людям.
[1.14.4] Перед этим храмом, где также находится статуя Триптолема, находится бронзовый бык, которого ведут как бы на жертвоприношение, и есть сидящая фигура Эпименида Кносского, который, как говорят, вошел в пещеру в страну и уснул. И сон не покидал его до сорокового года, а потом он писал стихи и очищал Афины и другие города. Но Фалес, оставшийся чумой для лакедемонян, никак не был связан с Эпименидом и принадлежал к другому городу. Последний был из Кносса, а Фалес был из Гортина, согласно Полимнасту из Колофона, который сочинил о нем поэму для лакедемонян.
[1.14.5] Еще дальше находится храм Славы, который также является благодарственной жертвой за победу над персами, высадившимися в Марафоне. Я считаю, что этой победой афиняне гордились больше всего; в то время как Эсхил, снискавший такую славу своей поэзией и своим участием в морских сражениях при Артемисии и при Саламине, не записал перед смертью ничего другого, а просто написал свое имя, имя своего отца и название своего города. , и добавил, что у него были свидетели его доблести в роще в Марафоне и в высадившихся там персах.
[1.14.6] Над Керамикой и портиком, называемым Царским портиком, находится храм Гефеста. Меня не удивило, что рядом с ней стоит статуя Афины, потому что я знал историю об Эрихтонии. Но когда я увидел, что у статуи Афины голубые глаза, то узнал, что легенда о них ливийская. Ибо у ливийцев есть поговорка, что Богиня — дочь Посейдона и озера Тритонис, и по этой причине у нее голубые глаза, как у Посейдона.
[1.14.7] Рядом находится святилище Небесной Афродиты; первыми людьми, установившими ее культ, были ассирийцы, после ассирийцев — пафийцы с Кипра и финикийцы, живущие в Аскалоне в Палестине; финикийцы научили ей поклоняться народ Киферы. У афинян культ установил Эгей, считавший себя бездетным (детей у него в то время и в самом деле не было) и что его сестры потерпели свое несчастье из-за гнева Небесной Афродиты. Сохранившаяся до сих пор статуя сделана из паросского мрамора и является работой Фидия. Один из афинских приходов принадлежит Атмонеям, которые говорят, что Порфирион, более ранний царь, чем Актей, основал их святилище Небесного. Но традиции, существующие среди приходов, часто совершенно отличаются от городских.
[1.15.1] XV. Когда вы подходите к портику, который называют расписным из-за его изображений, вы увидите бронзовую статую Гермеса с Рыночной площади и около нее ворота. На нем трофей, воздвигнутый афинянами, которые в кавалерийском сражении победили Плейстарха, которому его брат Кассандр доверил свою конницу и наемников. Этот портик содержит, во-первых, афинян, выстроившихся против лакедемонян в Эное на территории Аргоса. Изображен не кризис битвы и не время, когда действие дошло до проявления доблести, а начало битвы, когда сражающиеся были готовы сблизиться.
[1.15.2] На средней стене изображены афиняне и Тесей, сражающиеся с амазонками. Так, кажется, только женщины не потеряли в своих поражениях своего безрассудного мужества перед лицом опасности; Фемискира была взята Гераклом, а затем армия, которую они отправили в Афины, была уничтожена, но тем не менее они пришли в Трою, чтобы сражаться со всеми греками, а также с самими афинянами. После амазонок приходят греки, когда они взяли Трою, и цари собрались из-за оскорбления, совершенного Аяксом против Кассандры. На картине изображены сам Аякс, Кассандра и другие пленницы.
[1.15.3] В конце картины изображены те, кто сражался при Марафоне; беотийцы Платеи и аттический контингент вступают в драку с иноземцами. В этом месте ни одна из сторон не имеет преимущества, но в центре сражения изображены иностранцы, бегущие и толкающие друг друга в болото, а в конце картины - финикийские корабли и греки, убивающие иностранцев, которые карабкаются в болото. их. Здесь же изображены герой Марафон, в честь которого названа равнина, Тесей, изображенный выходящим из подземного мира, Афина и Геракл. Марафонцы, по их собственным словам, были первыми, кто считал Геракла богом. Из бойцов наиболее заметными фигурами на картине являются Каллимах, избранный афинянами главнокомандующим, Мильтиад, один из полководцев, и герой по имени Эхетл, о котором я упомяну позже.
[1.15.4] Здесь посвящены медные щиты, и на некоторых есть надпись, что они взяты у скионцев и их союзников, в то время как другие, смазанные смолой, чтобы они не износились от старости и ржавчины, как говорят, принадлежат лакедемоняне, взятые в плен на острове Сфактерия.
[1.16.1] XVI. Здесь стоят бронзовые статуи: одна перед портиком — Солона, составившего законы для афинян, и чуть дальше — Селевка, чье будущее процветание предвещалось безошибочными знамениями. Когда он собирался выйти из Македонии с Александром и приносил в Пелле жертву Зевсу, дрова, лежавшие на жертвеннике, сами по себе приблизились к образу и загорелись без приложения света.
СЕЛЕВК АНТИОХИЙСКИЙ, ИСТОРИЯ
По смерти Александра Селевк, в страхе перед Антигоном, прибывшим в Вавилон, бежал к Птолемею, сыну Лага, а затем снова вернулся в Вавилон. По возвращении он разбил армию Антигона и убил самого Антигона, а затем взял в плен Деметрия, сына Антигона, который выступил с армией.
[1.16.2] После этих успехов, за которыми вскоре последовало падение Лисимаха, он доверил своему сыну Антиоху всю свою империю в Азии, а сам быстро двинулся в Македонию, имея с собой армию как греков, так и иностранцев. Но Птолемей, брат Лисандры, укрылся вместе с ним от Лисимаха; Этот человек, предприимчивый персонаж, названный по этой причине Громовержцем, когда армия Селевка продвинулась до Лисимахии, убил Селевка, позволил царям завладеть его богатством и правил Македонией до тех пор, пока, будучи первым из царей в моем зная, что осмелится встретиться с галлами в бою, он был убит чужеземцами. Империя была восстановлена Антигоном, сыном Деметрия.
[1.16.3] Я убежден, что Селевк был самым праведным и, в частности, самым религиозным из царей. Во-первых, именно Селевк отправил обратно в Бранхиды для милетцев бронзового Аполлона, который Ксеркс привез в Экбатану в Персию. Во-вторых, когда он основал Селевкею на реке Тигр и привел к ней вавилонских колонистов, он пощадил стену Вавилона, а также святилище Бела, возле которого позволил жить халдеям.
АФИНЫ
[1.17.1] XVII. На афинской рыночной площади среди малоизвестных предметов находится жертвенник Милосердия, из всех божеств, наиболее полезных в жизни смертных и в превратностях судьбы, но среди греков почитаемый только афинянами. И они бросаются в глаза не только своей человечностью, но и своей преданностью религии. У них есть алтарь стыдливости, слухов и усилий. Совершенно очевидно, что те, кто преуспевает в благочестии, соответственно вознаграждаются удачей.
[1.17.2] В спортзале недалеко от рыночной площади, названном Птолемеевым по имени основателя, стоят достойные внимания каменные Гермы и бронзовое подобие Птолемея. Здесь также Юба Ливийский и Хрисипп Солийский. Рядом с гимнасием находится святилище Тесея, где изображены афиняне, сражающиеся с амазонками. Эту войну они также изобразили на щите своей Афины и на пьедестале Зевса Олимпийского. В святилище Тесея также есть картина, изображающая битву между кентаврами и лапифами. Тесей уже убил кентавра, но в других местах битва еще не решена.
[1.17.3] Картина на третьей стене непонятна тем, кто не знаком с традициями, отчасти из-за возраста, а отчасти потому, что Майкон не представил на картине всей легенды. Когда Минос вез Тесея и остальных молодых людей на Крит, он влюбился в Перибею и, встретив решительное сопротивление Тесея, осыпал его оскорблениями и отрицал, что он сын Посейдона, поскольку не мог возвратить ему перстень с печатью, который был на нем, если он бросил его в море. Говорят, что с этими словами Минос бросил кольцо, но говорят, что Тесей вышел из моря с этим кольцом, а также с золотой короной, подаренной ему Амфитритой.
[1.17.4] Рассказы о конце Тесея многочисленны и противоречивы. Говорят, что его держали в плену, пока Геракл не вернул его на свет божий, но наиболее правдоподобная версия, которую я слышал, такова. Тесей вторгся в Феспроцию, чтобы похитить жену феспротского царя, и таким образом потерял большую часть своего войска, а и он, и Пирифой (он тоже участвовал в походе, жаждущий женитьбы) были взяты в плен. Феспротский царь держал их в плену в Кихире.
[1.17.5] Среди достопримечательностей Феспротии святилище Зевса в Додоне и дуб, посвященный богу. Рядом с Кихиром есть озеро, называемое Ахерусия, и река, называемая Ахерон. Есть еще Коцит, самый неприятный ручей. Я полагаю, что именно потому, что Гомер видел эти места, он осмелился описать в своих стихах области Аида и дал рекам там имена тех, что в Феспротии. Пока Тесея держали в узах, сыновья Тиндарея выступили против Афидны, захватили ее и вернули Менесфею царство.
[1.17.6] Теперь Менесфей не считался с детьми Тесея, которые тайно удалились в Элефенор на Эвбее, но он знал, что Тесей, если он когда-либо вернется из Феспротии, будет отважным противником, и поэтому заискивал перед его подданные, что Тесей, обретя впоследствии свободу, был изгнан. Итак, Тесей отправился к Девкалиону на Крит. Будучи унесенным ветром на остров Скирос, жители относились к нему с особым почетом как за славу его семьи, так и за репутацию его собственных достижений. Соответственно, Ликомед придумал свою смерть. Его крепость была построена в Афинах после того, как персы высадились в Марафоне, когда Кимон, сын Мильтиада, разорил Скирос, отомстив таким образом за смерть Тесея, и перенес его кости в Афины.
[1.18.1] XVIII. Святилище Диоскуров древнее. Сами они изображены стоящими, а их сыновья сидят на лошадях. Здесь Полигнот нарисовал брак дочерей Левкиппа, был частью истории богов, а Микон — тех, кто плыл с Ясоном к колхам, и сосредоточил свое внимание на Акасте и его лошадях.
[1.18.2] Над святилищем Диоскуров находится священное ограждение Аглавра. Говорят, что Аглавру и ее сестрам, Герсе и Пандросу, Афина отдала Эрихтония, которого она спрятала в сундуке, запретив им с любопытством исследовать то, что было доверено им. Пандрос, говорят, повиновался, но двое других (ибо они открыли сундук) сошли с ума, увидев Эрихтония, и бросились с самой крутой части Акрополя. Именно сюда влезли персы и убили афинян, считавших, что понимают оракула лучше, чем Фемистокл, и укрепили Акрополь бревнами и кольями.
[1.18.3] Рядом находится Пританеум (Ратуша), в котором написаны законы Солона и помещены фигуры богинь Мира и Гестии (Очага), а среди статуй находится Автолик-панкратиаст. Ибо имена Мильтиада и Фемистокла были изменены на римлянина и фракийца.
[1.18.4] Когда вы спускаетесь отсюда в нижнюю часть города, находится святилище Сераписа, поклонение которому афиняне ввели от Птолемея. Из египетских святилищ Сераписа самое известное находится в Александрии, самое древнее — в Мемфисе. Сюда не могут войти ни чужестранцы, ни священники, пока они не похоронят Аписа. Недалеко от святилища Сераписа находится место, где, как говорят, Пирифой и Тесей заключили договор перед тем, как отправиться в Лакедемон, а затем в Феспротию.
[1.18.5] Рядом построен храм Илифии, которая, как говорят, пришла от гиперборейцев на Делос и помогала Лето в ее трудах; а с Делоса это имя распространилось на другие народы. Делосцы приносят жертвы Эйлитии и поют гимн Олену. Но критяне предполагают, что Илифия родилась в Авунисе, на территории Кносса, и что Гера была ее матерью. Только у афинян деревянные фигуры Илифии задрапированы до ног. Женщины рассказали мне, что два из них — критские, приношения Федре, а третий, самый древний, Эрисихтон привез с Делоса.
[1.18.6] Перед входом в святилище Зевса Олимпийского — римский император Адриан посвятил храм и статую, заслуживающую внимания, которая по размерам превосходит все другие статуи, кроме колоссов на Родосе и в Риме, и сделана из слоновой кости. и золото с художественным мастерством, замечательным, если принять во внимание размер - перед входом, я говорю, стоят статуи Адриана, две из камня Фасии, две из Египта. Перед колоннами стоят бронзовые статуи, которые афиняне называют «колониями». Вся окружность около четырех стадий, и они полны статуй; ибо каждый город посвятил изображение императора Адриана, и афиняне превзошли их, посвятив позади храма замечательный колосс.
[1.18.7] На территории находятся древности: бронзовый Зевс, храм Кроноса и Реи и ограждение Земли, прозванное Олимпийским. Здесь пол открывается на ширину локтя, и говорят, что по этому руслу стекала вода после потопа, случившегося во времена Девкалиона, и в него каждый год бросали пшеничную муку, смешанную с медом.
[1.18.8] На колонне стоит статуя Исократа, память о котором примечательна тремя вещами: его усердием в продолжении обучения до конца своих девяноста восьми лет, его сдержанностью в отстранении от политики и от вмешательства с общественными делами, и его любовь к свободе, умершая добровольной смертью, огорченная известием о битве при Херонее. Есть также статуи персов из фригийского мрамора, поддерживающие бронзовый треножник; и фигуры, и штатив заслуживают внимания. Афиняне говорят, что древнее святилище Зевса Олимпийского было построено Девкалионом, и приводят в качестве доказательства того, что Девкалион жил в Афинах, могилу, которая находится недалеко от нынешнего храма.
[1.18.9] Адриан построил и другие здания для афинян: храм Геры и Зевса Панлениоса (общий для всех греков), святилище, общее для всех богов, и, самое известное из всех, сто столбов из фригийского мрамора. Стены тоже построены из того же материала, что и монастыри. И есть там комнаты, украшенные золоченой крышей и алебастровым камнем, а также статуями и картинами. В них хранятся книги. Есть также гимназия имени Адриана; из них также сто столбов из ливийских каменоломен.
[1.19.1] XIX. Рядом с храмом Зевса Олимпийского находится статуя Аполлона Пифийского. Есть еще святилище Аполлона по прозвищу Дельфиний. Рассказывают, что когда храм был закончен, за исключением крыши, Тесей прибыл в город, еще никому не известный. Когда он пришел в храм дельфинянина в хитоне до ног и с аккуратно заплетенными волосами, те, кто строил крышу, насмешливо осведомились, что делает девица на выданье, бродя одна. Говорят, что единственный ответ, который дал Тесей, заключался в том, чтобы спустить волов с повозки, находившейся поблизости, и подбросить их выше крыши храма, который они строили.
[1.19.2] Ни о местности, называемой Садами, ни о храме Афродиты они не рассказывают, ни об Афродите, которая стоит возле храма. Теперь форма ее квадратная, как у Гермы, а надпись заявляет, что Небесная Афродита есть старейшая из тех, что называются Судебами. Но статуя Афродиты в Садах — работа Алкамена и одна из самых достойных внимания вещей в Афинах.