Ходжсон Уильям Хоуп :
другие произведения.
Мегапакет Уильяма Хоупа Ходжсона
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Ходжсон Уильям Хоуп
Размещен: 27/04/2023, изменен: 27/04/2023. 2462k.
Статистика.
Сборник рассказов
:
Хоррор
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
СЕРИЯ MEGAPACK ( МЕГАПАК )
ЗАМЕТКА О ХОДЖСОНЕ, автор Даррелл Швейцер
ЗАМЕТКИ О ХОДЖСОНЕ, Х. П. Лавкрафт
ТАЙНА ПОКИНУТОГО
ТРОПИЧЕСКИЙ УЖАС
ПОДАЛЬШЕ ОТ БУРИ
НАХОДКА “ГРЕЙКЕНА”
ЭЛОИ ЭЛОИ ЛАМА САБАЧТХАНИ
УЖАС ПЕРЕД РЕЗЕРВУАРОМ ДЛЯ ВОДЫ
АЛЬБАТРОС
ПРИЗРАКИ ЛЕДИ ШЕННОН
ШАМРАКЕН, ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ ДОМОЙ-ВЫШИБАЛА
НА МОСТУ
КАПИТАН ЛУКОВОЙ ЛОДКИ
ЛЮДИ ИЗ СОРНЯКОВ
МОРСКИЕ КОНЬКИ
МОЙ ДОМ БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ДОМОМ МОЛИТВЫ
ИЗ БЕЗЛИВНОГО МОРЯ
СКВОЗЬ ВИХРЬ ЦИКЛОНА
ПОКИНУТЫЙ
ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО БАУМОФФА
ДЕМОНЫ МОРЯ
ДЖЕК ГРЕЙ, ВТОРОЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА
КАМЕННЫЙ КОРАБЛЬ
ТА ШТУКА В СОРНЯКАХ
ГОЛОС В НОЧИ
ВРАТА МОНСТРА (Карнакки - искатель призраков № 1)
ДОМ Среди ЛАВРОВ (Карнакки - искатель призраков № 2)
КОМНАТА СО СВИСТОМ (Карнаки - Искатель призраков № 3)
ЛОШАДЬ-НЕВИДИМКА (Карнакки - Искатель призраков № 4)
ИСКАТЕЛЬ ПОСЛЕДНЕГО ДОМА (Карнаки - искатель призраков № 5)
НЕВИДИМАЯ ТВАРЬ (Карнаки - искатель призраков № 6)
ПРИЗРАЧНЫЕ ПИРАТЫ
ДОМ НА ГРАНИЦЕ ЗЕМЕЛЬ
ЛОДКИ “ГЛЕН КАРРИГ”
СЕРЫЕ МОРЯ МЕЧТАЮТ О МОЕЙ СМЕРТИ (стихотворение)
ЗАМЕТКА О ХОДЖСОНЕ, автор Даррелл
Schweitzer
Среди тех писателей-фантастов, которые решили иметь дело с
царством теней и пограничными областями человеческого существования, Уильям Хоуп
Ходжсон, несомненно, заслуживает места среди тех немногих, кто придает их
трактовке подобных тем чувство подлинности. Само его творчество,
как справедливо замечает мистер Лавкрафт, далеко не равноценно по стилистическим достоинствам: но
было бы невозможно отказать в звании мастера автору, который
том за томом столь авторитетно достиг качества, которое
можно было бы назвать реализмом нереального. В некотором смысле
работу Ходжсона, без сомнения, легче всего сравнить с работой Алджернона
Блэквуда. Но я не уверен, что даже Блэквуду удалось
передать ощущение такого глубокого и всепроникающего знакомства с
оккультизмом, какое можно найти в "Доме на границе". Отвратительные фантомы
и неизвестные монстры из ночного залива изображены во всем
их ужасе, не рассеивающем их природной тайны; и, несомненно, такие
происходящее могло быть описано только провидцем, который слишком долго пробыл на
опасных гранях и слишком глубоко заглянул в области, скрытые
невидимостью от обычного зрения.
—Кларк Эштон Смит
Уильям Хоуп Ходжсон (1877-1918) был англичанином, который в молодости несколько лет ходил в море
и, похоже, пережил это крайне
неприятное время, а позже в печати утверждал, что в британский торговый
флот не стоит вступать. Он также стал культуристом и,
по словам его биографа Сэма Московица, получал определенное удовольствие от
избиения моряков, которые плохо обращались с ним. Несмотря на это, море дало
Ходжсона, который сформировал опыт его жизни и, несомненно, способствовал
ощущению необъятности, одиночества и космической необычности, присущим его лучшим работам.
Более откровенно, это дало ему большую часть его сюжета, многие
декорации и множество чудовищных щупалец, которые терзают его
персонажей. Ходжсону нет равных или даже серьезного соперника как автору
жутких морских историй. Возможно, его проза не столь изящна, как у Джозефа
Конрада, и он не вникает глубоко в характер, но когда дело доходит до
заброшенные дома с привидениями и отвратительные, похожие на грибы превращения, больше нет никого
, подобного ему.
Более ранняя работа Ходжсона сосредоточена на четырех романах, которые, как, по-видимому, указывают последующие
исследования, на самом деле были написаны в обратном порядке от того, в
котором они были опубликованы. Но поскольку это все еще остается неопределенным, указанные даты являются
датами публикации.
Лодки из “Глен Карриг” (1907) рассказывают о том, как выжившие с затонувшего
корабля сталкиваются с многочисленными чудовищами и подвергаются странным приключениям в
заросшем водорослями Саргассовом море.
"Дом на границе" (1908) отчасти черпал вдохновение в
"Машине времени"Герберта Уэллса (1895), но сам по себе является потрясающим творением
, роман, рассказанный в форме рукописи, найденной в полуразрушенных руинах,
повествующий о том, как незадачливый главный герой был осажден серией ужасных
чудовищ, вырывающихся из пространственного разлома. Среди мощного
чувства ужаса и неизбежной обреченности, присущего роману, присутствует также видение далекого будущего,
далекой Земли после появления человека.
Пираты-призраки (1909) - еще одна морская история с привидениями, на этот раз о
корабль захвачен пиратами из другого измерения.
The Night Land (1912) - самая противоречивая работа Ходжсона из-за
неуклюжего, фальшивоархаичного языка, которым она написана, что делает
содержание книги непонятным для многих читателей. Хотя стиль был
назван одной из величайших ошибок во всей литературе, нельзя отрицать,
что "Страна ночи", как и "Машина времени", появившаяся до нее, и "
Умирающая земля" ДжекаВэнса (1950), которая произошла от нее, является одним из
поистине великих изображений отдаленного будущего, когда солнце погасло, а солнце исчезло.
остатки человечества обитают в огромных металлических пирамидах, окруженных чудовищами
тьмы. Несмотря на многочисленные недостатки, которые он признавал, Г.П.
Лавкрафт счел это “одним из самых мощных произведений жуткого
воображения, когда-либо написанных”, и продолжил, говоря о поисках героя по стране, населенной
демонами: “в его медленном, детально описанном продвижении день за днем
по невообразимым лигам незапамятной тьмы есть ощущение
космической отчужденности, захватывающей дух тайны и ужасающего ожидания, с которым не может соперничать
вся литература”.
Среди коротких художественных произведений Ходжсона две наиболее заметные истории -
“Покинутый”, о разложившемся, покрытом грибками судне, дрейфующем в море
так долго, что оно эволюционировало в новый вид живого существа, и “Голос
в ночи” о моряках, которых постигла такая же отвратительная, похожая на гриб судьба.
Помимо морских чудовищ и призраков, Ходжсон увлекался грибками.
Истории, собранные в книге Карнакки “Охотник за привидениями” (1913) - которых нет
в этом томе; их можно найти в "Оккультном детективном мегапакете", — рассказывают
о профессиональном "детективе—экстрасенсе" знакомого викторианского типа,
потомке доктора Хесселиуса Шеридана Ле Фаню и
Абрахама Ван Хельсинга Брэма Стокера
и модели для многих последующих, таких как Жюль де Гранден из Сибери Куинна. Некоторые из этих историй демонстрируют
значительную, пугающую силу. Другие могут разочаровать, потому что
“сверхъестественные” элементы оказываются мистификацией, но это устройство также является сильной стороной
серии. Детективные истории про экстрасенсов быстро приедаются, когда читатель
знает, что каждое странное проявление будет результатом действия призрака или
духа и от него можно избавиться оккультными средствами. Ходжсон ловко заставлял читателя
гадать.
В конце своей жизни Ходжсон больше обращался к коротким рассказам для популярных
журналов, большинство из которых не были "сверхъестественными", какими бы ни были требования рынка.
Если бы он прожил дольше , то наверняка стал бы таким же распространителем целлюлозы, как
Дж. Аллен Данн или Х. Бедфорд Джонс, хотя он, возможно, был привлечен
обратно к написанию weird fantasy основанием Weird Tales в 1923 году. Но
так случилось, что, несмотря на то, что он уже вышел из призывного возраста, он пошел добровольцем на
службу в Первую мировую войну, стал армейским офицером и был убит во время
опасной миссии на Ничейной земле в 1918 году.
Некоторые из его рассказов и стихотворений были собраны и опубликованы в первые
несколько лет после его смерти, но в остальном его творчество несколько лет пребывало в глубокой
безвестности, пока постепенно не было заново открыто несколькими
антологиями, затем Х.П. Лавкрафтом и его кругом. Лавкрафт не только подробно
обсуждает Ходжсона в своей ключевой книге “Сверхъестественный ужас в
литературе” (комментарии Лавкрафта приводятся в качестве введения к этому
тому), но и Кларк Эштон Смит также опубликовал эссе о нем.
1
Ходжсон, несомненно, оказал влияние на Смита. Мы можем увидеть истоки Zothique
в Стране Ночи. С тех пор, благодаря усилиям таких ученых, как Х.К.
Кениг в 1930-40-х годах и Сэм Московиц в 70-80-х годах, работы
Ходжсона стали более известными. Он был повторно напечатан в "Знаменитых
фантастических мистериях", затем большими тиражами издательством Arkham House, Дональдом
М. Грант и книги "Ночная тень", изданные в мягкой обложке (сначала "Дом").
на границе, затем другие его романы) в 60-е и 70- е годы. Лин Картер
сыграла его заметную роль в оригинальном фэнтезийном сериале Ballantine для взрослых,
который установил канон фэнтези как жанра. С тех пор стало
ясно, что Ходжсон - один из тех писателей, вроде Артура Мейчена или Дэвида
Линдси, чьи работы не всегда популярны, но из-за своей полной
уникальности отказываются умирать.
ЗАМЕТКИ О ХОДЖСОНЕ, Х. П. Лавкрафт
Работа Уильяма Хоупа Ходжсона, известная сегодня гораздо меньше, чем она
заслуживает, имеет довольно неоднородное стилистическое качество, но при этом обладает огромной силой
намека на скрытые миры и существ за обыденной поверхностью жизни
. Несмотря на склонность к традиционно сентиментальным
представлениям о вселенной и отношении человека к ней и к своим собратьям,
мистер Ходжсон, пожалуй, уступает только Алджернону Блэквуду в своем серьезном
отношении к нереальности. Немногие могут сравниться с ним в описании близости
безымянных сил и чудовищных осаждающих сущностей с помощью случайных намеков и
незначительных деталей или в передаче ощущений призрачного и
ненормального в связи с регионами или зданиями.
В "Лодках Глен-Карриг" (1907) нам показывают множество зловещих
чудес и проклятых неизвестных земель, с которыми сталкиваются выжившие с
затонувшего корабля. Надвигающуюся угрозу в ранних частях книги
невозможно превзойти, хотя ближе к концу происходит сдвиг в сторону обычной
романтики и приключений. Неточная и
псевдоромантическая попытка воспроизвести прозу восемнадцатого века умаляет
общий эффект, но действительно глубокая морская эрудиция, повсюду
демонстрируемая, является компенсирующим фактором.
Дом на границе (1908) — возможно, величайшая из всех работ мистера
Ходжсона — рассказывает об одиноком и считающемся злом доме в Ирландии,
который является средоточием отвратительных сил потустороннего мира и выдерживает осаду
богохульных гибридных аномалий из скрытой под ним бездны. Странствия
духа Рассказчика через безграничные световые годы космического пространства и
Кальпы вечности, а также то, что он стал свидетелем окончательного разрушения Солнечной системы,
представляют собой нечто почти уникальное в стандартной литературе. И везде
проявляется способность автора изображать смутные, затаенные ужасы в
естественных декорациях. Если бы не несколько штрихов банальной сентиментальности, эта
книга стала бы классикой первой воды.
Пираты-призраки (1909), по мнению мистера Ходжсона, завершающие
трилогию с двумя ранее упомянутыми произведениями, представляют собой впечатляющий рассказ о
обреченном корабле с привидениями в его последнем путешествии и об ужасных морских дьяволах
(квазичеловеческого облика и, возможно, духах ушедших пиратов), которые
осаждают его и в конце концов утаскивают на дно навстречу неизвестной судьбе. С его командой
эта книга, основанная на морских знаниях и умело подобранных намеках и происшествиях,
наводящих на мысль о скрытых ужасах природы, временами достигает завидных
вершин могущества.
The Night Land (1912) - это длинная (538 стр.) повесть о
бесконечно отдаленном будущем земли - на миллиарды миллиардов лет вперед, после смерти
солнца. Рассказывается довольно неуклюже, как сны человека
семнадцатого века, чей разум сливается со своим собственным будущим воплощением;
и серьезно омрачен болезненной многословностью, повторяющимися фразами, искусственной
и тошнотворно липкой романтической сентиментальностью и попыткой использовать архаичный
язык, еще более гротескный и абсурдный, чем в Глен Карриге.
Несмотря на все свои недостатки, это все же одно из самых мощных произведений
жуткого воображения, когда-либо написанных. Картина черной, как ночь, мертвой планеты,
с остатками человеческой расы, сосредоточенными в невероятно огромной
ментальной пирамиде и осажденными чудовищными, гибридными и совершенно
неизвестными силами тьмы, - это то, что ни один читатель никогда не сможет
забыть: формы и сущности совершенно нечеловеческого и непостижимого
sort — бродяги черного, покинутого человеком и неисследованного мира
за пределами пирамиды - предложены и частично описаны с невыразимой
силой; в то время как пейзаж ночной страны с его пропастями и склонами и
умирающим вулканизмом под
прикосновением автора вызывает почти осмысленный ужас.
В середине книги центральная фигура отваживается выйти за пределы пирамиды в
поисках по населенным призраками мирам, не посещаемым человеком миллионы лет, -
и в его медленном, детально описанном продвижении день за днем по немыслимым
лигам незапамятной тьмы есть ощущение космического отчуждения,
захватывающей дух тайны и ужасающего ожидания, не имеющего аналогов во всей
литературе. Последняя четверть книги удручающе затягивает, но это не портит
потрясающей силы целого.
Более поздний том мистера Ходжсона, Карнаки, искатель призраков, состоит из
нескольких длинноватых рассказов, опубликованных много лет назад в журналах. По
качеству она заметно уступает уровню других книг. Здесь мы
находим более или менее традиционную фигуру “непогрешимого детектива”
типа — отпрыска мсье Дюпена и Шерлока Холмса и близкого родственника Джона Сайленса из "
Алджернона Блэквуда", — движущегося по сценам и событиям,
сильно омраченным атмосферой профессионального “оккультизма”. Некоторые из
эпизоды, однако, обладают неоспоримой силой и позволяют увидеть проблески
своеобразного гения, характерного для автора.
ТАЙНА ПОКИНУТОГО
Всю ночь четырехмачтовый корабль “Таравак” неподвижно пролежал в
дрейфе Гольфстрима, поскольку попал в "полосу штиля" - в абсолютный
штиль, который длился вот уже два дня и ночи.
Со всех сторон, если бы было • светло, можно было бы увидеть плотные массы
плавающих водорослей залива, усеивающих океан даже до далекого горизонта. В
местах заросли сорняков были настолько велики, что образовывали длинные низкие берега, которые
при дневном свете можно было принять за низменную местность.
На подветренной стороне юта Дэти, один из подмастерьев, облокотился
локтями на поручни и уставился вдаль, за скрытое море, туда, где на
восточном горизонте появились первые розово-лимонные отблески зари
— слабые, нежные полоски и переливы цвета.
Прошло некоторое время, и стала видна поверхность подветренного моря
— огромное серое пространство, тронутое странными, колеблющимися поясами серебра. И
повсюду черные пятнышки и островки сорняков.
Вскоре над
темным краем горизонта показался красный купол солнца; и внезапно наблюдающий за происходящим Дежурный что—то увидел
- огромную бесформенную громаду, которая лежала в нескольких милях по правому борту и была
черной и отчетливой на фоне мрачной красной массы восходящего солнца.
“Что-то видно на борту, сэр”, - сообщил он помощнику, который
курил, перегнувшись через поручни, проходившие поперек пролома на юте. “Я не могу
просто разобрать, что это такое”.
Помощник поднялся со своего удобного положения, потянулся, зевнул и
подошел к мальчику.
“Местонахождение, Тоби?” - устало спросил он, снова зевая.
“Там, сэр”, - сказал Дэти — он же Тоби, — “широко на траверзе, и
прямо на пути солнца. Это похоже на большой плавучий дом или
стог сена.”
Помощник посмотрел в указанном направлении и увидел то, что
озадачило мальчика, и сразу же усталость исчезла с его глаз и
лица.
“Передай мне очки с люка в крыше, Тоби”, - приказал он, и тот
юноша повиновался.
После того, как Помощник рассматривал странный объект в свой бинокль
, может быть, с минуту, он передал их Тоби, сказав ему “прищуриться”
и сказать, что он об этом думает.