Операция «Барбаросса» представляет собой «переломный момент» для восточноевропейских евреев. Историк Мари Мутье-Битан возвращается к этому моменту на примере восточной Галисии.
В рамках своей диссертации историк Мари Мутье-Битан выбрала короткий период времени (22 июня — 11 июля 1941 года) и пространство, ограниченное только Восточной Галицией, чтобы как можно ближе приблизиться к Холокосту. В результате особое внимание уделяется действующим лицам, палачам и жертвам, а затем основательный анализ поворотного момента, представленного операцией «Барбаросса». Здесь она излагает некоторые идеи, позволяющие нам понять принципы, которыми она руководствовалась в исследовательской работе в этой области. В результате получилась книга с особенно плавным написанием и приятная для чтения, которая позволяет читателю полностью понять механизмы, способствующие всплеску беспрецедентного насилия.
Знание о Холокосте лежит в основе программы истории Терминале, а память о нем составляет одну из основных тем программы HGGSP.
Nonfiction.fr: Ваша последняя работа является частью вашей диссертации.
, для которого вы провели значительную полевые работы. С какими архивами вы работали и с какими трудностями столкнулись?
Мари Мутье-Битан: Работа над началом операции «Барбаросса», первыми массовыми убийствами и погромами была непростой. Политические вопросы мотивировали написание документов, выпущенных во время событий айнзацгруппами и Вермахтом, например, фотографии львовского погрома были сделаны через призму идеологии и четкого послания: уничтожить». Иудео-большевизм» во время оборонительной войны с целью уничтожения Советского Союза. Что касается расследований ЧГК, то они воздержались от упоминания о жутких открытиях в тюрьмах НКВД.
Но путем сравнения этих источников с «Изкор бихер» (Книгами памяти, написанными бывшими еврейскими жителями городов и деревень, пережившими Шоа или эмигрировавшими до войны), свидетельствами выживших, собранными Фондом Шоа Университета Южной Калифорнии, и посредством интервью с украинскими соседями, проводимой ассоциацией отца Дебуа Яхад-Ин Унум, мне удалось реконструировать чрезвычайно насыщенные события первых дней операции «Барбаросса». Около 800 украинских соседей были опрошены Яхад-Ин Унум в Восточной Галиции и Буковине, у меня была возможность взять интервью у значительной части из них во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях. Мы не столкнулись с какими-либо трудностями при работе в Украине. Эти интервью также позволили обнаружить массовые могилы. Однако, хотя люди с удовольствием говорили о предвоенном периоде, о коротком и жестоком периоде погромов говорить было труднее. К счастью, большое разнообразие источников позволило восстановить часть загадки этих событий.
В своей предыдущей работе «Поля Холокоста» вы охватили период 1941-1944 годов и пространство оккупированного СССР. Здесь вы выбрали короткие временные рамки, проанализировав три недели с 22 июня по 11 июля 1941 года и четко определенное пространство с Восточной Галицией или Западной Украиной. В чем преимущества работы в таком большом масштабе?
Я хотел глубже вникнуть в проблему изменения политики геноцида 22 июня 1941 года на уровне действующих лиц на местах. Восточная Галиция была одним из приграничных регионов, пострадавших от нацистского вторжения с первых часов операции «Барбаросса». Как мы, так сказать, в одночасье перешли к убийству части еврейского населения? Как ты вдруг стал убийцей своего соседа? Как были поняты и интегрированы приказы о репрессиях против гражданского населения (90% которых были направлены против евреев)? Как мы можем объяснить, что нацистская антисемитская политика нашла мгновенный отклик в этом регионе? Около 20 000 евреев были убиты в течение первых трех недель операции «Барбаросса» в восточной Галиции – из 570 000 еврейских жителей, проживавших накануне вторжения. Хотя процент невелик, расстрелы и погромы этого периода имели значительное влияние: они прозвучали похоронным звоном для еврейского населения на советской территории, оккупированной нацистами, внезапно лишенной всех гражданских и социальных прав и публично обозначенной как враг, которого нужно победить.
Евреи региона были советскими гражданами. Начало операции «Барбаросса» приносит им «переломный момент невероятной жестокости и потрясений».
. Можете ли вы представить этот переломный момент?
Со дня вторжения, 22 июня 1941 года, 11 евреев, случайно арестованных на улицах города Сокаль, были расстреляны властями.
rs немецкой армии. В последующие дни в восточной Галиции, а также в Литве и даже в Белостоке так называемое присутствие снайперов стало предлогом для организации массовых расстрелов нескольких сотен – даже тысяч – евреев (в основном мужчин). Обнаружение тел задержанных, убитых советскими властями перед их отступлением, также подпитывало нацистскую пропаганду, которая направляла гнев и месть еврейскому населению, считавшемуся пособником советских властей. Параллельно с расстрелами евреев, проводимыми коммандос айнзацгруппы «С», во многих населенных пунктах, деревнях и городах вспыхивали погромы. На рыночной площади, на улицах евреев избивали, унижали и притесняли. Солдаты стригут и выщипывают бороды благочестивых евреев. Синагоги оскверняются, сжигаются, разрушаются.
До июня 1941 года регион уже пережил фазу насилия, которую вы прекрасно описываете, поскольку в ходе вторжения в Польшу Вермахт захватил восточную Галицию. Немецких солдат также приветствовали как героев, хотя Советы нарушили баланс социальных структур между украинцами, евреями и поляками. Каковы были отношения между этими тремя группами в 1939-1941 гг.?
Приход Советов частично разрушил социально-экономические структуры. Во-первых, польские элиты были вытеснены из администраций, где они составляли большинство. Магазины и предприятия были национализированы, что нанесло значительный вред многим евреям: около 80% торговцев региона были евреями. Тем не менее, советская система позволяла украинцам и евреям получать доступ к должностям в сфере государственной службы и государственному аппарату. Квота для еврейских студентов в университете была отменена. Но хотя индивидуальные возможности открылись, многие были разочарованы советским режимом, особенно в сельской местности, где сохранялась бедность. Напомним, что Восточная Галичина была очень бедным регионом. Сосуществовали три популяции: украинцы (называемые «русинами» во времена Австро-Венгерской империи), большинство и по существу крестьяне, поляки, в основном городские и государственные служащие, но также и владельцы сельскохозяйственных поместий, и евреи (около 10 %, что составляет от трети до четверти городского населения).
Приход Советов к власти почти не изменил это многовековое географическое распределение, где представления о евреях как о элементах города, богатых, спекулирующих в ущерб фермерам, были легионами. Более того, между поляками и украинцами существовал глубокий антагонизм как по экономическим, так и по политическим причинам, поскольку польская элита работала над подавлением украинского национализма, а также украинской культуры и роста этих крестьянских масс. Евреи часто оказывались в неудобном положении посредника между поляками и украинцами, между городом и деревней, между помещиком и крестьянином.
В изученных массовых убийствах бросаются в глаза два элемента: участие толпы и близость между убийцами и их жертвами, что напоминает геноцид тутси, который историк Элен Дюма описывает как «деревенский геноцид». Свидетельства позволяют понять переход к акту. Возвращаясь назад: «Как мы в конечном итоге уничтожили наших соседей»
?
В начале своего исследования я считал, что близость между евреем и неевреем может гарантировать определенную защиту, но часто происходило обратное: соседи нападали на знакомых им евреев. В книге я разработал несколько примеров: история дрогобычского инженера Йозефа Блоха хорошо иллюстрирует эту проблему.
Полевые работы, которые Элен Дюма проводила в Руанде, особенно в области топографического изучения преступности, аналогичны тем, которые проводились в Восточной Европе группами «Яхад-Ин Унум». Самым головокружительным было осознание того, что преступление произошло в знакомом месте, в огороде знакомого, в таком-то доме, на рыночной площади или в таком-то сарае.
Помимо соседей, кто организует насилие и убийства на немецкой стороне?
Гейдрих и Гиммлер находятся на местах в первые дни операции «Барбаросса», наблюдая и раздавая приказы. Они подстрекали айнзацгруппы увеличить число еврейских жертв и ускорить расстрелы. В массовых расправах и их организации также принимали участие немецкие полицейские батальоны, части Ваффен-СС и Вермахта, а также союзные войска (венгерские, румынские, словацкие).
Можете ли вы представить нам погром, который особенно отражает ситуацию в Галичине?
Восточный 22 июня и 11 июля 1941 года?
Вспыхнули два типа погромов: в городах, под руководством немцев, и в деревне, под руководством активистов организации ОУН (Организация украинских националистов). Погром в городе Борислав разразился на следующий день после прихода немецких войск, 2 июля 1941 года. Зачинщиком погрома официально был назван новый украинский мэр города, якобы в отместку за убитых в тюрьме заключенных. незадолго до ухода Советов. От 100 до 230 евреев, мужчин и женщин, были забиты до смерти и расстреляны на улицах города на глазах у немецких солдат, издевавшихся над зрителями резни. Выжившие евреи опознали погромщиков как крестьян и рабочих из близлежащих деревень и пригородов. Особо подчеркивался социально-экономический аспект Бориславского погрома: евреи, считавшиеся наиболее обеспеченными (фармацевты, предприниматели), подвергались осуждению со стороны гражданского населения, а разграбление еврейской собственности местным населением носило массовый характер.
Фотографии занимают важное место в вашей работе. Вы решили поместить их в основу вашего сообщения и интегрировать в историю. Коллективное насилие
общаться с клише, которые задают территориальные рамки
, разрушение синагог
или даже портреты. Как вы отбирали эти фотографии и какое место они занимают в вашем творчестве?
Я хотел, чтобы эти фотографии не служили иллюстрацией моей точки зрения, а стали самостоятельными источниками. С ними особенно деликатно обращаться: они требуют понимания того, что фотограф (часто неизвестно, информация о фотографиях зачастую крайне скудна) хотел показать, какой цели он служит. Фотографии погромов наглядно иллюстрируют стремление нацистов доказать участие мирного населения в мести агентам «иудео-большевизма». » Фотография Днестра завершает полевые работы, проведенные Яхад-Ин Унум в этом месте реки: она показывает нам меньшую сегодня ширину русла, где евреев убивали и уносило течением. Наконец, необходимо было вставить портреты еврейских семей до войны, сопоставить лица с именами. Передавая историю и память о Холокосте, важно показать этот еврейский народ не через камеру палачей.