Источники, относящиеся к различным эпохам и культурам, свидетельствуют, что неотъемлемой частью жизни большинства доисторических, древних да и современных, но находящихся на первобытной стадии развития людей были знания астрономических явлений и составление сложных и точных календарей. Нуждались ли для получения таких знаний древние египтяне, представители тиауанакской культуры, майя, индейцы хопи или африканские догоны в обсерваториях, телескопах, счетных устройствах и даже в побудительных импульсах внеземных или развитых земных цивилизаций, как это утверждают Эрих фон Дэникен и другие авторы, или им для этого было вполне достаточно внимательных зорких глаз и собственных умозаключений?
Эрих фон Дэникен считает, что существовало огромное произведение, «обобщавшее всю науку древности», которое, к сожалению, было утрачено. Что же оно собой представляло, если, согласно Людвику Соучеку, одно только сохранившееся сочинение на санскрите «Наука о летном деле» содержит такой объем супертехнической информации, что он намного превосходит все наши сегодняшние знания?
Попытаемся внести в это хоть какую-то ясность.
Астрономия и древние календари
Поразительный по точности египетский календарь, основывавшийся на времени восхода звезды Сириус, является одним из множества фактов, которые Эрих фон Дэникен связывает с пришельцами из других миров. Он ошибочно полагает, что египтяне не очень-то интересовались астрономией. Связь между появлением на небе Сириуса и ежегодными разливами Нила он не считает достаточным основанием для составления календаря, ссылаясь на то, что начало паводка в разные годы приходится на разные дни. Единственно правильное объяснение, утверждает Дэникен, это особое значение Сириуса, например, как места, откуда явились инопланетяне-миссионеры190.
Наш календарь опирается на даты солнцестояний и равноденствий в умеренном поясе. Однако первый снег редко выпадает именно в день зимнего солнцестояния, равно как и первый лист с деревьев обычно слетает не в день осеннего равноденствия, но это не повод для пересмотра нашего календаря.
* Догоны считают Сириус тройной звездой. Главная звезда именуется Сиги толо, а ее спутники – По толо и Эмме йа толо. Современная наука считает Сириус двойной звездой, компоненты которой имеют наименования Сириус А и Сириус Б. – Прим. ред.
С Сириусом связаны и другие астрономические явления, на первый взгляд свидетельствующие о миссионерском влиянии инопланетян на обитателей Земли либо о существовании на нашей планете развитой цивилизации. В верованиях африканского племени догонов традиционно сохраняется представление о «невидимом» спутнике Сириуса*. Впрочем, это достаточно сложная астрономическая проблема, поэтому мы предоставим судить о ней специалисту, астроному Эдвину Круппу191.
Астрономические представления догонов действительно содержат в себе много загадочного. Их популяризации весьма способствовала книга Роберта Темпла «Тайна Сириуса»192. За эту сенсацию ухватились и распространили ее еще шире Эрих фон Дэникен и другие авторы. Догоны рассказыват о невидимом спутнике Сириуса, который они называют По. Они говорят о нем, что он белый, самый маленький и одновременно самый большой на горизонте. В действительности Сириус — двойная звезда: кроме большого Сириуса А существует маленький Сириус Б. Это первый из обнаруженных так называемых белых карликов. Такой тип звезд отличается очень высокой плотностью. Их масса примерно равна массе Солнца, но по размеру они меньше Земли**.
** Масса белого карлика Сириус Б в сто раз меньше массы Солнца, а его радиус приблизительно равен радиусу Земли. — Прим. ред.
Белый карлик рядом с Сириусом А, самой яркой звездой нашего небосвода, настолько мал и незаметен, что его до 1844 года вообще никто не «замечал». Да и тогда его присутствие можно было определить лишь косвенно, по периодическому отклонению траектории движения Сириуса относительно других звезд, входящих в нашу Галактику. Только в 1862 году этот «невидимый» спутник Сириуса обнаружил американский оптик Алван Кларк с помощью 18,5-дюймового рефракционного бинокля собственной конструкции.
У догонов, разумеется, никаких биноклей не было. Откуда же они могли знать о существовании белого, маленького, незаметного и тяжелого спутника Сириуса? Знали, утверждает Темпл, а Дэникен не только повторяет это утверждение, но и сопровождает его объяснением, что такое непостижимое знание принесли на Землю древние пришельцы из планетарной системы Сириуса.
Недавно американский астроном Филип Стеффи вновь проанализировал все известные этнографические сведения о догонах и пришел к иному выводу. Белая звезда, которую догоны связывают с Сириусом, вовсе не белый карлик, а всего лишь небесный символ, ассоциируемый с различными фазами сельскохозяйственного цикла. Эти фазы догоны связывают с появлением и исчезновением звезды Сириус. Они считают По мистическим небесным духом, воплощающим качества тонкого белого пепла, получаемого при сжигании дикорастущей травы Digitaria exilis, которым они удобряют бедную почву своих полей. По — это субстанция, маленькая и невидимая, так же как частица пепла, и белая, как этот пепел; она тяжелая, поскольку догоны связывают белый цвет с «сильным» и «тяжелым» металлом, более тяжелым, чем железо, из которого сделаны их земледельческие орудия.
Символ звезды Сириус (слева) и мифического небесного духа По (справа) в представлении западноафриканского племени догонов.
Мир в представлении догонов.
Необычны и многие другие астрономические представления догонов, но, как и загадка Сириуса, они тоже не имеют ничего общего с древними космонавтами. Если бы догоны действительно знали о существовании белого карлика, их астрономические, и космогонические взгляды, вероятно, хоть в какой-то степени соответствовали бы истинному положению вещей. Но они представляют Землю в виде плоского диска, лежащего в центре Вселенной и окруженного океаном, обвитым гигантской змеей. По их воззрениям, солнечной осью, вокруг которой якобы вращается небосвод, является столб бога-творца Аммы. Трудно предположить, чтобы подобный взгляд на космический мир звезд и галактик принесли с собой гости с Сириуса.
Эрих фон Дэникен ставит новый вопрос: «Как относиться к календарю очень далекой древности, в котором фигурируют такие понятия, как долгота дня и ночи, времена года, равноденствие, солнцестояния, положение Луны в каждый час и ее движение с учетом земного вращения? И это не надуманный вопрос. Такой календарь действительно существует. Его нашли в высохшем болоте в Тиауанако. Подобная находка для нас позор, ибо существование этого календаря неумолимо доказывает, если только наше тщеславие может вообще примириться с таким фактом, что существа, создавшие и использовавшие его, стояли на куда более высокой ступени развития, нежели... мы»193.
Вацлав Шольц194 по этому поводу придерживается другого мнения.
Ни среди руин Тиауанако, ни в их окрестностях, ни в музее Ла-Паса не обнаружено ничего такого, что можно было бы считать календарем. В основу утверждения Дэникена легло, вероятно, предположение археолога-любителя Артура Познанского, будто рельеф на Воротах Солнца кроме того, что в нем действительно есть, скрывает в себе некий календарь. Однако обнаруженная позже вторая часть этого рельефа позволила полностью исключить предположение о существовании календаря. Но во дворце Кантайите мне попался камень, который, скорее всего, служил наставлением для определения солнцестояния195.
Данные о знаниях тиауанакских астрономов Эрих фон Дэникен, видимо, почерпнул из книги Ханса Шиндлера Беллами и Питера Аллана «Великий идол Тиауанако». В ней утверждается, что знаки на Великом идоле в Тиауанако якобы таят в себе огромное количество астрономических сведений. По мнению этих авторов, они точно соответствуют теориям Ганса Гёрбигера о начальной истории Солнечной системы196.
Эрих фон Дэникен принимает такое объяснение за убедительное доказательство того, что 27 тысячелетий (!) назад жители Тиауанако пришли к целостному пониманию астрономических явлений. Однако он, видимо, не знает, что теория Гёрбигера, на которую он ссылается, с точки зрения современной астрономии абсолютно безосновательна. Если тиауанакские астрономы размышляли подобно Гёрбигеру, то они были либо плохими астрономами, либо получили ложную информацию от своих друзей-инопланетян.
Беллами в 30-е годы нашего столетия был самым крупным последователем и пропагандистом теории Гёрбигера в Англии и Америке. Свои взгляды он изложил в нескольких книгах. Поэтому неудивительно, что его толкование знаков на Великом идоле согласуется с учением Гёрбигера, основой которого является утверждение, будто Земля имела последовательно несколько лун. Данные в Тиауанако будто бы соответствуют ситуации, когда вокруг Земли вращалась луна, предшествовавшая нынешней. Беллами также указывает, что «захват» Землей нашей теперешней Луны вызвал землетрясения и приливные волны, поглотившие Атлантиду. Однако этих взглядов Беллами Эрих фон Дэникен не касается. Подобное обращение с источниками и информацией очень характерно для него: он использует только те факты и гипотезы, которые соответствуют его целям, и проходит мимо противоположных взглядов и доводов.
Не принимает во внимание Эрих фон Дэникен, например, и результаты исследований в области майяской культуры и археологии, когда описывает цивилизацию майя, и особенно их астрономию: «Образованные майя создали чрезвычайно развитию культуру. Они оставили нам не только свой знаменитый календарь, но и почти невероятные вычисления. Они знали период обращения Венеры вокруг Солнца — 585 земных суток, продолжительность земного года по их вычислениям составляла 365,2420 дня (по современным данным — 365,2422!). Они оставили хронологические расчеты на 64 миллиона лет вперед, а вновь обнаруженные письменные источники позволяют продлить эти оценки до 400 миллионов лет вперед. Уравнение обращения Венеры вокруг Солнца, разумеется, можно легко решить с помощью электронного компьютера, но трудно себе представить, чтобы это уравнение было составлено обитателями джунглей...» И Дэникен вновь задает свои вопросы: «Какой смысл имеет календарь майя, содержащий расчеты на 400 миллионов лет вперед? Откуда у майя появились знания, позволившие им определить продолжительность земного и венерианского годов с точностью до десятитысячных долей? Кто передал им столь поразительные знания в астрономии? Является ли каждый такой факт сам по себе лишь случайным достижением духа майя или за ним скрывается, тем более в свете приведенных примеров, эпохальное послание в будущее, казавшееся тогда безгранично далеким?»197
Попробуем ответить на эти вопросы. Свои взгляды и знания майя формировали на протяжении первых десяти столетий нашего летосчисления. Результаты, полученные ими, они зафиксировали в тысячах письменных источников, но из них после деятельности католических миссионеров сохранились только три рукописи, содержание которых до сих пор полностью не расшифровано. Поэтому миропонимание и историческое мышление майя знакомо нам лишь фрагментарно. Однако достоверно известно, что календарную систему они считали основой жизни, в соответствии с ней ритуально оформляли все значительные виды своей деятельности и при этом свято верили в благоприятные результаты. Отсюда такая забота и внимание, с какой они относились к календарю. Майя считали, что космос последовательно проходит через циклы возникновения и исчезновения, таких циклов всего 13, каждый продолжается примерно 5200 лет, завершение последнего из них будет означать конец Вселенной и всего погрязшего в грехах человечества. Мы не знаем, к какому из этих 13 циклов они относили свою жизнь, но известно, что «их» цикл начался в 3113 году до н.э. и закончится в 2011 году н.э., когда мир будет уничтожен и начнется новый цикл. (Определение точной даты начала мира в то время было обычным явлением. Например, еврейский календарь начинается с 3761 года до рождества Христова. Еще в XIX веке многие христиане в Европе верили, что мир был сотворен в 4004 году до рождения Христа, а один неугомонный церковник даже высчитал, что это произошло 23 октября в девять часов утра.)
Так представляют себе посадку космического корабля возле пирамиды майя в Чичен-Ице сторонники палеоконтактов. Рис. Льюиса Коэна.
* Кин (по-майяски) — один день, виналь — один месяц, тун — один год. — Прим. ред.
Майя, как и представители других центральноамериканских цивилизаций, делили свой 5200-летний цикл на периоды по 360 дней (тун), кратные 18 и 20:
20 кинов * — 1 виналь (20 дней)
18 виналей — 1 тун (360 дней)
20 тунов — 1 катун (7200 дней)
20 катунов — 1 бактун (144000 дней).
Любую дату можно было перевести в число дней, миновавших от начала данного мирового цикла. Для повседневных потребностей такая система была, разумеется, слишком сложной, поэтому майя пользовались более простым календарем с 52-летним циклом. Неизвестно, почему они выбрали именно такой временной отрезок, но он встречается не только у майя, а во всех центральноамериканских цивилизациях. Пятидесятидвухлетний цикл складывался из двух взаимосвязанных годовых периодов — 260-дневного цолькина и 365-дневного хааба. Майяский месяц в обоих календарях состоял из 20 дней, имевших каждый свое название и порядковый номер от 1 до 13. Такой календарь в первоначальном, не искаженном виде еще и сегодня встречается на юге Мексики, где даже после четырех столетий господства католицизма майяские «календарные» жрецы отмечают дни по древнему 260-дневному циклу и предсказывают верующим шансы на успех и возможные неудачи. 365-дневный год был второй частью 52-летнего цикла. Мы знаем достоверно, что майя исходили из реальной продолжительности года, но не учитывали, как мы, дополнительно четвертую часть суток, поэтому каждые четыре года набегал один лишний день — 29 февраля. Таким образом, майяский 365-дневный календарь не соответствовал с абсолютной точностью реальному году. Этот «их» год состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый и еще одного короткого месяца, состоявшего всего из пяти «несчастных» дней. Следовательно, утверждение, что календарь майя был очень точным, является еще одним мифом. Майя вообще не принимали во внимание остатки чисел, оперировали лишь целыми числами, а потому и не могли в своей системе учесть четвертую часть дня.
Переплетение 260-дневного и 365-дневного годов приводило к тому, что каждый день 52-летнего цикла носил свое обозначение, представлявшее комбинацию его названия в каждом из обоих циклов.
Наряду с обычным календарем майя пользовались еще и месячным, основанным на периоде в 29 дней с дополнительным «кусочком» дня между двумя полнолуниями. Исходя из месячного цикла, майя установили, что лунные месяцы имеют либо 29, либо 30 дней, и с учетом этого соотносили их с солнечным календарем. Числовые данные у майя были довольно точными, однако нет никаких доказательств, что средний лунный месяц был вычислен ими с точностью до тысячных долей, как утверждают некоторые авторы. Майя создали формулу, выражавшую связь между «их» месяцами, где дни считались целыми числами, и лунными месяцами, которая оставалась постоянной на протяжении длительного времени. По всей вероятности, они пользовались этим лунным календарем для определения сроков сельскохозяйственных работ, а также в тех случаях, когда соотнесение с временами года имело большое значение.
Астрономы майя определили также продолжительность года на Венере — примерно 584 дня — и полагали, что пять венерианских лет равны восьми земным годам по 365 дней каждый. В действительности же их расчеты оказались не совсем верными, поскольку венерианский год продолжается 583,92 дня, а земной — 365,242 дня. Однако учитывая тот факт, что майя оперировали лишь целыми числами, такой результат следует признать достаточно точным. Восьмилетний календарь, взаимосвязывающий земной и венерианский годы, описан в одной из трех сохранившихся книг майя, в так называемом Дрезденском кодексе. В этой же книге приведена таблица кратных числа 78, что, вероятно, связано с 780-дневным годом Марса.
Если отбросить в сторону использование календарной системы для предсказания судеб и иной ритуальной деятельности, то встает вопрос, с какой целью осуществлялись столь точные астрономические наблюдения и тщательные расчеты. Очевидно, что до тех пор, пока мы не сможем прочесть все надписи майя, мы будем не в состоянии ответить на этот вопрос. Нам известно, что майяские правители верили в астрологию и, конечно же, испрашивали у своих жрецов совета, основанного на благожелательных космологических знамениях, прежде чем предпринять какой-нибудь важный шаг гражданского или военного характера. Естественно, их астрологические взгляды отличались от наших, поскольку мы знаем многое из того, что не видно простым глазом. Астрологам майя приходилось полагаться лишь на крупнейшие звезды небосвода, ибо они могли наблюдать только их.
Вполне логично и понятно стремление людей рассчитать календарные данные на длительные сроки. В каждом городе майя — Тикале, Паленке, Копане и других — правила определенная династия. История их правления, как правило, уходила в весьма далекие времена, и предполагалось, что в седой древности предки этих династий были равновелики богам. Точные хронологические рамки эпох их правления как бы удостоверяли длительность их господства и служили подтверждением правомерности правления их мнимых потомков.
Итак, жрецы и астрономы майя основывали свои астрономические системы на наблюдениях за теми небесными объектами, которые можно было видеть невооруженным глазом. У них не было подзорных труб, а доказательства своих знаний они должны были демонстрировать верующим «наглядно». При этом они опирались на долговременные наблюдения и тщательные расчеты, передаваемые из поколения в поколение. Если, например, им удавалось измерять продолжительность астрономического явления, повторяющегося раз в год, с ошибкой в один час за сто лет наблюдений, они вычисляли периодичность этого явления с ошибкой, равной всего 36 секундам. Понятно, что для таких расчетов нет необходимости иметь электронную вычислительную машину, их можно достаточно точно произвести вручную, как это, несомненно, и делалось. Эрих фон Дэникен в данном случае противоречит сам себе: с одной стороны, майя для него — «обитатели джунглей», неспособные к такого рода деятельности, с другой — он считает их квалифицированными операторами счетных машин.
Две стороны Дрезденского кодекса, являющегося важным источником для изучения астрономических представлений майя и их календарной системы.
Таким образом, майя не имели ни телескопов, ни обсерваторий, хотя, вероятно, через верхние окна башни Караколь в Чичен-Ице на полуострове Юкатан и наблюдали за движением Венеры в вечернем полумраке. Караколь, видимо, был чем-то вроде древней обсерватории. Эрих фон Дэникен полагает, что он напоминал современную астрономическую обсерваторию, поскольку имел купол, позволявший осуществлять «впечатляющий обзор звездного неба»198. На самом деле никакого купола не было, башня была цилиндрической, но с нее действительно открывается хороший вид, потому, однако, что большая часть крыши рухнула. Далее, Дэникен поднимает вопрос о том, каким образом майя могли узнать об Уране и Нептуне. Но они о них ничего не знали!
Итак, в астрономии майя не обнаруживается ничего такого, что нельзя было бы наблюдать без оптических приборов и сегодня. Но направленность их наблюдений во многом определялась представлениями майя о способах реализации их религиозных и бытовых потребностей.
Вслед за нашим анализом астрономических знаний майя астроном Иржи Григар рассмотрит представления Еноха в этой области, о которых пишет Дэникен (см. стр. 28)199.
Башня Караколь в культовом центре Чичен-Ица, Мексика (X — XII вв.).
Конечно, можно лишь догадываться, что имел в виду Енох, когда писал о невидимом пути Луны, но в любом случае в этом нет ничего таинственного или сверхъестественного. Енох, видимо, наблюдал, что Луна заходит на западе и восходит на востоке. Поэтому, рассуждая логически, он мог предположить, что, двигаясь «невидимым путем», она замыкает круг. Такое предположение возможно, разумеется, и при геоцентрической системе взглядов. (Основной труд Коперника «Об обращениях небесных сфер», содержащий трактовку гелиоцентрической системы мира, был издан на латинском языке в 1543 году.) Мнение Дэникена о связи высказываний Еноха с современной классификацией звезд ошибочно. Уже в древности применялась «современная» градация звездных величии, которая, однако, связана не с геометрическими размерами звезд, а со степенью их кажущейся яркости. Классификация же звезд по датам их открытия вообще бессмысленна. Другие данные о движении Солнца и Луны свидетельствуют лишь о том, что Енох или его «учителя» были прилежными наблюдателями звездного неба невооруженным глазом.
Пример, когда очень просто, без инструментов, и одновременно довольно точно можно наблюдать за различными астрономическими явлениями, приводит, в частности, астроном Эдвин Крупп, ссылаясь на опыт индейцев хопи200.
Хопи отмечали положение Солнца на небосводе для того, чтобы следить за течением времени, уточнять свой календарь и соответствующие ему обряды. Наблюдатель в деревне Вальпи смотрел на юго-запад в сторону холмов в окрестностях Сан-Франциско и предсказывал зимнее солнцестояние (21 декабря), фиксируя прохождение Солнца через расщелину 10 декабря. Наблюдение за траекторией светила на небосводе позволяло ему определять точную дату солнцестояния.
Забытые сведения и утраченные документы
Эрих фон Дэникен утверждает: «О нашем прошлом мы знаем пока так мало, что не имеем права выносить окончательные суждения. Новые открытия могут помочь разгадать неслыханные тайны, прочтение древнейших сочинений может опрокинуть множество нынешних якобы реальных фактов. Ведь так много древних книг было уничтожено, сохранилась лишь малая толика». Мы полностью разделяем это мнение. Но последующие мысли Дэникена уже кажутся странными: «В Южной Америке будто бы существовало сочинение, суммирующее всю науку древности; 63-й инкский правитель Пачакути IV приказал его уничтожить... Например, совершенно непонятно, зачем еще примерно в 3000 году до н. э. инки в Перу выращивали хлопок, хотя не знали ткацкого станка...»201
Спросим, что думает по этому поводу американист Вацлав Шольц202.
По этому поводу можно сказать лишь то, что об инках в ту пору еще не, было ни слуху ни духу, поскольку их существование началось в лучшем случае на четыре тысячелетия позже (культура инков процветала в 11 — 16-м столетиях н.э.).
Точно так же обстоит дело и с «сочинением, суммирующим всю науку древности». Никакого «63-го инкского правителя Пачакути IV» не было. Его и не могло быть, так как всех инкских правителей было 13. Имя Пачакути Юпанки носил девятый Инка, начавший свое правление в 1438 году. Отдать приказ об уничтожении какого-либо литературного произведения он тоже не мог, поскольку во всей Южной Америке отсутствовала письменность. В империи инков пользовались лишь узловыми знаками (кипу), служившими мне моте хническим ключом к цифровым обозначениям. Настоящая письменность существовала тогда только в Центральной Америке.
Людвик Соучек обнаружил сверхтехнические познания на другом конце света — в древнеиндийских письменных источниках: «Древнеиндийские эпосы и пураны, прежде всего 6 — 10-я книги “Махабхараты” и некоторые другие сочинения этого культурного круга, содержат ряд совершенно конкретных описаний летательных аппаратов, их тактического вмешательства в сражения и даже руководств по их изготовлению. Если сравнить эти сказания и действующих в них богов с библейскими повествованиями о Енохе, Илии и других, тоже познавших сладость полета, индийский боги могут показаться весьма талантливым и технически зрелым коллективом конструкторов. Я не знаю примера, где Господь выразился бы хоть чуточку профессионально (за исключением наставлений по сооружению Ноева ковчега и ковчега завета) и приказал бы, скажем, так: “Блок двигателя, сын мой, отлей из алюминия и магния, а поршни из легированной стали. Да не забудь о шарикоподшипниках для коленчатого вала...” Да, индийские боги так не выражаются лишь потому, что не вмешиваются в полеты и предоставляют это людям, что в конце концов правильно. В обширной библиотеке Международной академии санскритских исследований в Майсуре была обнаружена рукопись, возраст которой около 3000 лет. Она приписывается мудрецу и йогу Бхарадвайе, жившему примерно в 1000 году до н.э. Сочинение под названием «Виманика Шастра, или Наука о летном деле» состоит из восьми глав с диаграммами и перечисляет 31 существенную деталь самолетов и 16 видов металлов и сплавов (их названия до сих пор не удалось перевести достаточно точно), необходимых для постройки летательных аппаратов. Об ангельском оперении ни слова»203.
Мы уже читали о том, что индолог Душан Збавитель нашел в индийских текстах множество мест, где боги «мешали» людям во время их полетов. «Но я так и не нашел ни одной рукописи, — говорит д-р Збавитель204, — которая хотя бы отдаленно напоминала эту санскритскую “Науку о летном деле”; вероятно, для чешского индолога она недоступна, и ее текст, видимо, никогда не издавался. Поэтому я не могу сказать о ней что-либо определенное. Но сам факт существования санскритской рукописи, возраст которой составлял бы “около 3000 лет”, столь же абсурден, как и мысль о возможности существования чешской рукописи, скажем, I столетия до н. э. Ведь 3000 лет назад санскрита еще не было, да и вообще никакой рукописи такого возраста на Земле быть не может».
Выполненные майя расчеты соотношения годичного цикла Венеры с годичным циклом Солнца производят очень сильное впечатление. Их точность (максимальное отклонение — два часа за почти пять столетий) действительно потрясает. Это блестящее и поразительное достижение, но отнюдь не невозможное и необъяснимое. Ведь все эти наблюдения и вычисления не требуют ни оснащения современной техникой, ни «помощи космонавтов»; их можно осуществить, проводя наблюдения невооруженным глазом. Астрономические достижения майя объясняются опытом, тщательностью и побудительными мотивами, а вовсе не контактами с внеземными существами. То же самое можно утверждать и по отношению к астрономическим знаниям древних египтян, индейцев хопи и других народов.
Разумеется, мы допускаем, что и впредь будут обнаруживаться новые и все более поразительные факты зрелости наших предков в различных областях. Но до сих пор нам удавалось даже самые невероятные открытия убедительно объяснять вполне реальными земными причинами, имеющими под собой соответствующую культурную и социальную основу. Поэтому ничто пока не может заставить нас предположить, что в будущем, стремясь понять и объяснить прошлое, мы будем вынуждены обращаться к феномену «помощи» внеземных существ.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов ................................................................................................................................................................ 5
Падения астероидов на Землю ................................................................................................................................ 80
Изменения магнитного поля Земли ........................................................................................................................ 84
Исчезнувшие материки и острова ........................................................................................................................... 84
Наводнения и библейский потоп ............................................................................................................................ 87
Окончание ледникового периода ............................................................................................................................ 89
Печальный конец мамонтов .................................................................................................................................... 91
Совершенно немыслимые катастрофы ................................................................................................................... 93
Гибель Содома и Гоморры ....................................................................................................................................... 99
Проблема атомных войн в Древней Индии, Китае и Британии ........................................................................ 101
Природные и искусственные катастрофы ............................................................................................................. 106
3. Оказали ли влияние космические пришельцы
и природные катастрофы на развитие человечества? .................................................................................. 112
Люди ......................................................................................................................................................................... 112
Манипуляции с генами ........................................................................................................................................... 124
Природные образования ......................................................................................................................................... 127
Тектиты и двигатели космических кораблей ........................................................................................................ 127
Камень из Одинцова и псевдоокаменелости ....................................................................................................... 130
Таинственная культура в Маркахуаси ................................................................................................................... 132
Шары в Коста-Рике и подводная стена у Багамских островов .......................................................................... 133
Железная колонна из Дели ..................................................................................................................................... 147
Древние изделия из алюминия и платины ........................................................................................................... 150
Произведения искусства ......................................................................................................................................... 152
Линии и фигуры в долине Наска ........................................................................................................................... 163
Правитель майя или космонавт ............................................................................................................................. 169
Остров Пасхи, или Глаз, устремленный в небо .................................................................................................... 228
Легенды, мифы и письменные источники ............................................................................................................ 239
Эпос о Гильгамеше в качестве первого космического репортажа ...................................................................... 239
Летательные аппараты Иезекииля и ковчег завета .............................................................................................. 246
Летательные аппараты в Древней Индии ............................................................................................................ 252
Летательные аппараты в Древнем Китае и в Америке ....................................................................................... 258
Древние карты ......................................................................................................................................................... 264
Загадочная земля Шамбала ..................................................................................................................................... 265
Тайна карты Пири Рейса ........................................................................................................................................ 268
Доисторическая и древняя наука ........................................................................................................................... 275
Астрономия и древние календари ......................................................................................................................... 275
Забытые сведения и утраченные документы ........................................................................................................ 285
III. ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ
Новые археологические открытия и их связь с инопланетянами или катастрофами ....................................... 291
Почему появляются гипотезы об инопланетянах и катастрофах ........................................................................ 301
Мы должны полагаться на себя ............................................................................................................................. 313
Сторонники и противники теорий влияния палеоконтактов
и природных катастроф на историю развития человечества ...................................................................... 315
Список цитированной литературы ...................................................................................................................... 329
Литература .............................................................................................................................................................. 338